Файл: Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(Юридический факультет)

Реферат

по

«Истории государства и права России»

на тему : «Влияние византийского права на становление правовой системы

Киевской Руси»

Выполнила:

Студентка 1 курса 11 группы

Тарасова Тамара Александровна
Проверил:

Доцент кафедры теории и истории права и государства

Киян Марина Шарифовна

Симферополь, 2022

Оглавление

Введение 3

Развитие права в Киевской Руси 4

Особенности византийского законодательства 6

Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси 8

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Существует тесная связь между начальными стадиями формирования российского правосудия , приходящимися на Киевскую Русь, и последующими этапами, сменяющими их в процессе развития. Преемственность в деятельности органов российского правосудия является такой же закономерной, как и влюбой другой сфере общества и государства. Именно поэтому становление правовой системы Киевской Руси вызывает является важным вопросом и вызывает интерес у историков и правоведов на протяжении нескольких веков. Связано это еще и с тем, что начальный этап формирования российского правосудия, о котором сохранились исторические памятники, не содержащие полной и достоверной информации, из-за чего этот период истории Российского государства и истории правосудия полон множества разных гипотез и является темой для дискуссий.

Первым и основополагающим письменным источником права, заложившим основы российской правовой системы и действующий в Киевской Руси является Русская Правда.

Один из источников Русской Правды - каноническое право, которое содержалось в различных компиляциях норм византийского права. Из чего мы можем сделать вывод, что византийская правовая система оказала влияние на формирование правовой системы Киевской Руси.

Также важно помнить, о таком знаменательном событии, как Крещение Руси, после которого Русская Церковь стала частью Восточной Церкви, следовательно церковное право также было заимствовано у Византии.


Отсюда выходит цель работы - выяснить, как византийское законодательство повлияло на становление правовой системы Киевской Руси.


  1. Развитие права в Киевской Руси

Правовая система Киевской Руси характеризуется сочетанием следующих форм: обычное право, княжеское законодательство, судебный прецедент, договорное право.

В сфере правовых отношений важную роль играет обычай - “юридический базис, на котором зиждется весь строй политических и общественных отношений Древней Руси”1 .

В IX-X вв. на Руси не существовало письменных сборников обычного права. Первая попытка русских выразить нормы своего права в объективной форме была предпринята в договорах Руси с Византией X в., которые стали:

  • первым письменным памятников русского права (содержали ссылки на “Закон Русский”

  • первым этапом рецепции византийского права, знакомства руссов с более совершенной правовой системой.

Большую роль в регулировании отношений в период господства устной формы существования законов сыграла именно система договоров. Большое количество договоров было заключено с Византийской империей. Так, летопись “Повесть временных лет” дает сведения о 4-х договорах русских с византийцами: два договора Олега (907 г. и 911 г.), договор Игоря 944 г. (или 945 г.) , договор Святослава 971 г. (или 972 г.) Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти памятники демонстрируют довольно высокий уровень права не только Византийской империи, но и Руси, выступавших в них как равные партнеры.

С принятием христианства в 988 году на Руси начинает активно развиваться церковное право. Можно отменить не только регуляцию поведения общества путем определения греховных поступков, но и регуляцию отношений “церкви-государства”. Так известно о церковных уставах князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), которые регулировали взаимоотношения Церкви и государства, положение и юрисдикцию Церкви.

«Русская Правда» - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право

, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.

Анализ Русской Правды способствовал выделению таких особенностей правовой системы Киевской Руси, как:

Особенности древнерусского права:

- отсутствие системности (нет деления по отраслям);

- архаизм (коллективная ответственность, кровная месть до XI в.);

- казуистический характер (по каждому случаю вырабатывается своя норма);

- сословный характер (отражает элементы социального неравенства).

  1. Особенности византийского законодательства

Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития, опираясь на положения древнеримского права, создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права.

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему.

Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентирующий взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине.

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права


Прохирон (879) представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм православного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.


  1. Влияние византийского права на становление правовой системы Киевской Руси

В конце X века на Руси произошло событие, не только определившие дальнейшую отечественную историю, но и, в частности, совершившие переворот во всех сферах правовой жизни. Если в договорах с византией в первоначальной форме рецепты византийского права были заимствованы только отдельные нормы институты, что ограничивалась в основном сферой торговли, то принятие христианство означало полностное перенимание церковных норм Византии.

Кодексы церковного права, принятые Русской православной церковью из Византии, включали в себя:

  • законно собственно церковные

  • гражданские (императорские) законы

Такие сборники церковно-гражданского законодательства назывались Номоканоны, их было два:

  • Номоканон VI в. Иоанна Схоластика - систематический сборник церковных правил

  • Номоканон IX в. патриарха Фотия.

Номоканоны Схоластика и Фотия появились на Руси в славянском переводе и получили название Кормчей книги.

Тем не менее, рецепция светского византийского права была ограниченной. Принимались нормы, не противоречившие национальному правосознанию
, интересам княжеской власти.

Важно отметить влияние византийского право и на Русскую Правду. В неё была перенесена часть статей из Судного закона. Из византийских источников, в частности из сборника гражданских, уголовных и процессуальных законов, изданных в 726 г. в Византии - Эклоги, в «Русскую Правду» были включены статьи об ответственности хозяина (господина) за преступления его холопа (ст. 17 Академического списка «Русской Правды»). Телесные наказания, до этого периода очень популярные на Руси, заменялись штрафом в три гривны (ст.ст. 7, 11, 13, 15 Академического списка «Русской Правды»). Были заимствованы также статьи об обеспечении иска, о поручительстве, о судебных сроках. Законом был установлен обязательный минимум свидетелей (ст. 29, 31 Пространной редакции «Русской Правды»). Из Византии в «Русскую Правду» пришли статьи об испытании раскаленным железом (ст. 21, 22 Пространной редакции «Русской Правды»). В Византии существовало правило: «Если у тебя нет свидетелей в качестве доказательства, то ты должен доказать истину горячим железом».

Заключение

Таким образом, можно сделать выводы, что византийское право оказало большое влияние на становление правовой системы Киевской Руси. Это прослеживается и в “знакомстве” славян с кодифицированном правом Византии при заключении договоров.

При принятии христианства на Руси нормы церковного права Византии стали основой церковных правоотношений, хоть некоторые и встретили сопротивление народа. В результате чего образовалась особая византийско-русская юридическая догма.

При изучении Русской Правды мы также можем проследить заимствование норм. Например, о способе поиска доказательств.

Следовательно, правовая система, развиваясь, так или иначе находится под влиянием более развитых правовых систем.

Список использованной литературы

  1. Исаев, И. А. История государства и права России. Часть 1. Формирование и развитие отечественного государства и права в IX—XVII вв. : учебник / И.А. Исаев, С.А. Салтыкова. — Москва

  2. История суда и правосудия в России: Монография: В 9 т.. Т. 1 : Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века)/Колунтаев С.А., Сырых В.М., Ершов В.В. - Москва

  3. Крашенинникова, Н. А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидкова - Москва