Файл: Мамаев, Н. Ф. Нижний палеозой и докембрий восточного склона Урала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

так и перекристаллизацией в них кварца, образующего гранобластовые агрегаты. Количество фемических минералов в пегматитах среди Наследницкого массива (II) пониженное, низкое содержание в них глино­ зема отражает бедность пегматитов слюдой. От таких количественно преобладающих пегматитовых жил, бедных слюдой, достаточно отчетли­ во обособляются редкие, мощные слюдоносные пегматиты, отличающие­ ся, кроме того, секущим положением к вмещающим породам, отсутст­ вием резкой гнейсовидности и блоковым или графическим внутренним строением. Жилы таких слюдоносных пегматитов дают апофизы, направ­ ленные иногда перпендикулярно к основному их простиранию. В южной экзоконтактной части Наследницкого массива выявлено на ограничен­ ном участке 5 жил слюдоносных пегматитов. Максимальная протяжен­

ность жил 700 м, мощность их колеблется от 5-6

до 40 м. Наблю­

даются раздувы жил и пережимы, в результате чего

местами они пре­

рываются. Вмещающими породами являются слюдяные гнейсы и амфи­ болиты кусоканской свиты и•серпентиниты. Последние в контакте с пегматитами осветлены, ожелезнены и содержат большое количество офита.

Блоковые пегматиты состоят из двух зон - внешней, равномернозернистой, и центральной, из крупных кристаллов полевых шпатов и блоков кварца. Графические пегматиты обладают равномернозернистой письменной структурой. В центральных частях блоковых пегматитов встречаются скопления крупночешуйчатого мусковита в виде пачек тол­ щиной 1-1,5 см и площадью 2x4 см^. Слюдяные "шлиры" достигают 20x40 см . Местами в пегматитах наблюдается большое количество вермикулита в виде скоплений крупных чешуек.

Химический анализ слюдоносного пегматита из южной экзоконтактовой зоны Наследницкого гнейсо-гранитного массива дал следующее содержание окислов ( в % ) :

S i 0 2

Т і 0 2

А 1 2 0 3

F e 2 0

3

FeO MnO MgO

CaO

KgO Na2 0 P 2 0 5

S

72,78

0,02

14,38

0,05

 

1,54

0,24

0,01

0,35

6,92

2,71

0,01

0,03

В

пересчете по методу

 

А. H. Заварицкого

получены

параметры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

а

с

b

s

f

 

m'

п' t '

S

a'

Q

a!/c

 

 

15,4 0,4 4,1 80,1 42,6 1,6 37,6 0,2 6,5 55,7 29,0 38,5 0,02

Как видно, слюдоносные пегматиты отличаются низким содержанием анортита. Из щелочных полевых шпатов преобладает калиевый. В соста­ ве фемических минералов указывается повышенное содержание глинозе­ ма, что отвечает широкому развитию мусковита.

Кварцевые жилы редки и имеют небольшую мощность; Приурочивают­ ся они к трещинам меридионального и субмеридионального направления. Представлены серым кварцем, обычно со следями сланцеватости.

Аплитовые жилы встречаются в единичных количествах, имеют не ­ большую мощность и гнейсовидную текстуру.

58


Определение абсолютного возраста биотитовых гнейсе—гранитов из восточных окрестностей пос. Наследницкого по калий-аргоновому методу дало 500 млн. лет (Овчинников, Шур, Панова, 1957), что говорит о к е м ­ брийском возрасте метаморфизма этих гранитоидов.

Возможно, что к раннепалеозойскому интрузивному циклу принадле­ жат также гнейсовидные граниты и гранодиориты Еманжелинского м е ­ ридионально вытянутого массива, прослеживающегося по отдельным вы ­

ходам от восточной границы Челябинского гранитного массива

к югу

до пос. Ключи, у оз. Б . Сары-Куль. Для пород этого массива

свойст­

венны гнейсовидная, иногда ясно полосчатая, текстура, наличие порфирокластовых выделений полевого шпата размером до 2-3 мм, принадле­ жащих калиевому полевому шпату или кислому плагиоклазу ( олигоклазальбиту). Основная масса имеет катаклазированную гранитную структу­ ру, иногда близкую к бластоцементной, с ясными следами дробления

зерен и перекристаллизацией их. В составе ее преимущественное

р а з ­

витие имеют плагиоклаз, кварц, биотит, хлорит, серицит, эпидот.

