Файл: Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к практическим занятиям, изучение необходимых разделов в конспектах, учебных пособиях и методических указаниях работа со справочной литературой и Интернетресурсами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом.
Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:
-
Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования; -
Изложение результатов изучения в виде связного текста; -
Устное сообщение по теме реферата.
Подготовительный этап работы.
Формулировка темы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).
Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.
Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).
Работа с источниками.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Создание конспектов для написания реферата.
Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).
По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.
Создание текста.
Общие требования к тексту.
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.
Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.
С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.
План реферата.
Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.
Требования к введению.
Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.
Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.
Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.
Основная часть реферата.
Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).
Заключение.
Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.
Список использованной литературы.
Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-12 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:
-
поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными, -
в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы, -
дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.
-
7 Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации
Согласно учебному плану данного направления подготовки, промежуточная аттестация и оценка освоения компетенций студентами осуществляется посредством зачета в текущем семестре.
Перечень вопросов для подготовки к зачету:
-
Генезис экономической теории: меркантилизм, физиократизм, английская политическая школа, марксизм, кейнсианство, современные школы и направления -
Предмет и метод экономической теории. Микро и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика -
Факторы производства. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки -
Рынок: сущность, условия возникновение и функционирование. Структура и функции рынка -
Спрос, кривая спроса, закон спроса. Факторы, влияющие на спрос -
Предложение, кривая предложения, закон предложения. Факторы, влияющие на предложение -
Эластичность спроса и предложения -
Рыночное равновесие -
Конкуренция и ее виды. Модели рынка -
Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции -
Поведение фирмы в условиях монополии -
Монополистическая конкуренция, олигополия, их характерные черты -
Предприятие в рыночной среде. Классификация предприятий. -
Производственные, коммерческие и финансовые связи предприятия в рыночной среде. -
Основные средства предприятия. Состав и виды основных средств. -
Оценка и учет основных средств. Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость основных средств. -
Износ и амортизация основных средств. Нормы амортизации. Начисление амортизационных отчислений линейным и нелинейными способами. -
Показатели эффективности использования основных средств предприятия и пути их повышения. -
Оборотные средства. Состав и структура оборотных средств предприятия. -
Нормирование оборотных средств. Общие понятия и способы нормирования. -
Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения их оборачиваемости. -
Трудовые ресурсы предприятия: количественная и качественная характеристика. -
Фонды рабочего времени. Показатели их использования -
Показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Производительность труда. -
Оплата труда на предприятии: сущность, функции. Системы сдельной и повременной оплаты труда. -
Расходы и затраты предприятия. Экономические элементы затрат и калькуляционные статьи. -
Расходы и затраты предприятия. Постоянные и переменные, прямые и косвенные, основные и накладные затраты. -
Себестоимость продукции предприятия и структура затрат. Калькулирование себестоимости продукции предприятия. -
Основные пути снижения себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия. -
Цены и ценообразование на предприятии. Методы ценообразования и виды цен. Ценовая политика предприятия. -
Прибыль как основной показатель деятельности предприятия. Виды прибыли и методы ее расчета. -
Чистая прибыль предприятия и ее распределение. -
Рентабельность продукции и общая рентабельность предприятия: показатели и пути их повышения. -
Валовой внутренний продукт: сущность и методы его измерения -
Валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход -
Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен (дефлирование) -
Экономический цикл: причины, фазы, типы -
Сущность, факторы и типы экономического роста -
Безработица: причины, виды, последствия и регулирования -
Инфляция: сущность, причины, формы, последствия. -
Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства -
Совокупный спрос и факторы, его определяющие -
Совокупное предложение и факторы, его определяющие -
Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения. Изменение макроэкономического равновесия -
Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию: потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора -
Госбюджет: принципы его построения, структура и состояние. Концептуальные подходы к формированию бюджета -
Бюджетный дефицит. Способы финансирования дефицита. Государственный долг -
Налоговая система: принципы налогообложения. Сущность, функции и виды налогов. Кривая Лаффера -
Фискальная политика. Дискреционная и автоматическая. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика -
Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты. Спрос на деньги. Предложение денег. Денежный мультипликатор. Равновесие на денежном рынке -
Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты
Критерии оценки (в соответствии с формируемыми компетенциями и планируемыми результатами обучения):
– на оценку «отлично» – обучающийся показывает высокий уровень сформированности компетенций, согласно пункту 3 данной рабочей программы.
