Файл: деньги сущность и значение их в хозяйственной жизни общества.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18.
Другой выдающийся экономист и государственный деятель конца ХІХ – начала ХХ вв., один из основоположников австрийской экономической школы Ойген фон Бем-Баверк отмечал: “Для того, чтобы определить меновую силу, свойственную для данной вещи, необходимо рассмотреть меновое отношение данной вещи или к множеству других видов материальных благ, или же к такому виду материальных благ, которые считаются общепризнанным мерилом ценности. Такого рода материальным благом являются деньги"19. Ученик А. Бем-Баверка, ведущий австрийский экономист ХХ в. Йозеф Алоиз Шумпетер также придерживается подобных взглядов, видя в деньгах средство обмена и общее воплощение всех благ. Обосновывая свои взгляды на деньги, он писал: “деньги выдаются лишь предписанием или поручением в отношении к различным количествам каких-либо благ или, иначе говоря, “общей покупательской силой”. Каждый хозяйствующий субъект видит в деньгах, прежде всего средство, что позволяет вообще получать блага; когда он продает свои услуги труда и земли, то он делает это в обмен не на конкретные блага, а, так сказать, на блага вообще”20.
Рассмотрение функций денег отвечает не на вопрос “что такое деньги?”, а скорее на вопрос “как используются деньги?”. Кроме того, функции денег сами по себе не определяют сущности денег, а отражают прежде всего их отдельные глубинные свойства, качественные признаки, поэтому при использовании такого теоретико-методологического подхода нарушается логика научного познания – сначала выводится определенный набор функций, а через них раскрывается суть. Однако сами функции экономической категории определяются ее сутью, а не наоборот. Иначе говоря, экономическая сущность денег определяет их функции, а не функции конструируют саму сущность этой категории. Вывод сущности денег из их функций существенно обедняет понимание самой природы денег как общественного феномена. При этом достаточно очевидной является уязвимость методологии такого направления исследования, ведь сущность подменяется ее внешними проявлениями и механически сводится к определенному перечню функций, тогда как сами эти функции должны, если следовать строгой научной логике, быть внешним выражением сущности. На самом деле сущность денег определяется прежде всего их активным участием во всех без исключения аспектах экономической жизни общества – от распределения ВВП, формирования государственного бюджета, проведение денежно-кредитной политики на макроуровне к приобретению товаров и услуг, установление цен на рынке, накопления сбережений на микроэкономическом уровне. Именно движение денег обеспечивает непрерывность расширенного воспроизводства и делает возможной экономическую деятельность человека. По выражению выдающегося шотландского экономиста и философа XVIII в., основателя современной экономической теории Адама Смита, мы используем деньги, освобождаясь от них, то есть это та уникальная вещь, которую человек может использовать, отдав другим людям, тогда как остальные благ используется вследствие их стяжание, приобретение. Такое разительное отличие денег от всех других экономических благ определяется природой их происхождения из товарного обмена, когда деньги выступают измерителем стоимости других товаров, являясь выразителем их ценности для человека, а следовательно, тем средством, что делает возможным соответствующий товарный обмен. Это привело к применению и конкуренции еще таких двух теоретико-методологических подходов к пониманию сути денег, которые формулируют их
определение в зависимости от материальной субстанции, указывая на товарную или нетоварную природу денег. Природа возникновения денег из товарного обмена на протяжении длительного периода времени формировала представление классического направления экономической науки о них как товаре, хотя и товаре особого рода. В этой связи английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Ричард Хикс отмечает:” на ранних стадиях развития общества деньги были обычно каким-нибудь материальным товаром длительного пользования и по этой причине нелегко было различить спрос на товары, деньги, деньги, товары длительного пользования" [17, С. 283]. В связи с этим теоретико-методологическим подходом, деньги представляют собой в речи отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.
Иначе говоря, деньги рассматриваются как товар, который имеет внутреннюю стоимость, которая определяется общественно необходимыми затратами труда на его изготовление, а следовательно, имея внутреннюю стоимость как товар, деньги способны измерять стоимость всех других товаров и на них обмениваться.
