ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая психология. Диагностика, коррекция и восстановление психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития (1560)
Дисциплина: Технологии ведения тренинга
Выполнил:
слушатель Султанова Четин Нургуль Узакбаевна
Преподаватель:
Жданова Ирина Михайловна
г. Москва – 2023
Задание 1.
1. Подберите из сборников или разработайте сами 2 формирующих и 2 исследовательских упражнения для тренинга
2. Оформите описание упражнений в файл с использованием следующего алгоритма:
Формирующее упражнение 1
-
Название: «Позитивное перефразирование» -
Цель - трансформировать проблему или недостаток в преимущество. -
«Предлагаю вам записать в своих рабочих тетрадях пять пунктов под заголовком «Что мне мешает в продажах». Через три минуты на флипчарте мы создадим общий список помех (проблем)».Упражнение проводится в двух группах. -
Предложить участникам провести мозговой штурм, чтобы придумать два-три позитивных перефразирования каждой проблемы. Принимаются любые предложения: серьезные, шутливые и даже бредовые. Важно найти возможность позитивного переформулирования проблемы. Чтобы проблема не пугала, а мотивировала сотрудника. Необходимо найти положительные стороны в отрицательных качествах (событиях, обстоятельствах). По очереди (по одному участнику от каждой подгруппы) участники зачитывают свои позитивные перефразирования. Например: «В продажах мне мешает, что я эмоциональная» перефразировать в «В продажах мне помогает моя эмоциональность, значит, я живая!». -
вопросы к шерингу: «Как чувствовали себя, когда перефразировали утверждения?», «Какие чувства возникли, когда зачитывали перефразировки?» «Как считаете, применимо ли это на практике?» -
это упражнение можно использовать в тренингах для отдела продаж для повышения эффективности работы. Упражнение поможет избежать выгорания и создать положительную атмосферу в общении с покупателями.
Формирующее упражнение 2
-
Название: «Дом» -
Цель – наладить работу в команде и тренировать лидерские качества участников. -
«Сейчас вам нужно будет вместе построить дом. Каждому нужно решить, какое место в доме вы будете занимать и какую будете играть роль. Это могут быть элементы конструкции, или детали интерьера: стены, двери, окна, обои, занавески, крыша, печь, лестница, телевизор - всё, что вам придёт в голову. Вам нужно воплотиться в выбранный предмет и показать его позой своего тела. Можно общаться между собой». -
Участники строят коллективную сцену, изображающую дом. Дом необязательно должен содержать в себе все необходимые части: в нём может не быть ни одного "окна" или "крыши", но зато хоть пять "телевизоров", если того пожелают участники. Однако, если участников достаточное количество, можно усложнить условия, сказав, что в результате должен получиться полноценный дом. Усложнённый вариант потребует более интенсивного взаимодействия. Если группа большая, упражнение можно выполнять, разбив группу на две команды. В процессе "постройки дома" хорошо видны особенности поведения участников: как быстро они принимают решение о том, кем они будут, зависит ли решение от других участников, вовлечены ли в обсуждение, или предпочитают действовать самостоятельно, оказываются в центре событий или предпочитают быть в стороне. На построение сцены достаточно 4-5 минут. После "постройки" нужно попросить участников замереть, подойти к каждому из них и задать вопросы, направленные на осознание своей роли: "Кто ты?" и "Что ты делаешь?". -
вопросы к шерингу: «Как быстро вы наши свое место в доме?», «Почему вы выбрали себе именно это место и эту роль?» «Перекликается ли эта роль с тем, что вы обычно делаете?» «Хотели бы выбрать еще какую-то роль?» «Почему вы выбрали именно это место рядом с этим участником?» -
это упражнение желательно проводить после того, как все участники достаточно хорошо познакомились друг с другом. Если планируется всего одна встреча и участники незнакомы друг с другом, то лучше проводить к концу или середине встречи. Оно отлично подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми.
Исследовательское упражнение 1
-
Название: «Дом, в котором живут деньги» -
Цель – исследовать свое отношение к деньгам, узнать причины своего финансового поведения. -
«Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мысленно найдите на них ответы. Позже вы сможете это озвучить…Возьмите в руки свой кошелек и посмотрите на него пристрастным взглядом.
– Как он выглядит?– Как давно он у вас?– Как он попал к вам?
– Если у вас нет кошелька и деньги хранятся в другом месте: кармашке сумочки или в записной книжке, вспомните – как давно и в связи с чем вы отказались от кошелька?
– Сможете ли вы безошибочно сказать, сколько у вас сейчас денег? Предположите, какая это сумма?
– А теперь откройте свой кошелек и проверьте. На сколько вы ошиблись и в какую сторону?
– Посмотрите, что еще, кроме денег, лежит в вашем кошельке? Как эти вещи попали сюда и для чего они предназначены?».
Участникам предлагается взять в руки одну купюру или монету и закрыть глаза.
«Представь себе, что ты – денежка, которая живет в твоем кошельке.– Как давно ты здесь появилась? Откуда ты взялась?– Кто твои соседи и как много их?– Удобно ли тебе здесь находиться?
– Предположи – как долго ты здесь пробудешь, и на что тебя потратят?
– Как твой хозяин (хозяйка) к тебе относятся?
– Если бы ты умела говорить, что бы ты ему сказала?
Затем участники в парах рассказывают о своих выводах и переживаниях.
-
Участники выполняют упражнение сидя в кругу. У участников должны быть с собою вещи, с которыми они пришли на занятие. -
вопросы к шерингу: – Какие чувства вызвало упражнение?
– Что нового вы узнали о себе и своем отношении к деньгам?
– В каком состоянии находится ваш кошелек и как это отражает ваше отношение к деньгам?
– Сумели ли вы безошибочно назвать, сколько у вас денег и как этот факт проявляется в жизни?
– Как вы себя чувствовали на месте купюры, и какие выводы в связи с этим у вас появились?
-
это упражнение проводится на тренингах по финансовой грамотности и прочих тренингах, посвященных деньгам.
Исследовательское упражнение 2
-
Название: «Барахолка» -
Цель – знакомство друг с другом и с тренером. -
«Сейчас я покажу вам картинкус множеством предметов. Пожалуйста, подумайте, и выберите 1 предмет. Если вы выбрали, то сейчас каждому из вас я дам слово. Называйте свое имя и отвечайте на три вопроса» (Рис.1). -
Участники выбирают предмет, записывают себе на листок. -
вопросы к шерингу: «Почему вы выбрали этот предмет?», «Какое отношение этот предмет имеет ко мне?» «Какое отношение этот выбор имеет к теме нашего тренинга?» -
это упражнение можно проводить в группах, где участники незнакомы или знакомы поверхностно, чтобы раскрепостить, дать возможность лучше узнать друг друга, социализироваться.
Рис.1
Задание 2.
Напишите сценарий тренинга длительностью 6 часов на любую из актуальных для вас тем или на одну из предложенных:
Цель тренинга - знакомство участников нового коллектива (например, знакомство участников съёмочной группы кино, знакомство обучающихся студентов одного курса), быстрый переход из этапа «притирки» к этапу «мы- одна команда».
Время | Блок тренинга, его цель | Что делает тренер | Что делают участники | Необходимые материалы, реквизит, оборудование | |||||
30 минут | Начальный блок «Кто я? Кто ты?» | Тренер рассказывает о цели данного тренинга о себе. Также тренер рассказывает о правилах тренинга. Затем он просит каждого участника рассказать о себе (не более 30 секунд): «Назовите ваше имя, а также расскажите информацию о себе, которая поможет нам узнать вас лучше». Тренер предлагает сыграть в игру на память «Шляпа». Участник называет свое имя, следующий участник называет имя первого и свое, третий участник называет имена двух предыдущих и свое, далее по тому же принципу. Цель - запомнить имена, чтобы узнать друг друга ближе. | Каждый участник рассказывает о себе (не более 30 секунд). Участвуют в игре «Шляпа». | Стулья по количеству участников и для тренера. | |||||
2 часа | Основной блок Цель блока – узнать друг друга лучше, рассказать больше о себе, раскрепоститься, рефлексия. Сначала работы всей командой, затем работа в парах. | Тренер рассказывает о том, как важно быть сплоченными, принимать друг друга. Самый простой комплимент – запомнить имя коллеги. Тренер предлагает сыграть игру «Здравствуйте!» Во время беспорядочного движения участники должны здороваться с каждым участником, с которым встретились глазами, смотреть вниз нельзя. Цель – почувствовать партнера, коллегу, преодолеть смущение и неловкость при знакомстве. Тренер предлагает сыграть в игру «Интервью Участники делятся на пары, каждый участник пары рассказывает в течение 5 минут о себе своему партнеру, затем они меняются. После участник каждой пары по очереди рассказывает о своем партнере в течение 5 минут, важно соблюдать регламент времени. В конце блока тренер просит рассказать участников о своих ощущениях от знакомства. «Мы с вами не только узнали имена друг друга, но и узнали, кто чем занимается, об увлечениях друг друга. Расскажите, пожалуйста, какие у вас были чувства во время игры и знакомства. Может быть, что-то показалось интересным? А что оказалось полезным для вас?» | Раскрепощаются в игре «Здравствуйте!» В игре «Знакомьтесь, это…» каждый участник лучше узнает своего партнера по паре, а также всех других участников тренинга, благодаря презентации. | Просторное помещение, сад, парк в теплое время года. Стулья по количеству участников для игры «Знакомьтесь это..» | |||||
