ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
совпадает с местом расположения опоры. Равнодейст вующая давления масла и равная ей, но противополож ная по направлению реакция образуют пару сил, удерживающую колодку в наклонном положении по от ношению к плоскости упорного гребня. Опора должна быть смещена относительно центра симметрии колодки в сторону вращения гребня (ближе к выходу). Совпа дение опоры колодки с центром ее симметрии создает неустойчивый смазочный зазор, легко нарушаемый да же при небольших динамических изменениях нагрузки. По этой причине нередко происходили аварийные раз рушения упорных колодок [Л. 135].
Смещение опоры относительно центра симметрии колодки приводит к изменению всех характеристик упорного подшипника. Наибольшая грузоподъемность получается при отношении расстояния t от выходной кромки колодки до опоры к длине колодки I (взятой по средней окружности Я) i/l = 0,38-ъ0,45. Такое положение опоры является оптимальным для колодки, имеющей отношение ширины b к длине I, равное 1,0. При слиш ком большой величине смещения t на выходе из колодки образуется очень тонкая пленка масла, легко нарушае мая во время работы [Л. 111,112, 161, 169].
Рабочая поверхность колодки подвергается тепловым искривлениям из-за больших градиентов температуры по ее толщине [Л. 37]. Колодка выгибается в сторону упорного гребня, принимая форму «зонтика», что умень шает эффективную рабочую поверхность колодки и сни жает несущую способность подшипника. Гидродинами ческие давления, возникающие в клипе, обусловливают заметные (особенно при предельных нагрузках) меха нические деформации, которые суммируются с тепло выми. По данным [Л. 112], наиболее неблагоприятную форму искривления поверхности имеет колодка с точеч ной опорой, значительная часть рабочей поверхности которой выключается из работы. Линейная опора спо собствует более благоприятной форме деформации по верхности, обеспечивающей повышение несущей спо собности [Л. 113]. Для получения равенства зазора по длине выходной кромки ребро качания О'О" распола гают параллельно выходной кромке колодки 0 40г (рис. 1-12). Иногда его наклоняют с таким расчетом, чтобы наибольший щелевой зазор получился у выходной кромки на большем радиусе колодки. При радиальном
42
расположении ребра качания (в турбинах старых вы пусков) наименьший щелевой зазор был на наибольшем радиусе колодки, вследствие чего изнашивалась верх няя часть выходных кромок.
Несущая способность колодки зависит от стрелы ее прогиба при деформации. Уменьшение прогиба может быть достигнуто увеличением толщины колодки h. Однако чрезмерное увеличение h приводит к потере устойчивости слоя смазки [Л. 112]. Обычно колодки
изготавливаются с относительным размером |
hfl=0,4—0,5 |
|
[Л. 113, 161]. |
подшипника |
принимается |
Число колодок упорного |
||
от 6 до 20, а чаще всего от 8 |
до 12. Выбор числа коло |
док производится так, чтобы наряду с получением допу стимой средней нагрузки была бы обеспечена хорошая подача масла к каждой колодке. Известно, что во вход ное сечение масляного клина вместе со свежим холод ным маслом поступает тонкая нагретая пленка, прилип шая к гребню при прохождении предыдущей колодки. С уменьшением расстояния между колодками ухудша ются условия омываиия их холодным маслом и усили вается влияние переноса тепла от соседних колодок. Сказанное наглядно иллюстрируется опытами: в одном и том же корпусе нагружались до разрушения упорные подшипники с разным числом колодок (от 1 до 10) оди наковых размеров; если в подшипнике стояла одна колодка, она обладала приблизительно в 4 раза боль шей несущей способностью, чем в комплекте, состоящем из 10 колодок. Редкая расстановка колодок улучшает температурный режим работы подшипника, приводит к возрастанию толщины масляной пленки и увеличению несущей способности. Экспериментально установлено, что оптимальное отношение суммарной площади коло док к общей площади упорного кольца колеблется в пределах 0,55—0,65 ]Л. 112, 114, 161].
