Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории Задание 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия № 1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории»

Задание № 2.

Внимательно прочитайте следующий отрывок: «Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. ... Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. ... Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 3.Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

Ответ:

1.Реформационный процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. привёл к трансформации самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной.

2.Правительство смогло извлечь уроки из поражения в Крымской войне. Прежде всего, было ясно, что Россия проиграла войну из-за своей технико-экономической отсталости. Феодально-крепостнический строй не мог конкурировать с западноевропейским капитализмом, вступившим в индустриальную фазу развития. Боевая техника и оружие российской армии значительно уступали английским и французским образцам; отсутствие разветвленной системы коммуникаций, железных дорог, не позволило оперативно доставлять свежие подкрепления, боевое снаряжение и провиант; неповоротливая феодально-бюрократическая машина убивала на корню любую инициативу «нижних чинов» и была не в состоянии эффективно распоряжаться людскими и материальными ресурсами. Чтобы окончательно не скатиться на уровень второразрядной державы, Россия должна была приступить к радикальному реформированию всей общественно-экономической и политической системы.


3.Следствием реформационного обновления власти стала децентрализация суверенитета самодержавной власти, которая, создавая новые институты власти, теряла часть своей монополии на власть и на принятие решений. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия.

4. Главное противоречие реформ Александра II, проявлялась в том, что они, при сохранении самодержавия (запрета обществу заниматься политикой), способствовали утверждению начал (предпосылок) гражданского общества (бессословности, выборности, равенства всех перед законом, представительства) и гражданскому раскрепощению общества.

Вопрос № 3. Особенности промышленного переворота в России. Экономические и социальные последствия промышленного переворота

Ответ: Особенностями промышленного переворота в России являются:

  1. Начался позже, чем на Западе;

  2. Техника завозилась из-за границы;

  3. Техническая сторона опережала социальную;

  4. Параллельно шло два переворота: аграрный и промышленный;

  5. Происходил в условиях феодально-крепостнических отношений;

Последствия:

- Начало кризиса феодально - крепостнического строя;

- обострение социальных проблем, протесты;

- разорение самозанятых ремесленников;

- перетекание населения в город;

- появилось всеобщее бесплатное образование;

- рост капитала;

- урбанизация;

- снижение себестоимости товаров массового спроса;

- рост товарных рынков.

Задача № 1.

В Российской Империи дворяне традиционно считались «опорой трона», и, по мнению многих историков, внутренняя политика в XVIII –первой половине XIX вв. носила «продворянский характер». Казалось бы, дворяне должны были быть довольны. Однако, в декабре 1825 г. в Санкт-Петербурге происходит восстание декабристов. Это было первое восстание в истории России, в ходе которого были выдвинуты требования о смене формы правления – самодержавия. Декабристы были дворянами, и они восстали против самодержавной власти, которая всю свою политику проводила ради их блага.



Ответ: В 20-30 гг. 19 века по всей Европе прошла волна восстаний, революций, целью которых было свержение монархов и проведение либеральных реформ, активное участие в этих событиях принимали образованные военные. С одной стороны, восстание декабристов встало в один ряд с подобными событиями, с другой, ничего подобного не было нигде. Выступили представители дворянства, которые всегда были «опорой трона». Первое тайное общество в России появилось вскоре после окончания Отечественной войны 1812г., его членами стали молодые и образованные участники, которые после победоносного изгнания войск Наполена, вернулись в Россию с ожиданием обновления, освобождения крепостных, героически боровшихся за свободу страны рядом с правительственными войсками. В 1816г. был создан «союз спасения», позже переименован в «союз благоденствия» и насчитывал более 200 человек. Целью союза было постепенное изменение порядка в стране путем распространения своих либеральных идей в среде образованных представителей высшего общества, дворянства. Это и послужило причиной восстания декабристов против самодержавной власти.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия No2«Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 –1964 гг.)»

Задача № 2.

США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?

Ответ: Главы НАТО опровергали роль СССР как военнослужащего врага и говорили о мирных целях блока. Так, председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Ответ был примерно таким: «Нет надобности подчеркивать безусловно нереалистичный нрав такового предложения. Оно противоречит самим основам, на коих основывается система защиты и защищенности западных государств". Таким образом, понятно, что вхождение СССР в НАТО ставило под колебание необходимость существования организации. Это было ярким доказательством такого, что НАТО считалась ключевым военнослужащим орудием Запада противодействующего СССР.


Вопрос № 1.

Причины и предпосылки начала «Холодной войны».

Ответ:

  1. Идеологический раскол. Идеологический раскол получился в результате второй мировой войны. Политические и экономические системы США и СССР были несовместимы и были антиподами друг другу. Каждая идеология пыталась популяризовать свою концепцию на как можно большее количество стран.

  2. Конфронтации второй мировой. Хоть США и СССР были союзниками в этой войне, но уже тогда начали ощущаться напряженные отношения между странами. США и Великобритания провели тайные переговоры с немцами о сдаче Италии, не уведомив СССР. Также в конце войны США не предупредили СССР об использовании ядерного оружия, что очень не понравилось Сталину. В сорок девятом году СССР испытал свою первую ядерную бомбу, с тех пор между странами началась гонка вооружений.

  3. Раздел Германии. Разделение Германии стало первым шагом для открытого противостояния. После «постдамской» конференции было решено разделить Германию на четыре зоны влияния. СССР получил большую часть. Все это вылилось в разделение на западную и восточную Германию.

  4. Раздел Кореи. Корейский кризис с разделением Германии произошло разделение государства в другом конце мира - Корее. В сорок пятом году Корея была разделена на две части; северная – была отдана советам, а южную контролировали американцы, в то время как союзники полагали, что Корея должна воссоединиться.