Файл: Контрольная работа по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Контрольная работа для зо.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание_6._Просклоняйте_числительные_(запишите_их_словами),_окончания_выделите'>Задание 6. Просклоняйте числительные (запишите их словами), окончания выделите:
а) количественное-765 390 (книг) | б) порядковое-765 390_ я (книга) |
И.п семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяносто | Семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяностая |
Р.п семисот шестидесяти пяти тысяч трёхсот девяноста | Семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяностой |
Д.п семистам шестидесяти пяти тысячам трёмстам девяноста | Семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяностой |
В.п семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяносто | Семьсот шестьдесят пять тысяч тристаа девяностая |
Т.п семьюстами шестьюдесятью пятью тысячами тремястами девяноста | Семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяностой |
П.п о семистах шестидесяти пяти тысячах трёхстах девяноста | Семьсот шестьдесят пять тысяч триста девяностой |
Задание 7. Определите род несклоняемых существительных. Составьте словосочетания или предложения, используя прилагательные или глаголы прошедшего времени, которые выражают род несклоняемых существительных
ЖаркИЙ Сочи.
ГлубокОЕ Онтарио.
Сгорел Хонсю.
ЧёрнОЕ фортепьяно.
Крупье раздал карты.
СмешнОЙ какаду.
Задание 8. Приведите форму множественного числа именительного падежа следующих существительных (см. словари и справочники из списка литературы).
Начальная форма -И (-Ы) или -А (-Я)? | Именительный падеж множественного числа | Комментарий и контекст (при наличии вариантов указать:равноправные они, являются разговорными, просторечными или относятс к профессиональному жаргону) |
лист | лИстья листЫ | 1) у растений 2) тонкийпласт какого-л. материала; единица измерения в издат. и полигр. деле; документ |
корень | кОрни | начало, источник, основа чего-л. |
соболь | сОболи соболЯ | 1) пушной зверёк сем. куньих, с ценным мехом светло-коричневой или тёмно-бурой окраски. 2) мех, шкурка этого животного; изделие из него. |
мех | мехА | волосяной покров на теле животного |
китель | кителЯ | форменная однобортная куртка со стоячим воротником |
порт | портЫ | специально оборудованное место для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов |
орден | орденА Ордены | 1) знак отличия 2) организация; архит. композиция |
бухгалтер | бухгАлтеры | работник бухгалтерии |
| бухгалтерА | (разг.) |
шофёр | шофЁры шоферА | водитель автомобиля (разг.) |
повар | поварА | специалист по приготовлению пищи |
счёт | счетА | 1) действие 2)денежныйдокумент; разрядфинансовыхопераций |
поезд | поездА | 1) состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение паровой, тепловой или электрической энергией. 2) ряд, вереница повозок, экипажей, саней и т.п., следующих друг за другом в одном направлении. |
лагерь | лагерЯ лАгери | 1) военный, пионерский, туристский и т. п. 2) общественно-политическая группировка; течение, направление |
пропуск | пропускА прОпуски | 1) документ 2) что-л. пропущенное |
ректор | рЕкторы | руководитель университета, духовного или другого высшего учебного заведения |
директор | директорА | руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения |
учитель | учИтели учителЯ | 1) глава учения, имеющий последователей 2) преподаватель |
лекарь | лЕкари | врач |
муж | мужьЯ | женатый мужчина (по отношению к своей жене) |
сын | сыновьЯ сынЫ | 1) лицо мужского пола по отношению к своим родителям 2) молодое поколение, ближайшие потомки |
тенор | тенорА | Самый высокий мужской голос |
тон | тонА тОны | цветовые звуковые |
округ | округА | административнаяединица |
мастер | мастерА | Человек, достигший большого умения, мастерства в работе, творчестве, деле. |
зуб | зУбы | остный орган во рту для схватывания, кусания, измельчения и разжёвывания пищи |
колено | колЕни | изгиб; отдельная фигура в пении, танцах; поколение в родословной; сустав |
хлеб | хлЕбы хлебА | печёные злаки |
Задание 9. Найдите ошибку (подчеркните), определите её тип (лексическая, грамматическая) и запишите исправленный вариант предложения.
Женский род | Мужской род | Комментарий |
акушерка | акушер | |
балерина | - | |
гонщица | гонщик | |
доярка | дояр | |
массажистка | массажист | |
санитарка | санитар | |
сиделка | - | |
ткачиха | ткач | |
агрономша | агроном | |
адвокатесса | адвокат | |
аспирантка | аспирант | |
студентка | студент | |
врачиха | врач | |
докторша | доктор | |
доцентка | доцент | |
защитница | защитник | |
заведующая | заведующий | |
корреспондентка | корреспонден | |
- | космонавт | |
кондукторша | кондуктор | равноправ. |
лаборантка | лаборант | |
- | педагог | |
учительница | учитель | Равноправ. |
продавщица | продавец | |
следовательша | следователь | |
слесарша | слесарь | Равноправ. |
- | судья | |
юбилярша | юбиляр | |
| | |
| | |
Задание 10. Найдите ошибку (подчеркните), определите её тип (лексическая, грамматическая) и запишите исправленный вариант предложения.
