ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
игребней, например, при сильной вибрации валопровода.
Сэтой же целью гребни стараются делать из антифрик ционного материала (латунь, бронза, иногда фторо пласт) .
Размеры канавок, величина радиального зазора с между валом и гребнем, количество гребней и канавок, а также сечение дренажных отверстий связаны между собой определенной зависимостью. Большему зазору должны соответствовать большие сечения канавок и дре нажных отверстий, так как в противном случае масло не успевает вытекать из канавок. С увеличением зазора с для обеспечения надежности работы уплотнения необ ходимо увеличивать и число канавок. Так, при испыта ниях уплотнения с двумя гребнями и одной канавкой, размещенной между ними, при зазоре с= 0,6 мм наблю далось прямое попадание капель масла в зазор и выби вание их наружу. С увеличением числа гребней и кана вок до четырех-пяти выбрасывание масла прекратилось. Двухгребенчатое уплотнение с зазором с = 0,1 мм также ликвидировало выбивание масла наружу [Л. 122].
Чтобы обеспечить безызносный режим гребенчатых уплотнений, радиальный зазор с обычно устанавливают равным 0,3—0,4 мм. При достаточных сечениях канавок и сливных отверстий и отсутствии прямых попаданий ча стиц масла в зазор гребенчатое уплотнение надежно пре дохраняет. картер от утечек масла. При неудовлетвори
тельном вибрационном состоянии турбины, когда |
зазор |
в гребенчатых уплотнениях «разбивается» до |
0,8— |
1,0 мм, и при частичном засорении дренажных отвер стий эффективность гребенчатых уплотнений резко сни жается. Крайне низок уплотнительный эффект при от сутствии вообще дренажных канавок между гребнями.
Для защиты гребенчатых уплотнений от прямого попадания струй масла на валу очень часто уста навливаются маслосбрасывающие приспособления: греб ни, желобки, отражательные кольца, шайбы и бурты (рис. 1-18,в—к). Исследования показали, что наиболее благоприятные условия для разрушения вытекающего по валу масляного слоя создаются при установке греб ней типов в « ж. Оптимальный угол заострения гребня <р^40°. Применение обоймы, охватывающей гребень, нецелесообразно, так как она понижает эффективность маслосбрасывающего эффекта. Более целесообразно со четание треугольного гребня и когтеобразного щитка.
5—501 |
65 |
Приспособления типов з, и, к оказываются достаточно эффективными лишь при условии а>70°. При а<70° об разуемые ими полости заполняются маслом, которое затем выплескивается на защищаемую поверхность ва ла. Маслосбрасывающие канавки типа е достаточно эф фективны лишь при условии а ^ З в. Приспособления же типов г и д (при d = 2—8 мм) не обеспечивают разру шения масляной пленки, вытекающей по валу. Расчет маслосбрасывающих устройств приведен в [Л. 140].
В некоторых конструкциях подшипников между ка мерой для слива масла из вкладышей и гребенчатым уплотнением картера устанавливается щелевое уплотне ние типа м (рис. 1-18), образованное цилиндрической поверхностью вала и кольцевым баббитовым пояском [Л. 169]. Такое уплотнение работает удовлетворительно в случае достаточно свободного слива масла из камеры перед баббитовым пояском. Эффективность щелевого уплотнения возрастает при нанесении на поверхности пояска гребней с дренируемыми канавками и спирально винтовых канавок.
Для устранения протечек масла по валу успешно применяются винтоканавочные уплотнения (ВКУ) [Л. 99, 116, 159, 171]. Было замечено, что даже винтовые риски, оставленные на валу при шлифовке наждачной бумагой, в сочетании с манжетным уплотнением были причинами больших протечек масла по валу, если вращение вала совпадало с направлением винтовых рисок. Те же риски, нанесенные на вал в противоположном направлении, способствовали отбрасыванию масла. В последнее время ряд зарубежных фирм стал специально наносить гели коидальные риски на валах и манжетах с таким расче том, чтобы эти риски создавали маслоотбрасывающее воздействие при вращения вала [Л. 159]. Уместно отме тить, что даже в обычном сальниковом уплотнении мас ляных насосов правая или левая навивка слоев хлопча тобумажного шнура может послужить причиной или зна чительных утечек масла или, наоборот, полного их пре кращения.
