Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внутреннее существование… Самый поразительный пример настоящего общения, преодолевающего одиночество, есть общение человеческого «я» с

собаками, которые являются настоящими друзьями, часто лучшими, чем другие люди»1.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями,

элементами взаимопонимания, чувствами и эмоциями. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. Недаром французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-

Экзюпери (1900 – 1944) сказал, что самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.

Что касается коммуникации, то главное в ней – передача информации.

Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет, и не может быть коммуникаций.2 Общение обязательно предполагает коммуникацию в качестве одного из элементов, но не сводится

кней.

Синформационной точки зрения деловая коммуникация представляет собой обмен информацией интеллектуального и эмоционального

содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности.

Содержание же категории общения многообразно: это не только определенная сторона человеческой деятельности, связанная с обменом информацией. Наряду с обменом информацией в процессе общения происходит формирование отношений между людьми на основе их взаимодействия. В процессе взаимодействия, формируется образ внутреннего

1

Бердяев Н.

Я и мир

объектов.

Опыт философии одиночества

и

 

общения. http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/03.html

2Жернакова М. Б., Румянцева И. А. Деловые коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров — М. : Юрайт, 2014. http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1009503958.pdf



«Я» человека через его восприятие другими людьми. Процесс общения связан со взаимным влиянием людей, носящий как конструктивный, так и деструктивный характер.

Поскольку общение чрезвычайно многогранно, то оно может быть представлено в своем многообразии по видам.

По содержанию и целям выделяют неделовое и деловое общение.

В неделовом или личностном общении целью является оно само. По содержанию неделовое общение, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта,

обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому,

поиском смысла жизни и т. д. На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии,

сопереживании.

Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения,

и содержанием такого общения являются производственные вопросы. На уровне делового общения идет совместное сотрудничество. Поэтому целью общения на этом уровне — повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

Именно деловое общение является деловой коммуникацией. Деловая коммуникация относится к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по обмену информацией, осуществляющейся при помощи разнообразных знаковых систем.

1.4.Социальные основы деловых коммуникаций.

Объективными социальными основаниями деловых коммуникаций, их возникновения и развития выступает деятельность людей, поскольку совместное осуществление любого дела, решение в связи с этим соответствующих задач предполагает взаимодействие определенного количества людей. Взаимодействие осуществляется посредством их общения, носящего деловой характер, направленный на осуществление данного вида деятельности.

Отсюда можно сделать вывод о том, что деловые коммуникации,

деловое общение людей производны от их деятельности.1 В деловых коммуникациях фиксируется содержание и социальная направленность того или иного вида деятельности, её значение для жизни общества,

соответствующих социальных групп и отдельных личностей. Деловые коммуникации людей столь же универсальны и в то же время разнообразны,

как и их деятельность. Они возникают и осуществляются во всех областях человеческой деятельности – в бизнесе, политике, культуре, спорте,

образовании, и на всех уровнях, начиная от рядового сотрудника и до высшего руководства. Всё это указывает на универсальный характер деловых коммуникаций как реального явления общественной жизни.

Но это не единственное основание. Ведь любая деятельность людей всегда осуществляется в рамках соответствующих общественных отношений.

Например, их экономическая деятельность осуществляется на базе и в рамках экономических отношений. Сравним с этой точки зрения экономические отношения в СССР и современной России: в первом случае экономическая деятельность осуществлялась в рамках экономических отношений, в основе которых лежала социалистическая общественная собственность, во втором – в рамках экономических отношений, в основе которых лежит частная собственность, обусловливающая рыночный характер экономики.

1 См.: Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко и Л.И.Чернышовой. 6-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 17.


Существовала ли в условиях плановой экономики потребность в презентациях, рекламирующих тот или иной товар? Они не были нужны,

поскольку Госплан определял, что и в каких количествах производится.

Могло ли социалистическое предприятие самостоятельно выходить на мировой рынок, вести переговоры с зарубежными партнерами? Поскольку такой возможности не было, то такая форма деловой коммуникации как переговоры была представлена весьма специфическим образом, можно сказать не переговоры, а уговоры. На предприятиях существовали отделы материально-технического снабжения, основной функция которых заключалась в «выбивании» средств, которые были запланированы, но не всегда выделены. Деловые коммуникации, конечно же, были, но они носили другой характер.

И вместе с тем, особенность деловых коммуникаций заключается в том, что, несмотря на все социально обусловленные особенности, они сохраняют свои сущностные характеристики. Декорации меняются, но суть остается, и мы можем использовать коммуникативный опыт наших предшественников. Деловая риторика столь же значима в современных условиях, как и в античности. Нормы общения в конфликтных ситуациях вырабатывались на протяжении столетий. Искусству вести беседу обучал еще великий мудрец Сократ, и недаром сократический метод используется с потенциальными покупателями и клиентами с целью склонить их к покупке товара или к заключению сделки, которые, возможно, им и не нужны.