Большое влияние на тепловой режим упорного под шипника оказывает организация входа масла в сма зочный зазор [Л. 38, 112]. На турбинах небольшой мощ ности в большинстве случаев не требовалось специаль ного профилирования входной части колодки. Увеличе ние мощности турбин до 300—800 МВт и связанный с ней рост расчетных осевых усилий потребовали тща тельной отработки профиля входной кромки колодки, направленной на исключение завихрений масла на вхо-
43
де в клин, на избежание местных понижений давления и застойных зон перед колодкой, на улучшение темпе ратурного режима всей колодки. Опыты показали, что скруглять входную кромку колодки по радиусу R = = 0,5ч-3 мм нецелесообразно, так как это не улучшает характеристики подшипника. Лучшие результаты были получены при выполнении специального приемного ско са гиперболического профиля (рис. 1-12,г), предложен ного А. К. Дьячковым.
Ниже приведены ординаты (значения х-102 в долях
от а — см. рис. |
1-12,г) гиперболического профиля |
вход |
|||||||
ного конца упорной колодки {Л, 38]: |
|
|
|
||||||
X j |
Х*> |
Х 3 |
Хф |
Х5 |
Хд |
X 7 |
Xg |
Xg |
X iq |
5 |
2,06 |
1,31 |
0,78 |
0,49 |
0,31 |
0,18 |
0,075 |
0,038 |
0,02 |
ВТИ и ХТГЗ рекомендуют выполнять входной про филь колодки в виде прямоугольного скоса размером 0,004^X0,1/ и скругления радиусом 0,04/ (/ — длина хор ды по средней окружности колодки), рис. 1-12,д. Откло нение профиля от оптимальной формы ухудшает темпе ратурный режим колодки и поэтому является нежела тельным. Профилирование входной части колодки позволяет увеличить несущую способность подшипника
ориентировочно на 30%'[Л. 38, 112]. |
, |
В результате вращения упорного гребня |
и участка |
вала внутри корпуса подшипника создается неравномер ное поле давления. Из-за большой площади сливных каналов и дросселирования масла на входе в подшипник давление масла даже на периферии диска не превышает атмосферное, а у внутренней окружности колодок воз никают вакуумные зоны. В радиальном канале между соседними колодками образуется вихрь, давление в цен тре которого снижается ниже атмосферного. В зонах пониженного давления происходит бурное выделение паровых и газовых пузырьков, которые сепарируются в виде больших «снарядов» в центральной зоне подшип ника или в межколодочном зазоре. По этой причине нередко происходили аварийные разрушения подшипни ков (Л. 112, 131]. Нежелательные явления аэрации масла устраняются повышением давления в корпусе подшипника путем снятия дроссельной шайбы на входе и установки ее на выходе из подшипника. Хотя несущая способность подшипника при этом увеличивается незна чительно, надежность его существенно возрастает, так
44
как в этом случае подшипник становится менее зависи мым от случайных факторов ![Л. 132]. Есть конструкции подшипников, в которых слив масла вместе с отсепарированным воздухом и парами осуществлен из внутрен них зон подшипника, т. е. из мест непосредственного скопления газовых «снарядов»; в этом случае масло подводится на периферии упорного гребня-{Л. 131].
Применение колодок оптимальных размеров и кон струкций еще не решает полностью вопроса о надеж ности их работы. Конструкция упорного подшипника должна обеспечивать равномерное распределение на грузки на все упорные колодки с учетом возможных от клонений упорного гребня во время работы от положе ния его в состоянии покоя.
Для равномерного распределения нагрузки по колодкам извест ны различные способы: тщательная подгонка баббитовой поверхно сти колодок к зеркалу упорного гребня; опирание колодок на шари ки (рис. 1-12,а) и упругие пластины (рис. 1-12,к), применение шаро вого сегмента, на котором размещены колодки (рис.'1-11,а, б); ком бинирование упорного подшипника с опорным (рис. 1-11,г); примене ние рычажной уравнительной системы типа Кингсбери (рис. Д-13).