В

районе пос. Еманжелинского и у пос. Тимофеевки эти породы имеют

характер полосчатых

граните—гнейсов. Состоят они из крупных

(до

2 мм), сохранившихся

от полного раздробления, зерен калиевого

по ­

левого шпата (олигоклаз, олигоклаз-альбит), относительно равномерно распределенных в мелкозернистой гранобластовой массе, состоящей из кварца, полевых шпатов, мусковитизированного биотита, эпидота и хло­ рита.

Ширина этого массива незначительна - не превышает 1 км, а длина измеряется многими десятками километров. Контакты его совпадают с крупными меридиональными тектоническими разломами. Это обстоя­ тельство позволяет предполагать влияние этих дислокаций на форму гранито-гнейсового массива в современном эрозионном срезе.

Сходными с Еманжелинскими гнейсовидными гранитоидами являются гнейсо-граниты, выступающие среди метаморфической толши слюдяных сланцев и кварцитов по р . Миасс, выше пос. Миасского. Гнейсо-грани- ты обладают бластоцементной структурой, содержат крупные (до 3 мм) порфиробласты калиевого полевого шпата, сцементированные основной массой из зерен альбитизированного плагиоклаза, ортоклаза, кварца, амфибола, биотита. Галька таких гнейсо-гранитов была встречена в составе 'нижнекаменноугольных конгломератов по р . Миасс, ниже пос. Б . Баландино.

Нижнепалеозойским по возрасту, может рассматриваться и НижнеСанарский гранодиоритовый массив, расположенный западнее г. Троиц­ ка. Река Санарка пересекает его у пос. Нижне-Санарского, где шири­ на массива определяется в 11,5 км. По простиранию на север он про­ слеживается по обнажениям гранитоидов в долине р . Увельки, a на

юг - в долине р . Уй, будучи на водораздельных пространствах в з н а ­ чительной части скрыт покровом горизонтально залегающих палеоге­ новых и неогеновых отложений. Длина массива по простиранию дости­ гает, по—видимому, 50-70 км. В основном массив сложен гранодиоритами, обладающими порфировидным строением с крупными выделениям* широкотаблитчатой роговой обманки. Структура их гипидиоморфнозерни стая. В составе гранодиоритов присутствуют: плагиоклаз (олигоклаз)

59



до 50%, роговая обманка до 25-30%, биотит около 10%, кварц 5-8%. Не­ редко встречаются акцессорные минералы - пирит, " магнетит, циркон, сфен.

Плагиоклаз в призматических зернах обычно заключает вростки се­ рицита, эпидота, цоизита. Роговая обманка образует крупные непра­ вильные таблитчатые кристаллы, частично замещающиеся биотитом. Кварц присутствует в мелких ксеноморфных зернах или их агрегатах, образовавшихся, очевидно, з а счет дробления и перекристаллизации крупных зерен. Калиевый полевой шпат (ортоклаз или микроклин) обра­ зует редкие ксеноморфные зернышки, выделяющиеся по продуктам пе-

литизации.

Некоторые разности гранодиоритов близки к плагиогранитам.

В

большей

части гранодиориты имеют массивное сложение, обнаружива­

ют

крупную

пирамидальную отдельность, но в краевых частях

массива

они имеют нечеткую полосчатость, приобретают гнейсовидное

сложение

и бластоцементное строение. Достаточно характерным для гранодиори­ тов й плагиограннтов массива является обилие в них меланократовых шлиров, выделяющихся мелкозернистым строением и высоким содержа­

нием

в составе роговой обманки, и биотита.

В

составе Нижне-Санарского гранодиоритового массива имеются не­

большие по размерам жилообразные или штокообразные тела гранитов. Они обладают гипидноморфнозернистой структурой и состоят из плагио­

клаза ( олигоклаз-альбит) - 30%, микроклина

- 35%, биотита - 25%,

мусковита -

10-15%,

кварца - 15-20%.

 

 

С

запада

массив

имеет выраженный в обнажениях по рекам

Санарке

и Ую дизъюнктивно тектонический контакт с

нижнекембрийскими

отло­

жениями, а

с востока - с гнейсами и амфиболитами предположительно­

го докембрия.

 

 

 

Жильные породы массива представлены диабазами, лампрофирами,

аплитами, пегматитами, порфирами.

 

 

В

связи

с вопросом о возрасте гранодиоритов этого массива

сле ­

дует

отметить данные абсолютного возраста,

равные 475-500 млн. лет,

полученные калий-аргоновым методом (Овчинников, Степанов, Красно­ баев, Дунаев, 1969 ) .

