Файл: Вопросы и задания Каковы формы реализации административноправовых норм, от чего они зависят Ответ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание к теме 4. «Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения»
Вопросы и задания:
1. Каковы формы реализации административно-правовых норм, от чего они зависят?
Ответ:
Формы реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.
2. Идентичны ли понятия "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения"? На основе каких предпосылок, субъект административного права становится субъектом административного правоотношения (обозначьте схематично процедуру изменений)?
Ответ:
Субъект административного права определяется нормами права в общем виде, как некая категория лиц, отвечающая требованиям гипотезы нормы (условие признания субъектом), в то время как субъект правоотношения всегда конкретен.

Субъект административного права  - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административно-правовых отношений  - это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

Субъекты административного права могут стать участниками административных правоотношений если административно-правовые нормы предусматривают соответствующие права и обязанности, наличие административной право- и дееспособности, оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений.



Субъект административного права

Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта

Административная правоспособность и дееспособность субъекта

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений


Субъект административно-правовых отношений


3. На экзамене по административному праву на вопрос об особенностях административно-правовых отношений студент Ромашов ответил так: "Одной из сторон данных отношений всегда является орган государства или его представитель; отношения всегда носят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон отношений, без согласия или вопреки воле другой стороны; стороны юридически и фактически не равны; субъективные права сторон защищаются только в административном порядке".

Точен ли ответ студента?
Ответ:
Ответ студента не является достаточно точным. Так не до конца раскрыто понятие и сущность административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Поскольку эти отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, с учетом характера деятельности, административно-правовые отношения имеют следующие особенности:

- во-первых, складываются в особой сфере общественной жизни - сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности;

- во-вторых, имеют своим объектом действия поведение людей;

- в-третьих, возникают при обязательном участии соответствующего органа исполнительной власти (государственного управления) или другого носителя полномочий государственно-властного характера;

- в-четвертых, возникают по инициативе любой из сторон (органа управления, гражданина и т.д.), однако согласие или желание второй стороны не всегда является обязательным условием;



- в-пятых, для административно-правовых отношений характерно то, что споры, возникающие между их сторонами, разрешаются, как правило, в административном, а не в судебном порядке;

- в-шестых, в случае нарушения участниками отношений требований норм административного права виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов.

Особенности и характерные черты административно-правовых отношений позволяют отграничить их от других правоотношений, урегулированных нормами гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

Субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:

- граждане России;

- иностранные граждане и лица без гражданства,

- государственные органы, предприятия, учреждения, организации,

- служащие государственных органов и организаций,

- представители общественных объединений,

- органы местного самоуправления.

Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения.

Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В теории их подразделяют на правомерные и неправомерные.

Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т.е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, достижение определенного возраста, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административно-правовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.

Виды административно-правовых отношений различаются по содержанию,
соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты.

По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан (студентов). Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников (юридическому характеру взаимодействия их участников) административно-правовые отношения делятся на две группы:

- отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);

- отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными (деликтными) фактами.
4. Заполните карту сравнительного юридических фактов, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений:


Вид юридического факта

Возникновение административных правоотношений

Изменение административных правоотношений

Прекращение административных

правоотношений

абсолютное событие


Наводнение

Установка защитных сооружений

Устранение последствий наводнения

относительное событие


Пожар вследствие поджога

Признание вины

Возмещение ущерба

правомерное действие


Заключение брака

Приобретение недвижимости, расторжение брака

Раздел имущества

неправомерное

действие


Угон автомобиля

Явка с повинной

Возврат автомобиля, возмещение вреда