ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
Протокол QSIG |
\ 51 |
зования для получения информации об оплате исходящих вызовов. Кроме того, QSIG может адаптироваться к особым правилам оплаты, как, например, в гостиницах.
Переадресация и переключение связи на другой номер. Поддер-
живаются несколько видов услуг перевода связи на другой номер, и они могут быть либо управляемыми, либо неуправляемыми. Возможны следующие услуги:
CD — отклонение вызова. Это услуга, позволяющая обслуживаемому пользователю при поступлении входящего вызова запросить, чтобы сеть перевела этот вызов на другой номер. Запрос может передаваться либо автоматически терминалом сразу же при поступлении вызова или после неответа в течение некоторого времени, либо самим пользователем после получения вызывного сигнала;
CFB — переадресация при занятости пользователя. Входящие вызовы, которые наталкиваются на занятого пользователя, переключаются на другой, заранее назначенный номер;
CFNR— переадресация при неответе. Входящие вызовы переадресуются на другой номер в случае, когда заказавший эту услугу пользователь не отвечает на вызов в течение определенного времени;
CFU — безусловная переадресация. Все входящие вызовы сразу переадресуются на другой номер.
Заказ, отмена и запрос услуг переадресации и переключения связи могут выполняться либо самим заинтересованным в этом абонентом, либо другим уполномоченным абонентом. Абонент, который является пользователем услуги переключения связи на другой номер, имеет право отменить эту услугу или заказать ее для другого пользователя.
Перехват вызовов (C1NT). Эта дополнительная сетевая услуга делает возможным перенаправление соединений, которые по определенным причинам (неисправность или перегрузка сетевых ресурсов) в данный момент не могут быть завершены. Соединение направляется к заранее определенному пользователю (абоненту, оператору, автоответчику и т.п.).
Повторный вызов (RE). Эта услуга действует аналогично услуге CCBS, но заказывает ее не вызывающий, а вызываемый абонент.
Субадресация (SUB) обеспечивает возможность передачи вызывающим абонентом во время установления соединения не только адреса вызываемого абонента, но и субадреса, идентифицирую-
152 |
Глава 5 |
__ ______________________________ |
щего, например, определенный терминал. Эта услуга также применима к вызовам к/от ISDN общего пользования.
Предложение вызова (СО). Эта услуга позволяет вызывающему абоненту запросить, чтобы его вызов в случае занятости вызываемого абонента был установлен на ожидание и чтобы вызываемому абоненту был предоставлен выбор: принять этот вызов, проигнорировать его (то есть оставить на ожидании) или дать отказ.
Прямой набор номера абонента УАТС (DDI). В действительности это - дополнительная услуга ISDN общего пользования, тем не менее, сеть QSIG может прийти к соглашению с ISDN относительно DDI с тем, чтобы входящие вызовы могли направляться прямо вызываемым абонентам сети QSIG. Соединение для вызова DDI из ISDN общего пользования устанавливается в сети QSIG к вызываемому абоненту как базовое.
Уведомление о поступлении нового вызова (CW). Эта услуга дей-
ствует аналогично услуге СО, но заказывает ее не вызывающий, а вызываемый абонент.
Услуги идентификации. Имеется ряд услуг, которые, будучи задействованы, могут обеспечить или запретить предоставление информации, касающейся идентификации абонентов. Этими услугами являются:
CLIP — предоставление идентификации линии вызывающего абонента. Эта услуга предоставляет вызываемому абоненту номер вызывающего абонента и, при возможности, субадрес;
CLIR—запрет идентификации линии вызывающего абонента. Эта услуга предохраняет номер вызывающего абонента от предоставления его другому абоненту; она препятствует реализации услуг CLIP/COLP. CLIR может использоваться применительно либо ко всем коммутируемым соединениям, либо к какому-то одному. Она может запрещать предоставление номера не только при базовых соединениях, но и в сочетании с использованием других дополнительных услуг, например, услуг переадресации и переключения соединения на другой номер;
COLP — предоставление идентификации линии ответившего абонента. Эта услуга предоставляет вызывающему абоненту номер ответившего абонента и, при возможности, субадрес;
СО LR— запрет идентификации линии ответившего абонента; CNIP — предоставление идентификации имени вызывающего
абонента;
CNIR — запрет идентификации имени вызывающего абонента;
______Протокол QSIG |
153 |
CONP — предоставление идентификации имени ответившего абонента;
CONR — запрет идентификации имени ответившего абонента. Услуги CNIP и CONP работают таким же образом, как и услуги
CLIP и COLP. Различие заключается в том, что CNIP и CONP представляют имя абонента, а не его номер (то же самое относится к услугам запрета CNIR/CL1R и CONR/COLR).
