Файл: Занятие 3 Формирование единого Русского государства (xiv xv вв.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила -Иване Калите (1325-1340 гг.), который сумел получить у татар ярлык на великое княжение и таким образом приобрел право собирать дань в их пользу со всех русских земель. Это право в дальнейшем было использовано московскими князьями в целях объединения этих земель под своей властью. Когда в 1326 г. в Москву из Владимира была перенесена митрополичья кафедра, она стала центром и православной церкви. Расширяя территорию Московского государства, великие князья московские превращали уделы в простые вотчины. Удельные князья, подпадая под их власть, становились боярами -подданными великого московского князя.
К концу XIV в. Московское княжество настолько усилилось, что смогло возглавить борьбу Руси за свержение татаро-монгольского гнета. Орде были нанесены первые чувствительные удары - самый значительный на Куликовом поле. При Иване III объединение русских земель вступило в завершающую стадию. К Москве были присоединены Новгород Великий, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли на Десне. В 1480 г. после известного "стояния на Угре" Русь окончательно освободилась от татарского ига. Процесс объединения был завершен в начале XVI в. Князь Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, от литовского господства освободил Смоленск. Вместе с Новгородской, Нижегородской, Пермской и другими землями в состав Московского государства вошли и нерусские народы: мещера, карелы, саами, ненцы, удмурты и др. Русское государство подобно Киевскому становилось многонациональным.
2. Специфика формирования единого российского государства.
Сложный, долгий и трудоемкий процесс образования и развития централизованного Российского государства в основе своей имеет много специфических факторов, стимулировавших этот процесс. Здесь важно увидеть специфические взаимосвязи политической целесообразности, заинтересованности социальных групп и исторической необходимости объединения земли русской.
Возрождение из руин как предпосылка единения Руси
Хозяйственный, ремесленный и торговый упадок, охвативший Русь после вторжения Батыя, казалось бы, навсегда похоронил надежду на возрождение единого государства. Главной специфической особенностью складывания предпосылок для создания централизованной русской державы были тяжелейшие условия ордынского ига.
Как бы то ни было, начали восстанавливаться города
, отстраиваться села и деревни, возрождались хозяйство и ремесла, постепенно налаживалась торговля. Северо-восточная Русь заселялась новоприбывшим людом, разного звания и рода занятий. В ходе ожесточенной борьбы за лидерство, так Москва стала средоточием интеграции русских земель.
Лидеры и стяжатели централизации Руси
Одержав верх в борьбе за первенство в объединительном процессе, московские князья сосредоточили в своих руках политическую власть в северо-восточных землях. Приняв у себя митрополита, Москва обрела положение духовного центра всей Руси. Здесь постепенно складывалось территориальное ядро единого государства, и формировалась его политическая основа.
В централизации русских земель выгоду приобретали дворяне, купеческое сословие и ремесленники, возлагавшие надежды на упрочение экономических связей. Феодалы хотели использовать силу единого государства в дальнейшем юридическом закабалении крестьянства. Все слои населения Руси нуждались в сильном государстве, способном отразить агрессию внешнего врага.
Факторы внешней политики
Монголо-татарское нашествие стабилизировало феодальное раздробление Руси и одновременно ослабило всесторонние связи между разными регионами страны. Путь «из варяг в греки» совсем потерял актуальность. Новый внешнеполитический вектор «запад — восток», переместился на русский северо-восток. Политика Александра Невского и православной церкви пошла по пути дистанцирования от духовной агрессии Запада в сторону веротерпимой Орды. Этот вектор положил начало складыванию великорусской народности.
В XIII - XV веках, для политической централизации сложились более благоприятные условия, чем для экономической. Этому немало способствовало наличие внешней угрозы как с Запада, так и с Востока. Борьба за освобождение от золотоордынского ига и установление национального суверенитета катализировали объединительные процессы.
Специфические отличия процесса централизации Руси
Формирование русского единого государства отличалось от аналогичных процессов в Европе тем, что:
1. Объединение Руси вершилось в эпоху позднего феодализма, тогда как Европа централизовалась в период его расцвета.