Итак, определение сути современных денег может быть сформулировано таким образом: деньги - это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг и способный на них обмениваться. В таком понимании деньги можно воспринимать как специфическое экономическое и общественное благо, которое способно безусловно и свободно приниматься для оплаты всех товаров и услуг и измерять их стоимость, будучи одинаково нужным для всех эквивалентом. Такой подход к определению сущности денег позволяет включать в понятие денег не только бумажные купюры и монеты, которые мы используем ежедневно, но и все другие их формы в виде безналичных денег и финансовых инструментов, которые выполняют денежные функции. При этом не смотря на разнообразие современных форм, они сохраняют основные характеристики денег, которые стали их имманентными признаками еще на той стадии, когда деньги только возникли из товарного мира: ликвидность, качественная однородность, сохраняемость, экономическая делимость, портативность, узнаваемость, отсутствие потребительской стоимости. Абстрагирование от материальной субстанции денежных отношений позволяет сосредоточить внимание на деньгах как олицетворении их общественной полезности
, которая определяется необходимой данному уровню развития общества формой измерения ценности для функционирования экономики. Общественное значение денег является важным также и учитывая их способность обеспечивать ценностные измерения не только в сфере материально -вещных отношений, но и активно влиять на экономическое поведение человека как субъекта рынка, ведь деньги способны изменять общую систему человеческих ценностей, ставя себя в центр всей системы социально-исторических ценностных категорий человеческого поведения, играя определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, идеалов, устремлений и моральных критериев. В связи с этим современном обществе все больше начинает проявляться социально-экономическая природа денег, которая находит проявление не только в сфере товарного обмена, но и в сфере социального взаимодействия между людьми
Целостная картина денег может быть создана на основе их анализа не только как средств обращения, но и как цели. В качестве средств обращения деньги способствовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию государственных и межгосударственных хозяйственных связей.
Как цель деньги имели огромное влияние на развитие человека, его целенаправленной деятельности, отношение к труду. То есть деньги актуализировали не только изменения в мире вещей и в мире людей, во внутреннем мире человека, его интересов, идеалов и стремлений, моральных критериев. Они существенно изменили систему человеческих ценностей, поставив себя в их центр как всеобщую ценность. Благодаря этому деньги вышли за пределы своих естественных (традиционных) функций как эквивалента товара и услуг, расширив сферу своего функционирования.
В традиционном обществе деньгам часто приписывают особую ценность, на некоторые деньги можно купить еду, на другие, или откупиться за преступление. Социальное производство «множественных денег» осуществляется путем ограничения сферы их использования.
Люди меняют внешний вид денег, придают определенным денежным операциям особый смысл, различают приемлемые и неприемлемые пути заработка. Деньги, сила которых содержится в отсутствии разнообразия, настойчиво воспринимаются людьми по-разному и используются очень разными путями, подтверждая парадоксальную точку зрения об их универсальности. В постановке проблем исследователи исходят из того, что деньги перестали быть лишь экономической категорией, но на данном этапе развития, они являются цивилизационным фактором.