Студент должен продемонстрировать высокий уровень знаний не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, показать понимание происходящих в экономике преобразований, существующих проблем и дать им оценку, вынести критические суждения;
– на оценку «хорошо» – обучающийся показывает средний уровень сформированности компетенций, согласно пункту 3 данной рабочей программы.
Студент должен продемонстрировать высокий уровень знаний не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, показать знания о происходящих в экономике преобразованиях;
– на оценку «удовлетворительно» – обучающийся показывает пороговый уровень сформированности компетенций, т.е. согласно пункту 3 данной рабочей программы;
Студент должен продемонстрировать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения простых задач;
– на оценку «неудовлетворительно» – результат обучения не достигнут, обучающийся не может показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, не может показать интеллектуальные навыки решения простых задач.
Методические рекомендации для подготовки к зачету
Готовиться к зачету нужно заранее и в несколько этапов.
Необходимо осуществлять планомерную подготовку к сдаче итоговой отчетности по дисциплине в течение семестра. Для этого:
-
Просматривайте конспекты лекций сразу после занятий. Это поможет разобраться с непонятными моментами лекции и возникшими вопросами, пока еще лекция свежа в памяти. -
Бегло просматривайте конспекты до начала следующего занятия. Это позволит «освежить» предыдущую лекцию и подготовиться к восприятию нового материала. -
Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала. -
Непосредственно при подготовке: -
Упорядочьте свои конспекты, записи, задания. -
Прикиньте время, необходимое вам для повторения каждой части (блока) материала, выносимого на зачет. -
Разделите вопросы экзамена на знакомые (по лекционному курсу, семинарам, конспектированию), которые потребуют лишь повторения и новые, которые придется осваивать самостоятельно. Начните с тем хорошо вам известных и закрепите их с помощью конспекта и учебника. Затем пополните свой теоретический багаж новыми знаниями, обязательно воспользовавшись рекомендованной литературой. Делайте это неспешно и основательно, не жалея времени на составление тезисных ответов – из-за перегрузок памяти в сессионный период вы в любой момент можете забыть прочитанное. -
Правильно используйте консультации, которые проводит преподаватель перед экзаменом. Приходите на них с заранее проработанными самостоятельно вопросами. Вы можете получить разъяснение по поводу сложных, не до конца понятых тем, но не рассчитывайте во время консультации на исчерпывающую информации по содержанию всего курса. -
Если экзамен проходит в форме теста (выбор из нескольких вариантов ответа), обратите внимание на следующие рекомендации: -
Внимательно прочитайте указания к тесту. -
Выясните: надо выбрать один, наилучший, ответ или все правильные ответы. -
Прочитайте основной вопрос от начала до конца, затем каждый возможный ответ от начала до конца. -
Постарайтесь извлечь и понять всю информацию, заложенную в предполагаемых ответах. -
Если вы затрудняетесь в выборе правильного ответа, вычеркните те из предполагаемых ответов, которые считаете заведомо неправильными. -
Обратите внимание на все отрицательные слова. -
Ответы на вопросы со словами «все вышеуказанное» часто бывают правильными. Если вы знаете, что два из трех условий выполнены, то «все вышеуказанное» весьма вероятно. -
Если вы сомневаетесь в числовом ответе, отбросьте максимум и минимум и рассматривайте средние значения. -
Если у вас нет идей насчет ответа, проверьте сходные предполагаемые ответы; наиболее содержательный из предполагаемых ответов - тот, который содержит больше всего информации.