Работа винтового устройства основана на использо вании вязкого трения жидкости о гладкую стенку втул ки для создания напора и перемещения масла вдоль оси винта при его вращении. Схема винтоканавочного уплот нения показана на рис. 2-18,6, л. Расход масла Q через уплотнение равен [Л. 88]: Q = Qi+ Q 2—1Q3, где Qt — утеч
66
ка масла через зазор с; Q2 — утечка масла через винто вую канавку; Q3 — возврат масла через винтовую канав ку при вращении вала.
Направление вращения вала должно быть противо положным направлению винтовой линии канавки. Испы таниями установлено, что в большинстве случаев несу щественно, где нарезана винтовая канавка: на валу или на обойме. Иногда и вал, и втулка изготавливаются с нарезкой, причем направление нарезки втулки проти воположно направлению нарезки винта. Здесь также используется принцип* увеличения турбулентного трения жидкости между нарезками втулки и винта [Л. 29].
Уральским филиалом ВТИ разработана конструкция винтоканавочных уплотнений торцов вкладышей опор ных подшипников турбомашин, которая в значительной мере предотвращает разбрызгивание масла и протечки его по валу наружу1 [Л. 60]. Схема установки винтока-
навочного |
уплотнения |
дана на рис. 1-18,6, где 1 — вал, |
2 — втулка |
с винтовой |
нарезкой, 3 — вкладыш опорного |
подшипника. Масло, вытекающее из торцов опорного вкладыша, попадает в камеру, образованную фигурной выточкой во вкладыше, и втулкой с винтовой нарезкой. Винтовая нарезка создает «нагнетательный» эффект и не дает возможности маслу протечь по валу наружу. Масло спокойно сливается в картер через окно.
Стендовые испытания УралВТИ показали, что не вся кая винтовая нарезка, нанесенная на поверхность уплот
нительной втулки, |
оказывает положительный |
эффект. |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1-4 |
|
|
Параметры винтоканавочных уплотнений |
|
|
||||
L, мм |
С , ММ |
ajb |
G, ММ |
Ь, мм |
а, град |
h, |
мм |
2 5 — 4 0 |
0 , 2 — 0 , 6 |
0 , 5 — 1 , 5 |
1— 4 |
1— 4 |
2 — 3 0 |
0 , 3 — 7 |
1 Работы по исследованию винтоканавочных уплотнений выпол нены инж. В. Н. Зелениным.
Наиболее перспективной для внедрения оказалась тра пецеидальная винтовая нарезка с большим числом захо дов резьбы и большим утлом наклона винтовой линии а.
В табл. 1-4 приведены оптимальные параметры вин токанавочных уплотнений для опорных подшипников па-
5* |
67 |
ровых турбин (диаметр шейки вала 250—500 мм). Глу бина винтовой канавки h подбирается в зависимости от выбранных значений а и с по табл. 1-5.
Винтоканавочные уплотнения при радиальных зазо рах с, больших, чем у гребенчатых уплотнений, обеспе чивают при расчетных режимах и оптимальных соотно шениях других размеров значительно меньшие протечки
Т а б л и ц а 1-5
Глубина винтовой канавки h , мм
Радиальный |
|
|
Угол наклона винтовой линии а, |
град |
|
||
зазор С, |
мм |
2 |
4 |
6 |
10 |
15 |
20 |
|
|
||||||
0 , 2 |
|
2 , 8 |
2 |
1 , 2 |
0 , 7 |
0 , 4 |
0 , 3 |
0 , 3 |
|
4 |
3 |
2 , 2 |
1 , 2 |
0 , 7 |
0 , 6 |
0 , 4 |
|
5 |
4 |
2 , 8 |
2 , 0 |
1 , 2 |
1 , 0 |
0 , 5 |
|
6 |
5 |
3 , 7 |
2 , 5 |
1 , 7 |
1 , 4 |
0 , 6 |
|
7 |
6 |
4 , 6 |
3 , 2 |
2 , 0 |
1 , 7 |
масла. Установлено, что при отступлении от рекомендуе мых оптимальных размеров винтовой нарезки эффектив ность винтоканавочных уплотнений резко снижается. Винтоканавочные уплотнения не обеспечивают герметич ности соединений при отсутствии вращения вала, поэто му они малоэффективны во время пуска и останова тур бины. Очень часто эти уплотнения применяются в соче тании с гребенчатыми, обеспечивающими запирание мас ла при малых скоростях и в состоянии покоя.
6) Масловодородные уплотнения генератора
Для предотвращения утечек водорода из корпуса гене ратора применяются масляные уплотнения двух основ ных типов: кольцевые (осевые) и торцевые (радиальные) [Л. 11, 43, 89]. Основным элементом кольцевого уплотне ния является вкладыш 4 (рис. 1-19). Из кольцевой ка меры 1 масло поступает в соответствующую выемку 3 вкладыша 4 и далее в зазор между валом 5 и баббито вой заливкой, направляясь одним потоком в сторону водорода, другим — в сторону воздуха. Наличие зазора между кольцевым выступом 2 корпуса уплотнения и вы емкой 3 на тыльной поверхности вкладыша позволяет
68
вкладышу свободно переме |
|
|||||
щаться |
|
в |
радиальном |
на |
|
|
правлении. Обычно диаме |
|
|||||
тральный |
зазор |
между ва |
|
|||
лом и |
|
вкладышем равен |
|
|||
0,3—0,4 мм. |
|
уплотнение |
|
|||
Кольцевое |
|
|||||
конструктивно очень просто, |
|
|||||
мало чувствительно к крат |
|
|||||
ковременному |
изменению |
|
||||
давления масла, имеет пони |
|
|||||
женные потери мощности на |
|
|||||
трение. |
Основным недостат |
|
||||
ком его |
является повышен |
|
||||
ный расход масла в сторону |
|
|||||
водорода. Из масла выделя |
|
|||||
ется воздух, |
снижающий чи |
Рис. 1-19. Кольцевое уплотне |
||||
стоту водорода, |
поэтому не |
ние вала генератора. |
||||
обходимо |
производить |
не |
|
прерывную очистку масла от воздуха и попутно от водорода и других газов в специ
альных маслоочистительных вакуумных установках. При повышении давления водорода в генераторе, что харак терно для современных мощных электрических машин, необходимо одновременно повышать и давление масла на уплотнения. Расход масла в сторону водорода уве личивается при этом настолько, что маслоочистительная установка даже повышенной производительности не обес печивает удовлетворительной дегазации масла, и чистота водорода в генераторе быстро снижается. По этой при чине описанная конструкция кольцевого уплотнения при менялась лишь в системах, где давление водорода не превышало 5 - 103 Па [Л. 43].
На ряде электростанций кольцевые уплотнения усо вершенствованы. Диаметральный зазор между валом и вкладышем уменьшен до 0,1 мм, уплотнен зазор между кольцевым выступом на корпусе уплотнения и соответ ствующей выемкой на вкладыше. Эти мероприятия по зволили резко снизить утечки масла в сторону водорода при давлении газа 0,5-105—0,9* 105 Па в корпусе гене ратора [Л. 89].
Еще более эффективными оказались кольцевые уп лотнения с гидродинамической центровкой вкладыша. Если в обычных уплотнениях рабочая поверхность вкла
69