Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П

 

 

 

 

Хц’

 

Ы'Хі'і —•0,

i

1,2,..., k\

(8-16)

 

 

 

 

 

/=i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

* / ' / <

/ <

• ' ;

і ' =

 

1 ,

2, ...,&;

 

 

(8-17)

 

mr

 

.

/ = 1

mr

nr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

x i/ r

+

2

2

x ‘ r> r ^

 

r

~

 

 

2 ) •••

^

 

V = ‘

«•'='

'

 

V = 1 / г = ‘

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8-18)

 

 

 

 

 

 

 

К 6 + >

i

r 6

/ •

 

 

 

 

2

2

h i ’ p X ip jp

^ . d p ',

p =

1

,

2

,

g, i p £

i

,

jp£ j,

(8-19)

‘p =

+ =1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т и

 

 

 

m a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8-20)

2 Х »Ум

Г ц

2

X V u

^

+

г'и 6 *

г'и 6 2»

 

6

г ’

 

 

 

 

/ 0= 1

^ 0,

 

0,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

0;

Х і ч

% ifif

^

* / г / г

^

 

 

 

 

 

 

>

° ;

 

>

° ;

^

>

° -

 

 

(8-21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вмодели введены следующие обозначения параметров:

і— множество условных пунктов производства (с учетом переработки) топливных ресурсов; і' — множество услов­ ных пунктов преобразования химической энергии топлива в тепловую и электрическую; / — множество условных пунк­ тов потребления топливно-энергетических ресурсов; г — множество участков сети магистральных газопроводов рес­ публики; р — множество участков межрайонных линий эле­

ктропередач; щ — ресурсы топлива в і-м условном пункте производства для данного расчетного периода; Ь,- — задан­ ный (плановый) объем продукции (или потребность в кон­ кретном виде топлива), вырабатываемой в /-м условном пункте потребления топлива; Э/— плановая потребность в электроэнергии /-го условного пункта потребления; /,•----

максимальная мощность на расчетный период Г -го условно­ го пункта преобразования химической энергии топлива в тепловую и электрическую; dr и dn — пропускная способ­ ность соответственно магистральных газопроводов и меж­ районных ЛЭП; Хі/ — норма расхода топлива і-го условного пункта производства на единицу продукции /-го пункта потребления; кц---- норма расхода топлива t-го пункта про­ изводства на единицу энергии, отпускаемой Г-м пунктом преобразования; т]t>j— коэффициент, учитывающий поте­ рю электроэнергии при передаче из і' -го условного пункта

235


преобразования /-му потребителю; h? — годовое число часов использования установленной мощности і'-го условного пункта преобразования энергии; а?и — коэффициент, учи­

тывающий взаимосвязь между отдельными видами топлива (хіи и хіѵ) для іи' -го условного пункта преобразования энер­

гии топлива в тепловую и электрическую; % — вывоз топ­ лива из і-го условного пункта производства в /-й услов­ ный пункт потребления; хц>— вывоз топлива из і-го ус­ ловного пункта производства в і'-й условный пункт преоб­ разования энергии; x^j — отпуск мощности из і'-го пункта преобразования /-му пункту потребления электроэнергии; Хігіг' иХігіг— потоки природного газа, транспортируемые из

і-го условного пункта производства соответственно в і'-й пункт преобразования, /-й пункт потребления по г-му газопроводу; х/ jp— потоки энергии, транспортируемые

из і'-го пункта преобразования /-му потребителю по р-й линии электропередачи.

Первая группа ограничений (8-13) модели указывает на то, что вывоз топлива, в том числе и транспортирование при­ родного газа, из каждого условного пункта производства не должен превышать имеющихся в нем ресурсов на данный расчетный период. Вторая группа ограничений (8-14) опре­ деляет необходимость удовлетворения потребности в топли­ ве каждого потребителя, размещенного на территории рес­ публики.

Аналогичную интерпретацию для удовлетворения по­ требности в электроэнергии всех потребителей имеет группа ограничений (8-15).

Группа ограничений (8-16) учитывает взаимосвязь между входными потоками (потоки топлива) и выходными потока­ ми (потоки электроэнергии) для тепловых электростанций. Группа неравенств (8-17) записывается для некоторых кате­ горий энергетических объектов для ограничений по макси­ мально возможной мощности в расчетном периоде. Группы ограничений (8-18) и (8-19) учитывают то обстоятельство, что объем транспортирования газообразного топлива по трубопроводам и электроэнергии по ЛЭП должен быть не больше пропускной способности конкретного вида транспор­ та на данном маршруте.

Ввод ограничений типа (8-20) объясняется следующими условиями. В энергетических установках тепловых электро­ станций республики могут использоваться одновременно

236


несколько видов топлива при оборудовании котельных аг­ регатов комбинированными горелками. Кроме того, при ра­ боте электрической станции на твердом топливе необходимо обязательно предусмотреть некоторое резервное топливо, ис­ пользующееся при растопке котельных агрегатов и при рабо­ те энергетического оборудования на пониженных нагрузках. В качестве резервного, как правило, на электростанциях республики предусматривается жидкое или газообразное топливо.Этот факт и учитываетсяв ограничениях типа (8-20), смысл математической записи которых заключается в сле­ дующем: при удовлетворении в оптимальном плане і'и-й

группы преобразования химической энергии топлива в теп­ ловую и электрическую энергию топливом вида хіи должно выбираться некоторое сопутствующее топливо х{ в количе­ стве, определенном коэффициентом взаимосвязи осу . В

последней группе ограничений заложено требование неот­ рицательности искомых потоков топлива и электроэнергии.

