Файл: Теоретические основы использования стримтехнологии в условиях дистанционного преподавания информатики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






















Оглавление


Введение 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования стрим-технологии в условиях дистанционного преподавания информатики 4

1.1. Понятие дистанционных образовательных технологий, варианты их применения 4

1.2. Сущность стрим-технологии 8

1.3. Технологические особенности применения технологии стрим-обучения в условиях дистанционного преподавания 13

ГЛАВА 2. Практические аспекты использования стрим-технологии в условиях дистанционного преподавания информатики 16

2.1. Уроки по информатике с применением технологии стрим-обучения 16

2.2. Комплекс методических рекомендаций по использованию технологии стрим-обучения в дистанционной форме 24

Заключение 26

Список использованных источников 28

Введение
Актуальность исследования заключается в том, что дистанционное обучение является одной из современных форм организации учебного процесса, позволяет осуществлять обучение не зависимо от места проживания обучаемого, а также оперативно реагировать на динамику изменения содержания предметной области путем обновления учебного контента.

Объект исследования: стрим-обучение.

Предмет исследования: применение технологии стрим-обучения в условиях дистанционного преподавания информатики.

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование комплекса методических рекомендаций по применению технологии стрим-обучения в условиях дистанционного преподавания информатики.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие дистанционных образовательных технологий, варианты их применения.


2. Выявить сущность стрим-технологий.

3. Определить технологическую уникальность применения стрим-технологии при преподавании в дистанционной форме.

4. Разработать уроки по информатике с применением технологии стрим-обучения в условиях дистанционного преподавания.

5. Подготовить методические рекомендации по использованию технологии стрим-обучения в дистанционных условиях.

Результаты исследования были представлены на конференции …. Имеется … публикаций.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Список использованных источников включает 32 наименования.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования стрим-технологии в условиях дистанционного преподавания информатики

1.1. Понятие дистанционных образовательных технологий, варианты их применения

В сфере технологий дистанционного обучения не существует терминологической единицы. В различных публикациях часто используются такие термины, как дистанционное обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, дистанционные образовательные технологии. Они используются для описания характеристик дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий или традиционного общения по почте и факсу [5].

Попробуем более подробно разобраться в понятии «дистанционное обучение» (ДО). На сегодняшний день не существует единого определения дистанционного обучения. Исследователи и специалисты в этой области, говоря о дистанционном образовании, очень часто придают этому понятию разный смысл. Для того чтобы лучше понять и понять суть определения «дистанционное обучение», необходимо рассмотреть трактовки этого определения, предлагаемые различными учеными. Зарубежные исследователи Алла Чут, Луи Бальтазар, Ларри Шатцер отводят телекоммуникациям важную роль в организации дистанционного обучения и определяют его так: «телеобучение представляет собой сложную систему, включающую планирование, распределение и управление программами обучения используя для этого средства связи» [31].

Ирена Веньяминовна Роберт считает, что дистанционное обучение – это процесс передачи знаний, развития умений и навыков в интерактивном взаимодействии как между преподавателем и студентом, так и между ними и интерактивным источником информационных ресурсов, в котором нашли отражение все компоненты, присущие образовательный процесс (средства обучения) содержание, задачи, организационные формы, методы), осуществляемые в контексте внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [20].



Аналогичное определение этому понятию дает Е.С. Полат. Она утверждает, что дистанционное образование – это система обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и ученика, учащихся друг с другом на расстоянии, в которой отражаются все компоненты, присущие образовательному процессу (средства обучения, содержание, цели, формы организации, методы) с использованием специфических средств ИКТ и интернет-технологий [19].

С. Хуторской определяет ДО как обучение, при котором субъекты дистанционного обучения осуществляют образовательный процесс с использованием телекоммуникаций [24]. Интерпретация этого понятия Александр Мошеевич Бершадский и Игорь Гершевич Кревский. По его мнению, дистанционное образование является методом, который может быть использован как в рамках новой формы обучения, так и в рамках традиционных форм, очной и заочной, а также при обучении, не направленном на получение систематическое образование [8].

Элементы дистанционного образовательного процессе представлены на схеме 1.



В Энциклопедическом педагогическом словаре дистанционное образование трактуется как технология целенаправленного и методически организованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся (независимо от уровня, получаемого ими образования), проживающих на удалении от образовательного центра, что может использоваться в любой форме обучения [9].

Дина Муфтаховна Джусубалиева предлагает определять ДО как новый тип организации учебного процесса, характеризующийся специализированной учебно-информационной средой с использованием современных информационных технологий для компьютеризации учебного процесса [11].

