Файл: Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко Г.И.Деловые коммуникации (учебник для бакалавров).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
Форма планов, как правило, табличная. Графами таблицы являются:
наименование (содержание) работы или мероприятия с указанием номера или индекса; исполнитель; срок исполнения; отметка об исполнении.
Планы организаций оформляются на общем бланке. Обязательными реквизитами плана являются: наименование организации, название вида документа, ПЛАН, дата, номер документа, место составления плана,
заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
Распорядительная документация.
Независимо от характера и содержания деятельности организации, ее организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов, руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных документов, регулирующих деятельность организации.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации,
действующим на основе единичного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией.
В деятельности организаций различаются: приказы по организационным вопросам, основной деятельности и личному составу.
Приказы оформляются на специальном бланке – бланке приказа или общем бланке организациями с указанием вида документа – ПРИКАЗ.
Приказы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование вышестоящей организации (если она имеется), наименование вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту,
подпись, визы.
Заголовок – обязательный реквизит приказа, должен быть сформулирован четко, по возможности кратко, выражая основное содержание документа. Заголовок к приказу строится по схеме «О чем?»
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: вступительной и распорядительной. Во вступительной части дается обоснование
предписываемых действий. Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.
Распорядительная часть приказа излагается в повелительной форме от первого лица единственного числа и начинается с новой строки. Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами, если приказом предписывается выполнение различных по характеру действий.
Тексты приказов сплошь состоят из клишированных фраз. Во вступительной части:
Во исполнение приказа … № …
Всоответствии с разделом II части I ГК Российской Федерации от 21.10.2004 г., на основании представленных документов…
Всвязи с возникшими финансовыми трудностями…
Всвязи с реорганизацией финансового факультета…
Враспорядительной части:
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на … Срок исполнения до…
Проекты приказов, подготовленных для согласования, оформляются на стандартных листах бумаги с нанесение всех необходимых реквизитов и с указанием на верхнем поле документа справа “Проект”.
Приказы подписываются руководителем организации или его заместителем, официально исполняющим обязанности руководителя во время его длительного отсутствия (командировка, отпуск, болезнь).
К распорядительной документации помимо приказов относятся постановления, распоряжения и указания, тексты которых составляются по этой же схеме, а распорядительная часть начинается словами «ПОСТАНОВЛЯЮ», «ПРЕДЛАГАЮ».
Справочно-информационная документация.
Справочно-информационные документы содержат информацию о фактическом положении дел в системе управления, и оказывает большое
влияние на процесс принятия обоснованных управленческих решений. Эти документы выполняют служебную роль по отношению к организационно-
правовым и распорядительным документам: они сообщают сведения,
побуждающие принимать определенные управленческие решения. Их особенность состоит в том, что, как правило, это документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю структурного подразделения, от руководителя структурного подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации к вышестоящей.
Ксправочно-информационным документам относятся: протокол,
докладная записка, предложение, объяснительная записка, заявление,
представление, переписка.
Протокол – документ, содержащий запись хода обсуждения
вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях,
конференциях, деловых встречах.
Протокол отражает деятельность по совместному принятию решения коллегиальным органом или группой работников. Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих и временных коллегиальных органов (собрания трудовых коллективов,
собрания акционеров, заседания различных советов, заседания кафедры и др.).
Существуют два вида протоколов: полные и краткие. Полный протокол содержит запись всех выступлений на заседании, краткий – только фамилии выступающих и краткую запись о теме выступления.
Обязательными реквизитами протокола являются: наименование организации, название вида документа, (ПРОТОКОЛ), номер протокола,
заголовок к тексту, подписи.
В заголовке к протоколу указывается название коллегиального органа или заседания, например: Протокол общего собрания сотрудников предприятия; Протокол заседания правления.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части указываются: фамилии председателя и секретаря заседания, фамилии или общее количество участников заседания. Фамилии присутствующих записываются в протокол, если их не более 15, в алфавитном порядке с указанием места работы и должности, а если их много, то рядом с указанием количества делается отметка – «Список участников прилагается». Вводная часть заканчивается повесткой дня. Вопросы в повестке дня располагаются по степени их важности и в порядке обсуждения. Наряду с вопросами указывается фамилия докладчика с указанием его должности.
Основная часть текста протокола по каждому вопросу повестки дня строится по схеме: СЛУШАЛИ… ВЫСТУПИЛИ… ПОСТАНОВИЛИ
(РЕШИЛИ).
Вразделе «СЛУШАЛИ» и «ВЫСТУПИЛИ» приводятся фамилии докладчика и выступавших и фиксируется содержание их выступлений.
Вразделе «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» записывается принятое решение с указанием количества голосов, поданных «за», «против», «воздержавшихся».
Протокол заседания подписывается председателем и секретарем.
Кпротоколу прилагается основной доклад, отчет, тезисы выступлений,
ав самом документе отмечаются все мнения по каждому обсуждаемому вопросу. Копия протокола или выписка из него являются основанием для принятия решений.
Информирование руководства об имевших либо событиях, фактах,
явлениях, сложившейся ситуации, требующих принятия решения,
осуществляется в форме докладной записки.
Докладная записка – документ, адресованный руководителю
организации, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса
с выводами и предложениями составителя.
Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей. В
первой части излагаются факты, события, причины, послужившие поводом
для ее написания. Во второй части – анализ сложившейся ситуации,
возможные варианты развития событий или выхода из сложившейся ситуации, в третьей части – выводы и предложения о конкретных действиях,
которые, по мнению составителя, необходимо в связи с изложенными фактами.