Из опыта эксплуатации известно [Л. 39], что выравнивающая способность сферических опор часто оказывается неудовлетворитель ной. Исследования показали [Л. 132], что по принципу своей работы сферические опоры вообще не могут обеспечить полного выравнива ния нагрузок по колодкам. Частичное же выравнивание, иногда вполне удовлетворяющее требованиям практики, может произойти при соблюдении оптимальных размеров сферической опоры, а именно (рис. 1-11,0); при а = 45ч-52°, Р3>кг и минимальном значении отно шения радиусов r[RK. Это условие соблюдается у подшипника тур бины «Вортингтон» (рис. 1-11,6) и не выполняется у большинства широко применяемых конструкций подшипников со сферической «шайбой» (рис. 1-11 ,0 , г), в которых неравномерность нагружения
колодок может быть любой в зависимости от первоначальной уста новки вкладыша и деформации корпуса. Очевидно, что при правиль ной установке вкладыша, устранении первоначального перекоса сферы и отсутствии деформации стула подшипника результат может быть достаточно хорошим даже при зажатой сфере1, чем и объясняется распространенность этой конструкции.
На ряде турбин применяются упорные подшипники типа Кинг сбери [Л. 75, 113], колодки которых опираются на выравнивающую рычажную систему (рис. 1-13). Если любая колодка почему-либо окажется выше плоскости рабочих поверхностей остальных колодок, входящих в комплект, то она будет вынуждена воспринять на себя увеличенную нагрузку и отойти вместе с сухарем от гребня. При этом промежуточные сухари повернутся вокруг осей качания и при близят к гребню соседние, менее нагруженные колодки. Такое пере
мещение будет происходить до тех пор, |
пока общая осевая нагрузка |
1 Установка сферического вкладыша |
без натяга (не говоря уже |
о зазоре) приводит к повышенной вибрации подшипника.
45
не будет распределена равномерно по всем колодкам. Однако и в подшипнике Кингсбери имеется неравномерность распределения на грузки, резко возрастающая при неправильном конструировании и изготовлении деталей подшипника [Л. 76]. Главной причиной, ухуд шающей работу звеньев выравнивающего устройства, является сила трения, возникающая на отдельных участках рычажной системы и препятствующая перемещению сухарей [Л. 75]. Поверхности соприкос новения сухарей, колодок, опорного кольца должны быть тщательно
Рис. 1-13. Упорный подшипник Кингсбери.
у —упорная колодка; 2 — упорное кольцо; 3, 4 — качающиеся су хари; 5 —упор; стрелкой показано направление вращения упор ного гребня.
спрофилированы. Контакт опорных поверхностей стараются выполнить линейным (цилиндр по плоскости) и даже точечным (цилиндры с взаимно перпендикулярными осями). Радиус опорной поверхности сухаря выполняется большим, чем расстояние b от оси поворота сухаря до его опорной поверхности. Сухари и упоры изготавливают ся из стали ШХ15 с твердостью HRc = 56-b60. Не допускается при менение литых деталей подшипника с необработанными поверхностя ми трения.
Произвольное профилирование этих поверхностей приводит к то му, что даже при незначительных перекосах упорного диска концы сухарей, упираясь в обойму или колодки, не позволяют последним следовать за перекосом диска. В результате подшипник становится жестким даже при малых перекосах упорного диска [Л. 75].
Большие .моменты от сил трения возникают в подшипнике Кинг сбери при неудачно выбранных размерах рычажной системы. Иссле дования показали {Л. 76], что для увеличения чувствительности вы равнивающего устройства необходимо свести плечо силы трения к нулю. Конструктивно это достигается следующим: а) стараются сделать плечи рычагов верхнего и нижнего ряда одинакового разме ра, т. е. a = a i и b = bi с минимально возможным (с точки зрениц
46
Прочности рычагов) отношением геометрических размеров bja (рис. 1-13,а); б) совмещают поверхности соприкосновения сухарей с колодками и обоймой с плоскостью хх, проходящей через оси по
ворота сухарей |
и через линии их |
соприкосновения друг |
с другом, |
т. е. выполняют |
условие Ь = Ь i= 0 |
(рис. *1-13,6). Однако |
при этом |
существенно увеличивается табарит подшипника в осевом направле на. Если имеется возможность выполнить один ряд сухарей с раз
мером Ь = 0, то |
выгоднее это выполнить на нижнем ряду. |
С увеличением числа колодок в подшипнике неравномерность |
|
распределения |
осевой нагрузки увеличивается. Может оказаться, |
что при некоторых соотношениях геометрических размеров рычагов подшипник с числом колодок более 10 будет работать как жесткий. Оптимальное число колодок в подшипнике Кингсбери 6—8. Нерав номерность подшипника можно снизить, уменьшив площадь одной наименее нагруженной колодки по сравнению с остальными колод ками {Л. 76].
