Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
внутреннее существование… Самый поразительный пример настоящего общения, преодолевающего одиночество, есть общение человеческого «я» с
собаками, которые являются настоящими друзьями, часто лучшими, чем другие люди»1.
Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только передачей информации, но и практическими действиями,
элементами взаимопонимания, чувствами и эмоциями. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. Недаром французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Антуан де Сент-
Экзюпери (1900 – 1944) сказал, что самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.
Что касается коммуникации, то главное в ней – передача информации.
Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет, и не может быть коммуникаций.2 Общение обязательно предполагает коммуникацию в качестве одного из элементов, но не сводится
кней.
Синформационной точки зрения деловая коммуникация представляет собой обмен информацией интеллектуального и эмоционального
содержания, значимой для участников общения для достижения целей совместной деятельности.
Содержание же категории общения многообразно: это не только определенная сторона человеческой деятельности, связанная с обменом информацией. Наряду с обменом информацией в процессе общения происходит формирование отношений между людьми на основе их взаимодействия. В процессе взаимодействия, формируется образ внутреннего
1 |
Бердяев Н. |
Я и мир |
объектов. |
Опыт философии одиночества |
и |
|
общения. http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/03.html
2Жернакова М. Б., Румянцева И. А. Деловые коммуникации: теория и практика. Учебник для бакалавров — М. : Юрайт, 2014. http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1009503958.pdf
«Я» человека через его восприятие другими людьми. Процесс общения связан со взаимным влиянием людей, носящий как конструктивный, так и деструктивный характер.
Поскольку общение чрезвычайно многогранно, то оно может быть представлено в своем многообразии по видам.
По содержанию и целям выделяют неделовое и деловое общение.
В неделовом или личностном общении целью является оно само. По содержанию неделовое общение, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта,
обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому,
поиском смысла жизни и т. д. На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии,
сопереживании.
Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения,
и содержанием такого общения являются производственные вопросы. На уровне делового общения идет совместное сотрудничество. Поэтому целью общения на этом уровне — повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.
Именно деловое общение является деловой коммуникацией. Деловая коммуникация относится к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по обмену информацией, осуществляющейся при помощи разнообразных знаковых систем.
1.4.Социальные основы деловых коммуникаций.
Объективными социальными основаниями деловых коммуникаций, их возникновения и развития выступает деятельность людей, поскольку совместное осуществление любого дела, решение в связи с этим соответствующих задач предполагает взаимодействие определенного количества людей. Взаимодействие осуществляется посредством их общения, носящего деловой характер, направленный на осуществление данного вида деятельности.
Отсюда можно сделать вывод о том, что деловые коммуникации,
деловое общение людей производны от их деятельности.1 В деловых коммуникациях фиксируется содержание и социальная направленность того или иного вида деятельности, её значение для жизни общества,
соответствующих социальных групп и отдельных личностей. Деловые коммуникации людей столь же универсальны и в то же время разнообразны,
как и их деятельность. Они возникают и осуществляются во всех областях человеческой деятельности – в бизнесе, политике, культуре, спорте,
образовании, и на всех уровнях, начиная от рядового сотрудника и до высшего руководства. Всё это указывает на универсальный характер деловых коммуникаций как реального явления общественной жизни.
Но это не единственное основание. Ведь любая деятельность людей всегда осуществляется в рамках соответствующих общественных отношений.
Например, их экономическая деятельность осуществляется на базе и в рамках экономических отношений. Сравним с этой точки зрения экономические отношения в СССР и современной России: в первом случае экономическая деятельность осуществлялась в рамках экономических отношений, в основе которых лежала социалистическая общественная собственность, во втором – в рамках экономических отношений, в основе которых лежит частная собственность, обусловливающая рыночный характер экономики.
1 См.: Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко и Л.И.Чернышовой. 6-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2012. С. 17.
Существовала ли в условиях плановой экономики потребность в презентациях, рекламирующих тот или иной товар? Они не были нужны,
поскольку Госплан определял, что и в каких количествах производится.
Могло ли социалистическое предприятие самостоятельно выходить на мировой рынок, вести переговоры с зарубежными партнерами? Поскольку такой возможности не было, то такая форма деловой коммуникации как переговоры была представлена весьма специфическим образом, можно сказать не переговоры, а уговоры. На предприятиях существовали отделы материально-технического снабжения, основной функция которых заключалась в «выбивании» средств, которые были запланированы, но не всегда выделены. Деловые коммуникации, конечно же, были, но они носили другой характер.
И вместе с тем, особенность деловых коммуникаций заключается в том, что, несмотря на все социально обусловленные особенности, они сохраняют свои сущностные характеристики. Декорации меняются, но суть остается, и мы можем использовать коммуникативный опыт наших предшественников. Деловая риторика столь же значима в современных условиях, как и в античности. Нормы общения в конфликтных ситуациях вырабатывались на протяжении столетий. Искусству вести беседу обучал еще великий мудрец Сократ, и недаром сократический метод используется с потенциальными покупателями и клиентами с целью склонить их к покупке товара или к заключению сделки, которые, возможно, им и не нужны.
Подведем итог. Социальными основаниями деловых коммуникаций в том или ином обществе, является деятельность людей и существующие в нём общественные отношения. Это необходимо учитывать в полной мере. Чтобы,
вступая в деловое общение в любой сфере общественной жизни, глубже понимать реальные условия, при которых оно будет осуществляться,
соответствие их собственным интересам и перспективам сотрудничества.
Общественные отношения реализуются через взаимодействие отдельных людей, в их деловых коммуникациях. Данных взаимодействий,
деловых коммуникаций может быть великое множество. Они имеют свои
особенности, определяемые конкретными условиями их формирования, их содержанием и личными свойствами вступающих в них субъектов – социальными и духовными. В силу этого они представляют собой относительно самостоятельные явления в отличие от тех общественных отношений, производными от которых они являются.
1.5.«Деловые коммуникации» как практически-прикладная наука и
учебная дисциплина, ее предмет, методы, задачи.
Существуют свои особенности в содержании и характере деловых коммуникаций в каждой из сфер жизни общества, определяемые содержанием и характером осуществляемой в них деятельности. Но существуют и общие свойства и формы деловых коммуникаций, которые стали предметом прикладной науки «Деловые коммуникации», и
соответствующей вузовской дисциплины. Основным содержанием учебного курса «Деловые коммуникации» являются проблемы коммуникаций в деловой сфере в их организационном, психологическом и нравственном аспектах.
Как наука «Деловые коммуникации» носит прикладной характер и
базируется на результатах исследования целого ряда других научных дисциплин, как фундаментального, так и прикладного характера. К этим дисциплинам относятся теория коммуникации, этика, социология, общая и социальная психология, лингвистика, риторика…и многие другие.
Теория коммуникации изучает структуру коммуникации,
универсальные механизмами и общие закономерности информационного обмена, без знания которых трудно понять особенности деловых коммуникаций.
Общая психология, в рамках которой изучается психическая структура личности, и психология личности является необходимым условие изучения деловых коммуникаций в аспекте межличностных отношений. Всякая коммуникация как информационное взаимодействие осуществляется между
субъектами. Субъекты деловых коммуникаций – живые люди различных возрастов с их разносторонними физиологическими, психологическими,
интеллектуальными и нравственными свойствами, с их знаниями,
эмоциональным и волевым настроем, мировоззренческими и идеологическими установками и ценностными ориентациями. Каждое из этих свойств представляет собой своеобразное проявление их личностей,
изучаемое на уровне общей психологии и психологии личности.
Поскольку деловые коммуникации осуществляются не только на межличностном, но и на групповом уровне, требуется привлечение результатов исследования социальной психологии (от лат. socialis -
общественный, греч. psyche - душа + logos – учение) - науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.1
Проблема социально-психологических закономерностей общения значима как для социальной психологии, так и для деловых коммуникаций.
Исследования в области социологии помогают раскрыть специфику деловых коммуникаций в связи с социальной структурой общества.
Коммуникация имеет знаковый характер и осуществляется на основе языка. Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — возникновением и развитием языка и речи как важнейших средств человеческого общения.
В современном глобальном мире большое значение для понимания деловых коммуникаций имеют результаты исследования такой науки как
культурология. Коммуникативная проблематика в культурологии проявляется при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, а также между представителями различных культур.
1 |
dic.academic.ru›dic.nsf/enc_philosophy…СОЦИАЛЬНАЯ |
Большая психологическая |
|
энциклопедия
Самая прямая и непосредственная связь существует между такими
прикладными дисциплинами как деловая этика и деловые коммуникации.
Любая наука характеризуется наличием объекта исследования,
предмета исследования и применяемых методов исследования.
Объект исследования науки – это определенная область реальности
(природной или социальной), на которую направлен процесс научного
познания. |
|
Объект исследования науки «Деловые коммуникации» |
– |
коммуникация как реальное явление. |
|
Коммуникация является объектом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свой специфический предмет исследования, то есть наиболее значимые свойства, стороны,
характеристики, особенности объекта, которые изучаются в рамках данной
дисциплины. |
|
|
Предмет науки «Деловые коммуникации» |
– |
социально- |
психологические, ценностные и организационно-технические проблемы коммуникации людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.
Основным средством научного познания деловых коммуникаций являются применяемые методы исследования.
Понятие метода (от др.-греч. μέθοδος– путь к чему-либо) в самом общем смысле означает способ достижения какой-либо цели, решения
поставленной задачи.
Метод — это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из учёта закономерностей движения изучаемого объекта.
Основная функция метода – организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности
определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он