ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема работы: я-концепция и ее компоненты
Слайд 2
Актуальность исследования: актуальность исследования на мой взгляд определяется повышением требований общества к личности. В настоящее время успешность человека во многом зависит от его активности, основанной на понимании своих возможностей, способностей, самого себя. В то же время происходят изменения в содержании образования. Оно все больше ориентировано на создание условий для самоопределения личности и достижения максимально возможной самореализации.
Объект исследования: «Я-концепция» личности;
Предмет исследования: Особенности и компоненты «Я-концепции»;
Цель работы: Описать особенности и компоненты «Я-концепции».
Слайд 3.
Одно из определений я концепции, это определение Бернса из книги «развитие я-концепции и воспитание». Он говорил, что: «я-концепция» это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств, самооценка а также субъективное восприятие тех внешних факторов, которые влияют на данную личность.
Слайд 4.
Одним из первых начал изучать я-концепцию знаменитый американский психолог Уильям Джеймс, более ста лет назад. Он обратил внимание, что при изучении я-концепции мы сталкиваемся с тем, что человек изучая себя, выступает в двух эпостасиях. Он говорил, что self - то есть Я состоит из 2-х компонентов: I (АЙ) то есть субьект кто изучает сам себя же и ME (ми) кого изучает сам человек. То есть I (ай) изучает ME (ми). При этом Джеймс выделил 4 уровня понимания себя. Нижний уровень – это физический (тело человека, пол, возраст,здоровье, анатомические и другие характеристики)- как человек понимает свое тело.
Второй уровень: социальное Я, то есть то признание и уважение, которое получает человек, его роль в обществе, его профессия, его связи с другими людьми.
Следующее: материальное Я – это материальная оболочка человека, его частная собственность, автомобиль, дом, одежда. Это те компоненты, которые человек отождествляет с собой, которые являются продолжением его Я.
И наконец высшее, духовное Я: его мировоззрение, философские, религиозные и политические установки, нравственные, внутренний поиск, его самореализация.
Слайд 5.
Затем, спустя примерно 50 лет были сформированы понятия я-концепции в русле гуманистической психологии Карлом Роджерсом.
Следующие положения:
- я –концепция в понимании Роджерса -это представление человека о себе и его внутренняя сущность, которая впрочем тяготеет к ценностям, имеющим культурное, социальное происхождение.
-я –концепция обладает стабильностью, она обладает индивидуальностью и уникальностью и все что человек воспринимает в этом мире, преломляется и фильтруется его сознанием, через я-концепцию, и если возникает расхождение между представлением человека о себе и какими-то сигналами окружающего мира , то это расхождение нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты, то есть человек видит то, что хочет видеть и слышит то, что хочет о себе слышать.
Слайд 6.
В начале окружающая среда сильно формирует я-концепцию, но когда она сформировалась, то с помощью этой среды уже человек начинает влиять на мир, как допустим, какой-нибудь ребенок формировался семьей как музыкант, а потом он действительно стал играть на инструментах, писать музыку, формировать музыкальную среду. То есть человек сначала формирует свою концепцию под действием среды , а потом если она активно сформирована, начинает менять эту среду.
Слайд7.
Способов формирования я-концепции несколько. Это самовосприятие на телесном уровне через первую сигнальную систему павлова ивана петровича через органы чувств.
Это самонаблюдение – наблюдение за собой , частью тела , которую видим, наблюдение за собой в зеркале, через других людей и так далее.
Это самопознание – изучение себя, изучение себя непосредственно и с помощью других средств информации
И самоанализ, то есть логический анализ того, что происходит с человеком. Все это формирует я концепцию.
Слайд 8.
Роль я-концепции очень велика. Она способствует достижению внутренней согласованности, некому пониманию единому образу себя. Она определяет характер интерпретации жизненного опыта, как мы понимаем, интерпретируем все что происходит с нами. И является источником установок и ожиданий (оптимисты, пессимисты и так далее)
Слайд 9.
Очень интересно, что можно выделить 3 стороны Я: реальное Я ( каким мы себя чувствуем, видим , осознаем. Идеальное Я- каким бы мы хотели быть. Зеркальное Я- как мы думаем о нас думают другие люди, как они нас видят, как относятся.
Есть 3 аспекта, допустим физический, психологический и социальный. Возьмем физический, человек осознает свою внешность, свое состояние здоровья. Например у подростков есть некая дистанция между реальным Я и идеальным Я, поэтому большинство подростков не довольны внешностью или другими показателями. Если различия между реальным и идеальным не большие- они служат источником развития. Если же они слишком большие и субьект не знает как их преодолеть – возникает стресс и фрустрация. Отсутствие разницы между реальным и идеальными Я говорит о завышенной самооценке и отсутствия стимулов для развития.
Слайд 10 .
Я –концепция развивается.
Первый период жизни она отсутсвует, когда человек не является субьектом, а индивидом от 0 до 1,5 полутора лет, когда еще отсутсвует речь, сознание, мышление. Затем человек входит в понятие субьекта, осознает границы своего тела, возникает способность к самостоятельному действию с предметами. Воспринимает себя ребенок субьектом в возрасте 2-3 лет, когда появляется местоимение я, что-то хочет , от чего- то отказывается.
В дошкольном возрасте я-концепция очень неустойчивая, если родители сказали молодец, то ребенок будет думать что он молодец. А если наоборот, поругали, ребенок будет говорить что он плохой. В дошкольном возрасте взрослые, родители и воспитатели сильно колеблют я-концепцию.
В школьном возрасте, когда складывается логическое мышление, человек сопоставляет мнение других людей и собственное мнение и я-концепция становится более устойчивая
Затем происходит жизни подростковый, когда я –концепция претерпевает бурные изменения в связи с необходимостью психологического отрыва от родителей и доказыванием своей взрослости и самостоятельности. Она скачет, меняется.
И во взрослой жизни я-концепция более стабильна и меняется под действием очень сильных, непредвиденных жизненных обстоятельств, например: тяжелая болезнь, тюрьма , война или по причинам мотивированного развития, когда человек целенаправленно работает над своей я-концепцией.
Таким образом можно сделать следующие выводы: