ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
формационных потоков между отдельными элементами каж дой системы является задачей построения АСУ топливноэнергетическим хозяйством республики. Тем не менее, приведенный перечень дает представление о масштабах ин формационного обеспечения оптимизационных математиче ских моделей и о необходимом количественном и качествен ном уровнях разработки информации при решении задачи оптимизации баланса республики на ЭЦВМ.
К объемным показателям в области приходной и расход ной части баланса относятся прежде всего намечаемые на перспективу возможные объемы производства различных ви дов топливно-энергетических ресурсов, объемы производства промышленной продукции в республике, демографические данные о росте населения и т. д. Объемные показатели яв ляются основой формирования краевых условий математи ческих моделей. Для формирования этих условий недоста точно оперировать общими объемными показателями разви тия народного хозяйства республики. Необходимо знать конкретное размещение существующих промышленных предприятий на территории республики, намечаемые ва рианты строительства новых, реконструкции и вывода суще ствующих объектов промышленности. Только в этом случае в математических моделях представляется возможным про вести достаточно обоснованное территориальное агреги рование источников и потребителей топливно-энергетиче ских ресурсов. Не менее важной является проблема пер спективного развития транспортной системы республики. Сюда относятся вопросы перспективного развития сети же лезных дорог, систем трубопроводного транспорта жидкого и газообразного топлива, линий передач электроэнергии высокого напряжения на далекие расстояния и системы рас пределительных сетей.
Для формирования транспортных показателей в мате матических моделях должны учитываться пропускная спо собность отдельных участков транспортных систем, возмож ные маршруты передачи' топлива и электроэнергии из одних районов республики в другие, возможные варианты расширения и реконструкции существующих участков же лезных дорог, магистральных газопроводов и линий электро передач.
В основе оптимизации систем топливно-энергетиче ского хозяйства на различных уровнях иерархии лежат нор мативные показатели, характеризующие уровень техниче-
16 4-I02I |
241 |
ского совершенства использования различных видов топли ва и энергии в высоко-, средне- и низкотемпературных про цессах промышленности, а также в процессах коммунально бытового сектора. Одним из требований, предъявляемых к нормативной базе, используемой для оптимизации баланса, является обеспечение принципа прогрессивности норматив ной информации, учитывающее технический прогресс в отраслях промышленного производства. Положенные в ос нову оптимизации прогрессивные нормативы должны учитывать изменения расхода топлива и энергии за счет усо вершенствования конструкции тепловых агрегатов, исполь зования тепловых отходов, широкого внедрения автоматиза ции теплотехнических процессов и дальнейшего совершен
ствования |
технологии |
производства. |
Другое требование |
к системе |
нормативных |
показателей |
заключается в том, |
что эта система должна отражать изменение удельных норм в зависимости от качественной характеристики (вида) топ лива, используемого в данном промышленном процессе. Для создания системы нормативов, отражающих эти измене ния, необходимо исследовать на частных математических моделях промышленных предприятий связь между энерге тическими и технологическими характеристиками энерго потребляющих агрегатов.
Энергетические характеристики энергопотребляющих аг регатов во взаимосвязи с технологией представляют матема тическое описание уровня энергопотребления. Изменение энергетических характеристик агрегатов в зависимости от изменения вида используемого энергоносителя можно рас сматривать на уровнях детерминированных и стохастических моделей.
При детерминированном подходе к построению моделей для определения удельных расходов энергоносителей стро ятся аналитические функциональные зависимости между искомыми (удельный расход топлива) и определяющими фак торами и имеется однозначное решение. При стохастическом же подходе определяется не функциональная, а вероятност ная связь между искомыми и определяющими факторами. Для построения стохастической зависимости между величи ной энергопотребления и определенными факторами должны быть использованы экспериментальные пассивные методы, т. е. должно быть использовано значительное количество статистического материала, характеризующего условия ра боты агрегатов в конкретных условиях промышленной экс
242
плуатации. Следовательно, научно обоснованные прогрес сивные нормативы, используемые при оптимизации топливноэнергетического хозяйства района (республики), могут быть разработаны лишь при широком участии промышленных предприятий.
Не менее важной является проблема разработки норма тивных экономических показателей (показателей удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат) на всех этапах функционирования системы топливно-энергетиче ского хозяйства с учетом нелинейной зависимости этих пока зателей от объемов добычи, транспортирования, использова ния топлива, а также с учетом фактора времени. Например, для функционирующей системы газового хозяйства респуб лики состав этих показателей определяется необходимостью их формирования на следующих этапах: а) определение удельных затрат (удельных капитальных вложений и экс плуатационных расходов), связанных с разведкой и добычей природного газа, для каждого t-ro источника; б) определе ние удельных затрат на транспортирование газа по каждо му г-му участку газопровода, соединяющего і-й источник с /-и потребителем; в) определение удельных затрат, свя занных с хранением природного газа в каждом і'-м пункте хранения; г) определение экономических показателей ис пользования природного газа для каждого /-го потреби теля.
