Файл: Программа внеурочной деятельности Занимательная грамматика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»


Шагиахметова А.Р., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №5 ЗМР РТ», г.Зеленодольск, РТ

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “ Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Цель данного курса «Занимательная грамматика: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

1.Овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;


2) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

3) овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места;

4)составлять логические высказывания разной степени сложности;

5)освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

6) воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Формы организации детской деятельности:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» во 4 классе 34 ч.

Содержание программы



Эти таинственные слова

Хорошо ли ты знаешь грамматику? В страну слов. Где прячутся ошибки?

К тайнам волшебных слов(синонимы,омонимы). Словарное богатство родного языка. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Слова с противоположным значением(Антонимы).Чудесные превращения слов.

Универсальные заменители.(Назначение местоимений).Где прячутся ошибки? К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. Глагол –настоящий богач среди частей речи. В глубь веков на Машине времени. В Королевстве ошибок.

Сила любви. Не с глаголами. Неожиданная остановка в пути. Сказка о глаголе, о спряжении глагола. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. Откуда появились глаголы исключения?

Лексика

К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слово одно ,а значений множество.(о многозначных словах) На карнавале слов. В Театре близнецов. Конкурс знающих. Новое представление. Необычный урок. Следопыты развлекают гостей. В Клубе весёлых человечков. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Итоговое занятие. КВН « В стране слов» .

Тайны фонемы

Полёт в будущее. Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность? Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? Тайны фонемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами» .Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция»

Морфемы

Как морфология порядок навела. Где же хранятся слова? Строительная работа морфем. «Пересаженные» корни Поговорим обо всех приставках сразу.

Слова – «родственники». Кто командует корнями?. «Не лезьте за словом в карман!» Где прячутся ошибки?Память и грамотность.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса « Занимательная грамматика» являются:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Метапредметными результатами являются:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Формы и виды контроля

- Игра «Час весёлой грамматики»

 - Праздник "Путешествие в Страну Знаний".

- Проектные работы.

- Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

 - Анкетирование детей в конце года.

Программа кружка « Занимательная грамматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Методические рекомендации

Отличительной особенностью данной программы является изучение русского языка через занимательные формы и приемы. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Миру неизведанных слов» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. На уроках не всегда возможно ответить на вопросы детей, показать богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае можно использовать курс «В мире неизведанных слов», являющийся дополнительным материалом к урокам русского языка.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, скороговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.


Продолжительность и общая характеристика рекомендуемых составляющих занятия.

1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполне­ние упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной ча­стью занятия . Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыст­ряются психомоторные процессы.

2. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положи­тельного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку вклю­чены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопро­сы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятель­ности.

3. Тренировка и развитие психических механизмов, ле­жащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Исполь­зуемые на этом этапе занятия задания не только способ­ствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

4. Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая па­уза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различ­ных заданий одновременно.

5. Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому пло­хо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рас­суждения.

6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз помо­жет как повышению остроты зрения, так и снятию зри­тельного утомления и достижению состояния зрительно­го комфорта.