Услуги идентификации, предусмотренные в сети QSIG, работают согласованно с аналогичными дополнительными услугами ISDN общего пользования; при вызове, входящем от ISDN общего пользования, сеть QSIG не будет предоставлять идентификацию вызывающего абонента, если абонентом ISDN общего пользования была запрошена услуга CLIR. В случае исходящего вызова, направленного к абоненту ISDN общего пользования, сеть QSIG не будет предоставлять идентификацию ответившего абонента, если абонентом ISDN общего пользования была запрошена услуга COLR.
Услуги для операторов. В QSIG предусмотрен ряд дополнительных услуг для операторов, повышающих эффективность их труда и способствующих улучшению качества учрежденческой связи. Таковы услуги установления последовательных соединений, распределения вызовов, ночного обслуживания, ожидания сообщения, вмешательства телефонистки в соединение двух абонентов и др.
5.4. ПРОТОКОЛ DPNSS
Потребность учрежденческих (корпоративных, частных, ведомственных) сетей в системах сигнализации по общему каналу была осознана задолго до появления QSIG, еще в начале 1980-х годов. Тогда справедливо считалось, что система сигнализации ОКС-7 является и слишком сложной, и недостаточно специализированной. К тому же, единственная существовавшая тогда подсистема-пользователь TUP была слишком бедна, чтобы удовлетворить потребности сетей учрежденческопроизводственной связи.
Была ясна необходимость другого подхода, и в Великобритании, отличавшейся более благоприятными для частных сетей условиями, раньше, чем в других странах, был разработан открытый и независимый от поставщика стандарт, названный DPNSS. Предполагалось, что стандарт DPNSS будет принят в качестве основы европейских и международных стандартов, но эта надежда не оправдалась. В 1985 году, вслед за публикацией рекомендаций Крас-
154 |
Глава 5 |
ной книги ITLJ-T, CEPT начала работу по адаптации стандартов ISDN к требованиям сигнализации между УАТС в частных сетях. DPNSS не был взят за основу нового стандарта, поскольку это было политически неприемлемо и поскольку структура протокола и кодирование в стандарте Великобритании слишком сильно отличались от того, что было рекомендовано ITU-T для ISDN.
Вместо DPNSS был разработан протокол QSIG. В июле 1990 г.
фирмы Alcatel, Siemens, GPT, SAT и Telenorma учредили форум по спецификации сети УАТС с ISDN (IPNS) для ускорения разработки QSIG и для обеспечения возможности взаимодействия с DPNSS. В настоящее время членами Форума IPNS являются:
Alcatel, Ascom, AT&T, Bosch Telecom, Ericsson, GPT, Italtel, Matra-Com, Nortel, Philips и Siemens. Все члены форума принимают участие и в технических рабочих группах ЕСМА.
Внимание, уделяемое протоколу DPNSS в этой книге, обусловлено тем, что он признается в качестве открытого стандарта для широкого международного использования и поддерживается многими производителями. Некоторые телекоммуникационные компании тоже имеют свои собственные стандарты, такие как Cornet-N (Siemens) и АВС (Alcatel), однако информация об их спецификациях не является общедоступной, и они не используются столь широко, как DPNSS.
Первоначально DPNSS разрабатывался British Telecom, GPT и Mitel для использования в сети правительственной связи Великобритании. Первый выпуск спецификаций относился к базовому соединению и к небольшому количеству дополнительных услуг. Спецификации постоянно дополнялись, и на сегодня специфицировано свыше 40 дополнительных услуг. В качестве приложения к спецификациям были опубликованы процедуры тестирования соответствия. Комитет IPNS регулярно рассматривает предложения по изменениям спецификаций DPNSS на основании опыта внедрения стандарта. Разрабатываются также условия взаимодействия DPNSS с QSIG и вопросы доступа к ISDN.
Существующая структура DPNSS выглядит следующим образом. На уровне 1 DPNSS может использовать как канальный интервал 1,
так и физически независимый канал передачи данных, включая модемы, работающие по аналоговым линиям связи на скорости передачи данных 9.6 Кбит/с. Для версии с использованием
Протокол QSIG |
155 |
аналоговых каналов передачи данных иногда используется акроним APNSS. Резервные тракты сигнализации отсутствуют.
