ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2. Функциональное описание подсистем

В отличие от DSS-1, QSIG является симметричным прото­колом, обеспечивающим взаимодействие между равноправными узлами сетей, т.е. обе стороны интерфейса идентичны. Уровень 3 протокола QSIG состоит из двух подуровней: QSIG-BC и QSIG-GF.

Подуровень QSIG-BC (Basic Call) предназначен для управле­ния так называемым базовым соединением, т.е. соединением без предоставления дополнительных услуг. Подуровень обеспечивает совокупность процедур, предназначенных для установления, под­держки и разрушения базового соединения. Базовым соединением можно считать услугу, предоставляющую пользователю связь како­го-либо определенного вида, например, телефонную, факсимиль­ную, видеотелефонную и т.д. QSIG-BC определен в ETS 300 172.

Подуровень QSIG-GF (Generic Functional), уже упоминав­шийся в предыдущем параграфе, предназначен для управления дополнительными услугами и использует для транспортировки сигнальной информации специальный механизм переноса сооб­щений.

140 Глава 5_____________________ _____________

Для предоставления конкретной дополнительной услуги мо­жет быть использована как ассоциированная с базовым соедине­нием процедура передачи сигнальной информации QSIG-GF (пользователь имеет возможность запросить дополнительную ус­лугу на том или ином этапе базового соединения), так и независи­мая от базового соединения процедура.

Возможны два варианта организации управления дополни­тельными услугами: сигнальная информация переносится либо информационным элементом facility в сообщениях управления базовым соединением, либо, если в данный момент такие сооб­щения использовать невозможно, специальным сообщением FACILITY QS1G-GF.

На уровне приложений модели OSI функционирует прото­кол управления дополнительными услугами, который использует сервисные элементы удаленных операций (ROSE — Remote Ope­ration Service Elements), сервисные элементы ассоциированного управления (ACSE — Association Control Service Elements) и сер­висные элементы диалога (DSE — Dialogue Service Elements), ко­ординируемые специальными функциями (coordination function). Читатель, вероятно, помнит, что о ROSE и ACSE уже шла речь при описании ТСАР (глава 10 тома 1) и DSS-1 (глава 4 тома 2). В на­стоящее время ROSE определен в рекомендации ITU-T X.219, а ACSE — в рекомендации Х.217. Что касается DSE, то сервисные элементы диалога определяются в стандартах QSIG-GF.

Продолжая аналогию с ОКС-7, отметим традиционную для протоколов пакетной передачи информации поддержку двух ви­дов связи: с установлением соединения (и, как правило, с управ­лением последовательностью сообщений и подтверждений) и без установления соединения. Реализация этих функций на уровне 3 QSIG-GF возложена на управляющий функциональный блок GFT-Control (рис.5.3). В отличие от DSS-1 протокол QSIG-GF поддерживает как ориентированный на соединение, так и не ори­ентированный на соединение механизм переноса информации для независящих от базовой связи дополнительных услуг и дополни­тельных сетевых услуг (ANF). QSIG не допускает наличия двух не­зависимых подсистем для обслуживания базового соединения, в то время как в ОКС-7 для этих целей могут существовать и TUP, и ISUP.


На рис. 5.3 представлены следующие основные компоненты архитектуры QSIG:

______Протокол QSIG i4l

Рис. 5.3. Транзитное соединение (QSIG-GF)

SCM включает в себя функции уровня 2 и управления уровнем 1. Так как физический уровень протокола QSIG постоянно активи­зирован, то в части управления этим уровнем функции SCM сводят­ся к контролю работоспособности и обработке аварийных ситуа­ций. Процедуры уровня 2 традиционно опираются на протокол HDLC. Их можно считать полностью адекватными аналогичным процедурам уровня звена в интерфейсе «пользователь—сеть» пер­вичного доступа ISDN (рекомендации ITU-T Q.920/Q.921).

Управление протоколом (protocol control) полностью опира­ется на рекомендацию Q.931 в части кодировки сообщений и со­держит некоторые расширения, связанные, в основном, с возмож­ностью обслуживания нескольких физических первичных трактов одним звеном сигнализации (например, расширенное поле метки соединения, расширенное поле идентификации канала). Имеют­ся также расширения в части контроля последовательности сооб­щений, связанные с симметричностью конфигурации интерфей­са и с возможностями транзита. Управление коммутируемыми со­единениями также базируется на рекомендации Q.931, однако со­держит расширения, связанные с симметрией интерфейса, возмож­ностью межсетевого взаимодействия и возможностями транзита.


