Файл: Мищевич, В. И. Гидродинамические исследования поглощающих пластов и методы их изоляции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неразбуриваемого металла, должны, как правило, сразу же извле­ каться из скважины во избежание прихвата тампонирующей смесью в случае проникновения ее в затрубное пространство или обваливающейся породой при наличии зон осыпания выше места установки пакера. Это приводит к тому, что в результате эффекта поршневания или нарушения равновесия в системе скважина — пласт, связанного с подъемом пакера, может произойти разбавле­ ние или вымывание несхватившейся тампонирующей смеси, вслед­ ствие чего качество изоляционных работ снижается.

По принципу действия извлекаемые пакеры делятся на гидро­ механические, гидравлические и механические.

К гидромеханическим пакерам относятся пакеры, у которых упорный механизм (якорь) выводится в рабочее положение дей­ ствием давления промывочного раствора, а деформация уплотни­ тельного элемента достигается частью веса колонны бурильных труб.

В механических пакерах уплотнительный элемент деформи­ руется от воздействия на него части веса колонны бурильных труб, а якорное устройство выводится в рабочее положение при враще­ нии бурильных труб или извлечении груза, удерживающего якорь в транспортном положении.

Пакеры с упором о стенки скважины могут быть применены, когда ствол скважины в интервале установки пакера сложен устой­ чивыми породами, обеспечивающими зацепление якорного устрой­ ства за стенки скважины и создание на него определенной осевой нагрузки для сжатия резинового элемента.

Поэтому раздельная изоляция поглощающих пластов, распо­ ложенных рядом, или поглощающих интервалов одного пласта не всегда может быть обеспечена вследствие недостаточной меха­ нической прочности горных пород в этом интервале.

К гидравлическим (безупорным) относятся пакеры, резиновый элемент которых деформируется в результате перепада давления, создаваемого в бурильных трубах нагнетанием промывочного рас­ твора.

Гидравлические пакеры могут быть установлены в любом участке ствола скважины, не имеющем значительных каверн, а также в кондукторе или промежуточной колонне соответствующего диаметра.

Вскважинах, осложненных поглощениями, водопроявлениями

иосыпанием горных пород, рекомендуется применять разбуривае­ мые пакеры, которые на время ОЗЦ оставляют в скважине, а за­ тем разбуривают вместе с цементным мостом. Применение разбу­ риваемых пакеров позволяет последовательно тампонировать не­ сколько пластов, расположенных на различных глубинах, без за­ трат времени на ОЗЦ между заливками.

Тампонирующая смесь, поступившая в зону поглощения, ос­ тается под давлением, которое было при окончании продавки.

8 В. И. Мищевич

ИЗ


По принципу действия разбуриваемые пакеры могут быть гид­ равлическими и манжетными.

Многообразие

геологических

условий месторождения привело

к необходимости

разработки и

применения пакеров нескольких

типов. Наибольшее распространение получили пакеры ТатНИИ, БашНИПИнефть и трестов Альметьевбурнефть и Татбурнефть.

-23

Рис. 47. Гидромеханический пакер А19М ТатНИИ:

1— переводник; 2 — ствол; 3 — резиновый

элемент;

4 — ограни­

читель;

5 — упор; 6

конус;

 

7 — плашка;

8 — палец;

 

9 — тяга;

10— обойма;

11

кольцо;

 

12,

15 — уп­

лотнения;

 

13— пру­

жина;

14 — плунжер;

16 — шайба:

17 — ци­

линдр;

 

18 — стакан;

19 — гайка;

20 — ман­

жета: 21 — винт; 22 — кольцо; 23 — штуцер

П А К Е Р Ы М Н О Г О К Р А Т Н О Г О И С П О Л Ь З О В А Н И Я

Г и д р о м е х а н и ч е с к и й

п а к е р

ТатНИИ

[42]

состоит из

переводника

1 (рис.

47), ство­

ла 2,

резиновых

элементов 3

с ограничителем 4

и якорного устройства. Последнее включает плунжер 14 с конусом 6, обойму 10 с четырьмя плашками 7, упорное кольцо 11, гайку 19, пру­ жину 13 и цилиндр 17. К гайке 19 с помощью кольца 22 и винтов 21 крепится манжета 20. Конус имеет четыре паза, по которым свободно перемещаются плашки, шарнирно соединенные с обоймой тягами 9.