Способность подшипника Кингсбери выравнивать нагрузки по отдельным колодкам является большим преимуществом его по сравнению с подшипником Митчелля. Однако подшипник Кингсбери более сложен конструктивно и имеет большие осевые габариты.
Для выравнивания нагрузок по колодкам иногда применяют упругие (пружинные) подкладки (рис. *1-12,к). Перемещения пру жинных опор не должны выходить за пределы упругих деформаций. Очень часто допустимые перемещения упругих элементов значи тельно меньше возможных перекосов, поэтому при такой конструк ции подшипника может происходить только частичное выравнивание усилий [Л. 72, 135].
6] Рабочие характеристики упорных подшипников
Упорный подшипник воспринимает нагрузку, в значи тельной мере отличающуюся от расчетной, поэтому он должен обладать такой несущей способностью, которая допустила бы любые режимы работы турбины без воз никновения аварий. Как показали исследования ВТИ, ХТГЗ, КТ'З, несущая способность упорного подшипника заданных геометрических размеров колодок зависит от расхода, давления и температуры масла, от материала колодок, качества поверхностей скольжения, содержа ния посторонних примесей в масле.
Между расходом масла Q и температурой колодок t существует зависимость, близкая к гиперболической (рис. 1-14). Увеличение расхода масла приводит сна чала к очень резкому уменьшению температуры коло док, а при дальнейшем увеличении расхода скорость снижения температуры заметно уменьшается. Наконец, через подшипник прокачивается такое количество мас ла, увеличение которого ничем не оправдано: темпера тура баббита не снижается, возрастают лишь потери
47
Мощности на трение. Этот расход Qp масла1 принима ется за рабочий [Л. 39, 112]. С увеличением нагрузки Р на упорные колодки рабочий расход увеличивается не значительно. При малых расходах масла через подшип ник поток, проходящий через клиновой зазор между
Рис. 1-14. Рабочие характерна стики опорно-упорного подтип* ника.
Нагруженных колодок 12 шт., по верхность трения нагруженных ко
лодок 866 |
♦1СН |
м2, |
отношение |
6//= |
«1, b}R2=0,447, |
0=21°, заполнение |
|||
упорного |
кольца |
колодками |
70%, |
диаметр опорного вкладыша 330 мм,
//£>=* 1, |
радиальная |
нагрузка |
|
15 • 104 Н, |
/,=45 °С, л -3 000 |
мин-1. |
|
Индексы при N соответствуют ва |
|||
риантам |
организации |
слива |
масла |
из камеры упорных |
колодок: 1— |
||
задросселированному; |
2 — свободно |
му. Пунктиром отчерчена граница рабочих расходов масла.
колодкой и гребнем, составляет значительную долю от общего расхода, и поэтому температура последнего сильно зависит от нагрузки на упорные колодки. По мере увеличения общего расхода доля масла, протекаю щего через клиновой зазор, уменьшается, вследствие чего изменение нагрузки на колодки не вызывает суще ственного изменения температуры масла, сливающегося из подшипника. Это объясняет общеизвестный факт, что выплавление колодок в процессе эксплуатации часто не приводит к сколько-нибудь заметному нагреву масла, проходящего через подшипник. На величину рабочего расхода масла оказывает влияние схема слива отрабо танного масла. Применение задросселированного слива несколько снижает величину рабочего расхода.
Уменьшение расхода масла через подшипник приво дит к падению эффективности отвода тепла трения через металл колодок, что вызывает повышение темпе ратуры, увеличение тепловых деформаций колодок и, следовательно, снижение несущей способности.
1 В {Л. 39] приведено более четкое определение величины Qp: увеличение расхода масла сверх рабочего значения на 20% приво дит к снижению температуры колодок на 0,5— 1,0 °С.
48