ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока в 7 классе по теме «Рельеф Земли»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание условий для формирования таких понятий, как литосфера, рельеф.
Задачи урока:
Образовательные:
-
формирование у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли. -
обоснование причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. -
формирование навыков работы с картой.
Развивающие:
-
развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать; -
развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.
Ход урока
1. Организационный. Этап мотивации к учебной деятельности (самоопределения)
-Здравствуйте, ребята! С каким настроение вы пришли сегодня в школу? Проиллюстрируйте свое настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах.
-Я рада, что у всех хорошее настроение. Тогда давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. Вспомните правила работы на уроке. Ответ принимается по поднятой руке, согласие и несогласие показываются при помощи сигнальных карточек, которые находятся у вас на парте.
- Начать наш урок я бы хотела со слов великого древнегреческого философа и воспитателя Аристотеля. Послушайте, как он говорил о знаниях человека: «Познание начинается с удивления».
- Как вы понимаете смысл данного изречения?
- Действительно, удивляюсь чему то увиденному или услышанному нам интереснее узнавать, что то новое, тем самым пополняя копилку наших знаний.
2. Актуализация индивидуального опыта (знаний, умений).
- Предлагаю вам разгадать кроссворд. (Кроссворд на интерактивной доске, необходимо внести ответы)
1) по вертикали
Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
2) по вертикали
Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
3) по горизонтали
Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
4) по вертикали
Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменность)
5) по горизонтали
Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Скажите, какой темой объединены эти слова? (Рельеф)
Учитель подводит к понятию рельеф.
–Давайте запишем тему в тетрадь «Особенности рельефа Земли»
( Учитель записывает тему урока на доске)
- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности).
Какую цель перед собой мы поставим?
-Запишите цели, к которым мы будем сегодня стремиться в тетрадь.
-Как образуются основные формы рельефа?
-Какие силы его формируют?
4. Открытие нового знания.
Учитель строит объяснение по данной схеме.
- Ребята перед вами таблица "Взаимодействие внутренних и внешних процессов". Ваша задача в ходе объяснения нового материала состоит в том, чтобы добавить информацию, которая отсутствует в таблице, на основе информации учителя. Будьте внимательны.
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
- Ребята, пользуясь картой «Строение земной коры» выявите взаимосвязь между древними платформами и современными формами рельефа. Сопоставляя содержание карты «Строение земной коры» и физической карты мира заполните таблицу.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.)
Слайд 7 . Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Физминутка http://yandex.ru/video/search
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
- К ядрам платформ. Постепенно присоединились более молодые участки земной коры, выраженные в рельефе горами, - это складчатые пояса.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.
Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.
Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.
Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.
Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какую взаимосвязь можно установить между возрастом и высотой гор?
- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
Ответьте на вопросы в учебнике
Стр.31 вопросы 1,2
1. Что такое рельеф? В чем причина его разнообразия?
2. Подумайте. Можно ли утверждать, что внешние и внутренние силы действуют одинаково и на суше и на, дне океана. Объясните почему.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Отметьте в парах в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами. Например, Скандинавские горы- древние, поэтому отмечаются коричневым цветом; Анды- молодые горы-желтым цветом. Равнины, располагающиеся на древних платформах,- розовым или красным цветом
7. Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие выводы вы сделали после изучения темы?
-О каких процессах вы узнали?
- Какую цель вы перед собой поставили?
- Достигли ли вы поставленной перед собой цели?
- Как вы считаете, тема актуальна для изучения?
- Какие затруднения вы испытывали на уроке при выполнении всех заданий?
- Самооценку своей работы предлагаю провести с помощью таблицы. Вам необходимо поставить галочку в ячейку согласно уровню ваших знаний и умений. Затем на основе данных таблице составьте рассказ о своих результатах начиная со слов: Теперь я...
- Используя знак согласия покажите, кто оценил себя так же.
- Запишите домашнее задание - § 5 по учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных заведений - 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 320 с.: ил., карт.
- Ребята, вернемся к высказыванию в начале урока. Я хочу чтобы от урока к уроку, вы удивлялись тому, как многое можно познать. Спасибо вам за урок.