Файл: Пирожников, В. Е. Автоматизация контроля и управления электросталеплавильными установками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

9

 

который

осуідестьляет

nèpe-

 

 

 

мещение электрода в сторону

!----------------1

 

 

 

 

 

 

устранения возмущения. Эле­

 

 

 

 

 

 

 

 

менты 2— 4 регулятора вместе

 

 

 

 

с объектом 1 образуют замк­

 

 

 

 

нутую цепь

регулирования,

 

 

 

 

в которой

регулирующие

 

 

 

 

воздействия

проходят

лишь

 

 

 

 

в определенном направлении.

 

 

 

 

Элемент 7 образует

отри­

 

 

 

 

цательную

обратную

связь

 

 

 

 

между усилительным элемен­

 

 

 

 

том 3 и

сравнивающим

эле­

 

 

 

 

ментом

2,

изменяя резуль­

 

 

 

 

таты сравнения в

зависимо­

 

Р и с .

12. Структурная

схема

сти от полученных

значений

 

системы регулирования

мощно­

напряжения

на выходе

уси­

I________ 1

сти

дуговой сталеплавильной

лительного

элемента.

Эле­

печи

 

 

мент 6 образует отрицатель ную обратную связь между исполнительным механизмом 4 и эле ментом 2, изменяя результаты сравнения в функции скорости переме щения электрода. Элемент 9 осуществляет дополнительную связь между объектом регулирования 1 и измерительным элементом 2, изменяя результаты сравнения в зависимости от недобора или пере­

бора мощности.

В некоторых регуляторах предусматривают еще программный датчик 8, позволяющий изменять эффективность действия обратных связей.

Такое усложнение структурной схемы системы регулирования мощности дуговой печи дополнительными стабилизирующими эле­ ментами обусловлено желанием приспособить ее к удовлетворению сложных требований, предъявляемых к ней сталеплавильным агре­ гатом. Этим же объясняется и многообразие разработанных типов и конструкций регуляторов.

Системы автоматического регулирования мощности дуговых ста­ леплавильных печей можно классифицировать по различным показа­ телям. По виду структурной схемы они подразделяются на:

1)регуляторы с обратной связью пропорционально измеряемой величине (элемент 7);

2)регуляторы с обратной связью пропорционально скорости

перемещения электрода (элемент 6); 3) регуляторы с программным изменением жесткости обратной

связи во времени (добавляется элемент 8, действующий совместно

сэлементами 7 и ff);

4)регуляторы с коррекцией мощности (добавляется элемент 9,

действующий совместно с элементами 7 и 6).

По способу отработки возмущающего

воздействия регуляторы

могут быть подразделены на:

1) регуляторы релейного действия

и 2) регуляторы интегрального

действия.

 

26


По примененному типу привода регуляторы делятся на 1) регуля­ торы с электромеханическим приводом и 2) регуляторы с гидравли­ ческим приводом.

6. Чувствительность, быстродействие и устойчивость систем регулирования электродов

Крегуляторам мощности дуговых печей предъявляют требования

вотношении высокой чувствительности и быстродействия при сохра­ нении устойчивости регулирования.

Под шириной зоны нечувствительности понимают величину

В =

(1-29)

где А j , А 2минимальные значения регулируемого параметра соот­ ветственно в положительном и отрицательном напра­

влении, вызывающие

работу регулятора;

 

А н— номинальная величина регулируемого параметра.

Если в качестве регулируемого параметра принять силу тока

дуги, то зону нечувствительности можно выразить в виде

 

2A I =

100о/0.

(1-30)

'ном

 

 

Для дифференциальной системы регулирования параметр регу­

лирования имеет вид

 

А = Ь и — сІ,

(1-31)

где b и с — постоянные.

Впределах зоны нечувствительности изменения напряжения ничтожно малы и не превышают 2% [7], поэтому для зоны нечувстви­ тельности дифференциальных регуляторов можно принять то же выражение (1-31).

Врелейно-контакторных и других аналогичных системах авто­

матического регулирования уменьшению нечувствительности пре­ пятствует трение в измерительном устройстве. В регуляторах с элек­ тромашинными магнитными и другими аналогичными усилителями величина зоны нечувствительности (в пропорциональном режиме) определяется моментом сил трения и моментом от неуравновешения электрододержателя с электродом, приведенными к валу двигателя, и может быть выражена через эти моменты и параметры системы

 

к Ж (Л*п+ Мс)’

(Ь32)

где

/ н — номинальная сила тока дуги;

 

 

гя — сопротивление основной цепи двигателя;

 

Кр — коэффициент усиления регулятора;

 

Кі — коэффициент пропорциональности между силой тока

 

и моментом двигателя;

и спуск электрода.

