Файл: Мищевич, В. И. Гидродинамические исследования поглощающих пластов и методы их изоляции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
на 1 м3 раствора. Объем тампона должен быть не менее 5—10 м3, а при отрицательных результатах достигает 1 0 0 м3.
Смесь глинистого раствора и наполнителя готовят следующим образом. Цементосмесительный агрегат обвязывают с цементосмесителем, затаренным глинопорошком. При этом выкидную трубу смесителя устанавливают так, чтобы струя глинистого раствора била в сетку чана. В процессе приготовления смеси один рабочий очищает лопатой сетку чана, второй загружает наполнитель в чан агрегата — три-четыре мешка на 1 м3 глинистого раствора (3—5% к объему жидкости), третий перемещает выкидную трубу сме сителя вдоль сетки, очищает ее гидравлической струей. Плотность глинистого раствора 1,10—1,14 г/см3.
При затаривании глинопорошка вручную в чан первый рабо чий очищает сетку чана, второй попеременно загружает наполни тель и глинопорошок в чан из расчета 3—4 мешка кордного во локна и 6 —7 мешков глинопорошка на 1 м3 воды, третий готовит материалы, помогает очищать сетку струей воды от выкидной тру бы цементосмесителя.
Известны и другие способы приготовления тампонов. Глини стый раствор подается в цементировочную воронку при одновре менной засыпке в нее наполнителя (например, кордного волокна). Получающуюся массу залавливают в скважину цементировочными агрегатами. Иногда наполнители смачивают в цементном раство ре, забрасывают в бурильные трубы и затем продавливают с по мощью цементировочного агрегата.
При наличии каналов большого сечения использование закупо ривающих материалов одного размера может оказаться малоэф фективным, так как из одних крупных частиц нельзя создать гер метичную пробку в трещине, а мелкие будут просто уноситься по током промывочного раствора. Если при ликвидации полного по глощения тампоны из наполнителя одного вида не дают положи тельного результата, необходимо применять различные комбина ции наполнителей разного размера.
Высокой эффективностью обладают тампоны из соляробенто нитовой (СБС) или нефтебентонитовой смеси (НБС). Состав со ляробентонитовой смеси следующий [17]:
а) без добавок ПАВ — 1 м3 дизельного топлива и 1 —1,2 т бентонитовой глины;
б) с добавкой ПАВ — 1 м3 дизельного топлива, 1,2—1,5 т бен тонитовой глины и 0,5% ПАВ от веса смеси.
ПАВ придает подвижность СБС и способствует лучшему отде лению дизельного топлива от смеси.
Смесь приготовляют в следующем порядке: в чистую емкость объемом 4—5 м3 заливают расчетное количество дизельного топ лива, затем ПАВ. Все это хорошо перемешивают, после чего за сыпают глину. В процессе приготовления и закачки смесь пере мешивают цементировочным агрегатом, подключенным к штуцер ному устройству емкости. Приготовленную смесь закачивают це~
142
ментировочными агрегатами (не менее трех) через бурильные тру бы, установленные на 20—30 м выше зоны поглощения. При про качивании через бурильные трубы СБС должна быть изолирована от промывочного раствора верхней и нижней буферными пробками из дизельного топлива по 0,5 м3 каждая. С момента выхода смеси и до окончания выдавливания ее из бурильных труб в затрубное пространство прокачивают глинистый раствор в количестве 0,5— 1 объем смеси.
Смесь продавливают в зону поглощения при закрытой превенторной головке или закрытом превенторе и оставляют в стволе скважины в объеме 0,2 м3. Давление в затрубном пространстве при продавке смеси не должно превышать 100 кгс/см2. После за качки смеси бурильную колонну поднимают в башмак, восстанав ливают циркуляцию и обрабатывают раствор до заданных пара метров с целью дальнейшего углубления скважины. Объемы СБС и НБС обычно не превышают 1,5—3 м3, что определяется возмож ностью самопроизвольного загустевания смеси при закачке ее по бурильным трубам.
Для получения мягких пробок в интервале зоны поглощения на промыслах Саратовской области применяют замазку, битумно бентонитовую пасту и латекс. Ниже приведена методика изоляци онных работ, разработанная в объединении Саратовнефтегаз.
