ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Тест 1. Врачевание в цивилизациях древнего Востока. Естественнонаучные и медицинские представления как неотъемлемая часть типа цивилизации и культуры. Магия и рациональная медицина
|
1. Установите соответствие между терминами и их краткими |
|
характеристиками: |
магия |
вера в сверхъестественное родство людей с различными предметами, |
|
явлениями и живыми существами |
тотемизм |
совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность |
|
повлиять с помощью сверхъестественных сил на окружающую |
|
действительность. |
Анимизм |
вера в существование душ и духов как причину явлений природы |
фетишизм |
религиозное поклонение материальным предметам, которым |
приписываются сверхъестественные свойства
2. В качестве медицинского инструмента в период первобытнообщинного
строя не использовался:
a. острая рыбья чешуя |
|
|
b. заточенный камень |
|
|
c. пинцет |
|
|
d. острые копья |
|
|
3. Вставьте пропущенное слово: «Воображение первобытных людей
населило небо, землю, моря демонами – духами зла, которые приносят болезни, причина возникновения которых оставалось для примитивных людей неизвестной. Таким образом, наряду с астрологической медициной, и, вероятно на ее основе, в первобытном обществе появилась__________»:
a. демонология |
|
|
b. вариоляция |
|
|
c. рациональная медицина |
|
|
d. астрология |
|
|
4. Гигиена – это:
a. способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни, и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное
выполнение человеком его социально-биологических функций |
|
b. общемедицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки
профилактических мероприятий |
|
c. раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования,
укрепление здоровья и продление жизни |
|
5. Задачами предмета истории медицины не являются(возможны
несколько правильных ответов):
a. изучение изменения человеком окружающей среды в процессе приспособления к
собственным нуждам |
|
|
|
|
|
b. развитие исторического мышления в понимании процессов ста¬новления |
|||||
медицины как науки |
|
|
|
|
|
c. изучение процессов формирования и развития различных этнических групп |
|||||
|
|
|
|
|
|
d. изучение фактических данных из прошлого истории медицины |
|
|
|||
6. Инокуляцией (вариоляцией) в истории медицины называют: |
|
||||
a. эпидемии чумы |
|
|
|
|
|
b. контагиозные болезни |
|
|
|
|
|
c. ампутацию |
|
|
|
|
|
d. предохранительное заражение оспой |
|
|
|
||
7. История медицины – это наука, изучающая(возможны несколько |
|||||
правильных ответов): |
|
|
|
|
|
a. процесс развития природы и общества |
|
|
|
||
b. становление и развитие медицинской теории и практики |
|
|
|||
c. развитие исторического мышления в понимании процессов ста¬новления |
|||||
медицины как науки |
|
|
|
|
|
d. современное состояние здравоохранения |
|
|
|
||
8. К искусству врачевания относится (возможны несколько вариантов |
|||||
ответа): |
|
|
|
|
|
a. пальпация |
|
|
|
|
|
b. фундаментальные исследования в области анатомии и физиологии |
|
||||
c. аускультация |
|
|
|
|
|
d. экспериментальная гигиена |
|
|
|
|
|
9. Как называется вера человека в наличие родственной связи между его |
|||||
родом и определенным видом животного или растения? |
|
||||
a. анимизм |
|
|
|
|
|
b. шаманизм |
|
|
|
|
|
c. тотемизм |
|
|
|
|
|
d. фетишизм |
|
|
|
|
|
10. Какие из перечисленных направлений медицинской деятельности
существуют в современном мире (возможны несколько правильных
ответов): |
|
a. монастырская медицина |
|
b. традиционная медицина |
|
c. народная медицина |
|
d. научная медицина |
|
11. Какие из перечисленных приемов лечения заболеваний использовали
первобытные люди? (возможно несколько правильных ответов)
a. переливание крови при кровопотере |
|
|
|
|
|
||
b. обработка ран растительными средствами |
|
|
|
|
|||
c. перевязка сосудов при ампутациях конечностей |
|
|
|
|
|||
d. наложение шины при переломе конечностей |
|
|
|
|
|||
12. Каким из представленных документов регламентируется этическая |
|||||||
составляющая деятельности современного российского врача? |
|
||||||
a. «Факультетским обещанием» |
|
|
|
|
|
||
b. «Клятвой врача» (ст. 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья |
|
||||||
граждан» (в ред. Федерального закона № 214 от 20 декабря 1999 г.); |
|
|
|||||
c. «Клятвой Гиппократа» (новой редакции) |
|
|
|
|
|||
d. тарифами на медицинское обслуживание |
|
|
|
|
|||
13. Материальными источниками изучения истории медицины являются |
|||||||
все перечисленные, кроме: |
|
|
|
|
|
||
a. останки доисторических людей |
|
|
|
|
|
||
b. древние медицинские инструменты |
|
|
|
|
|
||
c. орудия труда |
|
|
|
|
|
|
|
d. мифы, легенды |
|
|
|
|
|
|
|
14. Медицина как профессия возникла в эпоху: |
|
|
|
||||
a. Древнего мира |
|
|
|
|
|
|
|
