ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
П
|
|
|
|
Хц’ |
|
Ы'Хі'і —•0, |
i |
1,2,..., k\ |
(8-16) |
||||||||
|
|
|
|
|
/=i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
* / ' / < |
/ < |
• ' ; |
і ' = |
|
1 , |
2, ...,&; |
|
|
(8-17) |
|||
|
mr |
|
. |
/ = 1 |
mr |
nr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
kr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
2 |
|
2 |
x i/ r |
+ |
2 |
2 |
x ‘ r> r ^ |
|
r |
~ |
|
|
2 ) ••• ’ |
^ |
||
|
V = ‘ |
«•'=' |
' |
|
V = 1 / г = ‘ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
r |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(8-18) |
|
|
|
|
|
|
|
К 6 + > |
i |
r 6 |
/ • |
|
|
|
|
|||
2 |
2 |
h i ’ p X ip jp |
^ . d p ', |
p = |
1 |
, |
2 |
, |
g, i p £ |
i |
, |
jp£ j, |
(8-19) |
||||
‘p = |
+ =1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т и |
|
|
|
m a |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(8-20) |
|
2 Х »Ум |
“ |
Г ц |
2 |
X V u |
^ |
+ |
г'и 6 * |
’ |
г'и 6 2» |
|
6 |
г ’ |
|||||
|
|
|
|
/ 0= 1 |
^ 0, |
|
0, |
|
|
|
’ |
|
|
|
|
||
|
|
^ |
0; |
Х і ч |
% ifif |
^ |
* / г / г |
^ |
|
||||||||
|
|
|
|
|
> |
° ; |
|
> |
° ; |
^ |
> |
° - |
|
|
(8-21) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вмодели введены следующие обозначения параметров:
і— множество условных пунктов производства (с учетом переработки) топливных ресурсов; і' — множество услов ных пунктов преобразования химической энергии топлива в тепловую и электрическую; / — множество условных пунк тов потребления топливно-энергетических ресурсов; г — множество участков сети магистральных газопроводов рес публики; р — множество участков межрайонных линий эле
ктропередач; щ — ресурсы топлива в і-м условном пункте производства для данного расчетного периода; Ь,- — задан ный (плановый) объем продукции (или потребность в кон кретном виде топлива), вырабатываемой в /-м условном пункте потребления топлива; Э/— плановая потребность в электроэнергии /-го условного пункта потребления; /,•----
максимальная мощность на расчетный период Г -го условно го пункта преобразования химической энергии топлива в тепловую и электрическую; dr и dn — пропускная способ ность соответственно магистральных газопроводов и меж районных ЛЭП; Хі/ — норма расхода топлива і-го условного пункта производства на единицу продукции /-го пункта потребления; кц---- норма расхода топлива t-го пункта про изводства на единицу энергии, отпускаемой Г-м пунктом преобразования; т]t>j— коэффициент, учитывающий поте рю электроэнергии при передаче из і' -го условного пункта
235
преобразования /-му потребителю; h? — годовое число часов использования установленной мощности і'-го условного пункта преобразования энергии; а?и — коэффициент, учи
тывающий взаимосвязь между отдельными видами топлива (хіи и хіѵ) для іи' -го условного пункта преобразования энер
гии топлива в тепловую и электрическую; % — вывоз топ лива из і-го условного пункта производства в /-й услов ный пункт потребления; хц>— вывоз топлива из і-го ус ловного пункта производства в і'-й условный пункт преоб разования энергии; x^j — отпуск мощности из і'-го пункта преобразования /-му пункту потребления электроэнергии; Хігіг' иХігіг— потоки природного газа, транспортируемые из
і-го условного пункта производства соответственно в і'-й пункт преобразования, /-й пункт потребления по г-му газопроводу; х/ jp— потоки энергии, транспортируемые
из і'-го пункта преобразования /-му потребителю по р-й линии электропередачи.
Первая группа ограничений (8-13) модели указывает на то, что вывоз топлива, в том числе и транспортирование при родного газа, из каждого условного пункта производства не должен превышать имеющихся в нем ресурсов на данный расчетный период. Вторая группа ограничений (8-14) опре деляет необходимость удовлетворения потребности в топли ве каждого потребителя, размещенного на территории рес публики.
Аналогичную интерпретацию для удовлетворения по требности в электроэнергии всех потребителей имеет группа ограничений (8-15).
Группа ограничений (8-16) учитывает взаимосвязь между входными потоками (потоки топлива) и выходными потока ми (потоки электроэнергии) для тепловых электростанций. Группа неравенств (8-17) записывается для некоторых кате горий энергетических объектов для ограничений по макси мально возможной мощности в расчетном периоде. Группы ограничений (8-18) и (8-19) учитывают то обстоятельство, что объем транспортирования газообразного топлива по трубопроводам и электроэнергии по ЛЭП должен быть не больше пропускной способности конкретного вида транспор та на данном маршруте.
Ввод ограничений типа (8-20) объясняется следующими условиями. В энергетических установках тепловых электро станций республики могут использоваться одновременно
236
несколько видов топлива при оборудовании котельных аг регатов комбинированными горелками. Кроме того, при ра боте электрической станции на твердом топливе необходимо обязательно предусмотреть некоторое резервное топливо, ис пользующееся при растопке котельных агрегатов и при рабо те энергетического оборудования на пониженных нагрузках. В качестве резервного, как правило, на электростанциях республики предусматривается жидкое или газообразное топливо.Этот факт и учитываетсяв ограничениях типа (8-20), смысл математической записи которых заключается в сле дующем: при удовлетворении в оптимальном плане і'и-й
группы преобразования химической энергии топлива в теп ловую и электрическую энергию топливом вида хіи должно выбираться некоторое сопутствующее топливо х{ в количе стве, определенном коэффициентом взаимосвязи осу . В
последней группе ограничений заложено требование неот рицательности искомых потоков топлива и электроэнергии.
