Файл: Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к практическим занятиям, изучение необходимых разделов в конспектах, учебных пособиях и методических указаниях работа со справочной литературой и Интернетресурсами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов предусматривает:
-
подготовку к практическим занятиям, изучение необходимых разделов в конспектах, учебных пособиях и методических указаниях; работа со справочной литературой и Интернет-ресурсами; -
подготовку к тестированию; -
проектирование учебного исследования, включая разработку программы и инструментария; -
обработку, анализ и интерпретацию первичных данных; -
составление отчета по итогам учебного исследования; -
подготовку компьютерной презентации.
Самостоятельная работа в ходе аудиторных занятий предполагает: составление обзоров литературы и аннотаций, реферирование статей, выполнение индивидуальных творческих и исследовательских работ, аналитических заданий.
Самостоятельная работа под контролем преподавателя
предполагает подготовку докладов, подготовку к тестированию в интерактивной форме, подготовку нормативных и исследовательских документов учебного исследования.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к практическим занятиям, подготовку к контрольным работам, выполнение практических заданий, подготовку к тестированию в интерактивной форме; проведение полевых работ и обработку полученных первичных данных.
По данной дисциплине предусмотрены различные виды контроля результатов обучения: текущий контроль (проверка выполнения заданий и работы с учебной литературой на семинарских занятиях), промежуточныйконтроль в виде экзамена.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Экономика» проводится с целью:
-
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; -
углубления и расширения полученных ранее теоретических знаний; -
формирования умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; -
развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; -
развития исследовательских умений.
Для самостоятельной работы студентов могут быть использованы следующие виды заданий:
-
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы): составление схем и таблиц по тексту, конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.; -
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.; -
для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; -
решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.
Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:
- уровень освоения студентам учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при решении практических задач;
- обоснованность и четкость изложения материала в отчете;
- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов, докладов, проектов, эссе, контрольных работ и др.
Видами самостоятельной работы при изучении дисциплины «Экономика» являются подготовка доклада, реферата или конспекта.
Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
-
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием. -
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки. -
Составить план доклада. -
Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию. -
Прочитать текст и отредактировать его. -
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый «не развивающий» вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа — это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги — тематический конспект
.
Примерная тематика докладов и рефератов
-
Меркантилизм, физиократизм: влияние экономических школ. -
Классическая школа. -
Маржинализм. Неоклассическое направление. -
Кейнсианская теория регулирования экономики. -
Типы экономических систем и их характеристика (с примерами стран). -
Кругооборот благ и доходов в рыночной экономике. -
Экономические законы, их классификация. Проявление экономических законов в жизни. -
Классификация потребностей. Выбор оптимальной структуры. -
Принципы капиталистической экономики. -
Устойчивость рыночного равновесия. -
Налоги и субсидии, их влияние на рыночное равновесие и доходы рыночных субъектов. -
Динамические модели рыночного равновесия. -
Функции государства в рыночной экономике. Общественные блага, перераспределение ресурсов. -
Взаимосвязь кардиналистской и порядковой теорий предпочтений. -
Подходы к анализу потребительского поведения. -
Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг и особенности кривых безразличия. -
Доход и потребление. Эффект дохода и эффект замещения. -
Влияние изменения дохода и изменения цен на благосостояние потребителя. Кривая «доход - потребление». Кривые Энгеля. -
Периодичность в работе фирмы: долгосрочный и краткосрочный периоды работы. -
Понятие эффекта масштаба производства. -
Нормальная прибыль. Точка безубыточности. -
Рынок совершенной конкуренции: проблемы развития. Примеры из жизни. -
Эффективность конкурентных рынков: производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов. -
Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. -
Фирма. Основные формы деловых предприятий: частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации и др. -
Особенности рынка несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция в России и за рубежом (примеры фирм). -
Крупнейшие международные концерны и картели. -
Международное объединение стран ОПЕК: мировое влияние. -
Социальная цена монопольной власти. -
Антимонопольное законодательство. -
Понятие экономической ренты. -
Построение кривой Лоренца и расчёт коэффициента Джини на примере статистических данных конкретных стран. Анализ и сравнение. -
Основные средства предприятия (организации) и эффективность их использования. -
Нематериальные активы -
Оборотные средства предприятия и экономическая эффективность их использования -
Персонал предприятия и экономическая эффективность его использования -
Затраты (издержки) и себестоимость продукции предприятия. -
Формирование уставного капитала предприятия. -
Производственная и организационная структура предприятия. -
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. -
Производственная программа предприятия. -
.Издержки производства и себестоимость продукции. -
Управление качеством продукции. -
Формирование цен на товары. -
Инвестиционная деятельность предприятия -
Доходы, прибыль и финансы предприятия. -
Оценка эффективности хозяйственной деятельности -
предприятия и состояние его баланса. -
ВВП и экономический рост. -
ВВП и общественное благосостояние. Проблемы оценки благосостояния нации. -
Модель кругооборота доходов и продуктов. -
Основные показатели ВВП в России и за рубежом, сравнительный анализ. -
Обоснование устойчивости макроэкономического равновесия в классической теории. -
Кейнсианское обоснование неустойчивости макроэкономического равновесия. -
Неценовые факторы изменения совокупного спроса (примеры) и совокупного предложения. Эффект храповика. Шоки предложения. -
Неустойчивость инвестиций. Факторы колебания инвестиций с точки зрения кейнсианской теории. -
Классический и кейнсианский подход к проблеме безработицы. -
Государственная политика занятости в России и за рубежом: сравнительный анализ. -
Проблемы безработицы в современной российской экономике и странах ближнего и дальнего зарубежья. -
Особенности инфляционных процессов в мировой экономике. -
Влияние процессов в мировой экономике на ситуацию в России. -
Инфляция: причины, особенности на современном этапе, антиинфляционная политика. -
Каким образом банковская система способна создавать денежное предложение, не прибегая к денежной эмиссии? -
Каковы инструменты центрального банка, с помощью которых он может регулировать денежную массу, не используя при этом административных мер по регулированию количества денег? -
Какова роль ставки процента в экономике? Как она влияет на инвестиции и уровень ЧНП? -
Какова оценка кредитно-денежной политики с точки зрения представителей кейнснанского направления и монетаристов? -
Почему монетаристы считают кредитно-денежную политику эффективной, но не рекомендуют её применять? В чем суть монетарного правила; почему его применение способно обеспечить стабильный экономический рост? -
Государственный бюджет, доходы, расходы бюджета. Дефицит и профицит бюджета -
Финансирование дефицита бюджета. Государственный долг -
Налоговая система; налоговая политика; кривая Лаффера -
Дискреционная фискальная политика, политика дефицита и политика бюджетного излишка -
Мультипликатор сбалансированного бюджета -
Оценка эффективности фискальной политики -
Недискреционная фискальная политика. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. -
Международная торговля: основные понятия (внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо внешнеторговых операций) -
Международное регулирование внешней торговли. Международные торговые организации. -
Международные транснациональные корпорации. -
Паритет покупательной способности валют. Конвертируемость валют. -
Понятие открытости национальной экономики. Показатели открытости -
Международное движение капитала. Вывоз капитала, формы вывоза капитала -
Миграция трудовых ресурсов -
Национальная и мировая валютная система. Валютный рынок -
Факторы, определяющие валютные курсы. Реальный валютный курс -
Платежный и торговый баланс. Принципы построения, классификация статей. Платежный баланс России.
Методические рекомендации по написанию и защите рефератов
Реферат — письменная работа объемом 10-12 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников.
Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).
Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.
В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.
Структура реферата:
Титульный лист
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.