Файл: Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь первая половина апреля) Задачи создание условий для полноценного освоения следующих действий и систем действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они… – Какие служебные части речи вы знаете? – Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера | Листы обратной связи |
2. Актуа-лизация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление пре-емственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстра-тивный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации «Предлог и союз как средства связи» | – Есть в психологии такое выражение: «картина мира» (или «карта мира»). Каждый человек, как путешественник-первооткрыватель, постепенно, не осознавая этого, создает карту собственного мира*. Например, у поэта А.Усачева есть стихотворение «Карта Франции»: Я очень Францию люблю, хотя я не француз. Но я местá в ней нахожу на самый разный вкус. В чудесном городе Пломбьер придуман был Пломбир. А из Рокфора, например, пошел известный сыр. В Булони – тоже не пустяк – придумали Бульон, И был в провинции Коньяк коньяк изобретен. – А мы с вами сегодня попробуем на своей карте мира найти место двух служебных частей речи: предлога и союза. – Что такое предлог? Какова его роль в предложении? – Чем предлоги отличаются от союзов? – А читая «Этимологический словарь», мы узнаем о важных служебных частях речи. Предлог – словообразовательная калька греческого слова «prothesis», латинского «pralpositio». Союз – слово заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью «съ» от «iжзъ» (см. узел, уж, вязать, узы) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины | Индивидуальная, групповая. Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: способны понимать ин-формацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
3. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа | – Чтобы определить родственные связи у людей, проводят идентификацию на ДНК. Мы попробуем выяснить следующее: являются ли родственниками слова: узел, узелок, узловой, узник, узница и союз? – Для этого выполним фонетический разбор слова «союзы». (Общая частичка смысловая («ген») нашлась: «уз»!) Отсюда и выражения: «узы дружбы», «узы товарищества», «узы братства», «узы сотрудничества» и т. д. Вспомним: Союз писателей, Союз композиторов, Европейский Союз.) – Предлогов в русском языке немного: всего около двухсот. Но количественный состав не всегда определяет значение части речи в языке. Каждая часть речи по-своему важна и необходима. Изучение предлогов направлено прежде всего на устранение ошибок в их употреблении; это повысит культуру речи, сделает ее более грамотной, точной. Великий писатель, лингвист К. Аксаков писал: «Предлог… обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова». Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации |
4. Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Игровая минутка | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. – Объясните, почему такие вопросы звучат двусмысленно, ставя в тупик отвечающего. Зачем язык во рту? Зачем вода в стакане? Почему самолеты летают? За чем прячется солнце, когда идет дождь? Почему ходят одни в ботинках, а другие – в сапогах? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Планируют необходимые действия | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы |
5. Пра-ктическая деятельность | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | – Выпишите из предложений-загадок предлоги и союзы вместе со словами, к которым они относятся. – Опираясь на данные примеры, объясните, в чем вы видите разницу между функциями предлогов и союзов в речи | Отвечают на вопросы, под руководством педагога формулируют правило | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют действия, замечают допущенные ошибки | |
6. Первичное закрепление | Письменная работа | Задание по упр. 64. – Раскройте скобки. Предлоги и союзы подчеркните, объясните, какую роль они выполняют в предложении. контролирует правильность работы обучающихся | Выполняют упр. 64. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Устные ответы |
7. Включение в систему знаний и повторение | Письменная работа. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – А теперь, чтобы убедиться, насколько прочно в вашей картине мира закрепились предлоги и союзы, я предлагаю каждому из вас составить небольшой рассказ из 4–5 предложений по картине А. Пластова «Летом» с условием, чтобы в каждом предложении встречался предлог или союз. Служебные части речи подчеркните | Пишут мини-сочинения. Оценивают свои знания, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Письменные работы |
8. Реф-лексия учебной деятель-ности | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |
Урок 29. Диктант
Цель деятельности учителя | Определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала |
Тип урока | Урок контроля ЗУН по теме |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
методы и формы обучения | Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма |
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 37
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Эвристическая беседа, работа с учебником | Вступительное слово: Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенес. «Едва» я перенес: «Е-два» И получил за это «два». «Укол» я перенес: «У-кол» И получил за это «кол». «Опять» я перенес: «О-пять». Теперь, наверно, будет «пять». – Как вы думаете, ребята, получит ли пятерку герой стихотворения? Почему? – Как правильно надо переносить слова? – Какие еще правила мы изучили на последних уроках? дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по повторению орфограмм | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу,выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Листы обратной связи |
2. Практическая деятельность | Ознакомление с текстом диктанта, обсуждение трудных мест. Беседа по вопросам | Диктант Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера4. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро4. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути | Слушают текст диктанта, обсуждают содержание. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса | |
Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания | Дополнительные задания. 1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками. 2. Выпишите из текста по одному слову каждой части речи | Работают с текстом диктанта. Под руковод-ством педагога выполняют грамматическое задание | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы. Выполнение заданий | ||
Проверка диктантов, подбор своих примеров – проверочных слов, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | контролирует правильность приемов работы с текстом диктанта | Проверяют правильность выполнения работы | Индивидуальная | | ||
3. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточка с улыбающимся лицом, нет – карточка с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля | Листы обратной связи |
Урок 30. Анализ диктанта. работа над ошибками
Цель деятельности учителя | Определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, уровень изученного материала |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные нормы русского литературного языка; уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
методы и формы обучения | Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Учитель в печали, родные в тоске: Стоит ученик со слезою во взоре – С ошибками пишет на классной доске, Зато – без ошибок на каждом заборе. – А есть ли среди вас ребята, похожие на героя стихотворения? (Нет.) – Что нужно делать, чтобы не оказаться в похожей ситуации? (Быть воспитанным, трудолюбивым, хорошо учиться.) – Сегодня мы и постараемся проработать допущенные на прошлом уроке ошибки | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | Листы обратной связи | ||||||
2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения | Просмотр мультимедийной презентации «Типичные ошибки». Составление таблицы «Работа над ошибками. Орфография. Морфология» на доске и в тетрадях. Заполнение таблицы | Учитель поясняет правописание слов, которые представляли трудность для большинства обучающихся. – В рабочих тетрадях начертим таблицу:
– В нее мы будем заносить слова, в которых допустили ошибки. Организует и сопровождает деятельность обучающихся | Проверяют допущенные ошибки. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Заполняют таблицу. Объясняют написание орфограмм | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | | ||||||
3. твор-ческая практическая деятель-ность | Выполнение заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля. Взаимопроверка | Задание: Составьте рассказ из 4–5 предложений с использованием нескольких слов из таблицы. Оценивает одну-две работы обучающихся | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи. Проводят самооценку | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Письменные ответы | ||||||
4. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке све- дений. Игра «Штурм Крепости ошибок» | Игра «Штурм Крепости ошибок». Цель работы – развитие умения пользоваться справочной литературой, предупреждение ошибок, опережающее знакомство с правилом. На доску выписываются все слова, где были допущены ошибки, в том числе и слова с неизученной орфограммой, с указанием, например, части слова, части речи. Предлагается с помощью словарей и другой справочной литературы объяснить правописание данных слов. Далее устно проверяется выполненная работа | Отвечают на вопросы. Работают со словарями и справочной литературой | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы обучающихся на уроке |
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 37