Анализируя главные аспекты жизнедеятельности человека оказывается непосредственное влияние денег: собственности, труда, морали, что выводит на проблему духовности - экспансия денег свидетельствует о истощенность духовных энергий современного социума. Нередко деньги выполняют роль эквивалента их владельца, его способностей и ценностей, а денежный капитал воспринимается как источник свободы человека, условие реализации ее творческих сил. Не имея достаточных денежных состояний, человек рискует быть лишенным прелестей социальной жизни, поскольку без должной основы фундамента свобода личности сужается до пределов жестокой необходимости, а бедность, нищета являются источником ощущения бесперспективности, бессилия, бытовых конфликтов. Если бедность обусловлена отсутствием денег, то не означает ли это, что они являются источником гармонии и счастья, исключительным благом? Утвердительный ответ на этот вопрос возможен только при условии отношения к нищете как к норме человеческого существования, а за возможности человека по самореализации, свободы выбора и достойной жизни - как к особого привилегии. Особое значение деньги приобретают в коррумпированном обществе, в котором отсутствует естественное право человека на свободу, творчество и достойное существование. В таком обществе функции и значение денег деформированы и гипертрофированы, а ценность человека определяется как его покупательная способность (человек может столько, сколько он способен купить). Такое общество предстает перед человеком как товар, ведь в нем все может быть купленным (закон, мораль, общественное мнение, справедливость и даже жизни). Понятно, что человек не способен продать закон, честь, родину, мораль, но в состоянии продать себя. Она может торговать только собой, своим чувствами, верой, совестью при условии, что все это приобрело для нее признаки товара, утратило свое первоначальное, истинное значение. То есть человек может продать не только свой труд, свои услуги, но и свою духовность, воплотить его в товар. На
уровне духа человек не продает, но продается, то есть становится товаром
Многие христиане относятся к деньгам как к слишком грязной и недостойной обсуждения теме. Бизнес, имения, собственность, торговля считаются чем-то несовместимым с жизнью человека, стремящегося жить с Богом и исполнять его волю в своей жизни. В современном обществе деньги играют значительную роль для каждого из нас, это неотъемлемая часть жизни. Среднестатистический человек тратит 8 часов в течение дня на работу, которая должна приносить достаточно денег, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, обеспечивать семью, осуществлять определенные проекты, удовлетворять свои желания. На самом деле деньги-это: наше время, наша сила, наши таланты, наше наследство, наши возможности, годы обучения, наш опыт... Поэтому когда мы тратим деньги - тратим часть себя на хорошее или плохое. В Божьих глазах не существует ни одной части нас, ни одной сферы нашей жизни, которая была бы неважной, которая не имела бы значения, в отношении которой он не заботился бы о нас. То, как мы зарабатываем или теряем деньги, как распоряжаемся ними, показывает наши истинные ценности, приоритеты и дела. Именно поэтому Иисус так много говорил о деньгах. Шестнадцать из тридцати восьми библейских притч рассказывают о том, как распоряжаться деньгами и имуществом. Этот факт удивит, но Иисус Христос говорил о деньгах гораздо больше, чем о других вещах. По подсчетам Говарда Дейтрона Библия содержит примерно 2350 строк, в которых речь идет о деньгах и имуществе. Господь так много внимания уделял вопросу финансов, потому что хотел, чтобы мы знали Его взгляды на эту непростую сферу нашей жизни, понимали Его волю. Он освещал денежные вопросы потому, что деньги - это действительно важно. Когда мы начинаем познавать Божью волю, то видим, что она «добрая», «блага». Бог никогда не желает чего-то плохого для своих детей. Впоследствии мы открываем, что она "угодна" или "приемлема". Чем больше познаем ее, тем больше хотим ее исполнять, за ней идти. Наконец, когда движемся вперед в принятии и поисках Божьей воли, то видим, что она действительно «совершенна». Божья Воля покрывает все стороны нашей жизни - а это включает и наши деньги. Апостол Павел указывает на два главных шага, которые необходимо предпринять, чтобы принять и постичь Божью волю на свою жизнь: 1. Без всяких условий покорить себя Богу: "Итак умоляю вас, братья, на милость Божию, отдать тела ваши как жертву живую, святую, приятную Богу" (Рим.12,1 а). 2. Научиться думать так, как думает Бог: "переминайтесь обновлением ума вашего, чтобы вы убеждались, что есть воля Божия, что хорошо, что тебе, что совершенное" (Рим. 12,2). Библия указывает на Божий план для нашей жизни, который абсолютно включает и финансы: " дорогой, желаю, чтобы тебе во всем велось хорошо и чтобы ты был здоровым, так, как и душе твоей ведется хорошо " (3 Йо.2). В каждой сфере - душе, духу и телу (а значит материальному и финансовому положению), Божьим планом является успех, чтобы во всем было все хорошо. Падение, поражение, болезнь, разочарование и бедность - не Его желания относительно нас. Иногда Бог допускает тяжелые ситуации в жизни, но Божий допусти Божья воля - разные вещи. Наше отношение к деньгам показывает наше истинное отношение к Самому Богу. Об этом сказал Иисус: "никто не может двум господам служить: ибо либо одного возненавидит, а второго будет любить, либо будет держаться одного, а того презрит. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). На
Другой выдающийся экономист и государственный деятель конца ХІХ – начала ХХ вв., один из основоположников австрийской экономической школы Ойген фон Бем-Баверк отмечал: “Для того, чтобы определить меновую силу, свойственную для данной вещи, необходимо рассмотреть меновое отношение данной вещи или к множеству других видов материальных благ, или же к такому виду материальных благ, которые считаются общепризнанным мерилом ценности. Такого рода материальным благом являются деньги"19. Ученик А. Бем-Баверка, ведущий австрийский экономист ХХ в. Йозеф Алоиз Шумпетер также придерживается подобных взглядов, видя в деньгах средство обмена и общее воплощение всех благ. Обосновывая свои взгляды на деньги, он писал: “деньги выдаются лишь предписанием или поручением в отношении к различным количествам каких-либо благ или, иначе говоря, “общей покупательской силой”. Каждый хозяйствующий субъект видит в деньгах, прежде всего средство, что позволяет вообще получать блага; когда он продает свои услуги труда и земли, то он делает это в обмен не на конкретные блага, а, так сказать, на блага вообще”20.