Внижней части ствола пакера расположен штуцер 23, необходимый для создания перепада давления, а выше штуцера имеются три широко­ проходных отверстия, которые в транспортном положении пакера сообщаются с рабочей каме­ рой посредством отверстий в плунжере 14.

При спуске пакера в скважину плашки 7 удерживаются в исходном положении пружи­ ной 13.

Вскважине пакер устанавливают следую­ щим образом. При нагнетании жидкости в бу­ рильные трубы возникает определенный пере­ пад давления, который передается в рабочую' камеру. Обойма с гайкой и манжетой под дей­ ствием давления жидкости поднимается в верх­ нее положение, сжимая пружину и перемещая плашки по конусу до упора 5 в стенки скважи­ ны. При посадке инструмента плашки заклини­ вают пакер, и часть веса бурильной колонны пе­ редается на резиновый элемент. Затем прекра­ щают закачивать промывочный раствор, и осе­ вую нагрузку доводят до 12—15 тс. Сжатие ре­ зинового элемента сопровождается перемещени­ ем ствола в нижнее положение, при котором его отверстия выходят из-под плунжера в соединя­ ют внутреннюю полость пакера с подпакерной

зоной.

Для проверки герметичности разобщения за-

114


трубного пространства в бурильные трубы продолжают нагнетать продавочную жидкость: если перелива жидкости из скважины не наблюдается или уровень жидкости в затрубном пространстве не повышается, пакер надежно разобщил зону поглощения от осталь­ ной части ствола скважины. В противном случае пакер снимают и устанавливают его в другом месте. Убедившись в герметично­ сти установки пакера, в зону поглощения закачивают расчетное количество тампонирующей смеси, причем большое проходное се­ чение отверстий в стволе пакера позволяет применять быстросхватывающиеся смеси с наполнителями сравнительно высокой кон­ систенции. Интенсивное поглощение (более 1 0 0 м3/ч) снижают путем намыва различных инертных наполнителей с последующей закачкой и продавкой тампонирующей смеси в зону поглощения.

Пакер сжимают обычным подъемом бурильных труб, при этом осевую нагрузку с резиновых элементов снимают, и они принимают первоначальную форму, а пружина возвращает обойму с плашками

в исходное положение.

 

гидромеханических, гидравличе­

Техническая характеристика

ских и разбуриваемых

пакеров

ТатНИИ, Альметьевбурнефти и

Татбурнефти приведена в табл.

11.

 

 

Т а б л и ц а П

Техническая характеристика

пакеров ТатНИИ, Татбургефти и Альметьевбурнефти

Характеристика пакера

 

 

 

Тип пакера

 

 

гидромеханические

гидравлический ТатНИИБ -2 3

<

<

Татбурнефти

льметьевА ­ бурнефти /2091-П 15

ТатНИИ

 

 

 

LO

Ю

 

 

 

Р-

05

 

 

 

G5

05

 

 

 

разбуривае­ мые

-1 7 5

СО

РП

СЯ

<

Рабочее давление,

кгс / см 2 . . .

6 0

6 0

7 0

7 0

5 0

7 0 — 8 0

5 0 — 6 0

Наружный диаметр,

мм .

. . .

175

195

2 0 0

1 7 5 /1 9 5

1 7 0

175

195

Длина резинового элемента, мм

5 0 0

5 0 0

8 3 0

5 0 0

8 3 0

2 8 0

5 0 0

Величина рабочего хода,

мм . .

1 6 0

1 6 0

П О

П О

8 0

2 5 0

2 0 0

Общая длина, м м

 

 

1 7 0 0

1 7 0 0

3 7 0 0

1 8 4 0

1 4 3 0

1 3 0 0

1 7 0 0

Масса, к г .....................................

раскрытом

1 4 0

170

3 0 0

150

9 0

7 0

105

Диаметр

плашек

 

 

 

 

 

 

 

положении, м м .........................

