Файл: Основы теории и конструкции контрольно-проверочной аппаратуры авиационных управляемых ракет учебник..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
В О Е Н Н О - В О З Д У Ш Н Ы Е С И Л Ы
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И КОНСТРУКЦИИ
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ
Под общей редакцией доктора технических наук,
профессора Л. 3. КРИКСУНОВА
Утвержден главнокомандующим ВВС
вкачестве учебника для курсантов военных авиационно-технических
училищ
Ордена Трудового Красного Знамени В О Е Н Н О Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В О МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР.
М О С К В А — 1974
УДК 629.7.05.054(075)
|
Гое |
|
|
кьучна |
|
М - |
' л-'~ |
|
©КЗ%МГч>' |
||
40 ГО |
||
|
&Г - 72? ^
Вкниге излагаются общие вопросы контроля параметров авиационных управляемых ракет (основные понятия теории контроля, характеристики пара метров контроля, способы оценки средств контроля и их классификация), прин ципы построения и структуры автоматизированных средств контроля, а также элементы контрольно-проверочной аппаратуры. Приведены структура позиций предварительной подготовки ракет, сведения по эксплуатации контрольно-прове рочной аппаратуры и позиций подготовки ракет без рассмотрения конкретных образцов техники.
Учебник написан по материалам открытой отечественной и зарубежной печати.
Учебник предназначен для курсантов военных авиационно-технических учи лищ. Он может быть использован также инженерно-техническим составом строе вых частей ВВС и слушателями высших военных авиационных инженерных училищ.
**
*
(§ |
Авторский |
коллектив: В. |
В. |
А р т ю х и н (§ |
3, 5), |
А. |
Г. |
А ф а н а с о в |
||
24, 25), Б. |
А. В и г м а н |
(§ |
6), В. А. В о л к о в |
(§ |
2, |
8, |
9, 10, |
11, 13), |
||
В. |
П. К у ч и н |
(§ 1, 4, 7, 12, |
14, |
26), Ю. Н. |
Н о в и к о в |
(§ |
27) |
и В. И. Мех- |
||
р я к о в (§ 15, |
16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23Ь |
Т и н ь к о в у , |
принявшему |
участие |
||||||
|
Авторы выражают благодарность А. А. |
|||||||||
в рецензировании учебника. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Военйадат. 1974
ВВЕДЕНИЕ
Современные авиационные управляемые ракеты представляют собой совокупность радиотехнических, оптико-электронных, элект рических, пневматических и других средств. Анализ тенденций развития управляемых ракет показывает, что они становятся все более сложными, так как требования к условиям боевого примене ния ракет и вероятности пора-жения различных целей непрерывно повышаются.
Сложность управляемых ракет, тяжелые условия их работы (вибрации, большие ускорения и высокие температуры, обуслов ленные аэродинамическим нагревом при больших скоростях поле та) ведут к уменьшению надежности ракет, которая является од ним из главных критериев в оценке их эксплуатационных и боевых качеств. Чем надежнее аппаратура систем управления ракеты, тем меньше вероятность ее отказа во время боевого применения ра кеты, тем больше вероятность поражения цели. Чем ниже надеж ность системы управления, тем менее эффективно применение дан ного типа управляемой ракеты. Надежность влияет не только на боевые свойства, но и на эксплуатационные характеристики управ ляемой ракеты.
Надежность работы различных автоматических систем зависит от многих условий: выбора схемного решения, элементов, техноло гии производства, условий хранения и эксплуатации, степени под готовленности обслуживающего персонала, климатических условий. Задачей разработчиков является такое повышение надежности си стемы, которое диктуется назначением аппаратуры, условиями ее эксплуатации и боевого применения.
Обеспечение надежности управляемых ракет распадается на два круга вопросов. Первый затрагивает схемные и конструктив ные особенности, выбор и применение тех или иных элементов, меры, принятые конструкторами для повышения устойчивости к воздействию высоких температур, низких давлений, вибраций, влажности. Правильное решение этих вопросов понижает количе ство отказов ракет. Второй круг вопросов включает в себя тех нику и методику быстрого нахождения неисправных элементов и ремонта ракет в процессе их подготовки к боевому приме нению.
1* |
3 |
Повышению надежности-ракет способствует выработка соответ ствующих требований к их элементам, всесторонний контроль процесса изготовления, предварительные испытания отдельных бло ков и их станда!ртизация.