Рассмотрение функций денег отвечает не на вопрос “что такое деньги?”, а скорее на вопрос “как используются деньги?”. Кроме того, функции денег сами по себе не определяют сущности денег, а отражают прежде всего их отдельные глубинные свойства, качественные признаки, поэтому при использовании такого теоретико-методологического подхода нарушается логика научного познания – сначала выводится определенный набор функций, а через них раскрывается суть. Однако сами функции экономической категории определяются ее сутью, а не наоборот. Иначе говоря, экономическая сущность денег определяет их функции, а не функции конструируют саму сущность этой категории. Вывод сущности денег из их функций существенно обедняет понимание самой природы денег как общественного феномена. При этом достаточно очевидной является уязвимость методологии такого направления исследования, ведь сущность подменяется ее внешними проявлениями и механически сводится к определенному перечню функций, тогда как сами эти функции должны, если следовать строгой научной логике, быть внешним выражением сущности. На самом деле сущность денег определяется прежде всего их активным участием во всех без исключения аспектах экономической жизни общества – от распределения ВВП, формирования государственного бюджета, проведение денежно-кредитной политики на макроуровне к приобретению товаров и услуг, установление цен на рынке, накопления сбережений на микроэкономическом уровне. Именно движение денег обеспечивает непрерывность расширенного воспроизводства и делает возможной экономическую деятельность человека. По выражению выдающегося шотландского экономиста и философа XVIII в., основателя современной экономической теории Адама Смита, мы используем деньги, освобождаясь от них, то есть это та уникальная вещь, которую человек может использовать, отдав другим людям, тогда как остальные благ используется вследствие их стяжание, приобретение. Такое разительное отличие денег от всех других экономических благ определяется природой их происхождения из товарного обмена, когда деньги выступают измерителем стоимости других товаров, являясь выразителем их ценности для человека, а следовательно, тем средством, что делает возможным соответствующий товарный обмен. Это привело к применению и конкуренции еще таких двух теоретико-методологических подходов к пониманию сути денег, которые формулируют их
определение в зависимости от материальной субстанции, указывая на товарную или нетоварную природу денег. Природа возникновения денег из товарного обмена на протяжении длительного периода времени формировала представление классического направления экономической науки о них как товаре, хотя и товаре особого рода. В этой связи английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Ричард Хикс отмечает:” на ранних стадиях развития общества деньги были обычно каким-нибудь материальным товаром длительного пользования и по этой причине нелегко было различить спрос на товары, деньги, деньги, товары длительного пользования" [17, С. 283]. В связи с этим теоретико-методологическим подходом, деньги представляют собой в речи отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда.
Иначе говоря, деньги рассматриваются как товар, который имеет внутреннюю стоимость, которая определяется общественно необходимыми затратами труда на его изготовление, а следовательно, имея внутреннюю стоимость как товар, деньги способны измерять стоимость всех других товаров и на них обмениваться.