На уровне 2 DPNSS использует многочастотную сигнализацию методом «импульсный челнок», т.е. каждый кадр передается повторно, пока не будет получено положительное подтверждение, в то время как в QSIG повторная передача имеет место только тогда, когда положительное подтверждение не получено в течение предварительно установленного периода времени.
На уровне 3 протокол DPNSS имеет основной набор сообщений, обеспечивающий поддержку всех 40 с лишним дополнительных услуг. Кроме того, отдельные телекоммуникационные компании расширяют количество сообщений для поддержки собственных системных услуг как в УАТС собственного производства, так и в оборудовании других типов.
Глава 6
ИНТЕРФЕЙС V5
Революции - локомотивы истории,
К. Маркс
6.1. ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ СЕТИ ДОСТУПА
Первыми шагами на пути формирования сети доступа были удаленные абонентские мультиплексоры и системы уплотнения абонентских линий, о чем уже упоминалось в предыдущих главах. В настоящее время традиционная технологическая база сети абонентского доступа активно изменяется. Дальнейший прогресс в этом направлении связывается с беспроводным абонентским доступом (WLL), с оптоволоконными абонентскими линиями и со всё усложняющимися системами мультиплексирования и передачи информации между пользователями и коммутационным оборудованием сети связи. Изменения происходят и в потребностях пользователей (термин «пользователь», соответствующий современному телекоммуникационному рынку, постепенно, но весьма прочно заменил в этом томе традиционный термин «абонент» — пережиток времен телефонной монополии): возрастает их заинтересованность в новых телекоммуникационных услугах. Почти столетняя история постепенного эволюционного развития сети абонентского доступа, удовлетворявшейся полосой 3,1 кГц и базировавшейся на металлической проволоке, вступила в фазу революционных преобразований, связанных с новой технологией, новыми принципами, новыми методами [72] и новыми характеристиками спроса на услуги связи.
Эти революционные преобразования обусловили продолжение ассоциативной цепочки, приведшей к названию данного параграфа. Действительно имеют место следующие три источника современных требований к сети доступа, соответствующие трем видам услуг, запрашиваемых пользователем:
—передача речи (телефонная связь, аудиоинформация, справочные услуги, речевая почта и др.);
—передача данных (электронная почта, Интернет, факсимильные сообщения, электронные платежи и др.);
—передача видеоинформации (видео по запросу, телеконференции
идр.).
Открытый интерфейс V5 |
157 |
Для каждого вида услуг сегодня, как правило, существует своя сеть абонентских линий и используются свои передающие среды: двужильный медный кабель для аналоговых абонентских линий, кабельная коаксиальная сеть для кабельного телевидения, волоконнооптические линии связи, оборудование беспроводного абонентского доступа и т.д. Говоря о сети абонентского доступа, можно выделить следующие три составные части этой сети:
—металлический кабель (витая пара, коаксиальный кабель и др.);
—волоконно-оптический кабель;
—беспроводный абонентский доступ (WLL — Wireless Local Loop).
Более строгие рассуждения о сети доступа читатель сможет найти
вмонографии Н. А. Соколова «Сети абонентского доступа. Принципы построения» [49], а здесь уместно отметить только некоторые моменты.
В недавнем прошлом внутренние интерфейсы между выносными абонентскими концентраторами и модулями подключения цифровых линий коммутационного узла не подлежали международной стандартизации. Практически во всех установленных до сегодняшнего дня цифровых АТС для этих интерфейсов используются цифровые тракты 2048 Кбит/с и собственные «внутрифирменные» протоколы. Очевидным недостатком такого подхода является ограничение свободы выбора у операторов при увеличении емкости АТС и установке дополнительного абонентского оборудования. В последнее время в связи с расширением номенклатуры средств сети абонентского доступа и, в частности, с распространением оборудования WLL, возросла потребность в таком интерфейсе, который позволил бы совмещать в одной сети оборудование разных производителей.
Именно для этих целей и был создан универсальный интерфейс V5, являющийся предметом рассмотрения этой и двух следующих глав. Как показано на рис. 6.1, наряду с интерфейсом V5 и включением абонентских терминалов в АТС по двухпроводным абонентским линиям иногда возможно использование и других протоколов, например, в качестве временного решения. Такими протоколами в различных ситуациях установки оборудования сети доступа (например, WLL) могут являться системы межстанционной сигнализации по двум выделенным сигнальным каналам, система общеканальной сигнализации №7 и другие, описанные в первом томе