для полного

2 2 0

2 4 5

2 4 0

2 3 0 /2 4 5

_

Расход жидкости

 

 

 

 

 

 

 

раскрытия плашек, м/с . . .

2 5 — 30

2 5 — 3 0

3 0

3 0

_--

Диаметр

отверстия

штуцера,

 

 

 

 

 

 

 

М М ...............................................................

 

 

 

3 0

3 0

3 5

35

3 0

4 0

4 0

Г и д р о м е х а н и ч е с к и й п а к е р

Т а т б у р н е ф т и '[23] со­

стоит из двух узлов:

собственно пакера

и гидромеханического

якоря. Основные детали пакера

(рис. 48, а): верхний переводник 1,

средний переводник 2, резиновый элемент 8, ниппель 9. Резино­ вый элемент надет на ствол 7, подвешенный на опорной муфте 5 ,

8* 115


Если ниппель пакера имеет упор, а на верхний переводник дей­ ствует осевая нагрузка, то ствол 7 скользит внутри муфты 6, и резиновый элемент сжимается, увеличиваясь в диаметре.

Для предотвращения перетока жидкости по зазорам между ре­ зиной и деталями пакера опорная муфта 5 уплотнена сальником 4 с помощью гайки 3. Основные детали якоря (рис. 48, б ): перевод­ ник с конусом 10, плашка 11, тяга 12, поршень 13, труба 14, гиль­ за 15, пружина 16, штуцер 17.

Рис. 48. Гидромеханический

пакгр

Рис. 49. Пакер

П-190

Татбурнефти:

 

Альметьевбурнефти

апакер; б — якорь

При прокачке жидкости через якорь перед штуцером возникает избыточное давление, которое передается через отверстия в нижней части трубы под поршень. Если это давление составляет 6 1 0 кгс/см2, поршень движется вверх, сжимая пружину, и через тяги выдвигает плашки до упора в стенку скважины. При давле­ нии нагнетания 50—60 кгс/см2 делают посадку бурильных труб,

116

при этом плашки врезаются в породу и закрепляют пакер. Частью веса колонны бурильных труб (12—13 тс) резиновый элемент сжи­ мается и разобщает затрубное пространство и подпакерную зону.

После продавки тампонирующей смеси пакер свободно извле­ кается при натяжении бурильных труб, при этом плашки под действием пружины’возвращаются в исходное положение.

Гидромеханический якорь

и собственно

пакер соединяются

между

собой непосредственно

на буровой перед спуском пакера.

Г и д р о м е х а н и ч е с к и й

п а к е р П-190

А л ь м ё т ь е в б у р -

н е ф т и

состоит из полого ствола 2 (рис. 49),

на который свобод­

но надеваются втулка 7, конус 5, диск 4 и резиновый элемент 3. На верхний конец ствола навинчивается переводник 1. В пазах формы «ласточкин хвост» конуса находятся четыре плашки 6, шарнирно соединенные тягами 8 с диском толкателя 9. На ниж­ ний конец ствола навинчены башмак 14 с цилиндром И и шту­ цер 15. На участке ствола, находящемся между верхним торцом башмака и нижним торцом поршня 13, имеются два отверстия диаметром 16 мм. Между поршнем и втулкой 7 расположена пру­ жина 10, свободно насаженная на ствол. Переводник 1 имеет сверху муфту с резьбой для соединения с бурильными трубами.

Сборка пакера производится следующим образом. Предвари­ тельно компонуются в узлы поршень, цилиндр, переводник и конус. Цилиндр И и башмак 14 привариваются круг к другу. На кольцо 12 поршня навинчивается толкатель 9, и стопорится винт. В паз кольца поршня вставляется сальник из резины и поджи­ мается гайкой. Сверху на толкатель навинчивается диск и также стопорится винтом. В конус 5 ввинчивается упорный диск 4 и стопорится винтом. В переводник 1 ввинчивается муфта, после чего место соединения обваривается.