Итак, определение сути современных денег может быть сформулировано таким образом: деньги - это всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг и способный на них обмениваться. В таком понимании деньги можно воспринимать как специфическое экономическое и общественное благо, которое способно безусловно и свободно приниматься для оплаты всех товаров и услуг и измерять их стоимость, будучи одинаково нужным для всех эквивалентом. Такой подход к определению сущности денег позволяет включать в понятие денег не только бумажные купюры и монеты, которые мы используем ежедневно, но и все другие их формы в виде безналичных денег и финансовых инструментов, которые выполняют денежные функции. При этом не смотря на разнообразие современных форм, они сохраняют основные характеристики денег, которые стали их имманентными признаками еще на той стадии, когда деньги только возникли из товарного мира: ликвидность, качественная однородность, сохраняемость, экономическая делимость, портативность, узнаваемость, отсутствие потребительской стоимости. Абстрагирование от материальной субстанции денежных отношений позволяет сосредоточить внимание на деньгах как олицетворении их общественной полезности
, которая определяется необходимой данному уровню развития общества формой измерения ценности для функционирования экономики. Общественное значение денег является важным также и учитывая их способность обеспечивать ценностные измерения не только в сфере материально -вещных отношений, но и активно влиять на экономическое поведение человека как субъекта рынка, ведь деньги способны изменять общую систему человеческих ценностей, ставя себя в центр всей системы социально-исторических ценностных категорий человеческого поведения, играя определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, идеалов, устремлений и моральных критериев. В связи с этим современном обществе все больше начинает проявляться социально-экономическая природа денег, которая находит проявление не только в сфере товарного обмена, но и в сфере социального взаимодействия между людьми
1.3 Значение денег
Целостная картина денег может быть создана на основе их анализа не только как средств обращения, но и как цели. В качестве средств обращения деньги способствовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию государственных и межгосударственных хозяйственных связей.
Как цель деньги имели огромное влияние на развитие человека, его целенаправленной деятельности, отношение к труду. То есть деньги актуализировали не только изменения в мире вещей и в мире людей, во внутреннем мире человека, его интересов, идеалов и стремлений, моральных критериев. Они существенно изменили систему человеческих ценностей, поставив себя в их центр как всеобщую ценность. Благодаря этому деньги вышли за пределы своих естественных (традиционных) функций как эквивалента товара и услуг, расширив сферу своего функционирования.
В традиционном обществе деньгам часто приписывают особую ценность, на некоторые деньги можно купить еду, на другие, или откупиться за преступление. Социальное производство «множественных денег» осуществляется путем ограничения сферы их использования.
Люди меняют внешний вид денег, придают определенным денежным операциям особый смысл, различают приемлемые и неприемлемые пути заработка. Деньги, сила которых содержится в отсутствии разнообразия, настойчиво воспринимаются людьми по-разному и используются очень разными путями, подтверждая парадоксальную точку зрения об их универсальности. В постановке проблем исследователи исходят из того, что деньги перестали быть лишь экономической категорией, но на данном этапе развития, они являются цивилизационным фактором.