Так как на основе этих показателей формируются оцен ки функционала математических моделей, от представитель ности разработанного на перспективу массива экономиче ской информации зависят конкретные результаты оптимиза ционных решений топливно-энергетического баланса.
Информационные показатели, получаемые в результате оптимизации энергетических задач на более высоком уров не иерархии, необходимы в основном для получения прием лемых решений в рамках локальных моделей на низких уровнях иерархии. Такими показателями, как мы видели, были определяемые в результате оптимизации баланса стра ны: перспективные объемы топлива, подаваемые на террито рию республики из других районов страны; межреспубли канские перетоки электроэнергии; поставки топлива из ме сторождений Украинской ССР в другие республики и на экс порт, а также система замыкающих затрат на топливо и энергию. Для возможности эффективного использования при решении локальных задач системы замыкающих затрат на
1 6 * |
2 4 3 |
|
топливо и энергию в результате оптимизации баланса стра ны должна также выдаваться схема основных направлений потоков топлива и энергии с конкретными центрами потреб ления. Последнее дает возможность при решении моделей на низких уровнях иерархии (промышленные предприятия) ввести обоснованную поправку на затраты в магистральный транспорт энергоносителей.
Приведенный далеко не исчерпывающий перечень про блем в области информационного обеспечения задач оптими зации систем топливно-энергетического хозяйства Украин ской ССР позволяет сделать вывод о том, что проблеме ин формации должно быть уделено большое внимание.
Бурное развитие электронно-вычислительной техники и математических методов открывает широкие возможности в области оптимизации и управления системой топливноэнергетического хозяйства УССР. В то же время использо вание новых методов требует проведения широких каче ственных изменений в существующих формах статистиче ской отчетности промышленных предприятий и формах под готовки, а также использования информации. Практическая же ценность результатов машинных решений, получаемых при использовании информации, не приспособленной для ввода в математическую модель, равна нулю.
Г л а в а IX
ОТРАСЛЕВЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИ
ТИЯ ГАЗОСНАБЖАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
§ 1. ОБЩАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ И МОДЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВРЕМЕННЫХ ПЕРИОДОВ
При планировании системы газоснабжения УССР в об щей модели топливно-энергетического баланса (в едином комплексе со всеми остальными видами топлива) не учиты вается ряд факторов, которые имеют определяющее значение для рационального функционирования и перспективного раз вития системы газового хозяйства республики. Прежде всего, описанные выше модели топливно-энергетического баланса в вышеприведенной постановке являются стати
244
ческими, поэтому фактор сезонной неравномерности в газопотреблении учитывается в них чисто эвристическим пу тем с выделением в качестве некоторых условных пунктов производства буферных потоков газа. Практически другие варианты регулирования сезонной неравномерности в газопотреблении (за исключением использования весенне-лет них избытков газа на мощных электрических станциях) в этих моделях не рассматриваются. Ввод в формальную по становку общих моделей подземных хранилищ газа нарушает структуру ограничений распределительной задачи и увели чивает количество этапов модели второй степени сложности. А самое важное обстоятельство заключается в том, что при комплексной оптимизации невозможно детально рассмотреть все вопросы добычи газа на отдельных месторождениях рес публики, хранения, транспортирования по разным участ кам магистральных и распределительных газопроводов, перераспределения потоков газа в территориальном и от раслевом разрезах в зависимости от времени года и т, д.
Все эти вопросы в достаточной мере точно выясняются на отраслевых математических моделях при системном под ходе к оптимизации топливно-энергетического хозяйства.
Мы уже отмечали, что системный подход вызывает необ ходимость разработки математических моделей по всем от раслям топливной промышленности, электроэнергетики, по отдельным районам республики.
Если все такие модели разработаны на одном математиче ском уровне, то можно осуществлять итерационный процесс их реализации на ЭЦВМ, в котором средствами увязки меж ду собой частных решений отдельных моделей служат двой ственные экономико-математические оценки (симплексмножители) [11]. Следует подчеркнуть, что такой процесс становится возможным в случае, когда разработан комплекс отраслевых моделей (по единой газоснабжающей системе республики, нефтяной и нефтеперерабатывающей про мышленности, топливной и топливоперерабатывающей про мышленности УССР и т. д.), к чему, естественно, следует стремиться.
В то же время замыкающие затраты на топливо и энер гию (как аналог двойственных оценок) не могут служить средством увязки локального решения модели любой отрас левой системы с оптимальным развитием топливно-энерге тического хозяйства. Эти затраты как средство увязки част ных решений могут быть эффективно использованы лишь на
245