1. Объект круглосуточно охраняется (лекс.) работниками вневедомственной охраны.
Исправленный вариант.
Объект круглосуточно находится под наблюдением работников вневедомственной охраны.
2. Большая половина (лекс.) студентов приняла участие в осеннем субботнике.
Исправленный вариант.
Большая частьстудентов приняла участие в осеннем субботнике.
3. Массовое количество (лекс.) россиян предпочитают товары отечественной промышленности.
Исправленный вариант.
Большая часть россиян предпочитают товары отечественной промышленности.
4. В заключение необходимо подвести результаты конференции.
Исправленный вариант.
В заключение необходимо подвести итоги конференции.
5. В серии послематчевых (грам.) пенальти голкипер команды «Локомотив» оказался мастеровитее (лекс.) своего оппонента и сумел отразить решающий удар.
Исправленный вариант.
В серии после матчевых пенальти голкипер команды «Локомотив» оказался мастеровее своего оппонента и сумел отразить решающий удар.
6. Пойти на выборы – вот самый оптимальный путь (лекс.) к демократическому государству.
Исправленный вариант.
Пойти на выборы – вот самый оптимальный вариант к демократическому государству.
7. Производимые (лекс.) правительством реформы содержат множество аспектов.
Исправленный вариант.
Созданные правительством реформы содержат множество аспектов.
8. Каждая гипотеза и каждое теоретическое предположение (лекс.) систематически проверялись опытом.
Исправленный вариант.
Каждая гипотеза систематически проверялась опытом.
9. Именно такое отношение к деятельности в сфере (лекс.) строительства способствует самым негативным тенденциям развития сферы (лекс.) сельского хозяйства.
Исправленный вариант.
Именно такое отношение к деятельности строительства способствует самым негативным тенденциям развития сельского хозяйства.
Задание 11. Проанализируйте материал учебных пособий по теме «Функциональный стили». Ответьте на следующие вопросы: 1) что такое функциональный стиль?
2) какие стили есть в современном русском литературном языке/речи? Ответы запишите.
Подведите итог анализа функциональных стилей в таблице по плану
№ п/п | Функциональный стиль | Характеристики | |
1. | Научный | Форма речи (ведущая) – | письменная форма |
Функция – | точная передача и доказательное изложение научной информации | ||
Основные подстили – | собственно научный (академический), научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический. | ||
Жанры – | реферат, доклад, трактат, диссертация, лекция | ||
Ведущий функциональный тип речи (повествование/описание/рассуждение) – | повествование, описание, рассуждение | ||
Общие признаки – | 1) абстрактность; 2) обобщенность изложения; 3) логичность; 4) точность используемого материала. | ||
Языковые признаки: 1) лексические – 2) грамматические – | Лексический состав научного стиля характеризуется однородностью, отсутствует лексика с разговорно-просторечной окраской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. . Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят — перегонка производится; можно вывести заключение — выводится заключение и пр. | ||
2. | Официально-деловой | Форма речи (ведущая) – | письменная |
| | Функция – | точная передача деловой информации |
| | Основные подстили – | дипломатический (конвенция, нота, меморандум),законодательный (закон, конституция, устав, акты),управленческий (заявления, приказы, доверенности) |
| | Жанры – | устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, рецепт, заявление, докладная записка, доверенность, различные виды деловыхписем, а также множество деловых жанров(например, объяснительная записка, автобиография, анкета, статистический отчет ) |
| | Ведущий функциональный тип речи (повествование/описание/рассуждение) – | повествование,описание |
| | Общие признаки – | 1) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы(удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих к этому стилю . |
| | Языковые признаки: 1) лексические – 2) грамматические – | сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения. В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта официально-делового стиля – это языковые штампы, или так называемые клише унификация грамматической структуры словосочетания, словоформы. Выбранный вариант закрепляется как эталонный за каждой композиционной частью текста. Например, в тексте приказа каждый пункт начинается с указания адресата в дательном падеже - "кому?", а затем "что исполнить?": |
3. | Публицистический | Форма речи (ведущая) – | устная |
| | Функция – | информирование (сообщение) и воздействие, однако, первичной функцией все же является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. |
| | Основные подстили – | официальный подстиль (доминирует информативная функция) и неофициальный подстиль (информативная и воздействующая функции одинаково существенны). |
| | Жанры – | передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др. |
| | Ведущий функциональный тип речи (повествование/описание/рассуждение) – | повестование,описание |
| | Общие признаки – | характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. |
| | Языковые признаки: 1) лексические – 2) грамматические – | активность общественно-политических слов и фразеологизмов (часто заимствованных), использование речевых клише, представляющих собой публицистическуюфразеологию (пути прогресса, итоги дискуссии, живой отклик); межстилевая лексика используется в переносном, стилистически окрашенном значении. концентрическая подача материала, образность речи, эмоциональность изложения, широкое использование общественно-политической и экономической лексики, большое процент собственных имен, числительных. |