Файл: Водные объекты Нижегородской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Класс

6 класс

Учитель

Краева Юлия Михайловна

Тема урока

«Водные объекты Нижегородской области».

Тип урока

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока

Содержательная: создать условия для обобщения и систематизации у обучающихся знаний, явлений и процессов, связанных с водными объектами.

Деятельностная: создать условия для развития у учащихся умения составлять маршрутный лист объекта путем работы с разными источниками информации.

Задачи урока

Обучающие

- обобщить понятие реки и ее частей;

- закрепить знания об озерах и происхождении озерных котловин;

- выяснить значение водохранилищ для человека;

- определить экологические проблемы и пути их решения для водных объектов области.

Развивающие

- развивать умение определять географическое положение водных объектов, показывать их на географической карте;

- развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;

- развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач;

- продолжить формирование умения работать с географической картой, учебником и другими источниками информации.

Воспитательные

- воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к объектам гидросферы;

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников;

- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Планируемый результат обучения

Личностные

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения;

- школьники овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Метапредметные

- формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;

- определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Предметные

- закрепить понятия: река, русло реки, исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, водораздел, озеро, озерная котловина, водохранилище;

- определить существенные признаки понятий;

- характеризовать особенности размещения рек, озер, водохранилищ;

- описывать географическое положение объектов;

- называть и показывать географические объекты в соответствии с темой урока;

- приводить примеры географических объектов в соответствии с темой урока.




Технологическая карта урока по теме:

«Водные объекты Нижегородской области».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вы готовы–все в порядке,
И учебники, тетрадки!
Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Приветствие учителя.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Мы с вами прошли тему «Гидросфера», поэтому на проверку знаний я предлагаю вам пройти небольшое тестирование с помощью системы голосования. (работа с интерактивной доской)

Работают с системой голосования smart response

Постановка цели, учебных задач

(1 слайд)

Посмотрите на экран. Подумайте, что объединяет все объекты на слайде и предположите, какова сегодня будет тема урока.

(Водные объекты Нижегородской области)

Как вы думаете, какова будет цель нашего урока к этой теме? (Изучить водные объекты нашей области)

Но для того, чтобы добиться цели урока, нужно решить определенные задачи.

(2 слайд)

Посмотрите на слайд, здесь изображена таблица с опорными словами. Выберите для себя по одному-два слова из каждого столбика, отвечая на вопрос «Сегодня на уроке я хочу…». Это и будут ваши задачи на урок. Соедините стрелками ваши опорные слова. А в конце урока проверим, достигли вы цели и задач или нет.


Предлагают варианты ответов

Ставят перед собой задачи урока

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

Давайте еще раз повторим, что же относится к водным объектам суши (реки, озера, родники, болота, подземные воды, ледники). А какие объекты Нижегородской области вы можете назвать?

(3 слайд)

Давайте проверим, как хорошо вы знаете реки и озера Нижегородской области. На право выбора объекта дается только 2 попытки.

Какой сделаем вывод по этому заданию? (Не все реки и озера Нижегородской области нам знакомы).

(4 слайд)

А что вы знаете о реках? Могу я проверить ваши знания? (1 человек на доске), остальные на месте на листочках. На ответ вам дается время 2 минуты. Какой сделаем вывод по этому заданию? (все выполнили правильно)

(5 слайд)

Что вы знаете об озерах? Перед вами несколько утверждений. В одних нужно добавить слово, в других – найти ошибку. Для каждого ряда по 2 утверждения. Обсудите и запишите верные ответы на листах. На задание отводится 3 минуты. Проверим? Поднимите, пожалуйста, зеленый сигнал, если у вас все правильно. Красный – если были ошибки. Вывод: таким образом, мы повторили происхождение озерных котловин.

(6 слайд)

Ну и последний вопрос, что вы знаете о водохранилищах? Сейчас с помощью интернета мы составим пазл водохранилища. Скажите, как раньше в советские времена назывался наш областной центр? (город Горький). Так вот название этого водохранилища совпадает с бывшим названием нашего областного центра. Это Горьковское водохранилище.

Ребята, мы с вами повторили 3 водных объектах – реки, озера, водохранилища. Я предлагаю вам список таких объектов в Нижегородской области. Выберите в каждой группе для изучения один из них и объясните, почему вы выбрали именно его.

Каждая группа будет выполнять определенное задание со своим объектом. В группе вы распределите самостоятельно роли, пусть каждый выполнит определенное задание. Так ваша работа будет идти быстрее и эффективнее. В конце занятия, вы проведете защиту своей работы и мы все вместе оценим качество ее выполнения. Вам на обдумывание и выбор объекта 1 минута.

Работают с интерактивной доской

Работают с интерактивной доской и карточками
Работают с интерактивной доской и карточками

Работают с интерактивной доской Интернет-ресурсом

Выбрали, объяснили


Реализация выбранного проекта

Для каждого водного объекта есть свой маршрутный лист. После его выполнения, вы должны представить свой объект, рассказать о нем и поместить его на контурную карту. В конце урока у нас получится туристический маршрут по водным объектам Нижегородской области. Можете приступать.