2. Собиранием доменов под свою руку занимались московские князья, а в европейских странах, мелкопоместное дворянство и городская буржуазия.
3. Политические причины доминировали в процессе централизации Руси, а в Европе экономические.
Завершилось формирование единого государства в XVI веке, с воцарением Ивана Грозного, поставившего под контроль своих наместников всех удельных князей.
Таким образом, главной специфической чертой создания русского государства было то, что политическая централизация открыла путь для экономического единения земель крупнейшего государства в Европе. Образование полноценного государства стало возможным только в княжествах, зависимых от Золотой Орды.
3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы в XIV – XV вв:
1. Внешняя политика Русского государства в XIV – XV вв.
В отличии от стран Западной Европы, ведущим фактором преодоления феодальной раздробленности России был не внутренний - борьба за независимость от Орды и необходимость защиты рубежей от других врагов, важнейшим из которых становится Великое княжество Литовское. Внутренние, социально-экономические причины были второстепенными: восстановление экономики, заинтересованность основных слоев русского общества в объединении. Объединению способствовало сохранение культурного, религиозного и языкового единства населения бывшего Древнерусского гос-ва, распространение идеи единения.
В конце XIII в. возникло Московское княжество. Первым его князем стал сын Александра Невского Даниил(1261-1303). Московское княжество достаточно быстро набрало силу, и с начала XIV в. уже конкурировало с Тверью и Литвой. С 1304г. борьба за ярлык на великое княжение разгорелась между Михаилом Тверским и Юрием Московским. В ходе которого был убит Юрий Московский, его убил сын Михаила Тверского - Дмитрий. Пылкий тверской князь был казнен, но ярлык на великое княжение передан его брату Александру. В 1327 вспыхну в Твери восстание против ордынцев. Этим воспользовался московский князь Иван Калита(1325-1340).При его помощи Тверь была разорена, а ярлык на великое княжение достался московскому князю. Русь получила передышку, в ходе которой смогла накопить силы для борьбы за свое освобождение. Москва стала религиозным центром всей Руси. Политику Ивана Калиты Продолжили его дети Симеон Гордый(1340-1353) и Иван Красный(1353-1359), ещё больше расширившие удел московского князя. Однако при этом неизбежны, стали столкновения с Тверью, Литвой и Ордой. Эти конфликты разгорелись при внуке Ивана Калиты - Дмитрии Ивановиче(1359-1389). В 1368, 1370 и 1372 гг. литовский князь Ольгерд совершил походы на Москву, но был отбит. В 1357г. московские полки взяли Тверь. Серьезную поддержку московскому князю оказывала церковь, в лице митрополита Алексия и основателя Троице - Сергиевского монастыря преподобного Сергия Радонежского. Московский князь уже настолько усилился, что не боялся открытого столкновения с Ордой. В это время в Орде началась «великая замятня».Этим воспользовался Дмитрий Иванович, прекратив в 1374 выплачивать дань. В 1378г. на реке Вожже русское войско нанесло сокрушительное поражение армии Мамая под командованием Бегича. В 8 сентября 1380г. на Куликовской поле столкнулась ордынская и русская рати. Куликовская битва закончилась победой русских, после чего князя Дмитри прозвали Донским. Однако спустя два года(1382) новый хан Тохтомыш обманом захватил Москву. Дмитрий Донской возобновил выплату дани. Но в 1389г. без ярлыка передал великое княжение своему сыну Василию I(1389-1425).В 1453г. произошло падение Константинополя под ударами турок - османов. Конец ордынскому игу положил век спустя Иван III (1462-1505). При Иоанне Васильевиче было завершено формирование Русского государства. Территория его была увеличена более чем вдвое. Во время княжения Иоанна к Московскому Великому княжеству были присоединены – Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год), Тверское княжества (1485 год), Вятская земля (1489 год). В 1478 году после долгой борьбы была ликвидирована независимость Новгородской республики, а видная деятельница новгородской оппозиции – Марфа Борецкая – привезена в Москву и заточена в темнице. При Иоанне Васильевиче произошло освобождение Руси от монгола – татарского ига. (1480 год-стояние на реке Угре), длившегося более 200 лет. В 1497 году начал действовать новый Судебник. В 1505 г.- Иван III умер.
2. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней политики и ее итоги.
Период правления Ивана IV можно разделить на 2 этапа: период реформ и период опричнины.
I период связан с деятельностью Избранной рады - группа приближенных молодому Ивану IV лиц, фактически являющимися правительством и осуществлявшими ряд реформ.
Цель реформ:
· создание системы управления, при которой окраины прочно присоединены к центру и подчинены ему;
· ограничение монархии, так как неограниченная власть склонна к произволу и злоупотреблению.
Реформа I: 1549 год - созван Земский собор, в составе боярской думы, Священного собора, воевод, детей боярских и высшего слоя бояр. Таким образом, Земский собор можно рассматривать, как первый сословно-представительный орган при царе.
Цель: принятие решений по наиболее важным государственным вопросам с учетом интересов различных групп привилегированных сословий.
Реформа II: 1550 год - Судебник: ликвидация привилегий монастырей, не плативших податей; введение единых государственных пошлин, право сбора которых получали представители царской администрации; установление единой меры взимания налога (Соха - мера земли в Древней Руси, являвшаяся единицей налогового обложения); земельный участок, определявший расположение участка и качества земель; повышение платы за пожилое (для выхода крестьян к другому землевладельцу).
Реформа III:1551 год -Стоглавый собор: установление единых канонов для иконопись, регламентировались церковные и монастырские обиходы; монастырям запрещалось приобретать новые земли.
Реформа IV: Военная реформа: ликвидация системы местничества, согласно которому замещение должностей в армии происходило в зависимости от знатности; вводился единый порядок прохождения службы ("по отечеству") и по прибору (По отечеству - дворяне, мелкие феодалы с 15 лет {от каждых 100-150 десятин земли под 1 воину}, по прибору - стрелецкое войско, стрельцы селились слободами коллективно получали землю).
Реформа V: Укрепление государственного аппарата за счет завершения формирования приказной системы.
Опричнина 1565-1571 началась с отъезда Ивана IV в Александровскую слободу. Земли русского государства разделили на опричнину - личные земли царя; на земщину, где сохранились порядки и приказы. В состав опричнины вошли наиболее экономически богатые регионы. Для реализации своих интересов Иван IV сформировал опричное войско
, ставшее карательным механизмом, учинившее перебор "людишек".
Цель: установление самодержавия, ограничение власти бояр.
Итог: невыгодные для России Ям-Запольское (с Польшей) и Плюсское (со Швецией) перемирия. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача завоевание выхода к Балтийскому морю решена не была.
4. Основы идеологического единства Русского государства:
1) Особенности духовной жизни Московской Руси XVI – начала XVII вв. Взаимоотношения между государством и церковью.
На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали:
1. Образование единого Российского государства
2. Освобождение страны от монголо-татарского владычества
3. Завершение формирования Русской народности и единого русского языка
4. Огромное влияние церкви на культуру (церковь активно борется с «латинством», распространением светских знаний, была установлена жёсткая регламентация зодчества, живописи, литературы)
Следует помнить, что XVI и XVII века в истории русской культуры это 2 различных периода. В XVI веке культура еще полностью средневековая. Этот период тесно связан с предыдущим, отмеченным борьбой за государственный суверенитет и объединение земель, которое завершается только при Иване Грозном. Культура XVII столетия, порожденная бурями смутного времени по сути своей уже переходная, направленная на формирование нового типа культуры, которая будет сформирована в эпоху петровских преобразований. Большое влияние на духовную жизнь в XVII в. оказала тенденция косвобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.
События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т. д.
В первой четверти 16 века формируется политическая доктрина государства. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.
Среди церковников был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме». Первый Рим – «вечный город» погиб в результате нашествия варваров. «Второй Рим» - Константинополь захвачен мусульманами. «Третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно. Автор: Филафей