Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

В О Е Н Н О - В О З Д У Ш Н Ы Е С И Л Ы

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И КОНСТРУКЦИИ

КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

Под общей редакцией доктора технических наук,

профессора Л. 3. КРИКСУНОВА

Утвержден главнокомандующим ВВС

вкачестве учебника для курсантов военных авиационно-технических

училищ

Ордена Трудового Красного Знамени В О Е Н Н О Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В О МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР.

М О С К В А — 1974

УДК 629.7.05.054(075)

 

Гое

 

кьучна

М -

' л-'~

©КЗ%МГч>'

40 ГО

 

&Г - 72? ^

Вкниге излагаются общие вопросы контроля параметров авиационных управляемых ракет (основные понятия теории контроля, характеристики пара­ метров контроля, способы оценки средств контроля и их классификация), прин­ ципы построения и структуры автоматизированных средств контроля, а также элементы контрольно-проверочной аппаратуры. Приведены структура позиций предварительной подготовки ракет, сведения по эксплуатации контрольно-прове­ рочной аппаратуры и позиций подготовки ракет без рассмотрения конкретных образцов техники.

Учебник написан по материалам открытой отечественной и зарубежной печати.

Учебник предназначен для курсантов военных авиационно-технических учи­ лищ. Он может быть использован также инженерно-техническим составом строе­ вых частей ВВС и слушателями высших военных авиационных инженерных училищ.

**

*

Авторский

коллектив: В.

В.

А р т ю х и н (§

3, 5),

А.

Г.

А ф а н а с о в

24, 25), Б.

А. В и г м а н

6), В. А. В о л к о в

2,

8,

9, 10,

11, 13),

В.

П. К у ч и н

(§ 1, 4, 7, 12,

14,

26), Ю. Н.

Н о в и к о в

27)

и В. И. Мех-

р я к о в (§ 15,

16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23Ь

Т и н ь к о в у ,

принявшему

участие

 

Авторы выражают благодарность А. А.

в рецензировании учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Военйадат. 1974


ВВЕДЕНИЕ

Современные авиационные управляемые ракеты представляют собой совокупность радиотехнических, оптико-электронных, элект­ рических, пневматических и других средств. Анализ тенденций развития управляемых ракет показывает, что они становятся все более сложными, так как требования к условиям боевого примене­ ния ракет и вероятности пора-жения различных целей непрерывно повышаются.

Сложность управляемых ракет, тяжелые условия их работы (вибрации, большие ускорения и высокие температуры, обуслов­ ленные аэродинамическим нагревом при больших скоростях поле­ та) ведут к уменьшению надежности ракет, которая является од­ ним из главных критериев в оценке их эксплуатационных и боевых качеств. Чем надежнее аппаратура систем управления ракеты, тем меньше вероятность ее отказа во время боевого применения ра­ кеты, тем больше вероятность поражения цели. Чем ниже надеж­ ность системы управления, тем менее эффективно применение дан­ ного типа управляемой ракеты. Надежность влияет не только на боевые свойства, но и на эксплуатационные характеристики управ­ ляемой ракеты.

Надежность работы различных автоматических систем зависит от многих условий: выбора схемного решения, элементов, техноло­ гии производства, условий хранения и эксплуатации, степени под­ готовленности обслуживающего персонала, климатических условий. Задачей разработчиков является такое повышение надежности си­ стемы, которое диктуется назначением аппаратуры, условиями ее эксплуатации и боевого применения.

Обеспечение надежности управляемых ракет распадается на два круга вопросов. Первый затрагивает схемные и конструктив­ ные особенности, выбор и применение тех или иных элементов, меры, принятые конструкторами для повышения устойчивости к воздействию высоких температур, низких давлений, вибраций, влажности. Правильное решение этих вопросов понижает количе­ ство отказов ракет. Второй круг вопросов включает в себя тех­ нику и методику быстрого нахождения неисправных элементов и ремонта ракет в процессе их подготовки к боевому приме­ нению.

1*

3

Повышению надежности-ракет способствует выработка соответ­ ствующих требований к их элементам, всесторонний контроль процесса изготовления, предварительные испытания отдельных бло­ ков и их станда!ртизация.

В процессе эксплуатации повышение надежности ракет дости­ гается использованием контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), предназначенной для обнаружения мест отказов. Своевременное обнаружение отказов позволяет исключить возможность подвески под самолет неисправных ракет, а устранение отказов повышает надежность ракет и увеличивает вероятность поражения цели.

