ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Если бы не было суживающего масляного клина (при параллельности поверхностей Н и D — на рис. 1-1,а), не было бы и надобности в образовании градиентов давле ния и вызываемого ими искажения профиля скоростей. Давление масла между плоскостями оставалось бы по стоянным, равным окружающему давлению среды: плоскость Н не могла бы нести никакой нагрузки. Таким образом, наличие суживающего зазора между поверх ностями приводит к самопроизвольному появлению не сущей способности масляного клина без приложения внешнего давления. В некоторых случаях подшипник с параллельными поверхностями скольжения может все же нести нагрузку. Так происходит при нагреве масла, протекающего через постоянный зазор. Объем вытека ющего нагретого масла должен быть равен объему по ступающего холодного, что возможно лишь при возник новении градиентов давления, ограничивающих приток и усиливающих истечение масла из щели, как это про исходит и в нормальном клиновом подшипнике. Этот эффект называется «тепловым клином» [Л. 72, 105].
При гидростатической смазке необходимый градиент давления в зазоре создается путем подачи масла от на соса высокого давления. В зазоре возникает течение Пуазейля с параболическим профилем скоростей. Отно сительное движение одной из сопряженных поверхностей становится необязательным. Жидкая масляная прослой ка будет существовать даже при невращающемся вале
[Л. 105].
В тонком смазочном слое подшипника при невысо ких скоростях скольжения устанавливается, как прави ло, ламинарное течение масла. В мощных паровых тур бинах (300 МВт и более) роторы вынуждены переда вать огромные крутящие моменты, вследствие чего возникла необходимость применять опорные подшипни ки с весьма большими диаметрами расточек вкладышей (420—600 мм и более). Окружные скорости шеек валов при этом достигают 66—94 м/с (при частоте вращения вала 3 000 мин-1) . В таких крупногабаритных подшип никах в смазочном слое возникает турбулентный режим течения масла.
Процесс возникновения турбулентности может быть представлен следующим образом. При относительно не большой скорости вращения вала частицы масла имеют круговую траекторию. С увеличением этой скорости
16
слой Масла, находящиеся вблизи шейки вала, начинают перемещаться к расточке вкладыша под действием цен тробежных сил, и при определенном числе Рейнольдса в масляном слое возникают правильно чередующиеся вихри с левым и правым вращением и с осями, парал лельными направлению окружной скорости вала. Такую картину впервые наблюдал Тейлор [Л. 72] при изучении движения жидкости между двумя концентрическими цилиндрами, из которых внутренний вращался. Им же теоретически исследовано условие возникновения таких вихрей и получено совпадение теории с экспериментом. Это условие может быть представлено в таком виде:
|
Ре: |
^ |
41,5 |
|
( 1- 2) |
||
|
120v |
ГФ ’ |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
где |
Re — число Рейнольдса; |
D |
диаметр |
шеики |
ва- |
||
ла, |
м; п — частота |
вращения |
вала, мин~1' |
ф — относи- |
|||
тельный диаметральный зазор; |
v — кинематическая |
вяз |
|||||
кость масла, м2/с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для турбинных |
подшипников |
обычно ф = 0,0025, |
по |
этому появление турбулентности следовало бы ожидать при Re—830. Однако более поздние эксперименты дали основание сделать вывод о том, что нарушение ламинарности задерживается из-за эксцентричного расположе
ния |
шейки вала в расточке подшипника. |
М. Ниэл и |
П. |
Ляв, исследуя работу быстроходного |
подшипника |
с цилиндрической расточкой, установили, что критиче ское число Re, подсчитанное по кинематической вязко сти масла при температуре на выходе его из подшип ника, оказалось равным 1 300. Испытания крупногаба ритных подшипников на стенде УралВТИ показали, что критическое число Re, определенное по среднеинтеграль ной вязкости смазочного слоя, равно 2 000. Следует подчеркнуть, что для довольно большой области чи сел Re, превышающих значения, вычисленные по фор муле (1-2), вихри остаются устойчивыми и течение сохраняется ламинарным. При Re>2 000 в подшипнике лишь нарушается ламинарный режим течения масла и наступает переходный, а развитая турбулентность появ ляется, по-видимому, при значительно^бшшдщх—ч-и&
лах Re. |
Г»-.:. п*$енч*** |
2—501 |
чау-к» техническая |
5и***чт*ка v-'JtLP |
|
О o t / S |
э к з е м п л я р |
l 4 |
& |
|ИТд ЛЬ. :ГЧГ0 ДАЛА |
1-2. ОПОРНЫЕ ПОДШИПНИКИ
а] Конструкции опорных подшипников
Опорный подшипник состоит из корпуса (картера), вкладыша и крышки. Корпус устанавливается отдельно1 от цилиндра турбины и, кроме того, нередко отгоражи вается тепловыми экранами. Вкладыш подшипника со стоит из двух половин, скрепленных по разъему болтами. Внутренняя поверхность вкладыша заливается бабби том и расточивается. Известно большое количество типов расточек вкладышей (рис. 1-2). Наиболее часто применяют цилиндрическую и овальную (двухцентро? вую) расточки, реже — трехклиновую, четырехклиновую, спиральную и др. Цилиндрическая расточка является наипростейшей, но она не всегда обеспечивает надле жащую виброустойчивость шейки вала на масляной пленке |[Л. 72, 130]. При овальной расточке в верхнем вкладыше образуется дополнительный масляный клин, отжимающий вал к нижнему вкладышу: возникшая вибрация вала будет гаситься за счет демпфирующих свойств обоих клиньев. При многоклиновой расточке образуется ряд масляных клиньев, нагружающих вал со всех сторон, что повышает устойчивость шипа на масляной пленке.