К раннепалеозойскому времени относится формирование крупной и сложной по составу Андреевско-Мариинской интрузии диоритов, грано­ диоритов и гранитов. Т. А. Смирновой совместно с Г. А. Смирновым был доказан досреднедевонский, скорее всего нижнепалеозойский, воз ­ раст интрузии по трансгрессивному залеганию на них среднедевонских образований (Смирнов, Смирнова, 1953). В краевых частях интрузии развиты преимущественно кварцевые диориты, переходящие в гранодио­ риты. Кварцевые диориты у пос. Атамановского, на р . Берсуат, м а с ­ сивные, крупнозернистые, с обильной роговой обманкой и видимым кварцем. Местами кварцевые диориты (например, около указанного по­ селка) разбиты жилами гранодиорита и габбро-пегматита. На контакте с жилами диориты имеют меланократовые шлировые обособленности, заключающие вкрапленность пирита, халькопирита, а также лучистые кристаллы эпидота и скопления мелких кристаллов бурого граната . В некоторых случаях, например у пос. Атамановского, кварцевые диориты оказываются интрудированными гранитами. Кварцевые диориты имеют


идиоморфиозернистую структуру и состоят из крупных кристаллов Лаб­ радора и обыкновенной роговой обманки. В интерстициях присутствуют кварц, калиевый полевой шпат, хлоритизировэнный биотит.

Химический анализ породы из обнажения у пос. Атамановского пока­ зал следующие результаты ( в % ) :

S i 0 2

Т і 0 2

А 1 2 0 3

Fe2 03 FeOMnO

CaO MgO I<20

Na2 0

S

 

P

п.

54,35

0,73

18,09

9,59

-

0,05

7,48

4,34

1,21

2,98

0,25 0,05

1,5

В

пересчете

по методу

А. H. Заварицкого:

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

с

 

b

s

a'

F

m'

с '

n

S

t

Q

a|/c

a

+ c

 

8,7

8,3 17,6 65,4

- 49,2 43,5

7,3

78,6 44,3 0,9

51,0 1,0

0,5

По таблице Дэли анализ соответствует кварцевому диориту, но с

повышенным содержанием щелочей, анортита и темноцветных

минера­

лов. Состав

породы

является переходным от кварцевого

диорита

к

кварцевому

габбро.

С диоритами у пос. Мариинского

связываются жи­

лы слюдоносного пегматита, абсолютный возраст которого по аргоно­ вому методу (Гаррис, 1964) 337-340 млн. лет.

Наблюдения Н.Ф. Мамаева показывают, что в северных и западных окрестностях пос. Атамановского гранитоиды имеют интрузивные кон­ такты со среднедевонскими мраморизованными известняками, в контак­

те их обнаружены эпидото-гранатовые

скарны с магнетитовой пылью.

В связи с этим можно считать, что данная интрузия

имеет сложное

строение и заключает разновозрастные

гранитоидные

образования.

Это подтверждается и данными абсолютного возраста, полученными калий-аргоновым методом из различных проб этого массива, которые

колеблются от 860*11, 3 7 0 І 2 5

(по биотиту) до 495 - 525 млн. лет (по

роговой обманке)

(Овчинников,

Степанов, Краснобаев, Дунаев, 1969).

По тем же данным, нижнепалеозойский

возраст, 450j;40 млн. лет,

имеют розовые катаклазированные граниты

Кайрактинского гранитного

массива в Мугоджарах.

 

 

Сходную форму

и близкий состав с Андреевскс—Мариинским м а с ­

сивом, особенно с

его западной

частью, имеет Городищенский массив

кварцевых диоритов. Центральная часть его сложена массивными с грубой матрацевидной отдельностью крупнозернистыми, иногда порфиро-

видными,

кварцевыми диоритами.

Породе, состоит из андезина - 53%,

калиевого

полевого

шпата

- 18%, кварца - 10%, биотита - 2%, роговой

обманки -

15% в основной

массе и во вкрапленниках - 8%.

Химический состав образца кварцевого диорита следующий :

Si02 -

61,04%; Тіі02

-0л 38%-,А]2 О3

- 16,03%; F e 2

0 3 - 3,36%; FeO -5,6%-;

MnO -

0,14%; CaO -

5 ,88%; MgO -

2,95%; Na2 Q -

2,51%; K 2 0 - 2,04%.

Определение абсолютного возраста кварцевого диорита из Городищенской интрузии, по биотиту, калий-аргоновым методом показало 471 млн. лет. что говорит о принадлежности этой интрузии к раннекаледонскому

61