 

Мп и Мс — моменты двигателя на подъем

•• 27


Из формулы (1-32) следует, что ширина зоны нечувствительно­ сти В тем уже, чем меньше момент, обусловленный неуравновешен­ ностью системы, и меньше момент сил, вредных сопротивлений, а также чем меньше сопротивление главной цепи двигателя и чем больше коэффициент усиления регулятора.

Возможность повышения нечувствительности регулятора в ре­ зультате увеличения коэффициента усиления очень ограничена, так как это приводит к снижению устойчивости работы системы регули­ рования.

Чувствительность гидравлического регулятора характеризуется в общем виде отношением максимальной ошибки (погрешности) к ходу золотника распределителя, причем под ошибкой системы пони­ мают рассогласование в перемещениях входа (золотника) и выхода (силового поршня), которое характеризует точность отработки системой входного сигнала [8].

Необходимость возможно более быстрой ликвидации всяких нару­ шений заданного режима, и особенно таких, как короткие замыкания и обрывы дуги, приводит к необходимости повышения быстродей­ ствия системы автоматического регулирования мощности дуговых печей.

Степень быстродействия систем регулирования зависит от их конструктивных параметров и характеристик (длительности переход­ ных электромагнитных и электромеханических процессов, величины зоны нечувствительности и зазоров в звеньях механизмов, переда­ точного отношения механизма и прочих параметров, определяю­ щих статическую точность системы).

Наиболее важным из этих параметров, если не учитывать зазоров и сил трения, является инерционность элементов привода, особенно имеющих большие скорости перемещения. Для процесса разгона уравнение движения будет иметь вид

 

 

(1-33)

где

А со— изменение угловой скорости двигателя за время At;

 

J — момент инерции системы, приведенный к валу двига­

 

теля;

развиваемый двигателем, и момент сопроти­

 

Л4Д; М с — момент,

 

вления

механизма.

Из этого уравнения следует, что для изменения скорости движе­

ния электрода на До необходимо время,

равное

A t x =

J Д(о

(1-34)

Мл- м с •

Для остановки движущегося электрода

после отключения двига­

теля требуется определенное время, равное

Д / , =

J a

(1-35)

^ д Г '

 

28


Из уравнений (1-34) и (1-35) следует, что время разгона или тор­ можения пропорционально суммарному моменту инерции всей системы, приведенному к валу двигателя.

Чтобы уменьшить время разгона и торможения системы, необхо­ димо в первую очередь уменьшить момент инерции тех частей, ско­ рость которых велика. В механизмах, приводимых в действие от электродвигателей, основная инерция вращающихся частей сосредо­ точена в якоре двигателя, имеющим наибольшую скорость вращения.

Другим способом уменьшения времени разгона и торможения является форсирование. Одним из методов форсированного тормо­ жения является, например, динамическое торможение или противо­ ток. Помимо инерционности системы, сказывающейся на времени переходного процесса, большое влияние на качество регулирования могут оказывать запаздывания, вызванные неудовлетворительным выполнением механизма перемещения электродов, люфтами, зазо­ рами, проскальзываниями.

Так, в гидравлических приводах, в которых инерция движу­ щихся частей мала, решающее значение на переходный процесс оказывает запаздывание, составляющее 0,05—0,1 с. В электромеха­ нических приводах это запаздывание может быть сведено при очень качественном исполнении механизмов до 0,1 с., но может достигать и 0,5—0,6 с.

Вредное влияние оказывают также упругие звенья, вызывающие дополнительные колебания электродов, как, например, троссовая передача при электромеханическом приводе или резиновые шланги для подачи рабочей жидкости к силовым цилиндрам при гидравли­ ческом приводе. Современная промышленная дуговая печь является трехфазным агрегатом без нулевого привода и всякое изменение режима в одной из фаз вызывает нарушение в других фазах даже при правильных положениях электродов.

Существующие системы регулирования не позволяют автономно регулировать фазы, поэтому в какой-то степени дополнительные перемещения электродов неизбежны. Известно, что для анализа устойчивости систем регулирования электродов дуговых сталепла­ вильных печей, кроме обычных критериев устойчивости, необходимо учитывать ограниченность области существования электрической

дуги ALmax при перерегулировании [9]. Для

этого необходимо

сравнить величину (1-36) с величиной перерегулирования

АЬгаах = і ^ і ,

(1-36)

где U — вторичное фазное напряжение печного

трансформатора;

£ н — рабочее напряжение на электроде.

 

В общем виде критерий ограничения перерегулирования можно представить следующим выражением [9]:

t

 

L max= j v d t ^ -U ^ ,

(1-37)

29