10 минут | Перерыв Для знакомства ближе, для перекуса | | | | |||||
1,5 часа | Продолжение основного блока Цель – выстраивание доверия | Тренер рассказывает о сплоченности и коллективной работе. Например, о том, как важно быть «в одной упряжке» на съёмочной площадке, если тренинг проводится для кинокоманды. Предлагается сыграть в игру «рисунок вдвоем» - выстраивание доверительных отношений, чувствование партнера, формирование работы в команде. После игры тренер задает вопросы каждой паре: «Какие были ощущения от совместного рисования?» «Что понравилось в этой игре?» «Как проходили переговоры с партнером?» Игра «Символ группы» После того как мини-группы нарисовали символы, тренер задает вопросы «Что изображено?», «Почему вы выбрали эти элементы?» «Что они означают?» Игра «Чемодан в дорогу». Цель – усилить сплоченность, работу в команде. В конце игры тренер спрашивает: «Как определился лидер в каждой мини-группе?» «Как думаешь, почему именно это качество поможет и как оно дополнит других участников твоей группы?» Игра «Дом» Инструкция: «Итак, наше путешествие прошло успешно, корабль прибыл к берегу, теперь нам нужно здесь освоиться, построить дом. Я предлагаю каждому из вас в своих мини-группах, состав которых я сейчас изменю, построить дом». В конце игры тренер задает каждому участнику вопросы на шеринг: «Как распределялись роли в игре?» «Почему ты решил выбрать именно эту роль?» «Почему ты выбрал место именно возле этого участника?» «Какие ощущение от игры?» «Хотелось бы выбрать еще какую-то роль в доме?» Тренер рассказывает о важности чувствования партнера, работе в коллективе, адаптации к обстоятельствам. Игра «Что случилось?» - выражение эмоций перед камерой, выстраивание своего персонажа, работа с партнером. Тренер дает 4 фразы: «Что случилось?» «Неважно» «Почему?» «Сам/сама знаешь, почему?» актеры съёмочной площадки должны разбить эти фразы и разыграть сцену. | Участники делятся по парам, на каждую пару выдается 1 лист бумаги 1 ручка. Держась за одну ручку вдвоем, пара должна нарисовать сюжетный рисунок в течение 3-х минут. Участники делятся на мини-группы для создания символа/герба. После они отвечают на вопросы тренера о символе. Путем голосования выбирается один общий символ всей группы. Участники делятся на мини-группы. Участник каждой мини-группы должен предложить что-то в чемодан, какие-то свои качества, которые помогут всей команде во время путешествия. Участники мини-групп, состав которых определяет тренер, строят дома. Каждый участник выбирает себе роль (окна, двери, мебели). Участники разбиваются по парам, которые выбирает тренер, проводят самостоятельную работу (не более 20 минут), затем каждая пара разыгрывает перед другими участниками свою сцену. После каждого этюда вся группа вместе с тренером обсуждают этюд, как партнеры чувствовали друг друга, как сработались. | Листы бумаг и ручки по количеству участников, можно также взять 10 запасных листов для рисунков вдвоем. Ватманы (5-6 шт) и 5-6 наборов фломастеров для рисования символов. Просторное помещение Просторное помещение Просторное помещение, стулья по количеству участников и для тренера | |||||
10 минут | Перерыв | | | | |||||
40 минут | Заключительный блок. Цель – модифицировать поведение участников. | Игра «Образ команды» - поделиться своим видением команды, саморефлексия. После игры тренер задает вопросы к шерингу: «Что понравилось сегодня больше всего?» «Чтобы было для вас полезным?» «Какие ощущения от тренинга?» «Как думаете, удалось нам построить сплоченную команду?» | Каждый участник по не более 2-х минут рассказывает о том, что такое для него команда и о своем месте в команде. | Стулья по количеству участников и для тренера. | |