Поэтому, изучив различные взгляды ученых, мы согласны с мнением Е.С. Полата и придерживается точки зрения, что дистанционное обучение является новой формой обучения, существующей в настоящее время наряду с другими формами обучения: очной, заочной экстерном в системе дополнительного образования; Дистанционное образование – это система и процесс обучения, при котором преподаватель и ученик находятся на расстоянии друг от друга, и поэтому для организации учебного процесса полагаются на электронные носители и печатные пособия.

Процесс дистанционного обучения представляет собой контролируемую самостоятельную работу учащегося, который выбирает для себя удобное место учебы, составляет для себя индивидуальное расписание, имеет при себе
пакет специального дидактического материала, плюс согласованную возможность контактных занятий с преподавателем.
1.2. Сущность стрим-технологии

Цифровизация затронула все сферы жизни человека. В условиях становления информационного общества происходят радикальные изменения и в сфере образования. Так, в настоящее время в рамках национального проекта «Развитие образования» в России реализуется приоритетный федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [7].

В то же время анализ современного состояния системы подготовки учителей позволяет выявить ряд проблем, которые могут негативно сказаться на процессе цифровизации образования. Прежде всего, достаточно высокое разнообразие современных технических средств и образовательных технологий не всегда соответствует уровню информационной компетентности современных преподавателей (особенно преподавателей «нетехнологических» дисциплин), что делает невозможным системность и эффективность освоения новых технологии в образовательном процессе.

Во-вторых, одним из препятствий «Цифровой школы» является отсутствие психологической подготовки многие преподаватели принимают инновации и отказываются от традиционных форм и методов обучения.

В-третьих, реальные технические возможности педагогических вузов, готовящих будущих учителей, часто значительно отстают от технического оснащения современной школы. В-четвертых, стоит отметить недостаточную вовлеченность будущих педагогов в работу со специализированными электронными образовательными ресурсами, отсутствие ознакомления с соответствующими педагогическими, эргономическими и технологическими требованиями, что препятствует получению актуальных данных об использовании технических устройств современный в этой области. образования и обмена передовым педагогическим опытом. Серьезной проблемой является отсутствие универсальных авторских методик обучения, использующих ресурсы цифровой образовательной среды (например, использование современных мобильных устройств, гаджетов, интерактивного оборудования, технологий подкастинга, скринкастинга, стриминга и дополненной реальности, а также веб-технологий) сервисы, мобильные приложения и альтернативное ПО).


В связи с наличием перечисленных выше проблем перед педагогическими вузами в современных условиях стоит задача подготовки будущих учителей и подготовки действующих педагогических кадров, способных оперативно реагировать на изменения, происходящие в сфере образования, и адаптироваться к профессиональной деятельности. в контексте цифровизации.

В современной педагогической науке на данный момент этой теме посвящено относительно небольшое количество исследований. Следует обратить внимание на работы Б. Г. Ангелопулоса, М. Н. Ишемгулова, Т. Кункеля, О. Г. Шарабайко [5; 6; 10; 11]. Б. Е. Стариченко и С. С. Арбузов несколько лет изучают процесс внедрения проточных технологий в УрГПУ [1; два; 9].

Стриминговые технологии изначально возникли среди любителей компьютерных игр [4; 6]. В большинстве случаев игроки используют эту технологию, чтобы показать другим игрокам, как пройти тот или иной сложный участок игры. Работает это так: одни геймеры записывают происходящее на экране своего компьютера и выкладывают это видео в интернет для других пользователей.

Что касается сферы образования, то и здесь рассматриваемая технология показывает свою эффективность. С.С. Арбузов под технологией вещания в процессе обучения понимает «совокупность методов подготовки, передачи и сохранения аудиовизуальной информации с экрана персонального цифрового устройства и веб-камеры при дистанционном обучении с использованием современных телекоммуникационных сервисов в сети Интернет» [1, с. 7].

В основе STREAM-обучения лежит системно-деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа учеников, которая прописана во ФГОС. При системно-деятельностном подходе ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.
1.3. Технологические особенности применения технологии стрим-обучения в условиях дистанционного преподавания
Благодаря стремительному развитию информационных технологий и устройств у обучающихся появилась возможность непрерывно повышать и совершенствовать свои профессиональные навыки и пользоваться образовательными ресурсами с мобильного устройства в удобное время. Исходя из этого, к образовательному процессу предъявляются новые требования, особенно если этот процесс протекает в электронной форме и дистанционно. Спрос на этот вид обучения увеличивается с каждым годом [9].