Затем собирают пакер из узлов. На ствол 2, со стороны, где нет отверстий, надевают упорное кольцо пружины 10, втулку 7, узел конуса со вставленными плашками 6, резиновый элемент 3, после чего навинчивают переводник 1. Снизу на ствол надевают пружину 10 и узел поршня. Тяги 8 к ушкам сухарей 6 и диска толкателя крепятся пальцами, фиксируемыми шплинтами. На пор­ шень надевают цилиндр 11 с башмаком 14, который навинчивается на ствол. Переводник с башмаком необходимо крепить, создавая момент 300 кгс-м (это делают два человека при длине рычага цепного ключа 2 м). На нижний конец ствола навинчивают шту­ цер 15 и закрепляют его винтом.

Гидравлико-механический пакер Альметьевбурнефти испытан при исследовании и изоляции поглощающих пластов.

Г и д р о м е х а н и ч е с к и й п а к е р П Н М Б а ш Н И П И - н е ф т и. Разобщение и герметизация затрубного пространства до­ стигаются путем перекрытия его раздвижными металлическими деталями и сжатия резинового элемента под действием веса части колонны бурильных труб после создания предварительного упора в стены скважины с помощью плашек, перемещаемых в рабочее

117


положение толкателем-поршнем при создании избыточного давле­ ния в гидрокамере. Необходимое для воздействия на поршень и плашки давление создается нагнетанием жидкости в колонну бу­ рильных труб насосом цементировочного агрегата или буровой

установки.

ПНМ состоит из следующих основных узлов и деталей

Пакер

(рис. 50).

Нижний узел, состоящий из конуса 6 и фасонных пла­

 

 

шек 7, предназначен для перекрытия скважины и

 

 

ограничения резинового

элемента 5 снизу.

Узел

 

 

одновременно служит для создания упора в стенке

 

 

скважины.

 

конуса

3 с

коль­

 

 

Верхний узел, состоящий из

 

 

цом 2, фасонных плашек 4, переводника 1, пред­

 

 

назначен для перекрытия затрубного сечения сква­

 

 

жины и ограничения резинового элемента сверху.

 

 

Пара конус 3 и 6 — плашки 4 и 7 имеет соедине­

 

 

ние типа «ласточкин хвост».

 

 

 

 

 

Башмак с цилиндровой втулкой 10, кольцевой

 

 

поршень-толкатель 9 и нижняя часть внешней по­

 

 

верхности ствола 8 образуют гидрокамеру,

кото­

 

 

рая сообщается с внутренней полостью штока че­

 

 

рез окно в его стенке. Этот узел предназначен для

 

 

вывода плашек 7 в рабочее положение. Соедини­

 

 

тельная муфта со штуцером 11, уменьшая сечение

 

 

ствола 8, создает сопротивление движению жидко­

 

 

сти и позволяет воздействовать на кольцевой пор­

 

 

шень-толкатель при прокачивании жидкости насо­

 

 

сом через колонну труб и ствол 8.

 

 

 

 

 

Перфорированный патрубок 12 имеет отверстия

 

 

в количестве, необходимом для свободного прока­

 

 

чивания густых тампонирующих смесей с наполни­

 

 

телями. Поясок на стволе служит для упора ко­

 

 

нуса 6 и ограничения хода поршня-толкателя 9.

 

 

П р и м е н е н и е г и д р о м е х а н и ч е с к и х па ­

 

 

ке ров.

Подготовленный

пакер

навинчивают на

 

 

квадратную штангу. Проверяют его работоспособ­

 

 

ность подачей жидкости буровыми насосами: при

 

 

давлении 25—30 кгс/см2 плунжер с плашками дол­

Рис. 50. Пакер

жен переместиться в верхнее рабочее

положение.

ПНМ

 

Пакер плавно спускают в скважину на бурильных

 

 

трубах

до необходимой глубины,

наблюдая

за по­

казаниями индикатора веса. При посадках необходимо приподнять бурильную колонну на 5— 8 м и медленно продолжать спуск. Ес­ ли после 3—4 попыток пакер не проходит вниз, его следует под­ нять.

Чтобы запакеровать скважину, в бурильные трубы с определен­ ной производительностью нагнетают промывочный раствор. В цент­ ральном отверстии клапана создается сопротивление движению

118