142 Глава 5 __ _____________

Так, процедуры Q.931 применимы для интерфейса базового досту­па «пользователь—сеть» как в конфигурации «точка—точка», так и в многоточечной конфигурации с использованием вещательного ре­жима, а для интерфейса первичного доступа — только в конфигура­ции «точка—точка». Процедуры ориентированы на ограниченное число идентифицируемых каналов В в базовом доступе, а также на строго определенное расположение каналов В и D в физической структуре интерфейса на первичной скорости. QSIG же позволяет поддерживать несколько физических первичных трактов с помощью одного звена сигнализации, причем исключительно в режиме «точ­ка—точка». При этом общее число обслуживаемых каналов В не ог­раничивается, а нумерация их производится непрерывно от 1 до N.

Принимая во внимание вышеизложенные различия, степень совпадения QSIG-BC и DSS-1 (включая SCM и функции уровня 2, соответственно) приблизительно можно оценить в 95% (вспомним еще раз эпиграф к данной главе).

Взаимодействие составляющих QSIG-GF можно наглядно проследить на примере транзитного соединения, показанного на рис. 5.3. Как видно из рисунка, в QSIG-GF функции управления транзитом осуществляет GFT-Control, аналогично тому, как в QSIG-BC это делает процедура управления базовым соединени­ем. Прикладной уровень с сетевой точки зрения является прозрач­ным для двух оконечных УАТС, участвующих в предоставлении услуги. GFT-Control и DSE функционально соответствуют специ­фикациям DSS-1, описанным в Q.932. Однако в данном случае раз­личий значительно больше. Во-первых, несколько различаются тре­бования к функциям и процедурам управления протоколом (proto­col control) в части включения информационного элемента facility в сообщения управления базовым соединением. Во-вторых, проце­дуры DSE и GFT-Control имеют отличия от процедур Q.932, свя­занные с транзитом и с возможностью межсетевого взаимодейст­вия. В-третьих, имеются различия в кодировке для некоторых до­полнительных услуг. Ситуация усугубляется несовпадением переч­ней иoпиcaнийдoпoлнитeльныxycлyгQSIG и DSS-1.

Во всей этой главе QSIG рассматривался в сравнении с DSS-1, что было сделано, в основном, в целях сокращения объема книги, хотя проведенное сравнение имеет и самостоятельный смысл. Од­нако для предоставления читателю более или менее полезных спе­цификаций уровня 3 протокола QSIG целесообразно рассмотреть информационные элементы, входящие в состав сигнальных сооб­щений, и типы этих сообщений.


www.kiev-security.org.ua

BEST rus DOC FOR FULL SECURITY

____ Протокол QSIG 143

В сообщениях уровня 3 протокола QSIG используются сле­дующие информационные элементы (ср. с параграфом 4.3):

Дискриминатор протокола (protocol discriminator). Данный информационный элемент используется для того, чтобы отличить сообщения, связанные с процедурами управления соединениями, от других блоков данных, также использующих услуги уровня 2. Кодирование и использование данного информационного элемен­та осуществляется в соответствии с п. 12.2 стандарта ETS 300 172.

Метка соединения (call reference). Данный информационный элемент используется для идентификации того соединения (или запроса услуги/отказа от услуги), к которому относится содержа­щее этот элемент сообщение. Кодирование и использование дан­ного информационного элемента осуществляется в соответствии с п. 12.3 стандарта ETS 300 172. В состав элемента входит «флажок», который имеет значение «О» в сообщениях стороны, назначившей метку, и значение «I» в сообщениях встречной стороны. Значение метки соединения всегда занимает два байта, что отличает QSIG от DSS-1, в котором метка соединения имеет длину один байт для базового доступа и 1 или 2 (по умолчанию) байта для доступа на первичной скорости. Значение метки соединения устанавливает­ся вызывающей стороной на время связи. Глобальная метка имеет значение «О». Оборудование, которое принимает сообщение с гло­бальной меткой, интерпретирует его как сообщение, относящееся ко всем соединениям, метки которых связаны с соответствующим соединением уровня 2.

Тип сообщения (message type). Данный информационный эле­мент служит для идентификации имени и, следовательно, назна­чения передаваемого сообщения. Кодирование и использование этого информационного элемента осуществляется в соответствии с п. 12.4 стандарта ETS 300 172.

Информационные элементы, приведенные в табл. 5.1, отно­сятся к кодовой таблице подмножества кодов 0 и во многом схожи с аналогичными информационными элементами протокола DSS-1. Интересно отметить, что хотя кодировки и принципы формиро­вания сообщений в DSS-1 и QSIG практически одни и те же, су­ществуют некоторые различия, часть из которых тесно связана с применением протокола QSIG именно как межстанционного. Важ­ным является то, что QSIG всегда использует двухбайтовую метку соединения. Характерно также, что QSIG допускает присутствие информационного элемента Progress-indicator только в сообщениях ALERTING, PROGRESS M^CONNECTLJOmaJaK DSS-1 – еще и в