Файл: Вопросы и задания Каковы формы реализации административноправовых норм, от чего они зависят Ответ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание к теме 4. «Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения»
Вопросы и задания:
1. Каковы формы реализации административно-правовых норм, от чего они зависят?
Ответ:
Формы реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от содержания правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений; от формы внешнего проявления правомерного поведения.
2. Идентичны ли понятия "субъект административного права" и "субъект административного правоотношения"? На основе каких предпосылок, субъект административного права становится субъектом административного правоотношения (обозначьте схематично процедуру изменений)?
Ответ:
Субъект административного права определяется нормами права в общем виде, как некая категория лиц, отвечающая требованиям гипотезы нормы (условие признания субъектом), в то время как субъект правоотношения всегда конкретен.
Субъект административного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.
Субъект административно-правовых отношений - это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.
Субъекты административного права могут стать участниками административных правоотношений если административно-правовые нормы предусматривают соответствующие права и обязанности, наличие административной право- и дееспособности, оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Субъект административного права
Административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
Административная правоспособность и дееспособность субъекта
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений
Субъект административно-правовых отношений
3. На экзамене по административному праву на вопрос об особенностях административно-правовых отношений студент Ромашов ответил так: "Одной из сторон данных отношений всегда является орган государства или его представитель; отношения всегда носят вертикальный характер; возникают по инициативе одной из сторон отношений, без согласия или вопреки воле другой стороны; стороны юридически и фактически не равны; субъективные права сторон защищаются только в административном порядке".
Точен ли ответ студента?
Ответ:
Ответ студента не является достаточно точным. Так не до конца раскрыто понятие и сущность административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Поскольку эти отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем, с учетом характера деятельности, административно-правовые отношения имеют следующие особенности:
- во-первых, складываются в особой сфере общественной жизни - сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности;
- во-вторых, имеют своим объектом действия поведение людей;
- в-третьих, возникают при обязательном участии соответствующего органа исполнительной власти (государственного управления) или другого носителя полномочий государственно-властного характера;
- в-четвертых, возникают по инициативе любой из сторон (органа управления, гражданина и т.д.), однако согласие или желание второй стороны не всегда является обязательным условием;
- в-пятых, для административно-правовых отношений характерно то, что споры, возникающие между их сторонами, разрешаются, как правило, в административном, а не в судебном порядке;
- в-шестых, в случае нарушения участниками отношений требований норм административного права виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов.
Особенности и характерные черты административно-правовых отношений позволяют отграничить их от других правоотношений, урегулированных нормами гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.
Субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства,
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации,
- служащие государственных органов и организаций,
- представители общественных объединений,
- органы местного самоуправления.
Административная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических лиц - с момента их регистрации в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Общим объектом регулирования административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно-правовом отношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом правоотношения.
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В теории их подразделяют на правомерные и неправомерные.
Административно-правовые отношения могут возникать не только в результате действий людей, т.е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, достижение определенного возраста, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение административно-правовых отношений не зависит или не всегда зависит от воли людей.
Виды административно-правовых отношений различаются по содержанию,
соотношению прав и обязанностей их участников, характеру порождающих юридических фактов, способу защиты.
По своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные.
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан (студентов). Административно-процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
По соотношению прав и обязанностей участников (юридическому характеру взаимодействия их участников) административно-правовые отношения делятся на две группы:
- отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
- отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения).
По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными (деликтными) фактами.
4. Заполните карту сравнительного юридических фактов, которые являются основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений:
Вид юридического факта | Возникновение административных правоотношений | Изменение административных правоотношений | Прекращение административных правоотношений |
абсолютное событие | Наводнение | Установка защитных сооружений | Устранение последствий наводнения |
относительное событие | Пожар вследствие поджога | Признание вины | Возмещение ущерба |
правомерное действие | Заключение брака | Приобретение недвижимости, расторжение брака | Раздел имущества |
неправомерное действие | Угон автомобиля | Явка с повинной | Возврат автомобиля, возмещение вреда |