Файл: Информационные процессы и технологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

176
(e-business), основанного на принципах сетевой экономики. За последнее десятилетие электронный бизнес стал очень популярным. Оборот электронного бизнеса в США и в Европе в 2007 превышает сотни миллиардов долларов.
Основной составляющей электронного бизнеса является электронная коммерция. Электронная коммерция – это не только операции купли-продажи, но и сопровождение процессов формирования спроса на продукцию и услуги, онлайновая обработка заказов, а также обмен информацией между партнерами.
Электронная коммерция – разновидность электронного бизнеса, в котором взаимодействия субъектов бизнеса купли-продажи товаров и услуг осуществляется с помощью глобальной компьютерной сети Internet.
Основные направления электронной коммерции:

бизнес – бизнес (business-to-business, B2B) – определяет взаимодействие компаний с компаниями в электронной среде;

бизнес – потребитель
(business-to-consumer,
B2C) – определяет взаимодействие компаний с конечными потребителями в сети;

бизнес – администрация (business-to-administration, B2A) – определяет взаимодействие компаний с административными органами;

потребитель – администрация (consumer-to-administration, C2A) – определяет взаимодействие потребителей с администрацией.
Автоматизированные информационные системы
Производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, корпорации, банки, органы территориального управления, представляют собой сложные системы. Они состоят из большого числа элементов, реализующих производственные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние информационные связи. Для обеспечения нормального функционирования сложных систем, где взаимодействуют разнообразные материальные, производственные ресурсы и большие коллективы людей, осуществляется управление, как отдельными элементами, так и системами в целом.
Автоматизация в общем виде представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера,

177 который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции производственного процесса, процесса управления.
С помощью АИС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный учет и экономический анализ, достигаются достоверность и оперативность получаемой и используемой в управлении информации и т.д.
Каждая АИС ориентирована на ту или иную предметную область. Под предметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. При этом каждая автоматизированная система ориентирована на выполнение определенных функций в соответствующей ей области применения.
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций, однако условно можно выделить следующие признаки:
1. по видам процессов управления различают следующие их виды:

АИС управления технологическими процессами;

АИС организационного управления;

АИС управления организационно-технологическими процессами;

АИС научных исследований;

АИС обучающие.
2. по сфере функционирования объекта управления бывают:

АИС банков;

АИС финансовых органов;

АИС промышленности;

АИС сельского хозяйства;

АИС связи;

АИС статистики и т.п.


178 3. по уровню в системе государственного управления выделяют:

отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт);

территориальные
АИС
(предназначены для управления административно-территориальными районами);

межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).
Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).
Системы автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для выполнения проектных работ с применением математических методов и компьютерной техники.
Системы САПР широко используются в архитектуре, электронике, энергетике, механике и др. В процессе автоматизированного проектирования в качестве входной информации используются технические знания специалистов, которые вводят проектные требования, уточняют результаты, проверяют полученную конструкцию, изменяют ее и т.д.
Кроме того, в САПР накапливается информация, поступающая из библиотек стандартов (данные о типовых элементах конструкций, их размерах, стоимости и др.). В процессе проектирования разработчик вызывает определенные программы и выполняет их. Из САПР информация выдается в виде готовых комплектов законченной технической и проектной документации.
Автоматизированные системы научных исследований
(АСНИ) предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно.
В настоящее время научные исследования во многих областях знаний проводят большие коллективы ученых, инженеров и конструкторов с помощью весьма сложного и дорогого оборудования. Большие затраты ресурсов для проведения исследований обусловили необходимость повышения эффективности всей работы. Эффективность научных исследований в значительной степени связана с уровнем использования компьютерной техники.
Компьютеры в АСНИ используются в информационно-поисковых и экспертных системах, а также решают следующие задачи:

управление экспериментом;

подготовка отчетов и документации;

поддержание базы экспериментальных данных и др.
В результате применения АСНИ возникают следующие положительные моменты:

в несколько раз сокращается время проведения исследования;

увеличивается точность и достоверность результатов;

усиливается контроль за ходом эксперимента;


179

сокращается количество участников эксперимента;

повышается качество и информативность эксперимента за счет увеличения числа контролируемых параметров и более тщательной обработки данных;

