Файл: Занятие 3 Формирование единого Русского государства (xiv xv вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степенная царского родословия». В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16-го в. включает в себя «Истории о казанском царстве» и 12-томник «Великие Четьи-Минеи», содержащий все чтимые на Руси произведения для домашнего чтения. Об обмирщении культуры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), автором которой считаю Сильвестра.

В 17 в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная»

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он – автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель – протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ. В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия: первый печатный русский букварь Василия Бурцева, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кариона Истомина.


В конце 17 века читать и писать умел каждый 3 горожанин. Неграмотным в основном оставалось крестьянство. В 1665 г. в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564 г. была издана первая русская книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За 16-17 вв. в России типографским способом было около 500 книг.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники. В 16-17 веках идёт активный процесс накопления научных знаний. Доказательствами этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, переведённый немецкий медицинский справочник «Вертоград» и первая аптека, открывшаяся в Москве.

17 век стал веком великих русских географических открытий: 1648 - Семён Дежнёв и Федот Алексеев – открыли пролив между Азией и Америкой; Василий Поярков и Ерофей Хабаров путешествовали по р. Амур, исследуя близлежащие земли, а также установили, что Сахалин – это остров; Владимир Атласов обследовал Камчатку.

В целом же Российская наука отставала от западноевропейской науки из-за низкого уровня теоретических разработок.

Одним из распространённых стилей строительства в XVI в. становится шатровый стиль. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имет внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте. Однако строительство шатровых храмов не получило широкого распространения. В середине XVII в. патриарх Никон запретил их возведение.

Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых монастырских храмов.

В XVI в. велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной: так появился Китай-город. Позже – Белый город и Земляной город. (Современное Садовое кольцо)



Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко – московское или нарышкинское барокко.

Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко прослеживается многоярусноть, симметричность и применение в качестве декоративных украшений колонны.

Крупнейшим русским иконописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Авторскому стилю Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески. Именно он открывает новое направление в иконописном искусстве.

Во 2-й половине 17 в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России Симон Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи. К работам Ушакова также отсносят икону «Спас Нерукотворный», написанную для храма Троицы.

Таким образом, важной составляющей духовной жизни в России в XVI в. стало завершение процесса формирования русской народности, сложение единого русского языка и культуры. В XVII в. обмирщение культуры продемонстрировало тенденцию к освобождению человека от религиозного мировоззрения к рациональному восприятию мира.

2) Как процесс укрепления единого государства прослеживался в тенденциях культурного развития страны?

Монголо-татарское нашествие нанесло жестокий удар по русской культуре. Разгромлены были города, от развития которых зависел общественный прогресс в феодальную эпоху, истреблены или уведены в рабство тысячи ремесленников, разрушены великолепные храмы. Каменное строительство на Руси прекратилось на полвека.

Прекращение каменного строительства остановило развитие фресковой живописи. В связи с этим выросло значение станковой живописи. Но иконы конца XIII – начала XIV в. отличались довольно примитивным рисунком, бедной цветовой гаммой. Упадок переживали письменность (так как во время Батыева нашествия погибло огромное количество книг), прикладное искусство и другие области культуры.


Однако русская культура выдержала этот страшный удар. Во второй половине XIII – первой половине XIV в. шло восстановление хозяйства. Наряду с этим, русские люди направляли усилия на сохранение уцелевших от гибели памятников культуры. Огромную роль в этом сыграли Новгород, Псков, Смоленск и другие города, избежавшие разорения. В них продолжалось развитие традиций древнерусской культуры.

Русская культура сохранила облик, присущий ей. Она продолжала развиваться как европейская по типу и направленности. Завоеватели и покоренные находились на разных ступенях общественно-экономического и культурного развития. Монголы не только не обогатили русскую культуру, но и не оказали на нее никакого влияния.

В результате политических событий, происходивших в ?III–XIV вв., земли Руси оказались оторванными друг от друга, войдя в различные государственные образования. Это затрудняло развитие культурных связей между ними. Имевшиеся и ранее отличия в культуре и языке в связи с этим углублялись. На основе древнерусской народности складывались три народности – великорусская, украинская и белорусская. В их развитии было много общего, так как их основой были культурные традиции Древней Руси. В то же время культура каждой народности в процессе своего развития все больше испытывала и отражала влияние складывавшихся этнических особенностей каждого народа и конкретно-исторических условий.

Содержание и общее направление культуры формирующейся великорусской народности определяли две тесно связанные проблемы, решение которых влияло на ход исторической жизни русского народа. Красной нитью в произведениях культуры XIV–XV вв. проходят идеи борьбы с золотоордынским игом и создания единого государства.

Характерным для XIV–XV вв. было обращение к культурным традициям Древней Руси, осознание и подчеркивание родственной общности с этим временем высокой культуры, могущества и политической независимости. Обращение к памятникам своей «античности» возвышало людей, наполняло их гордостью за великое прошлое, вселяло надежду, что свержение ига неизбежно.

Наиболее яркое отражение это нашло в «Слове о погибели Русской земли», написанном в традиции народных «плачей». Это произведение прославляло могущество и величие Руси, силу ее князей накануне нашествия.

Подъем в развитии русской культуры пришелся на период с середины XIV до середины XV в. Он был обусловлен успехами хозяйственного развития и крупной победой над Золотой Ордой в исторической Куликовской битве. Как справедливо отметил современный историк Н. С. Борисов, «составляющими той великой силы, которая на Куликовом поле надломила вековое могущество Орды, были повседневный, упорный труд крестьянина и ремесленника, горячее слово патриота-проповедника, доблесть воина и мастерство художника». Куликовская битва вызвала подъем национального самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры.