Файл: Переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Бородкин Руслан Викторович
Преподаватель:
Гладнева Светлана Геннадьевна
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):
К детям с ОВЗ относятся дети снарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными, нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения, переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние) и экзогенные (или внешние) причины.
У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной памятью
. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.
Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.
Рассмотрим примерпедагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.
Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.
-
Анализируя ситуацию можно сделать вывод, что дистанционные технологии активизируют познавательную деятельность обучения, формируют и развивают навыки самостоятельной работы, стимулируют самообразование и саморазвитие, а в целом приводят к повышению ключевых компетенций образования. Кроме того, дистанционная форма обучения способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии и реализации возможности общаться в видео- и аудиочатах, находить новых друзей, а значит, формирует качества личности, позволяющие адаптироваться в жизни и быть равными в социуме здоровых людей.
Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».
Для этого ответьте на один из следующих вопросов:
1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»
2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.
4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.
Основными точками приложения усилий педагогов и психологов, в зависимости от возраста ребенка, должны стать:
1) составление индивидуальной траектории развития, «планирование жизни», развитие целеполагания учащегося с ОВЗ;
2) работа, направленная на «обучение» учащегося с ОВЗ принимать помощь и оказывать ее другим;
3) обучение навыкам учебной деятельности и саморегуляции, направленным на фасилитацию физической и личностной автономии этих учащихся и повышения эффективности учебной деятельности; 4) работа по расширению сети социальной поддержки учащегося с ОВЗ;
5) работа (групповая и индивидуальная) по фасилитации психологического преодоления травмы, прежде всего, травмы инвалидности и выхода за рамки инвалидной субкультуры;
6) развитие навыков межличностного взаимодействия у учащихся с ОВЗ;
7) регулярный психолого-педагогический мониторинг, и мониторинг сформированности навыков учебной деятельности в течение всего процесса обучения.
Психологическая помощь учащимся с ОВЗ предполагает два основных направления:
1. Прямая помощь, оказываемая непосредственно учащемуся с ОВЗ,
2. Опосредованная помощь – оказываемая ему через его ближайшее окружение и работающих с ним преподавателей.
Объем и специфика опосредованной помощи напрямую связаны со степенью тяжести дефекта и возрастом учащегося с ОВЗ. Опосредованная помощь оказывается учащемуся с ОВЗ через учителей и через ближайшее окружение: родственников, родителей, опекунов. Прямая помощь ребенку с ОВЗ в условиях дистанционного образования осуществляется через:
-
создание и/или адаптацию существующих программ обучения к особым образовательным потребностям каждого ребенка; -
педагогов дистанционного образования; -
технических специалистов сопровождения учебного процесса; -
тьюторов-координаторов дистанционного образования.
Цели, задачи и виды психолого-педагогического сопровождения ДО ребенка с ОВЗ
Цели:
1. Организация системы социально-психолого-педагогических условий, благоприятных для реализации обучающимися индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
2. Обеспечение психологической комфортности всем субъектам дистанционного обучения.
Задачи:
-
оценка параметров и показателей психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ и особенностей межличностных отношений участников образовательного процесса, значимых для обеспечения эффективности дистанционного обучения; -
изучение условий коммуникативной среды, ее реальных психологических ресурсов и факторов риска в плане реализации дистанционного обучения; -
оказание комплексной помощи ребенку с ОВЗ в ситуациях образовательного взаимодействия; -
содействие развитию самопознания, рефлексии, саморегуляции, самостоятельности и личностной автономии обучающихся; -
содействие в формировании системы представлений обучающихся в вопросах культуры здорового образа жизни, психологической грамотности; -
создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и педагога, полноценной адаптации конкретного ребенка с ОВЗ к условиям обучения и его позитивной социализации; -
содействие развитию психологической и здоровьесберегающей компетентности взрослых субъектов сопровождения.
Виды психологической помощи:
-
психодиагностика, -
психологическое консультирование -
психокоррекция и развивающая работа -
психопрофилактика -
психологическое просвещение -
реабилитация -
психолого-педагогический мониторинг.
Итак, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:
Название проекта
Педагогический проект для детей с ограниченными возможностями здоровья «Творческая мастерская. Территория возможностей»
Актуальность проекта
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Программа проекта направлена на развитие у детей творчества, исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Цель
Создание условий для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья. Техники, применяемые в проектной работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию.