Файл: Практическое задание 6 Фатеева М. В. Методика исследования социальных сетей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 6_Фатеева М.В.
Методика исследования социальных сетей
Цель: выяснение количества и основных характеристик людей, включенных в социальную сеть подростка. Ядро сети.
Испытуемый: Леон Ф.
Возраст: 8 лет
Дата: 13.12.2022
Первый блок опросника
1. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно уехать на какое-то время? | Бабушка Люда и Бабушка Валя |
2. С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой? | Друг, подруга, мама, папа, бабушки |
3. Кто помогал вам в домашних делах в последние три месяца? | Бабушки, сестра |
4. С кем вы проводите свободное время? | Мама, папа, друг, подруга, сестра, выходные приезжают бабушки |
5. Кого вы считаете лучшим другом? | Мама, друг, подруга, папа и бабушки |
6. С кем вы обсуждаете личные проблемы? | Мама, папа, друг, подруга, бабушки |
7. Кто оказывает Вам помощь в принятии важных жизненных решений? | Мама, папа |
8. У кого вы можете взять в долг значительную сумму денег? | «Денег хватает, но если понадобятся я попрошу у родителей» |
9. С кем вы живете в доме и кого из соседей вы знаете? | Знаю соседей на площадке , всегда здороваюсь и спрашиваю как дела |
Второй блок опросника
1.Пол каждого упомянутого человека. | 7 чел. – мужской пол 5 чел. – женский пол |
2. Ролевые отношения (отец, мать, брат, сосед, преподаватель, друг, тренер и т.д.). | Папа-мама-сестра – бабули – подруга – друзья - тренеры |
3. С кем из указанных людей находитесь в более близких отношениях? | Мама, папа, бабули и сестра |
4. Кто из них живет близко, а кто далеко? | Все близко |
5. Кто из названных людей связан с вами домашним хозяйством? | Моя мама и сестренка, ей 5 лет. Папа тоже помогает. |
6. . Кто из названных людей учится вместе с вами? | Друзья (Игорь, Федя, Юра), подруга (Оля) |
7. Если вы верующий, то кто исповедует ту же религию? | Бабушки в праздники ходят в Церковь. |
8. Кто из названных людей предпочитает те же развлечения, что и вы? | Мы все |
Третий блок опросника
1. Как вы познакомились с этим человеком? | С подругой Олей – мы познакомились в школе, она учится в параллельном классе. |
2. Как долго вы с ним знакомы? | 1 год |
3. Как часто вы с ним встречаетесь? | Ежедневно в школе и иногда на выходных |
4. Как далеко от вас он живет? | В соседнем доме |
5. Его возраст. | 8 лет |
6. Его род занятий. | школьница |
1. Как вы познакомились с этим человеком? | С друзьями Игорем и Юрой– я учусь в одном классе. С Федей хожу на тренировки |
2. Как долго вы с ним знакомы? | 1 год. С Федей 3 года |
3. Как часто вы с ним встречаетесь? | Ежедневно в школе и иногда на выходных. С Федей 4 раза в неделю |
4. Как далеко от вас он живет? | В соседнем доме и в соседнем районе |
5. Его возраст. | 8 лет и 9 лет (Федя) |
6. Его род занятий. | школьники |
Качественный анализ взаимодействий
| мама | папа | 1.Бабушка Люда 2.Бабушка Валя | сестра | школа | подруга | футбол | Друзья | родственники |
Частота контактирования. | ежедневно | ежедневно | 3-4 раза в неделю | ежедневно | 6 раз в неделю | ежедневно | 3 раза в неделю | Каждый день | В выходные |
Эмоциональная окраска взаимоотношений. | (розовый/красн цвет) Импульсивная жизненная сила. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. | (желтый ) Главной чертой желтого является отражающий свет, а поэтому излучающий во все стороны яркость, невесомую веселость. Желтый свет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление | (коричневый)стоит в первой половине ряда или даже на первых двух местах, то в наличии имеется повышенная потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту. | (зеленый) Кто ставит зеленый цвет на седьмое или восьмое место, желает того же, но он раздавлен сопротивлением и чувствует себя униженным недостатком признания. Он страдает от напряжения, которое возникло в результате его собственных требований, кроме тех случаев, когда это происходит из-за телесной слабости. Он воспринимает его как сопротивление, как давление | /красный цвет) Импульсивная жизненная сила. Если красный цвет стоит на первом месте, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. | (синий) Представляет собой свободный от раздражения покой. Синий цвет, как спокойная (разряженная) эмоциональность, является предпосылкой прочувствования для эстетического переживания и одухотворенных раздумий. |