Зависимость вероятности исправного состояния аппаратуры от времени

За количественную оценку надежности ракет можно принять вероятность их исправного состояния (в процессе хранения и под­ готовки) или исправной работы (в процессе боевого применения). Под этой характеристикой понимают вероятность Ри того, что параметры ракеты сохраняются в заданных пределах в течение определенного промежутка времени и при определенных условиях эксплуатации (вероятность исправности).

Приведенный график поясняет изменение Ри во времени. При от­ правке ракет с завода-изготовителя значение Ри близко к единице (точка А). За время транспортировки ракет и их хранения на скла­ дах вероятность исправности снижается вследствие старения элементов, воздействия вибраций, ударов и ряда других факторов (точка В). После поступления ракет на позицию подготовки не­ обходимо проконтролировать их состояние, чтобы предотвратить возможность применения неисправных ракет. В результате устра­ нения обнаруженных отказов значение Ри повышается почти до того уровня, на котором она была до транспортировки и хранения (точка С),

4


Положение характеристики работоспособности ракеты, полу­ ченной после контроля (точка С графика), ограничено сверху штрихпунктирной линией, характеризующей естественное ухудше­ ние надежности элементов ракеты с течением времени из-за их старения и износа и зависит от полноты и качества контроля, вы­ полняемого на позиции подготовки. Проведенный осмотр соответ­ ствует точке Ci, проверка на функционирование — точке С2. Повы­ сить вероятность исправности до предельно возможного уровня (точка С) можно в результате контроля параметров с помощью специальной контрольно-проверочной аппаратуры, позволяющей обнаружить и устранить все отказы.

После проверки и подготовки к применению ракеты в течение определенного времени хранятся без проверки. Во время хранения вероятность их исправности опять уменьшается (точка D), причем интенсивность снижения Ри зависит от условий хранения. В конце периода хранения ракета снова подвергается проверке, и вероят­ ность исправности в зависимости от полноты проверки соответ­ ствует точкам Е, Е2, Ех.

Далее процесс периодически повторяется. Если ракета была подвешена на самолет в промежутке между ее проверками на по­ зиции подготовки (точка F), то перед вылетом самолета для вы­ явления неисправностей целесообразно произвести хотя бы частич­ ную проверку ракеты на борту самолета. Поскольку эта проверка менее полна, чем проверка на позиции подготовки, вероятность исправности остается ниже ограничительной линии (точка G). После снятия ракеты с самолета снова производится ее полная проверка на позиции подготовки, после чего значение Ри подни­ мается опять до ограничительной линии (точка Н).

Из рассмотрения графика следует, что проверка с устранением обнаруженных отказов является эффективным средством повыше­ ния надежности и эффективности ракет. Этим объясняется появле­ ние специальной контрольно-проверочной аппаратуры, значение которой непрерывно повышается.

Г Л А В А 1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ

§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ КОНТРОЛЯ И ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ

Основные понятия, определения и термины теории контроля и теории надежности предусмотрены проектом государственного стандарта ПГ 420-12—72 по автоматизированному контролю и приняты ГОСТ 13377—67 и ГОСТ 13216—66 по надежности аппа­ ратуры.

Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. Изде­ лием могут быть отдельные детали, блоки, узлы, агрегаты, при­ боры и их части, аппараты, машины и т. п.

Каждое изделие характеризуется совокупностью определенных свойств, которые могут иметь различную физическую природу (электрическую, магнитную, тепловую и т. д.)

Параметр изделия — это характеристика свойства изделия, ото­ бражаемая физической величиной, информация о которой переда­ ется сигналом или совокупностью сигналов. Например, резистор может характеризоваться сопротивлением электрическому току. О величине сопротивления можно судить по току, протекающему через сопротивление при определенном значении приложенного на­ пряжения. В данном примере сопротивление является параметром

резистора.

j

Параметр сигнала — характеристика

сигнала, отображаемая

физической величиной. Например, амплитуда сигнала, частота сиг­ нала, длительность импульса.

Значение параметра изделия (сигнала) — значение физической величины, соответствующей параметру изделия (сигнала). Приме­ ром могут служить величина сопротивления резистора в омах, зна­ чение амплитуды сигнала в вольтах и т. д.

Контроль параметра — процесс определения соответствия зна­ чения параметра изделия установленным требованиям. Процесс

7


контроля параметра состоит из двух последовательных

стадий:

— измерения физической величины, соответствующей данному параметру, или качественная оценка значения параметра;

— определения соответствия значения параметра установлен­ ным требованиям.