З а м а з к а обладает достаточной пластичностью и гидрофобностью, не подвергается размыву в потоке жидкости и хорошо за купоривает трещины в породе. Работы по снижению интенсивно сти поглощения с помощью замазки проводят в следующем по рядке:
1 ) в нижний конец обсадной трубы или корпус турбобура за бивают деревянную пробку;
2 ) трубу спускают в скважину с помощью элеватора, который устанавливают на столе ротора;
3) внутреннее пространство трубы заполняют замазкой, при чем для лучших условий выпрессовки замазки на забое в процес се загрузки ее в трубу необходимо периодически заливать отра ботанное масло ( 1 0 кг на 2 0 0 кг замазки);
4)количество замазки выбирают в зависимости от диаметра скважины и мощности поглощающего горизонта;
5)по окончании загрузки замазки в трубы сверху закладывают тампон из брезента или мешковины с глиной;
6 ) в муфту трубы, заполненной замазкой, ввертывают пере
водник с обратным клапаном под бурильные трубы, после чего весь снаряд спускают на бурильных трубах в зону поглощения;
7) во время спуска бурильные трубы заполняют промывочным раствором через каждые 200—250 м, при этом уровень раствора в трубах не должен превышать статического уровня в скважине; не' доходя до забоя на длину труб, в которых транспортируется за мазка, бурильные трубы заполняют промывочным раствором, на винчивают ведущую трубу и замазка постепенно выдавливается из
143-
■бурильных труб; после резкого снижения давления (момент выхо да замазки из труб) насос останавливают, и бурильную колонну поднимают из скважины;
8 ) на бурильные трубы навинчивают трехшарошечное долото диаметром, равным диаметру скважины, и спускают в скважину для задавливания замазки в трещины поглощающего пласта;
9 ) после подъема бурильных труб с долотом зону поглощения заливают цементным раствором через открытый конец бурильных труб.
При задавке замазки руководствуются следующими положе ниями:
снижение интенсивности поглощения может быть достигнуто только в трещиноватых и пористых породах (применение замазки в кавернозных породах не рекомендуется);
одновременно может быть загружено замазкой до трех обсад ных труб; при необходимости (большая мощность зоны поглоще ния) замазка выпрессовывается на забой в два рейса; в этом слу чае замазка в пласт задавливается после доставки всей порции на забой;
Замазка может быть задавлена только в зону поглощения, на ходящуюся у забоя; при нахождении поглощающей зоны выше за боя следует предварительно установить цементный мост у подош вы поглощающей зоны.
Б и т у м н о - б е н т о н и т о в а я п а с т а состоит из битума БН-5 или БН-4, бентонитовой глины и солярового масла. Соотношение битума и бентонитовой глины берется 1:1. Пластическая вязкость пасты регулируется введением разного количества дизельного топ лива и берется в зависимости от проницаемости пород поглощаю щего горизонта. Лабораторные анализы показывают, что в одина ковых условиях битумно-бентонитовая паста по сравнению с за мазкой выдерживает давление, в 4—5 раз превышающее давление на замазку в проницаемой среде. Для скважины диаметром 214 мм используются шестигофровые трубы, а для скважин 269 мм — восьмигофровые трубы. Первые раскрываются до 260 мм, а вто рые— до 365 мм. Испытания образцов гофрированных труб в стен довых условиях показали, что они выдерживают внутреннее дав ление до 30 кгс/см2.
П Е Р Е К Р Ы Т И Е З О Н П О Г Л О Щ Е Н И Я О Б С А Д Н Ы М И Т Р У Б А М И
Если в результате накопленного опыта борьбы с поглощениями на одном месторождении установлено, что тампонирующими сме сями или другими способами ликвидировать поглощение нельзя, зону поглощения перекрывают секциями обсадных труб с распо ложением верхней части в открытом стволе скважины или в баш маке предыдущей обсадной колонны.
Чтобы предотвратить уменьшение диаметра скважины при пере крытии зоны поглощения обсадной колонной, трубы соединяют с помощью сварки или специальной резьбы.
144
Применяют соединение труб двух видов:
1 ) соединение ниппель — раструб, при котором один конец тру бы растачивают с внутренней стороны, а другой — с наружной и на торцах их снимают фаски под углом 45°; при соединении кон цов труб с расточками разных видов ниппельный конец трубы вхо дит в раструбную проточку, чем обеспечивается надежная взаим ная центровка труб и создается необходимый зазор для выполне ния сварного шва;
2 ) соединение при помощи дополнительного стакана с наруж ным буртиком, который вставляется в стык между трубами и име ет то же назначение, что и ниппель при первом способе соедине ния.
Для удержания на весу обсадных труб делается наружная ци линдрическая проточка. На нее надевают шарнирный хомут, при помощи которого трубы подвешивают на обычном элеваторе.
