Файл: Тема 16. Россия и мир в xxi веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом; в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. В настоящее время государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.

Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.

Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.

Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.

Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.

Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций
3. Международные организации ШОС, БРИКС.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией
, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм "Шанхайской пятерки".

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском Саммите глав государств-членов ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы организации, её структуру и основные направления деятельности.

8-9 июня 2017 года в городе Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства-члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации государства-члены ШОС, исходя из "Шанхайского духа", придерживаются принципов взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является

Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам Организации. Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках Организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет Организации. Официальными языками ШОС являются русский и китайский языки.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат ШОС в Пекине и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в Ташкенте. Генеральный  секретарь ШОС и Директор Исполнительного комитета РАТС ШОС назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2019 года эти посты соответственно занимают Владимир Норов (Узбекистан) и Джумахон Гиёсов (Таджикистан).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Таким образом, в настоящее время:

  • восемь стран являются государствами-членами ШОС- Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Исламская Республика Пакистан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;

  • четыре страны имеют статус государства-наблюдателя при ШОС- Исламская Республика Афганистан, Республика Беларусь, Исламская Республика Иран, Монголия;

  • шесть стран являются партнёрами по диалогу ШОС — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Королевство Камбоджа, Федеративная Демократическая Республика Непал, Турецкая Республика, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка.


Транспортная сфера является одним из основных направлений взаимодействия государств-членов ШОС. Приоритетной задачей в этой области является создание благоприятных условий для развития устойчивого транспортного сообщения, обеспечивающего потребности развития экономического сотрудничества стран ШОС.

В рамках ШОС стороны ведут работу по повышению взаимосвязанности различных видов транспорта для обеспечения эффективного, действенного и безопасного передвижения людей и товаров между государствами-членами ШОС при одновременном улучшении охраны природных ресурсов и снижении воздействий на окружающую среду, таких как последствия выбросов парниковых газов.

Основой для сотрудничества государств-членов ШОС в области транспорта является Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. Программой многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, подписанной в рамках заседания Совета глав правительств государств-членов ШОС (1-2 ноября 2019 года, г. Ташкент).

20 января 2017 года вступило в силу Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.

Первое заседание Совместной комиссии по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок состоялось 13-14 декабря 2018 года в г. Сямэнь. Стороны обменялись информацией о состоянии и готовности к эксплуатации автомобильных маршрутов и пунктов пропуска через государственные границы, указанных в Соглашении. Подтверждена готовность открыть не позднее 2020 года предусмотренные документом 6 маршрутов международных автоперевозок.

13-14 июня 2019 г. в г. Бишкеке прошла встреча глав государств-членов ШОС, в ходе которой лидеры обсудили первоочередные задачи и практические меры по углублению сотрудничества и дальнейшему развитию Организации. Основные подходы зафиксированы в итоговой Бишкекской декларации. 

29-31 июля 2019 года в г. Пекине на базе Секретариата ШОС под председательством российской стороны состоялось экспертное заседание по согласованию и рассмотрению проектов документов, направленных на расширение взаимодействия в транспортной сфере.  Рассмотрены проекты документов по развитию автомобильных дорог, интегрированного управления перевозками и взаимодействию железнодорожных администраций государств-членов ШОС.

19 сентября 2019 года в г. Нур-Султане прошла вторая встреча глав железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов ШОС. На встрече согласован проект концепции взаимодействия железнодорожных администраций (железных дорог) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Далее концепция была утверждена Советом глав правительств государств-членов ШОС.


Очередное заседание Специальной рабочей группы ШОС по развитию транзитного потенциала состоялось 23-24 сентября 2019 года в г. Ташкенте. Участники заседания рассмотрели вопросы совершенствования перевозок между государствами-членами.

1-2 ноября 2019 года в г. Ташкенте состоялось восемнадцатое заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС.

В ходе заседания главы делегаций в конструктивной атмосфере обменялись мнениями по широкому кругу вопросов международного и регионального экономического развития, обсудили перспективы и меры по углублению экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС в интересах дальнейшего укрепления взаимопонимания и традиционной дружбы между народами государств-членов Организации.

16-17 июня 2020 года под председательством российской стороны в формате видеоконференции состоялись Консультации экспертов и глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

В мероприятиях приняли участие представители сферы здравоохранения государств-членов ШОС, государств-наблюдателей при ШОС — Беларуси, Ирана и Монголии, партнёра по диалогу Организации — Армении, а также Исполнительный директор Программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения Майкл Райан.

В ходе экспертного заседания рассмотрены и обсуждены проекты Комплексного плана совместных действий государств-членов ШОС по противодействию угрозам эпидемий на пространстве региона, Соглашения о сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по борьбе с чумой, Итогового заявления глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

Подходы и практические шаги к обеспечению безопасности и стабильности

Незыблемой остается приверженность ШОС без альтернативности политико-дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций на основе строгого соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права, неукоснительного соблюдения целей и принципов Устава ООН. В этой связи Организация продолжает выступать за укрепление центральной координирующей роли ООН в международных отношениях, придает особое значение поступательному развитию и укреплению сотрудничества с Всемирной Организацией, ее специализированными институтами и учреждениями.