Подведем итог. Социальными основаниями деловых коммуникаций в том или ином обществе, является деятельность людей и существующие в нём общественные отношения. Это необходимо учитывать в полной мере. Чтобы,

вступая в деловое общение в любой сфере общественной жизни, глубже понимать реальные условия, при которых оно будет осуществляться,

соответствие их собственным интересам и перспективам сотрудничества.

Общественные отношения реализуются через взаимодействие отдельных людей, в их деловых коммуникациях. Данных взаимодействий,

деловых коммуникаций может быть великое множество. Они имеют свои

особенности, определяемые конкретными условиями их формирования, их содержанием и личными свойствами вступающих в них субъектов – социальными и духовными. В силу этого они представляют собой относительно самостоятельные явления в отличие от тех общественных отношений, производными от которых они являются.

1.5.«Деловые коммуникации» как практически-прикладная наука и

учебная дисциплина, ее предмет, методы, задачи.

Существуют свои особенности в содержании и характере деловых коммуникаций в каждой из сфер жизни общества, определяемые содержанием и характером осуществляемой в них деятельности. Но существуют и общие свойства и формы деловых коммуникаций, которые стали предметом прикладной науки «Деловые коммуникации», и

соответствующей вузовской дисциплины. Основным содержанием учебного курса «Деловые коммуникации» являются проблемы коммуникаций в деловой сфере в их организационном, психологическом и нравственном аспектах.

Как наука «Деловые коммуникации» носит прикладной характер и

базируется на результатах исследования целого ряда других научных дисциплин, как фундаментального, так и прикладного характера. К этим дисциплинам относятся теория коммуникации, этика, социология, общая и социальная психология, лингвистика, риторика…и многие другие.

Теория коммуникации изучает структуру коммуникации,

универсальные механизмами и общие закономерности информационного обмена, без знания которых трудно понять особенности деловых коммуникаций.

Общая психология, в рамках которой изучается психическая структура личности, и психология личности является необходимым условие изучения деловых коммуникаций в аспекте межличностных отношений. Всякая коммуникация как информационное взаимодействие осуществляется между


субъектами. Субъекты деловых коммуникаций – живые люди различных возрастов с их разносторонними физиологическими, психологическими,

интеллектуальными и нравственными свойствами, с их знаниями,

эмоциональным и волевым настроем, мировоззренческими и идеологическими установками и ценностными ориентациями. Каждое из этих свойств представляет собой своеобразное проявление их личностей,

изучаемое на уровне общей психологии и психологии личности.

Поскольку деловые коммуникации осуществляются не только на межличностном, но и на групповом уровне, требуется привлечение результатов исследования социальной психологии (от лат. socialis -

общественный, греч. psyche - душа + logos – учение) - науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.1

Проблема социально-психологических закономерностей общения значима как для социальной психологии, так и для деловых коммуникаций.

Исследования в области социологии помогают раскрыть специфику деловых коммуникаций в связи с социальной структурой общества.

Коммуникация имеет знаковый характер и осуществляется на основе языка. Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — возникновением и развитием языка и речи как важнейших средств человеческого общения.

В современном глобальном мире большое значение для понимания деловых коммуникаций имеют результаты исследования такой науки как

культурология. Коммуникативная проблематика в культурологии проявляется при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, а также между представителями различных культур.

1

dic.academic.ru›dic.nsf/enc_philosophy…СОЦИАЛЬНАЯ

Большая психологическая

 

энциклопедия

Самая прямая и непосредственная связь существует между такими

прикладными дисциплинами как деловая этика и деловые коммуникации.

Любая наука характеризуется наличием объекта исследования,

предмета исследования и применяемых методов исследования.

Объект исследования науки – это определенная область реальности

(природной или социальной), на которую направлен процесс научного

познания.

 

Объект исследования науки «Деловые коммуникации»

коммуникация как реальное явление.

 

Коммуникация является объектом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свой специфический предмет исследования, то есть наиболее значимые свойства, стороны,

характеристики, особенности объекта, которые изучаются в рамках данной

дисциплины.

 

 

Предмет науки «Деловые коммуникации»

социально-

психологические, ценностные и организационно-технические проблемы коммуникации людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Основным средством научного познания деловых коммуникаций являются применяемые методы исследования.

Понятие метода (от др.-греч. μέθοδος– путь к чему-либо) в самом общем смысле означает способ достижения какой-либо цели, решения

поставленной задачи.

Метод — это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из учёта закономерностей движения изучаемого объекта.

Основная функция метода – организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности

определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он