С помощью резьбы трубы соединяют двумя способами. При одном из них отрезают резьбу на трубе, и на концах ее нарезают соответственно внутреннюю и наружную резьбы, с помощью кото рых трубы соединяются между собой. Для соединения труб без муфт желательно применять трубы с наибольшей толщиной сте нок. Безмуфтовые трубы спускают на специальных хомутах, для чего на трубах делают проточки.
Другой способ резьбового соединения труб — при помощи муфт, диаметр которых уменьшается на 8 —10 мм. Длину обсадной колон ны устанавливают из расчета перекрытия зоны поглощения снизу на 50 м, а сверху на 20—50 м. Секцию обсадных труб цементиру ют в два приема. Сначала цементируют нижнюю часть секции, за тем бурильную колонну отвинчивают и, приподняв на 4—5 м, це ментируют верхнюю часть. Бурильная колонна соединяется с сек цией с помощью левой замковой или прямоугольной резьбы. В месте соединения для ослабления натяга ставят медное или рези новое кольцо толщиной 2 мм.
Бурильная колонна соединяется с секцией обсадных труб по средством переводника с левой замковой или прямоугольной резь бой. Такую же резьбу имеет направляющая воронка верхней об садной трубы. Если секция обсадных труб устанавливается на за бой, на торце башмака нарезают зубья, которые создают необхо димое сцепление с забоем при отвинчивании бурильных труб. Иногда ввиду сильного поглощения цементного раствора для изо ляции верхней части секции применяют специальные уплотняющие устройства. Встречаются случаи скопления на забое невымываемого осадка, когда скважина проходит через несколько поглоща ющих горизонтов — верхние, сложенные породами с крупными тре щинами и кавернами, и нижние-—с мелкими порами.
Так как часть промывочного раствора уходит в нижние пласты, скорость восходящего потока падает и шлам не вымывается с забоя и не уносится в трещиноватые породы. Поэтому с прекра щением циркуляции шлам оседает на забое. В таких случаях сек-
10 В. И. Мищевич |
. . г |
дию спускают по особой технологии. Внутри обсадной колонны на
бурильных трубах крепят турбобур с долотом, выступающим |
на |
1 —1,5 м из-под башмака секции. Бурильные трубы с секцией |
со |
единяются при помощи специального переводника. |
|
Как только колонна дойдет до осадка, начинается проработка ствола скважины. После углубления на длину одной трубы (ве дущая труба при этом не должна заходить в ротор) бурильную колонну наращивают через шурф. При спуске секции до забоя про мывка прекращается, делается выдержка в течение 15 мин для оседания шлама в кольцевом пространстве. Затем поднимают от винченную бурильную колонну. Наличие шлама в кольцевом про странстве создает необходимые силы трения для успешного ее отвинчивания.
После подъема и удаления турбины через; открытый конец бу рильных труб заливают тампонирующей смесью верхнюю часть колонны, так как нижняя часть забита осажденным в кольцевом пространстве шламом.
Приготовлять пасту можно непосредственно на буровой в про тивопожарной зоне. Для этого в металлический сосуд загружают битум, который в процессе подогрева расплавляется до жидкого состояния. Затем в сосуд наливают солярку, которая перемеши вается с битумом. Одновременно добавляют бентонитовую глину. После получения однородной массы паста считается готовой для заливки.
Доставка битумно-бентонитовой пасты к зоне поглощения и технология выпрессовки аналогичны описанным выше для замаз ки. После выпрессовки битумно-бентонитовой пасты так же, как и при использовании замазки, необходимо утрамбовать ее буриль ной колонной с навинченным на нижний конец долотом или за бойным фрезером.
Л а т е к с представляет собой молочно-белую жидкость с желто ватым, розовым или сероватым оттенком. Состоит он из воды
(52—56%), каучука (34—37%), белков (2—2,7%), смол (1,65— 3,4%), сахара (1,5—4,2%) и золы (0,7—0,2%).
Каучук в латексе находится в виде отрицательно заряженных глобул — взвешенных частиц главным образом шарообразной формы, размеры которых колеблются от 0,1 до 6 мк. На поверх ности глобул находится адсорбционный слой ПАВ (белков, мыл, жирных кислот и др.), препятствующий коагуляции и обеспечи вающий устойчивость латекса.
Свежий латекс имеет щелочную реакцию рН = 7,2. Плотность его колеблется в пределах 0,974—0,960 г/см3.
Для длительного хранения латекс консервируют путем добав ления в него аммиака (0,5—0,75%). В зоне поглощения латекс коа гулирует под влиянием смешивания его с солями двух- и трехва лентных металлов. При этом образуется эластичная плотная кау чуковая масса, заполняющая поры, трещины и каверны поглоща ющей зоны. Перед заливкой зоны поглощения латексом на буро
146