Опорный подшипник характеризуется следующими геометрическими размерами: диаметром вала D, диа метром расточки вкладыша Do, длиной опорной части /, диаметральным вертикальным 2бв и боковым 2бг. зазо рами, толщиной прокладки 2Д, устанавливаемой в разъе ме вкладыша при расточке овального подшипника (рис. 1-3); кроме того, задаются безразмерные харак теристики: относительная длина опорной части вклады ша IjD, относительный вертикальный — 26B/D и боко вой (горизонтальней) фг=2бг/П зазоры, коэффициент формы расточки вкладыша
23„ |
|
(1-3) |
|
23г |
Д -р За |
||
|
Зазоры в подшипниках в большинстве случаев вы бираются исходя из того, чтобы обеспечить расход мас ла, достаточный для отвода тепла при сравнительно
1 Со стороны выхлопной части ЦНД конденсационных турбин корпус подшипника устанавливается заодно с цилиндром.
18
небольшом нагреве. В некоторых подшипниках верти кальный зазор ограничивается условием устойчивости масляной пленки. Для турбинных подшипников с цилин дрической расточкой вкладыша принимают ч|)в = 0,0013 =
0,002; -фг=трв; т = 0; |
для |
подшипников |
с овальной |
|
расточкой ч|)в = 0,0012 |
-г-0,0015; ipr= 0,002 = 0,0025; |
т — |
||
= 0,45ч-0,75. Отношение IjD |
принимается |
равным |
0,7— |
Й-Й
Рис. 1-2. Типы опорных вкладышей,
а — с цилиндрической расточкой; б —с верхней канавкой; в —с верхним усту
пом; г — с двухцентровой |
(овальной) |
расточкой; |
д — с трехклиновой; |
е — |
||
С двухступенчатой; ж — со |
спиральной |
расточкой; |
з — сегментный; |
и — с |
пла |
|
вающей втулкой; |
к —плавающая втулка с пружинящими опорными |
поверхно |
||||
стями; |
л — эпюра |
давления |
масла во вкладыше типа к. |
|
|
2* |
19 |
0,8 для обычных и 0,5—0,6 для крупногабаритных под шипников, работающих в режиме турбулентной смазки
{Л. 169].
Процесс, протекающий в подшипнике при оптимальных усло виях жидкостного трения, можно проиллюстрировать следующим
Рис. 1-3. Положение центра шипа в расточке опорного вкладыша.
а — положение неподвижного шипа; б — всплытие шипа в цилиндрической рас точке вкладыша; в — схема обработки овального вкладыша; г — соотношение между углами и эксцентриситетами в овальном вкладыше; д — кривые равно весных положений центра шипа. Расточка вкладыша: 1—4 — овальная; 5 —ци линдрическая; 6, 7 —ступенчатая (рис. 1-2,е); J/D-1. Коэффициент формы рас точки т: i — 0,85; 2 — 0,75; 3 — 2/3; 4 — 0.55; 5 — 0; 5 — 0,8; 7 — 2/3; 8 — полу
окружность.