В процессе эксплуатации повышение надежности ракет дости гается использованием контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), предназначенной для обнаружения мест отказов. Своевременное обнаружение отказов позволяет исключить возможность подвески под самолет неисправных ракет, а устранение отказов повышает надежность ракет и увеличивает вероятность поражения цели.
Зависимость вероятности исправного состояния аппаратуры от времени
За количественную оценку надежности ракет можно принять вероятность их исправного состояния (в процессе хранения и под готовки) или исправной работы (в процессе боевого применения). Под этой характеристикой понимают вероятность Ри того, что параметры ракеты сохраняются в заданных пределах в течение определенного промежутка времени и при определенных условиях эксплуатации (вероятность исправности).
Приведенный график поясняет изменение Ри во времени. При от правке ракет с завода-изготовителя значение Ри близко к единице (точка А). За время транспортировки ракет и их хранения на скла дах вероятность исправности снижается вследствие старения элементов, воздействия вибраций, ударов и ряда других факторов (точка В). После поступления ракет на позицию подготовки не обходимо проконтролировать их состояние, чтобы предотвратить возможность применения неисправных ракет. В результате устра нения обнаруженных отказов значение Ри повышается почти до того уровня, на котором она была до транспортировки и хранения (точка С),
4
Положение характеристики работоспособности ракеты, полу ченной после контроля (точка С графика), ограничено сверху штрихпунктирной линией, характеризующей естественное ухудше ние надежности элементов ракеты с течением времени из-за их старения и износа и зависит от полноты и качества контроля, вы полняемого на позиции подготовки. Проведенный осмотр соответ ствует точке Ci, проверка на функционирование — точке С2. Повы сить вероятность исправности до предельно возможного уровня (точка С) можно в результате контроля параметров с помощью специальной контрольно-проверочной аппаратуры, позволяющей обнаружить и устранить все отказы.
После проверки и подготовки к применению ракеты в течение определенного времени хранятся без проверки. Во время хранения вероятность их исправности опять уменьшается (точка D), причем интенсивность снижения Ри зависит от условий хранения. В конце периода хранения ракета снова подвергается проверке, и вероят ность исправности в зависимости от полноты проверки соответ ствует точкам Е, Е2, Ех.
Далее процесс периодически повторяется. Если ракета была подвешена на самолет в промежутке между ее проверками на по зиции подготовки (точка F), то перед вылетом самолета для вы явления неисправностей целесообразно произвести хотя бы частич ную проверку ракеты на борту самолета. Поскольку эта проверка менее полна, чем проверка на позиции подготовки, вероятность исправности остается ниже ограничительной линии (точка G). После снятия ракеты с самолета снова производится ее полная проверка на позиции подготовки, после чего значение Ри подни мается опять до ограничительной линии (точка Н).
Из рассмотрения графика следует, что проверка с устранением обнаруженных отказов является эффективным средством повыше ния надежности и эффективности ракет. Этим объясняется появле ние специальной контрольно-проверочной аппаратуры, значение которой непрерывно повышается.
Г Л А В А 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ АВИАЦИОННЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ КОНТРОЛЯ И ТЕОРИИ НАДЕЖНОСТИ
Основные понятия, определения и термины теории контроля и теории надежности предусмотрены проектом государственного стандарта ПГ 420-12—72 по автоматизированному контролю и приняты ГОСТ 13377—67 и ГОСТ 13216—66 по надежности аппа ратуры.
Изделием называется любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии. Изде лием могут быть отдельные детали, блоки, узлы, агрегаты, при боры и их части, аппараты, машины и т. п.
Каждое изделие характеризуется совокупностью определенных свойств, которые могут иметь различную физическую природу (электрическую, магнитную, тепловую и т. д.)
Параметр изделия — это характеристика свойства изделия, ото бражаемая физической величиной, информация о которой переда ется сигналом или совокупностью сигналов. Например, резистор может характеризоваться сопротивлением электрическому току. О величине сопротивления можно судить по току, протекающему через сопротивление при определенном значении приложенного на пряжения. В данном примере сопротивление является параметром
резистора. |
j |
Параметр сигнала — характеристика |
сигнала, отображаемая |
физической величиной. Например, амплитуда сигнала, частота сиг нала, длительность импульса.
Значение параметра изделия (сигнала) — значение физической величины, соответствующей параметру изделия (сигнала). Приме ром могут служить величина сопротивления резистора в омах, зна чение амплитуды сигнала в вольтах и т. д.
Контроль параметра — процесс определения соответствия зна чения параметра изделия установленным требованиям. Процесс
7
контроля параметра состоит из двух последовательных
стадий:
— измерения физической величины, соответствующей данному параметру, или качественная оценка значения параметра;
— определения соответствия значения параметра установлен ным требованиям.