результаты экспериментов выводятся оперативно в наиболее удобной форме – графической или символьной (например, значения функции многих переменных выводятся средствами машинной графики в виде так называемых "горных массивов"). На экране одного графического монитора возможно формирование целой системы приборных шкал (вольтметров, амперметров и др.), регистрирующих параметры экспериментального объекта.
На основе автоматизированных информационных систем строят автоматизированные рабочие места и автоматизированные системы управления.
Автоматизированные системы управления
(АСУ) – комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами. Основная функция АСУ – обеспечение руководства информацией.
Автоматизированная система управления обеспечивает автоматизированный сбор и передачу информации об управляемом объекте, переработку информации и выдачу управляемых воздействий на объект управления.
Примером современной АСУ учебного процесса для общеобразовательных учреждений «АРМ Директор». Это автоматизированная информационно- аналитическая система управления образовательным учреждением.
Узкопрофильная система, предназначенная для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса.
Данная система выполняет следующие основные функции:

сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением;

освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов;

осуществлять планирование учебного процесса;

получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения;

улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров;

создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.
Автоматизированная информационно-аналитическая система позволяет сформировать в учреждении автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры.
Система может быть использована органами управления образования для контроля и обобщения получаемой от школ информации, формирования


180 единых региональных баз данных педагогических кадров и учащегося контингента.
Автоматизированные рабочие места (АРМ) – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессиональной сферы деятельности специалиста. В состав АРМ входят, как правило, персональный компьютер, принтер, сканер и другие устройства, а также прикладные программы, призванные решать конкретные задачи из профессиональной деятельности. Понятие АРМ не является до конца устоявшимся. Так, иногда под АРМ понимают только рабочее место, оборудованное всеми аппаратными средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. Также можно встретить понятие АРМ как условного названия программного пакета, предназначенного для автоматизации рабочего процесса.
Обычно различают три способа построения АРМ в зависимости от структуры исполнения – индивидуального пользования, группового пользования и сетевой. Следует заметить, что сетевой способ построения является наиболее перспективным, поскольку позволяет получать информацию на удаленном расстоянии, вплоть до федерального и международного уровня, а также обмениваться интересующей информацией между структурными подразделениями, не прибегая к другим средствам связи.
При построении автоматизированного рабочего места используется стандарт ГОСТ 34.003-90. Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области автоматизированных систем (АС) и распространяется на АС, используемые в различных сферах деятельности
(управление, исследования, проектирование и т.п., включая их сочетание), содержанием которых является переработка информации.
Экспертные системы
Все больше и больше мы передаем компьютеру выполнять рутинную, нетворческую, трудоемкую переработку информации, освобождая себе время для творческой деятельности. На сегодняшний день развитие компьютерной
(информационной) технологии управления подошло к полной автоматизации деятельности, включающей частичное или полное освобождение человека от необходимости принятия решений. Это связано не только со стремлением разгрузить человека, но и с тем, что развитие техники и технологий привело к ситуациям, когда человек в силу присущих ему физиологических и психических ограничений просто не успевает принимать решения в реальном масштабе времени протекания процесса, что грозит катастрофическими последствиями. Примеры – необходимость включения аварийной защиты ядерного ректора, реакция на события, проистекающие при запусках космических аппаратов и т.д.
Система, заменяющая человека, должна обладать интеллектом, в какой-то мере подобным человеческому – искусственным интеллектом.


181
Систему искусственного интеллекта, построенную на основе глубоких специальных знаний о некоторой предметной области (полученных от экспертов-специалистов этой области), называют экспертной системой.
Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых обычно требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Другими словами, система (техническая или социальная), требующая принятия решения, может получить его непосредственно от программы или через промежуточное звено – человека, который общается с программой. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными правами, и в этом случае программа может "оправдать" свое существование, повышая эффективность его работы.
Альтернативный вариант – человек, работающий в сотрудничестве с такой программой, может добиться с ее помощью результатов более высокого качества. Вообще говоря, правильное распределение функций между человеком и машиной является одним из ключевых условий высокой эффективности внедрения экспертных систем.
Такие системы получили широкое распространение в науке
(классификация животных и растений по видам, химический анализ), в медицине (постановка диагноза, анализ электрокардиограмм, определение методов лечения), в технике (поиск неисправностей в технических устройствах, слежение за полетом космических кораблей и спутников), в политологии и социологии, криминалистике, лингвистике и т.д.
Экспертные системы призваны решать задачи с неопределенностью и неполными исходными данными, требующие для своего решения экспертных знаний.
Кроме того, эти системы должны уметь объяснять свое поведение и свое решение.
Принципиальным отличием экспертных систем от других программ являетсяихадаптивность, т.е. изменчивость в процессе самообучения.
Принято выделять в экспертных системах три основных модуля:

модуль базы знаний;

модуль логического вывода;

интерфейс с пользователем.
База знаний
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17