По ГОСТ 16263—70 и з м е р е н и е — это определение значе­ ния физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. При измерениях опытным путем получают численное отношение между измеряемой величиной и определен­ ным ее значением, принятым за единицу сравнения. Иногда про­ цесс получения информации о значении физической величины мо­ жет заключаться в качественной оценке нахождения физической величины в определенной допустимой области ее значения.

Для определения соответствия измеренного значения параметра установленному требованию значение параметра сравнивают с эта­ лонным значением. Полученное отклонение анализируется, после чего принимается решение о годности параметра.

Отказ — случайное событие, заключающееся в нарушении ра­ ботоспособности.

Техническое состояние изделия — проявление свойств изделия в заданный момент времени, характеризуемое совокупностью зна­ чений (областей значений) параметров изделия. Из определения следует, что у каждого изделия может быть множество состояний.

Различают следующие основные технические состояния изде­ лия:

работоспособность;

неработоспособность;

неисправность;

исправность;

Работоспособность — состояние изделия, при котором оно спо­ собно выполнять заданные функции с параметрами, установлен­ ными требованиями технической документации (стандартами, тех­ ническими условиями и т. д.).

В том случае, когда на изделиях наблюдаются изменения или качественные отклонения от установленных требований технической документации, при которых на определенном отрезке времени от­ казов не происходит (изделие способно выполнять заданные функ­ ции), такие отклонения называются неисправностями.

Неисправность — состояние изделия, при котором оно не соот­ ветствует хотя бы одному из требований технической докумен­ тации, например обрыв экранировки, подгорание резистора, кор­ розия винтов, отсутствие смазки в подшипнике и т. д.

Любой отказ переводит изделие в неисправное состояние, но не всякое неисправное состояние приводит к отказу.

Неисправности могут быть конструктивными и параметриче­ скими. К о н с т р у к т и в н ы е н е и с п р а в н о с т и вызываются ме­ ханическими и электрическими нарушениями изделий: вмятинами,

8


прогибами, нарушениями покрытий, коррозией, обрывами, корот­

ким

замыканием и т. д. П а р а м е т р и ч е с к и е

н е и с п р а в н о ­

с т и

связаны с изменением параметров изделий:

возросшей утеч­

кой конденсаторов, изменением параметров ламп И т. д. Неисправ­ ности, как правило, со временем развиваются, и надежность изде­ лий ухудшается.

По последствиям, к которым приводят те или иные неисправ­ ности, их разделяют на две группы: основные неисправности и вто­ ростепенные. Основные неисправности могут привести к отказу изделия при использовании его по прямому назначению. Второсте­ пенные неисправности не приводят к отказу изделия, однако они могут изменить в пределах допуска значения отдельных парамет­ ров изделия, создать неудобства в эксплуатации, значительно ухуд­ шить внешний вид изделия. К подобным неисправностям отно­ сятся всевозможные нарушения отделки и покраски изделий, пробоины в блоках электронной аппаратуры без повреждения мон­ тажа, уменьшение точности измерений приборов.

Существует несколько классификаций отказов. По характеру изменения параметра до момента возникновения отказы делятся на внезапные и постепенные. В н е з а п н ы м или мгновенным на­ зывается отказ, возникший в результате мгновенного изменения одного или нескольких параметров изделия. Внезапные отказы часто наступают в результате конструктивных неисправностей в различных деталях изделий и приводят к потере работоспособно­ сти изделия. П о с т е п е н н ы м о т к а з о м называется отказ, воз­ никший в результате постепенного изменения значений одного или нескольких основных параметров изделия.

Иногда в изделии возникает сразу несколько отказов, причем некоторые отказы появляются как следствие других. Поэтому от­ казы принято разделять по взаимосвязи между собой на незави­ симые, возникновение которых не связано с предшествующими отказами, и зависимые, которые происходят в результате пере­ грузок, связанных с предшествующими неисправностями в из­ делии.

По внешним проявлениям отказы делятся на явные и неявные. Явные отказы обнаруживаются при внешнем осмотре изделий, не­ явные — специальными измерениями.

Неработоспособность — состояние изделия, в котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего выполнение изде­ лием заданных функций, не соответствует требованиям техниче­ ской документации.

Неработоспособное изделие всегда находится в неисправном состоянии, но не всякая неисправность переводит изделие в нера­ ботоспособное состояние. Например, отсутствие смазки в подшип­ нике не сразу приводит к отказу, т. е. к нарушению работоспособ­ ности подшипника.

Исправность — состояние, при котором изделие соответствует всем требованиям технической документации. Исправное изделие

9