По ГОСТ 16263—70 и з м е р е н и е — это определение значе ния физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. При измерениях опытным путем получают численное отношение между измеряемой величиной и определен ным ее значением, принятым за единицу сравнения. Иногда про цесс получения информации о значении физической величины мо жет заключаться в качественной оценке нахождения физической величины в определенной допустимой области ее значения.
Для определения соответствия измеренного значения параметра установленному требованию значение параметра сравнивают с эта лонным значением. Полученное отклонение анализируется, после чего принимается решение о годности параметра.
Отказ — случайное событие, заключающееся в нарушении ра ботоспособности.
Техническое состояние изделия — проявление свойств изделия в заданный момент времени, характеризуемое совокупностью зна чений (областей значений) параметров изделия. Из определения следует, что у каждого изделия может быть множество состояний.
Различают следующие основные технические состояния изде лия:
—работоспособность;
—неработоспособность;
—неисправность;
—исправность;
Работоспособность — состояние изделия, при котором оно спо собно выполнять заданные функции с параметрами, установлен ными требованиями технической документации (стандартами, тех ническими условиями и т. д.).
В том случае, когда на изделиях наблюдаются изменения или качественные отклонения от установленных требований технической документации, при которых на определенном отрезке времени от казов не происходит (изделие способно выполнять заданные функ ции), такие отклонения называются неисправностями.
Неисправность — состояние изделия, при котором оно не соот ветствует хотя бы одному из требований технической докумен тации, например обрыв экранировки, подгорание резистора, кор розия винтов, отсутствие смазки в подшипнике и т. д.
Любой отказ переводит изделие в неисправное состояние, но не всякое неисправное состояние приводит к отказу.
Неисправности могут быть конструктивными и параметриче скими. К о н с т р у к т и в н ы е н е и с п р а в н о с т и вызываются ме ханическими и электрическими нарушениями изделий: вмятинами,
8
прогибами, нарушениями покрытий, коррозией, обрывами, корот
ким |
замыканием и т. д. П а р а м е т р и ч е с к и е |
н е и с п р а в н о |
с т и |
связаны с изменением параметров изделий: |
возросшей утеч |
кой конденсаторов, изменением параметров ламп И т. д. Неисправ ности, как правило, со временем развиваются, и надежность изде лий ухудшается.
По последствиям, к которым приводят те или иные неисправ ности, их разделяют на две группы: основные неисправности и вто ростепенные. Основные неисправности могут привести к отказу изделия при использовании его по прямому назначению. Второсте пенные неисправности не приводят к отказу изделия, однако они могут изменить в пределах допуска значения отдельных парамет ров изделия, создать неудобства в эксплуатации, значительно ухуд шить внешний вид изделия. К подобным неисправностям отно сятся всевозможные нарушения отделки и покраски изделий, пробоины в блоках электронной аппаратуры без повреждения мон тажа, уменьшение точности измерений приборов.
Существует несколько классификаций отказов. По характеру изменения параметра до момента возникновения отказы делятся на внезапные и постепенные. В н е з а п н ы м или мгновенным на зывается отказ, возникший в результате мгновенного изменения одного или нескольких параметров изделия. Внезапные отказы часто наступают в результате конструктивных неисправностей в различных деталях изделий и приводят к потере работоспособно сти изделия. П о с т е п е н н ы м о т к а з о м называется отказ, воз никший в результате постепенного изменения значений одного или нескольких основных параметров изделия.
Иногда в изделии возникает сразу несколько отказов, причем некоторые отказы появляются как следствие других. Поэтому от казы принято разделять по взаимосвязи между собой на незави симые, возникновение которых не связано с предшествующими отказами, и зависимые, которые происходят в результате пере грузок, связанных с предшествующими неисправностями в из делии.
По внешним проявлениям отказы делятся на явные и неявные. Явные отказы обнаруживаются при внешнем осмотре изделий, не явные — специальными измерениями.
Неработоспособность — состояние изделия, в котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего выполнение изде лием заданных функций, не соответствует требованиям техниче ской документации.
Неработоспособное изделие всегда находится в неисправном состоянии, но не всякая неисправность переводит изделие в нера ботоспособное состояние. Например, отсутствие смазки в подшип нике не сразу приводит к отказу, т. е. к нарушению работоспособ ности подшипника.
Исправность — состояние, при котором изделие соответствует всем требованиям технической документации. Исправное изделие
9