Работают в группах, заполняют маршрутные листы

Динамическая пауза

(7 слайд Физкультминутка)

Давайте немного отдохнем. Закройте глаза, представьте, что вы сидите на берегу реки или моря. Солнышко пригревает вас своими лучами. Ветер ласково шевелит ваши волосы, вода шумит и зовет вас вдаль. В небе над вами кружат чайки, помашите им правой рукой. Далеко на горизонте мелькают стайки дельфинов. Другой рукой помашите им тоже. От этих волнующих звуков природы мысли в голове проясняются, а на сердце становится легко и спокойно.

Физкульт-минутка

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

(8 слайд)

Отдохнули? Замечательно! Приступаем к защите ваших работ. Просим к доске группу, которая работала с рекой. Не забудьте отметить ваш объект на контурной карте. Какой сделаем вывод по заданию? (Изучили реку…)

(9 слайд)

Группа, изучающая озеро, просим вас к доске. Отметьте месторасположения вашего объекта на контурной карте. Сделайте общий вывод по заданию (Изучили озеро…)

(10 слайд)

Последний объект, пожалуй, самый крупный в Нижегородской области и на нашей карте. Вам слово. Отметьте его на контурной карте. Сделайте вывод. (Изучили водохранилище…)


Защищают свой объект по маршрутному листу, наносят объект на интерактивную контурную карту


Этап рефлексии деятельности

(11 слайд)

Мы изучили несколько водных объектов нашей области. Нанесли их на карту. Теперь знаем их особенности и местонахождение. Скажите, пожалуйста, что помогло вам справиться с этим заданием и возникали ли какие-либо трудности при его выполнении? Летом, при желании, мы с легкостью сможем посетить их и увидеть воочию. По этому плану вы сможете изучить любой водный объект нашей области и не только нашей.

Вспомните цель урока. Проверьте, достигли мы с вами цели урока и смогли решить поставленные перед собой задачи урока? (да)

Заполните оценочный лист своей работы, работы товарищей и работы учителя.

Мне кажется, что сегодня все заслуживают высокой оценки.


Заполняют оценочные листы

Домашнее задание

(12 слайд)

Домашнее задание: отметить водные объекты Уренского района на контурной карте. Образец карты найдете в Дневнике.ру

А по желанию можно сочинить про водный объект стихотворение или синквейн, в котором отразили бы его особенности и значение для людей. Спасибо за работу! До свидания!


Записывают д/з


Задачи урока

вспомнить

использование

река

узнать

конец

озеро

определить

начало

водохранилище

измерить

район

родник

оценить

свойства

болото

начертить

легенда

подземные воды

найти

роль

ледник

выяснить

карта

объекты

Тестирование с системой голосования

1.Гидросфера – это…

А) каменная оболочка Земли

В) воздушная оболочка Земли

С) водная оболочка Земли

Д) оболочка из живых организмов

2.Какой океан самый длинный?

А) Тихий

В) Атлантический

С) Индийский

Д) Северный Ледовитый

3.Какие материки разделяет Гибралтарский пролив?

А) Африку и Антарктиду

В) Евразию и Северную Америку

С) Австралию и Евразию

Д) Евразию и Африку

Е) Южную Америку и Северную Америку

4.К водам суши не относится…

А) реки

В) моря

С) родники

Д) болота

Е) покровные ледники

5.Самое большое по площади озеро мира

А) Байкал

В) Каспийское

С) Онежское

Д) Чад

6.Река России, которая течет с севера на юг

А) Лена

В) Обь

С) Амур

Д) Волга

7.На каком берегу реки Лена стоит город Якутск?

А) правый

В) левый

8.Какое происхождение имеет озеро Байкал?

А) ледниковое

В) вулканическое

С) тектоническое

Д) карстовое

9.Определите сточным или бессточным является озеро Чад в Африке


А) бессточным

В) сточным

10.Какие болота самые опасные для человека?

А) верховые

В) переходные

С) низинные

Карточка-задание «Части реки»

Карточка-задание «Озера»

1.В кратере потухших вулканов образуются________________________________озера.

2.В разломах земной коры суши появляются вулканические озера.

3.В пойме реки встречаются озера-_________________.

4.Озера, образовавшиеся в котловинах вспаханным ледником, называются тектоническими.

5.При размывании подземными водами осадочных пород образуются__________________________озера.

6.Котловины всех крупных по площади и глубоких озер имеют карстовое происхождение.

Маршрутный лист «Описание озера по плану»

1.Название;





2.Местоположение (в каком районе, возле каких населенных пунктов);





3.Происхождение котловины;





4.Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки;





5.Соленое или пресное;





6.Использование человеком;






7.Озеро, как объект искусства, литературы, живописи и т.д.






8.Легенды, если есть




9.Экологические проблемы и пути их решения






10.Статус озера





Маршрутный лист «Описание реки по плану»


1.Название;





2.Местоположение (в каком районе / области находится исток, устье, по каким районам протекает);






3.Общее направление течения (с-ю, з-в);





4. Крупнейшие левые и правые притоки);






5. Характер течения;






6.Использование человеком;






7.Река, как объект искусства, литературы, живописи и т.д.






8.Экологические проблемы и пути их решения





Маршрутный лист «Описание водохранилища по плану»

1.Название;





2.Местоположение (между какими районами / областями расположено);






3.Положительные черты (с какой целью строятся);




4.Отрицательные черты (последствия строительства);




5. Экологические проблемы и пути их решения;





6.Использование человеком.





Оценочный лист

Я бы поставил(а) себе за работу на уроке оценку__________, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребятам поставил(а) бы оценку___________, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учителю бы поставил(а) оценку_________, потому что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________