Файл: Раскройте основные подходы к теории элит. Назовите основных представителей классической теории элиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Политология



Группа
Студент


МОСКВА 20

Вопрос №4: Элита политическая — группа, выделяющаяся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. В состав политической элиты входят лица, занимающие руководящие или господствующие позиции в обществе.

Раскройте основные подходы к теории элит. Назовите основных представителей классической теории элиты.
Ответ: Родиной элитических концепций можно считать Италию, где независимо друг от друга Г. Моска и В. Парето положили начало разработке концепции элитарности общества. Впервые понятие «политический класс» ввел в научный оборот Гаэтано Моска (1858 – 1923) определял элиту как группу «наиболее продуктивных или наиболее способных» людей. Он писал: «История человечества – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок».

Причину этого он видел в изменении психологии элит. Поэтому такой подход был назван психологическим. Роберт Михемс (1876 – 1936) акцентировал внимание на том, что власть элиты зависит от степени ее организованности.

Названные ученые являются представителями макиавеллистской школы, утверждающие следующее.

  • Любому обществу присуще элитарность.

  • Элита характеризуется особым политическим и организаторскими качествами.

  • Массы признают право элиты на власть, т.е. ее легитимность.

Теория демократического элитизма. ( Р. Даль, С. Липсет)

Для теории элитной демократии общими являются следующие положения.


  • Понятие демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной компании.

  • Элита не властвует, а осуществляет руководство массами и их добровольного согласия, посредством добровольных выборов.

Ценностные теории.(В. Ропке, Орте-га-и-Гассет)

  • Элита – это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.

  • Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способными управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципами демократии.

  • В реальной жизни элита находится на высшем уровне власти и не допускает массы к участию в политике.

Функциональные теории элит(С. Келлер, О. Штаммер, Д. Рисмен)

  • Элита множественна. Ни одна входящая в неё группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно.

  • Элита контролируется массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления.

  • Конкуренция между элитами предотвращает формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны общества.

  • Границы между элитой и обществом условны. Доступ в элиту открыт не только представителям крупного богатства, но и представителям других слоев общества, обладающим выдающимися спобоностями и знаниями.

Леволиберальные концепции элит. (Р. Миллс)

Представители данной концепции исходят из того, что общество управляется исключительно одной властвующей элитой.

Вопрос № 6: Т. Гоббс говорит, что в безгосударственном состоянии человек находится в перманентном состоянии «войны всех против всех». С чем связанно это состояние? Какой выход предлагает Т. Гоббс.

Ответ: По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле «состояние войны всех против всех». Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т. е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства, по убеждению Гоббса, должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.



Вопрос №7: Аристотель выделяет правильные (Монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) формы государственного устройства. В чем их отличие? Почему демократия отнесена к неправильным формам государственного устройства?
Ответ: Государства Аристотель делит на три группы по числе участвующих в управлении: где властвует один человек, немногие и большинство. Но к численному критерию он прибавляет этический. В зависимости от того, думает ли правитель об общем благе или волнуется только о собственных интересах, формы правления бывают правильные и неправильные .

На основании сочетания этих двух критериев Аристотель выделяет и характеризует шесть форм правления. Правильная власть одного человека именуется монархией, а неправильная - тиранией. Правильная власть немногих - аристократией, а неправильная - олигархией. Правильная власть большинства называется политией, а неправильная - демократией.

Монархия - это реальное сосредоточение власти в руках одного лица. У Аристотеля нет пристрастия к этой форме. Он предпочитает власть наилучших законов . Чтобы монархия была правильной, царь должен быть великим человеком.

Неправильную монархию (тиранию) Аристотель считает худшей из форм правления.

Философ отдает предпочтение аристократии - власти ограниченного числа лучших в нравственном и интеллектуальном отношении лиц. Чтобы аристократия не вырождалась, нужна группа очень хороших людей, что бывает редко. При отсутствии выдающихся правителей аристократия перерождается в олигархию.

При олигархии господствуют богатые. Высокий имущественный ценз оттесняет от власти большинство населения. Царят беззаконие и произвол. В олигархии имеет место полное неравенство. Аристотель считает это несправедливым. Но, по мысли философа, несправедлив и противоположный принцип - полного равенства, что характерно для демократии.

Для демократии характерно преобладание бедных в структуре власти.

Аристотель выделяет несколько типов демократии. Все граждане, независимо от их имущественного состояния могут участвовать на равных в осуществлении верховной власти или же может иметь место невысокий имущественный ценз.

Худшим видом демократии является такой, когда народ правит, не опираясь на законы, возводя в закон каждое свое решение. Беззаконие роднит этот вид власти с тиранией и олигархией.


Аристотель относится к демократии избирательно. Умеренную цензовую демократию философ одобрял. Такая демократия, по мнению Аристотеля, была в Греции в период правления Солона в начале VI века до н.э. Этот правитель поделил всех граждан в зависимости от их состояния на четыре разряда.

Демократия - неустойчивая форма правления, но Аристотель ставит ее выше олигархии и даже аристократии, потому что считает: в множестве людей есть в каждом частичка или таланта, или мудрости.

Полития - вариант власти большинства. В ней сочетаются достоинства олигархии и демократии, это та золотая середина, к которой стремился Аристотель. Гражданами признаются только лица, имеющие средний достаток. Они участвуют в народном собрании, выбирают магистратов. Чистая форма политии - редкость, так как для нее требуется сильный средний класс.

По мнению Аристотеля, причиной переворотов, насильственной смены форм правления является нарушение справедливости, абсолютизация принципа, лежащего в основе формы правления. Например, при демократии это абсолютизация равенства. Аристотель связывает перевороты с с социальными противоречиями. Причинами переворотов являются усиление одного из классов, слабость среднего класса.

В своих трудах философ дает советы, как укрепить разные формы правления. Но лучшим способом обеспечения стабильности он считает установление политии.