Докладная записка составляется на стандартном листе бумаги. Ее реквизитами являются: наименование организации, наименование вида документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА), дата и номер, заголовок к тексту,
подпись.
Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.
Текст объяснительной записки состоит из двух частей: первая часть содержит факты, послужившие поводом к ее написанию, вторая – причины,
объясняющие сложившуюся ситуацию.
Объяснительная записка адресуется конкретному должностному лицу.
Она оформляется на стандартном листе бумаги и подписывается составителем.
Заявление – документ, адресованный должностному лицу и
содержащий просьбу работника. Работниками организации заявления, как правило, составляются по кадровым вопросам: о принятии на работу, об увольнении, о предоставлении отпуска, о разрешении работы по совместительству и т.п.
Текст заявления начинается с изложения непосредственного существа вопроса («Прошу перевести»…, «Прошу предоставить»… и др.), затем излагаются детали затронутого вопроса.
Заявление оформляется на стандартном листе бумаги. Его реквизитами являются: наименование подразделения, название документа, (ЗАЯВЛЕНИЕ), дата, адресат, фамилия и должность заявителя, подпись.
Особое место в системе информационно-справочной документации занимает переписка, которая ввиду ее важности для делового общения будет рассмотрена особо, - обобщенное название различных по содержанию документов, выступающих в качестве инструмента оперативного информационного обмена.
Справочно-аналитические документы представлены в форме акта,
справки, сводки и др.
Акт – документ, составленный для подтверждения установленных фактов, событий, действий.
Главное при составлении акта – установление фактического состояния дел и правильное отражение их в акте.
Существует множество разновидностей актов с точки зрения их содержания и назначения: сдачи-приемки (работ, материальных ценностей,
документов); обследования (состояния техники безопасности,
противопожарной безопасности, санитарного состояния, условий труда),
испытаний (образцов, систем, технологий), ревизии, инвентаризации и др.
Акт оформляется на общем бланке организации, или на специальном бланке акта. Обязательными реквизитами акта являются: название вида документа (АКТ), дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, отметка о наличии приложений, подписи, гриф утверждения.
Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной. В вводной части акта указывается основание для его составления, а также кем составлен акт
(председатель, члены комиссии).
В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты, а также выводы и предложения.
Справка – документ, составляемый с целью описания фактов
основой деятельности организации или подтверждение сведений
биографического или служебного характера.
Основные реквизиты справки: название организации или структурного
подразделения, название вида документа (СПРАВКА), дата и номер
документа, заголовок к тексту, адресат, отметка о наличии приложений,
подпись.
Заголовок к тексту справки строится по схеме «О чем?» и включает указание периода времени, к которому относятся изложенные в справке сведения, например:
«Справка о комплектовании книжных фондов в первом полугодии
2017 г.»
Текст справки, как правило, состоит из двух частей. В первой излагаются факты, послужившие основанием или поводом для ее составления, во второй – приводятся конкретные сведения, отражающие существо вопроса.
Сводка – документ, содержащий сведения по какому-либо одному вопросу. В сводке концентрируется информация из различных источников по заранее установленным параметрам, связанных одной темой (сводка отзывов,
сводка предложений, сводка замечаний и т.д.).
Отчетная документация
Отчет – документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определенный период времени, о выполнении мероприятий, поручений,
заданий, представляемый руководителю структурного подразделения организации или вышестоящему органу.
Отчетная документация в деятельности организации и государства в целом выполняет функцию обратной связи, позволяя сопоставить полученные результаты с показателями, намеченными планом или программой.
При составлении отчетов учитывается их назначение и круг рассматриваемых вопросов.
Отчеты составляются на общем бланке или стандартном листе бумаги.
Обязательными реквизитами отчета являются: наименование организации,
наименование подразделения, название вида документа (ОТЧЕТ), дата,
номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
В отчете дается описание выполненной работы и заключение, в котором анализируются ее итоги и излагаются выводы и предложения. Если отчет содержит результаты работы, которая ранее планировалась,
последовательность изложения отчета должна соответствовать последовательности расположения задания в плановом документе.
8.3.Служебно-деловая переписка.
Большое значение в деловых отношениях имеет деловая переписка,
которая выступает в роли инструмента, регулирующие экономико-правовые и социальные отношения между организациями и деловыми партнерами.
Деловая переписка регистрируется и хранится в организациях как исходящая
и входящая документация.
Деловое письмо представляет собой вид документа, который менее жестко регламентирован, чем, к примеру, договор или приказ, но имеющий
юридическую значимость.
В деловой переписке можно выделить официальные и частные письма.
Наиболее распространенные виды писем. |
|
|||
Официальные письма: |
|
Частные письма: |
|
|
письма-просьбы; |
письма-поздравления; |
|
||
письма-сообщения; |
письма-приглашения; |
|
||
письма-запросы; |
письма-извинения; |
|
||
письма-заявления; |
|
письма для выражения |
||
письма-подтверждения; |
|
соболезнования; |
|
|
письма-рекламации; |
письма по случаю отъезда; |
|
||
письма-заказы; |
|
благодарственные письма; |
|
|
письма-предложения; |
|
письма |
негативного |
|
письма-дополнения; |
|
содержания |
(письма- |
|
информационные письма; |
|
отказы, |
письма |
с |