В функционале модели записано требование минимиза ции суммарных затрат, связанных с добычей, переработкой, магистральным, распределительным транспортом, использо ванием энергоносителей на тепловых электростанциях и у потребителей, выделяемых в расчетной матрице баланса.
Формальная запись математической модели дает возмож ность судить, что в структурном отношении эта модель на много сложнее производственно-распределительной модели баланса. Она более адекватна системе топливно-энергетиче ского хозяйства республики, так как дает возможность уче та взаимосвязей функционирующей системы электроэнерге тики с газовой, нефтеперерабатывающей и угольной про мышленностью.
Следует отметить, что структура модели не изменится, если в систему электроэнергетики будут включены станции на ядерном горючем. Это особенно важно с точки зрения разработки балансов республики на перспективный период, когда АЭС станут играть значительную роль в суммарной выработке^электроэнергии всеми источниками производства.
С математической точки зрения задача оптимизации пер спективного топливно-энергетического баланса УССР в дан ной постановке является общей задачей линейного программи рования. Для ее реализации на ЭЦВМ используется моди фицированный симплекс-метод с мультипликативным пред ставлением обратной матрицы.
237
Мультипликативный симплекс-метод используется с уче том модификаций Зойтендейка, которые позволяют при раз работке программы обеспечить значительную экономию ма шинной памяти.
Принципиальная блок-схема алгоритма решения модели
(8-12) — (8-21) приведена на рис. 2.
.Более сложная математическая интерпретация определя ет необходимость уменьшения размерности системы при реа лизации топливно-энергетического баланса на ЭЦВМ. Од нако значительным преимуществом системы математического обеспечения данной модели является ее гибкость по от ношению к изменениям функциональных зависимостей в ма трице ограничений. Другими словами, ввод любых математи ческих соотношений в производственно-распределительную модель, нарушающих ее специальную структуру, приводит к невозможности использования всего комплекса машинных программ, разработанных для этой задачи.
Вто же время изменение функциональных соотношений
вмодели (8-12) — (8-21) с соблюдением единственного тре бования линейности не приводит к необходимости какихлибо изменений в программном обеспечении.
Конечно, вопросы выбора состава энергогенерирующих мощностей и их размещения при заданной потребности в эле ктроэнергии отдельных районов можно приближенно ре шать и в распределительной задаче. Однако в .этом случае необходимо проводить целый ряд трудоемких преобразова ний по переводу конечных потоков электроэнергии к экви валентному количеству используемого на электростанциях топлива, что резко увеличивает время подготовки информа ции для реализуемой задачи.
Вмодели же (8-12) (8-21) эти трудности отсутствуют, так как входные и выходные потоки для электростанций интерпретируются в натуральных показателях.
Проблемы подготовки исходной информации для опре деления рациональных Направлений развития газового хо зяйства республики в единой системе оптимизации топлив но-энергетического баланса характеризуют другую сторону процесса формализации. Хотя состав необходимых для оп тимизации технико-экономических показателей в определен
ной степени зависит от математической формулировки [зада чи, тем не менее при разработке баланса на различных ма тематических моделях необходимо подготавливать практи чески ничем не отличающиеся один от другого массивы
238
Рис. 2. Принципиальная блок-схема алгоритма решения математической; модели второго порядка сложности для оптимизации топливно-энергети ческого баланса УССР.
исходной информации. Проблемы информационного обеспече ния задач оптимизации систем топливно-энергетического хозяйства более сложны, чем проблемы моделирования и ма тематического обеспечения. Задача подготовки массива исходной информации к математическим моделям является трудоемкой и имеет самостоятельное значение. На некото рых проблемах информационного обеспечения математиче ских моделей систем топливно-энергетического хозяйства следует остановиться более подробно.
§ 5. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Практическое использование моделей топливно-энерге тического хозяйства УССР и его отдельных подсистем связа но с необходимостью разработки обширной и разнообразной информации. Показатели входной информации к математиче ским моделям можно условно разделить на следующие ос новные группы: а) объемные показатели в области приход ной части баланса; б) объемные показатели в области расход ной части баланса; в) показатели территориального разме щения; г) показатели удельных расходов топлива и энергии в отраслях народного хозяйства; д) показатели, характери зующие конфигурацию транспортных маршрутов топлива и энергии; е) нормативные показатели эксплуатационных затрат на добычу, переработку, транспортирование, хра нение и потребление топливно-энергетических ресурсов
взависимости от объема производства, технических и техно логических факторов; ж) нормативные показатели удельных капитальных затрат (с учетом фактора времени) на поддер жание существующих мощностей, реконструкцию и новое строительство предприятий на различных этапах функцио нирования топливно-энергетического хозяйства; з) показате ли межотраслевых и внутрисистемных топливно-энергети ческих связей; и) информационные показатели, получаемые
врезультате оптимизации системы топливно-энергетическо го хозяйства на более высоком территориальном уровне.
Этот перечень не является исчерпывающим в области оптимизации систем топливно-энергетического хозяйства. Выяснение необходимых и достаточных потоков информа ции между отдельными подсистемами топливно-энергетиче ского хозяйства, находящихся на различных уровнях
иерархии, обоснованное определение внутрисистемных ин
240