Анализируя главные аспекты жизнедеятельности человека оказывается непосредственное влияние денег: собственности, труда, морали, что выводит на проблему духовности - экспансия денег свидетельствует о истощенность духовных энергий современного социума. Нередко деньги выполняют роль эквивалента их владельца, его способностей и ценностей, а денежный капитал воспринимается как источник свободы человека, условие реализации ее творческих сил. Не имея достаточных денежных состояний, человек рискует быть лишенным прелестей социальной жизни, поскольку без должной основы фундамента свобода личности сужается до пределов жестокой необходимости, а бедность, нищета являются источником ощущения бесперспективности, бессилия, бытовых конфликтов. Если бедность обусловлена отсутствием денег, то не означает ли это, что они являются источником гармонии и счастья, исключительным благом? Утвердительный ответ на этот вопрос возможен только при условии отношения к нищете как к норме человеческого существования, а за возможности человека по самореализации, свободы выбора и достойной жизни - как к особого привилегии. Особое значение деньги приобретают в коррумпированном обществе, в котором отсутствует естественное право человека на свободу, творчество и достойное существование. В таком обществе функции и значение денег деформированы и гипертрофированы, а ценность человека определяется как его покупательная способность (человек может столько, сколько он способен купить). Такое общество предстает перед человеком как товар, ведь в нем все может быть купленным (закон, мораль, общественное мнение, справедливость и даже жизни). Понятно, что человек не способен продать закон, честь, родину, мораль, но в состоянии продать себя. Она может торговать только собой, своим чувствами, верой, совестью при условии, что все это приобрело для нее признаки товара, утратило свое первоначальное, истинное значение. То есть человек может продать не только свой труд, свои услуги, но и свою духовность, воплотить его в товар. На
уровне духа человек не продает, но продается, то есть становится товаром
Многие христиане относятся к деньгам как к слишком грязной и недостойной обсуждения теме. Бизнес, имения, собственность, торговля считаются чем-то несовместимым с жизнью человека, стремящегося жить с Богом и исполнять его волю в своей жизни. В современном обществе деньги играют значительную роль для каждого из нас, это неотъемлемая часть жизни. Среднестатистический человек тратит 8 часов в течение дня на работу, которая должна приносить достаточно денег, для того, чтобы чувствовать себя уверенно, обеспечивать семью, осуществлять определенные проекты, удовлетворять свои желания. На самом деле деньги-это: наше время, наша сила, наши таланты, наше наследство, наши возможности, годы обучения, наш опыт... Поэтому когда мы тратим деньги - тратим часть себя на хорошее или плохое. В Божьих глазах не существует ни одной части нас, ни одной сферы нашей жизни, которая была бы неважной, которая не имела бы значения, в отношении которой он не заботился бы о нас. То, как мы зарабатываем или теряем деньги, как распоряжаемся ними, показывает наши истинные ценности, приоритеты и дела. Именно поэтому Иисус так много говорил о деньгах. Шестнадцать из тридцати восьми библейских притч рассказывают о том, как распоряжаться деньгами и имуществом. Этот факт удивит, но Иисус Христос говорил о деньгах гораздо больше, чем о других вещах. По подсчетам Говарда Дейтрона Библия содержит примерно 2350 строк, в которых речь идет о деньгах и имуществе. Господь так много внимания уделял вопросу финансов, потому что хотел, чтобы мы знали Его взгляды на эту непростую сферу нашей жизни, понимали Его волю. Он освещал денежные вопросы потому, что деньги - это действительно важно. Когда мы начинаем познавать Божью волю, то видим, что она «добрая», «блага». Бог никогда не желает чего-то плохого для своих детей. Впоследствии мы открываем, что она "угодна" или "приемлема". Чем больше познаем ее, тем больше хотим ее исполнять, за ней идти. Наконец, когда движемся вперед в принятии и поисках Божьей воли, то видим, что она действительно «совершенна». Божья Воля покрывает все стороны нашей жизни - а это включает и наши деньги. Апостол Павел указывает на два главных шага, которые необходимо предпринять, чтобы принять и постичь Божью волю на свою жизнь: 1. Без всяких условий покорить себя Богу: "Итак умоляю вас, братья, на милость Божию, отдать тела ваши как жертву живую, святую, приятную Богу" (Рим.12,1 а). 2. Научиться думать так, как думает Бог: "переминайтесь обновлением ума вашего, чтобы вы убеждались, что есть воля Божия, что хорошо, что тебе, что совершенное" (Рим. 12,2). Библия указывает на Божий план для нашей жизни, который абсолютно включает и финансы: " дорогой, желаю, чтобы тебе во всем велось хорошо и чтобы ты был здоровым, так, как и душе твоей ведется хорошо " (3 Йо.2). В каждой сфере - душе, духу и телу (а значит материальному и финансовому положению), Божьим планом является успех, чтобы во всем было все хорошо. Падение, поражение, болезнь, разочарование и бедность - не Его желания относительно нас. Иногда Бог допускает тяжелые ситуации в жизни, но Божий допусти Божья воля - разные вещи. Наше отношение к деньгам показывает наше истинное отношение к Самому Богу. Об этом сказал Иисус: "никто не может двум господам служить: ибо либо одного возненавидит, а второго будет любить, либо будет держаться одного, а того презрит. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6,24). На