b. Средних веков |
|
|
|
|
|
|
|
c. Новейшего времени |
|
|
|
|
|
|
|
d. Нового времени |
|
|
|
|
|
|
|
15. На заре формирования человеческого общества создался особый класс |
|||||||
людей, посвятивших себя врачеванию. Они назывались: |
|
|
|||||
a. вождь |
|
|
|
|
|
|
|
b. берегиня |
|
|
|
|
|
|
|
c. шаман |
|
|
|
|
|
|
|
d. факир |
|
|
|
|
|
|
|
16. Наука приобретает собственную методологию в: |
|
|
|||||
a. эпоху научной революции – XVI-XVII вв. |
|
|
|
|
|||
b. постнекласический период с XX в. |
|
|
|
|
|
||
c. эпоху «преднауки» с 1-го тысячелетия до н.э. до XVIв |
|
|
|
||||
d. период классической науки – XVIII-XIX вв. |
|
|
|
|
|||
17. Основные черты научной медицины это(возможны несколько |
|
||||||
правильных ответов): |
|
|
|
|
|
||
a. достижения принадлежат всей человеческой цивилизации |
|
|
|
||||
b. основу составляет научный эксперимент, который должен подтверждать все |
|||||||
философские идеи, эмпирические знания, гипотезы, теории |
|
|
|
||||
c. создание научно и экспериментально обоснованных концепций |
|
|
|||||
d. основу составляет самобытная религиозно-философская концепция |
|
18. Первобытные врачеватели при демонологическом представлении о
болезни не использовали:
a. трепанации черепа |
|
|
|
b. амулеты |
|
|
|
c. заговоры |
|
|
|
d. обработку и перевязку ран |
|
19. Этика ― это:
a. наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность, определяющие взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности
b. наука или учение о должном |
|
|
c. мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, |
|
|
человечности отношений между людьми |
|
|
d. совокупность норм поведения и морали медицинских работников |
|
20. Прочитайте фрагмент из книги Ю. Липса «Происхождение вещей». К
какому виду врачевания относится описанный случай?
Когда врач в древнем Китае не мог достаточно быстро достать какого-нибудь лекарства, он писал иногда его название на полоске бумаги, которую затем мочил в воде. Когда тушь растворялась, больной выпивал этот раствор в качестве заменителя лекарства. Иногда такие рецепты сжигались, и пациенты проглатывали оставшуюся от них золу.
a. научная медицина |
|
b. магическая медицина |
|
c. гомеопатия |
|
d.чжень-цзю терапия
21.Для каких древневосточных цивилизаций характерны следующие
меры по сохранению здоровья?
Ранний подъем, чистка зубов, купание, Древняя Индия стрижка бороды и волос на голове, прием свежей пищи, гимнастика
Применение слабительных и |
Древний Египет |
клистиров, бритье волос на голове и |
|
теле, обрезание, ношение чистой |
|
одежды |
|
Массаж, лечебная гимнастика, |
Древний Китай |
дыхательная гимнастика |
|
22. Прочитайте следующие отрывки и определите, какое направление в
медицине они характеризуют.
Папирус Эберса. 415 «Другой рецепт |
Офтальмология |
устранения слезотечения, ухудшения зрения в |
|
темноте, ослабления зрения и других |
|
болезней глаз: алоэ – 1д., медянка – |
|
1д.,поршок из лука – 1д., опилки эбонитового дерева – 1д., вода «кебу» - 1д., все смешать, превратить в тестообразное состояние, высушить затем растворить в воде и прикладывать к векам».
Папирус Эберса. 768 «Вот, что надо делать |
Оториноларингология |
||
для прекращения выделений из уха. Если |
|
|
|
выделения из уха напоминают гной, |
|
|
|
подобный пасте, тебе следует применить |
|
|
|
«хепет» - нож для очистки, а затем с помощью |
|
|
|
растительных волокон ввести внутрь масло и |
|
|
|
мед, обязать это все полосками ткани и |
|
|
|
сохранять до полного выздоровления». |
|
|
|
Папирус Смита. 12 «Если ты обследуешь |
Травматология |
|
|
человека, имеющего повреждение полости |
|
|
|
носа, обнаружишь, что нос согнут, лицо |
|
|
|
обезображено, выделяется опухоль… Тебе |
|
|
|
следует установить нос на прежнее место, |
|
|
|
очистить ноздри двумя тампонами полотна, |
|
|
|
пока не будет удален последний «червь |
|
|
|
крови», свернувшийся внутри ноздрей. После |
|
|
|
этого тебе следует вложить два смоченных |
|
|
|
жиром тампона в ноздри больного. Тебе |
|
|
|
следует перевязать рану двумя жесткими |
|
|
|
полосками полотна. Тебе следует применять |
|
|
|
жир, мед и корпию ежедневно до полного |
|
|
|
выздоровления». |
|
|
|
Папирус Эберса. 746 «Рецепт избавления от |
Стоматология |
|
|
язвы на деснах и обеспечения заживления |
|
|
|
язвы: коровье молоко – 1д., свежие финики – |
|
|
|
1д., манна – 1д. Все это оставить на ночь до |
|
|
|
рассвета. А затем полоскать рот в течение 9 |
|
|
|
дней». |
|
|
|
23. В какой древневосточной стране считали, что болезнь представляет
собой результат изменения крови и пневмы, во многих случаях имеющий характер гниения?
a. Индия |
|
b. Китай |
|
c. Ассирия |
|
d. Египет |
|
24. В чем, по мнению Геродота, видят источник «всех людских недугов»
древние египтяне?
a. Пища |
|
b. Воздух |
|
c. Миазмы |
|
d. Местность |
|