Файл: Тема 16. Россия и мир в xxi веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале 2006 г. Центральная избирательная комиссия РФ одоб­рила и направила в регионы «модельный» проект Закона «О выборах депутатов представительного органа муниципального района». Это объяснялось необхо­димостью «снижения вероятности нерезультативных выборов». Те­перь на муниципальных выборах требовалось использовать сме­шанную избирательную систему, предусматривающую образование одного пропорционального избирательного округа и одного мажо­ритарного избирательного округа. Это означало, что гражданам, не желавшим баллотироваться по партийным спискам, отдавалось не более 20% мандатов, т. е. муниципальные структуры власти факти­чески формировались по партийному признаку, а муниципальная система власти приобретала партийную окраску.

В целом к концу 2008 г. в сложных условиях была создана новая система федерализма с характерными чертами унифицированно­го избирательного и партийного законодательства, минимизацией различий в правилах проведения региональных выборов, переводом выборов на партийную основу. Властная, в том числе партийная, вертикаль способствовала укреплению единства страны и усилению ее политической однородности.

Формирование нового федерализма в рамках административной реформы имело и несколько результатов неоднозначного характера. С одной стороны, в регионах, ранее обладавших репутацией «ав­торитарных» (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия, Адыгея, Тува), региональные политические режимы стали более либеральными, в монолитных прежде законодательных собраниях этих регионов появилась оппозиция. С другой стороны, многие регионы, ранее имевшие развитые демократические системы и региональные пар­тии (Нижегородская и Свердловская области, Карелия, Приморский край) утратили былой демократизм. Сложившиеся в них прежде ре­гиональные политические культуры вынуждены уйти в тень.

Сохранилось и разнообразие интересов российских регионов, и имевшиеся внутри региональных элит конфликты. Это обуслов­лено усиливавшейся дифференциацией социально-экономического развития регионов. Так, в 2000 г. по объему промышленного произ­водства на душу населения разница между благополучными и сла­быми субъектами составляла 64 раза, в 2005 г, выросла до 281 раза, и эта тенденция сохраняется. Различия в доходах богатейшего и беднейшего регионов на душу населения выросли за пять лет с 50 до 194 раз; объем инвестиций на душу населения — с 30 до 44 раз, уровень безработицы — с 29 до 33 раз.


Оценивая эту ситуацию в конце своего второго президентства, В. В. Путин заметил, что в ближайшие годы страна должна перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспе­чение не формального, а фактического равноправия субъектов

Российской Федерации. Равноправия, позволяющего каждому ре­гиону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и ди­версификации экономики территорий.

В целом формирование нового российского федерализма было направлено на предотвращение распада страны и остановку войны на Северном Кавказе. Сепаратизм отступил, а терроризму — при всей сохраняющейся остроте этой угрозы — нанесены сокрушитель­ные удары. Восстановлено единое правовое пространство, правовая база регионов приведена в соответствие с федеральным законода­тельством.

Нынешняя федерация отличается от прошлой, здесь учтен не только национальный, но и территориальный принципы организации.

Одним из основных вопросов, требующих продуманного решения, остается экономическое неравноправие субъектов РФ, а отсюда и дотационность большинства субъектов федерации.

В статье 71 Конституции РФ, в которой перечисляются вопросы ведения Российской Федерации, согласно пункту «з» «федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития» находятся в ведении РФ. Здесь видится одна из проблем экономического характера, связанная с федеративным устройством России. Речь идет о неравномерном распределении по регионам федерального бюджета. Откровенная дискриминация проявляется при распределении финансовых ресурсов: доходило до того, что края, области и федеральные города отчисляли в федеральный бюджет до 50% налогов от прибыли, в то время как республики отчисляли всего 10%. Все это происходит, потому что многие регионы РФ не могут обеспечить себя сами. Отсюда следует, что часть регионов России живет за счет перераспределения налогов и сборов остальных ее субъектов, в чем отчетливо просматривается неравноправная ситуация в распределении финансовых потоков. И, напротив, в регионах, которые способны себя обеспечивать сами, просматриваются сепаратистские настроения.

Именно поэтому сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качества жизни населения являются приоритетами государственной региональной политики .



Вопрос бюджетного федерализма актуален и обсуждается на всех уровнях власти. Например, Совет Федерации Российской Федерации в марте 2014 года провел научно-практическую конференцию «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы». Рекомендации конференции касаются актуальных вопросов развития бюджетного федерализма. В частности это: продолжение работы по разграничению полномочий между уровнями публичной власти, учет при этом их передачи с соответствующим финансовым обеспечением; разработка новой стратегии развития межбюджетных отношений в Российской Федерации и повышение эффективности расходов бюджетов субъектов РФ; внесение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Отмечается, что необходимо детально проработать вопрос межбюджетных отношений при разработке нового Бюджетного кодекса Российской Федерации и изменений Налогового кодекса РФ.

Следующая проблема российского федерализма связанна с большой территорией страны. РФ является самой большой страной и федерацией в мире, и, как следствие, имеет самое большое число субъектов федерации — 85. Проблема уменьшения количества субъектов может быть разрешена путем их укрупнения. Большое количество членов федерации и огромная территория страны вытекают в проблему управления территориями и региональной политики. Возможно, решением будет курс на децентрализацию федеративных отношений. В результате укрупнения целого ряда субъектов федерации в 2019 насчитывалось -72.

Отметим еще одну черту российского федерализма — асимметричность масштабов федеральных единиц. Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой, в первую очередь, по площади территорий. Для сравнения: площадь Севастополя, самого маленького субъекта – 1080 км², а площадь самого большого – Якутии – 3083523 км², что составляет 18 % от всей площади Российской Федерации. При таких значительных различиях в площади субъектов России трудно добиться выравнивания условий развития регионов.

И хотя согласно Конституции РФ, все ее субъекты равноправны, на деле каждый из видов имеет разные права и обязанности, что приводит к разрыву законодательного пространства страны. Например, республикам разрешено принимать свои конституции, в которых они устанавливают свой язык и гражданство, в то время как остальные субъекты имеют только свой устав. Не стоит забывать о том, что в связи с большим количеством регионов экономическая, политическая и культурная дифференциация регионов значительно отличается друг от друга по: условиям жизни и труда граждан,
уровню безработицы, количеству доходов, степени эффективности социальной инфраструктуры, уровню политической активности.


  1.   1   2   3   4

Актуальные проблемы социально-экономической политики

современной России.
В XXI век Россия вступила с экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития.

Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.

О некоторых реальных успехах социально-экономического развития говорят следующие факты:

- Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост. С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.

- Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли. Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.

- Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.

- Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.

Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни. В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями.

Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.