Вынужденность контактов. | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт | Развитый контакт | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт | Развитый контакт, потребность в общении | Развитый контакт, потребность в общении |
Оказание конкретной материальной помощи. | «Денег хватает, но если понадобятся я попрошу у родителей» | ||||||||
Симметричность взаимодействия. | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты: Устойчивые отношени | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения | Социальные контакты:Устойчивые отношения |
• Частота контактирования. Наиболее частые контакты у подростка с мамой, папой, сестрой, друзьями (Игорь, Юра, Федя), подругой Олей, бабушками, тренером и по выходным с родственниками.
• Эмоциональная окраска взаимоотношений. Наиболее ярко эмоционально окрашены отношения с мамой, папой, бабушками, друзьями и тренером.
• Вынужденность контактов. Нет таких.
• Оказание конкретной материальной помощи. «Денег хватает, но если понадобятся я попрошу у родителей»
• Симметричность взаимодействия. Социальные взаимодействия установлены.
Параметры социальной сети подростка:
Размер сети: Респондент нарисовал 12 лиц
Плотность сети: В «ядро» данного респондента, т. е. людей, с которыми у подростка наиболее доверительные отношения, входит 8 человека: мама, папа, подруга Оля, друзья (Игорь, Юра, Федя) и бабушки. Показатель плотности – это число связей между членами этой выборки (12) деленное на число потенциально возможных связей (20). В результате получилось 12/ 20 = 0,6. Этот показатель не приближается к единице, поэтому можно говорить о не плотной социальной сети.
Число родственников: В социальной сети половина родственников, это является показателем того, что подросток несамостоятелен, излишне опекаем.
Количество инструментальных поддержек: В поддержке этого мальчика-подростка родители участвуют в достаточной для этого периода мере. Он справляется с учебным планом и с домашними делами. Людей, участвующих в обсуждении учебных и профессиональных проблем достаточно.
Количество эмоциональных поддержек: Мама, папа, подруга и друзья (иногда бабушки)
Количество друзей: Подростка связывают эмоционально значимые, поддерживающие отношения с родителями, друзьями и подругой Олей.
Вывод:
В результате проведенного исследования социальных сетей подростка было выявлено, что социальная сеть является полной. Это подтверждают 12лиц, которых обозначил ученик. В окружении ребенка половина родственников, что говорит о несамостоятельности подростка, тем более в принятии им решения. Школьник утвердительно говорит, что денег достаточно, но, если понадобятся он попросит у родителей, очевидно, что в семье достаточно крепкие и теплые отношения между всеми членами. Семья сплоченная, прослеживается тесная взаимосвязь между всеми членами семьи. Важными для
себя людьми школьник выделяет свою маму, папу, подругу и друзей (иногда бабушек)
На схеме (рисунке) – подросток для своего изображения взял красный цвет. По методике М. Люшера красный цвет, указывает на то, что избравший его испытывает потребность активно действовать и добиваться успеха.
Маму и бабушек подросток изобразил желтым цветом, что означает активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.
Папа, друзья и родственники изображены синим цветом, он символизирует спокойствие, удовлетворенность.
Фатеева Мария Владимировна