go
образом: в состоянии покоя шейка вала (шип) занимает в расточке вкладыша положение, показанное на рис. 1-3,а. Центр шипа Оi рас полагается непосредственно под центром подшипника О на верти кальной линии действия нагрузки Р. В нижней части зазор отсут ствует, на диаметрально противоположной стороне образуется ма ксимальный зазор 26п. При скорости скольжения шипа около 1 м/с между валом и расточкой вкладыша образуется клиновой сма зочный слой. Центр шипа смещается в сторону вращения в точку Ог (рис. 1-3,6). В плоскости, проходящей через ось подшипника и линию центров 0 0 2, смазочный слой имеет минимальную толщину Амин, достаточную, однако, для полного отделения поверхностей вала и вкладыша. Положение центра шипа в расточке вкладыша однозначно определяется углом нагрузки ф и абсолютным эксцен триситетом е —ООг. Отношение % =е/бг называется относительным эксцентриситетом. Для подшипника с цилиндрической расточкой ве личина ймпн определяется следующим выражением:
Амин = 8в (1 — х) =4~'1'°d (1— х): |
О"4) |
||||||
для подшипника с |
овальной расточкой |
известна |
зависимость |
||||
^мин = ^гО |
’ Хьз)* |
г ^е 7л = |
д |
6 \ |
= |
62 |
|
§в * |
д _|_ |
||||||
— относительные эксцентриситеты |
соответственно |
нижней и верхней |
|||||
половин вкладыша, |
вычисляемые |
по |
формулам |
!(рис. |
1-3,в, г): |
||
|
%1 = |
У хг + |
Дг - f |
cos <р; |
|
|
|
|
Хг = |
V Хг..+ дг — 2ХД cos f, |
|
|
При дальнейшем повышении скорости скольжения центр шипа продолжает подниматься, смещаясь одновременно в сторону вра щения вала. Последовательные положения, занимаемые центром шипа при повышении скорости, образуют кривую подвижного рав новесия. При положении центра шипа на этой кривой внешняя на грузка уравновешивается гидродинамическими силами, возникаю щими в смазочном слое.
Для подшипников с цилиндрической расточкой кривая подвиж ного равновесия незначительно отличается от полуокружности с диа метром, равным 6В (рис. 1-ЗД). Для подшипников с овальной рас точкой эти кривые имеют сплюснутую форму, причем боковое сме щение шипа увеличивается по мере уменьшения коэффицента фор мы т.
На работу опорного подшипника большое влияние оказывают места подвода и отвода масла, а также организация распределения масла по шейке вала внут ри вкладыша [Л. 21, 22, 74]. При подводе масла со сто роны сужения масляного клина (точка Б, рис. 1-2,а) холодное масло из канавки попадает сразу в клин, но
верхний зазор может не заполниться маслом, и охла ждение шейки вала будет недостаточным. Если требу ется интенсивное охлаждение шейки вала, такой подвод масла не желателен. При подводе со стороны выхода из масляного клина (точка В, рис. 1-2,в, г) масло из канав ки вначале поступает в верхнюю половину вкладыша, охлаждает шейку вала и затем затягивается в клино видный зазор в нижней половине вкладыша. Для уве личения расхода масла во вкладышах делается развал Р, т. е. плавный переход от канавки к рабочей поверхно сти, который не доходит до торцов вкладыша и поэтому не увеличивает слив масла в осевых направлениях. С диаметрально противоположной стороны вкладыша тоже делается развал для улучшения условий питания масляного клина.
Для увеличения потока масла через верхний вкла дыш с целью интенсивного охлаждения шейки вала иногда делают маслораздаточную полукруглую канав ку К (рис. 1-2,6), проходящую посредине верхнего вкладыша. Однако эта канавка снижает эффективность верхнего масляного клина в подшипниках с овальной и многоклиновой расточками, поэтому в ряде случаев, главным образом с целью повышения устойчивости вала на масляной пленке, отказываются от ее применения (Л. 21, 22]. Тогда масло подводится к вкладышу по внутренним каналам к началу образования каждого клина (рис. 1-2,г—е).
б) Рабочие характеристики опорных подшипников
Для установившегося режима работы подшипника внеш няя нагрузка уравновешивается гидродинамическими силами. Несущая способность (грузоподъемность) под шипника может быть найдена из выражения
p = qD l= -^ -r - 0 a^lmDl, |
(1-5) |
2+г |
|
где q=P/Dl — условная удельная нагрузка; со— частота
вращения |
вала; |
jlii — коэффициент динамической |
вязко |
|
сти масла |
при |
начальной температуре (т. е. на |
входе |
|
в подшипник); |
Фя — безразмерный коэффициент |
нагру |
||
женное™, |
зависящий |
от типа подшипника, отношения |
||
1/D и относительного |
эксцентриситета %. Качественный |
22