В функционале модели записано требование минимиза­ ции суммарных затрат, связанных с добычей, переработкой, магистральным, распределительным транспортом, использо­ ванием энергоносителей на тепловых электростанциях и у потребителей, выделяемых в расчетной матрице баланса.

Формальная запись математической модели дает возмож­ ность судить, что в структурном отношении эта модель на­ много сложнее производственно-распределительной модели баланса. Она более адекватна системе топливно-энергетиче­ ского хозяйства республики, так как дает возможность уче­ та взаимосвязей функционирующей системы электроэнерге­ тики с газовой, нефтеперерабатывающей и угольной про­ мышленностью.

Следует отметить, что структура модели не изменится, если в систему электроэнергетики будут включены станции на ядерном горючем. Это особенно важно с точки зрения разработки балансов республики на перспективный период, когда АЭС станут играть значительную роль в суммарной выработке^электроэнергии всеми источниками производства.

С математической точки зрения задача оптимизации пер­ спективного топливно-энергетического баланса УССР в дан­ ной постановке является общей задачей линейного программи­ рования. Для ее реализации на ЭЦВМ используется моди­ фицированный симплекс-метод с мультипликативным пред­ ставлением обратной матрицы.

237


Мультипликативный симплекс-метод используется с уче­ том модификаций Зойтендейка, которые позволяют при раз­ работке программы обеспечить значительную экономию ма­ шинной памяти.

Принципиальная блок-схема алгоритма решения модели

(8-12) — (8-21) приведена на рис. 2.

.Более сложная математическая интерпретация определя­ ет необходимость уменьшения размерности системы при реа­ лизации топливно-энергетического баланса на ЭЦВМ. Од­ нако значительным преимуществом системы математического обеспечения данной модели является ее гибкость по от­ ношению к изменениям функциональных зависимостей в ма­ трице ограничений. Другими словами, ввод любых математи­ ческих соотношений в производственно-распределительную модель, нарушающих ее специальную структуру, приводит к невозможности использования всего комплекса машинных программ, разработанных для этой задачи.

Вто же время изменение функциональных соотношений

вмодели (8-12) — (8-21) с соблюдением единственного тре­ бования линейности не приводит к необходимости какихлибо изменений в программном обеспечении.

Конечно, вопросы выбора состава энергогенерирующих мощностей и их размещения при заданной потребности в эле­ ктроэнергии отдельных районов можно приближенно ре­ шать и в распределительной задаче. Однако в .этом случае необходимо проводить целый ряд трудоемких преобразова­ ний по переводу конечных потоков электроэнергии к экви­ валентному количеству используемого на электростанциях топлива, что резко увеличивает время подготовки информа­ ции для реализуемой задачи.

Вмодели же (8-12) (8-21) эти трудности отсутствуют, так как входные и выходные потоки для электростанций интерпретируются в натуральных показателях.

Проблемы подготовки исходной информации для опре­ деления рациональных Направлений развития газового хо­ зяйства республики в единой системе оптимизации топлив­ но-энергетического баланса характеризуют другую сторону процесса формализации. Хотя состав необходимых для оп­ тимизации технико-экономических показателей в определен­

ной степени зависит от математической формулировки [зада­ чи, тем не менее при разработке баланса на различных ма­ тематических моделях необходимо подготавливать практи­ чески ничем не отличающиеся один от другого массивы

238


Рис. 2. Принципиальная блок-схема алгоритма решения математической; модели второго порядка сложности для оптимизации топливно-энергети­ ческого баланса УССР.

исходной информации. Проблемы информационного обеспече­ ния задач оптимизации систем топливно-энергетического хозяйства более сложны, чем проблемы моделирования и ма­ тематического обеспечения. Задача подготовки массива исходной информации к математическим моделям является трудоемкой и имеет самостоятельное значение. На некото­ рых проблемах информационного обеспечения математиче­ ских моделей систем топливно-энергетического хозяйства следует остановиться более подробно.

§ 5. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Практическое использование моделей топливно-энерге­ тического хозяйства УССР и его отдельных подсистем связа­ но с необходимостью разработки обширной и разнообразной информации. Показатели входной информации к математиче­ ским моделям можно условно разделить на следующие ос­ новные группы: а) объемные показатели в области приход­ ной части баланса; б) объемные показатели в области расход­ ной части баланса; в) показатели территориального разме­ щения; г) показатели удельных расходов топлива и энергии в отраслях народного хозяйства; д) показатели, характери­ зующие конфигурацию транспортных маршрутов топлива и энергии; е) нормативные показатели эксплуатационных затрат на добычу, переработку, транспортирование, хра­ нение и потребление топливно-энергетических ресурсов

взависимости от объема производства, технических и техно­ логических факторов; ж) нормативные показатели удельных капитальных затрат (с учетом фактора времени) на поддер­ жание существующих мощностей, реконструкцию и новое строительство предприятий на различных этапах функцио­ нирования топливно-энергетического хозяйства; з) показате­ ли межотраслевых и внутрисистемных топливно-энергети­ ческих связей; и) информационные показатели, получаемые

врезультате оптимизации системы топливно-энергетическо­ го хозяйства на более высоком территориальном уровне.

Этот перечень не является исчерпывающим в области оптимизации систем топливно-энергетического хозяйства. Выяснение необходимых и достаточных потоков информа­ ции между отдельными подсистемами топливно-энергетиче­ ского хозяйства, находящихся на различных уровнях

иерархии, обоснованное определение внутрисистемных ин­

240