Файл: Оперативные графические системы в автоматизации проектирования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОПЕРАТИВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

П о д р е д а к ц и е й

кандидата технических наук Н. А. ЯРМОША

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА И ТЕХНИКА» МИНСК 1974

6П5.8

060

УДК 681.39.744

 

Ц

Ч

Ч З ^

А в т о р с к и й к о л л е к т и в :

О. И.

Семемков, А. В. Василевским,

Е. М.

Злотник, Д.

II.

Винокуров

Оперативные графические системы в автоматизации проек­

тирования. Минск,

«Наука

м техника», 1974, стр. 224.

В монографии

рассматриваются аппаратурные и програм­

мные

аспекты разработки

оперативных графических систем

(ОГС),

а также их применение в автоматизации техническо­

го проектирования. Дан обзор технических средств взаимодей­ ствия человека с ЭВМ. Анализируется структура ОГС, описы­ ваются различные способы построения подсистем отображения. Большое внимание уделяется организации информационно-вы­ числительного процесса и представлению проектируемого объ­ екта в памяти ЭВМ.

Таблиц 3. Иллюстраций 79. Библиография — 126 названии, Предназначена для специалистов по машинной графике и ее приложениям в автоматизации проектирования п в смеж­

ных областях, может быть полезна аспирантам и студентам соответствующих специальностей.

Р е ц е н з е н т ы :

кандидат технических наук Е. В. Днепровский, кандидат технических наук А. А. Добулевич, кандидат технических наук Г. В. Римский

 

03314—047

С

130—74

 

М316—74

(С ) Издательство «Наука и техника», 1974.


ПРЕДИСЛОВИЕ

А

Одной из важнейших задач научно-технического про­ гресса является всемерное повышение производительно­ сти труда человека. Среди многочисленных средств до­ стижения этой цели весьма важная роль принадлежит вычислительной технике. Она внедряется в самые раз­ нообразные виды деятельности человека, связанные с задачами управления. Принципиальная возможность ис­ пользования современных вычислительных машин суще­ ствует там, где можно формализовать процесс решения задачи и представить его в виде алгоритма. Однако в настоящее время далеко не все процессы решения задач удается алгоритмизировать, поэтому их решение попрежнему возлагается на человека. Типичным примером в этом отношении может служить работа диспетчера, управляющего движением некоторых объектов (самоле­ тов, судов и т. д.). Разнообразная электронная аппара­ тура собирает, обрабатывает и передает на диспетчер­ ский пункт оперативную и справочную информацию. Однако решение о том, куда и когда направить очеред­ ной объект, принимает диспетчер. Такой совместный ре­ жим работы человека и технических средств принято называть человеко-машинным. Он требует организации быстрой и удобной двусторонней связи между челове­ ком и ЭВМ.

Исследованиями установлено, что человек более по­ ловины всей информации об окружающем мире получа­ ет посредством зрения. Поэтому для него наиболее удоб­ на связь с использованием различных изображений: гра­ фиков, чертежей, текста, чисел и т. д. Изучение и орга­

1*

з

низация графического общения человека с ЭВМ стали в настоящее время предметом так называемой машинной графики, а системы, обеспечивающие такую связь, на­ зываются графическими. В оперативных графических системах взаимодействие человека с ЭВМ осуществляет­ ся без существенных задержек.

Среди чрезвычайно разнообразных областей приме­ нения человеко-машинного режима работы и оператив­ ных графических систем очень важное место занимает техническое проектирование. Быстрое развитие народно­ го хозяйства требует непрерывного увеличения произ­ водства технических изделий не только по количеству, но и по разнообразию, причем качество и сложность изделий также постоянно возрастают. Это значительно увеличивает объем проектно-конструкторских работ. Мало того, все чаще возникает необходимость разработ­ ки объектов повышенной сложности в самые короткие сроки, а такие задачи нельзя решить путем простого увеличения числа проектировщиков. Выход из этой си­ туации один — существенное повышение производитель­ ности труда при проектировании за счет автоматизации.

В зарубежной и отечественной литературе имеется значительное количество разнообразных статей по про­ блеме оперативного графического взаимодействия про­ ектировщика с ЭВМ. Однако они носят отрывочный ха­ рактер. Данная монография является попыткой воспол­ нить имеющийся пробел и систематически рассмотреть указанную проблему. В ней рассмотрен широкий круг вопросов: от общей схемы процесса проектирования до отдельных графических устройств и программного обес­ печения графической системы.

Глава 1 написана А. В. Василевским, главы 2, 3, 4—

О. И. Семенковым

и

Е. М. Злотником,

глава

5 —

О. И. Семенковым

и

Д. И. Винокуровым, глава

6—

Е. М. Злотником.

 

признательность

рецензентам

.. Авторы выражают

-книги Е. В. Днепровскому, А. А. Добулевичу, Г. В. Рим­ скому й редактору Н, А. Ярмошу за советы и крити­ ческие замечания,


Г л а в а 1

РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ (ОГС)

ВАВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1.ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Для производственного процесса необходима управ­ ляющая информация, в том числе разнообразная кон­ структорская документация и аналогичная информация в цифровом виде. «К конструкторским документам от­ носят графические и текстовые документы, которые в от­ дельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки пли изготовления, контроля, прием­ ки, эксплуатации и ремонта» [1]. Значительно увеличи­ вается объем цифровой информации, предназначенной для непосредственного управления автоматическим обо­ рудованием на производстве.

Нами рассматриваются вопросы использования ЭВМ для получения информации об изделии как в виде кон­ структорских документов, так и в цифровом виде — пер­ фоленты, магнитные ленты, перфокарты и т. д. Процесс получения такой информации назовем проектированием. Следует отметить, что выделение процесса проектирова­ ния из более обширного производственного процесса до­ вольно условно, особенно при широком внедрении ЭВМ. Оно создает возможность оперативного управления тех­ нологическим оборудованием посредством информации, получаемой на стадии проектирования, и оперативного влияния на процесс проектирования технологического процесса.

Решение любых задач на ЭВМ связано с необходи­ мостью формализации процесса их решения. В настоя­ щее время известно несколько формальных моделей процесса проектирования [2—5]. Характерной особенно­ стью этих моделей является то, что они справедливы для

5

проектирования объектов самой различной физической природы: механических, электрических и т. д. Таким об­ разом, возникает возможность создания на базе ЭВМ универсальных систем технического проектирования для разнообразных объектов, что существенно повышает экономическую эффективность таких систем.

Для получения достаточно полной модели процесса проектирования необходимо его рассмотреть с различ­ ных точек зрения. В отличие от процесса производства, который завершается материальным изделием, резуль­ тат процесса проектирования — это некоторое описание будущего изделия, которое в виде разнообразных доку­ ментов является моделью будущего изделия в информа­ ционном смысле. Полная модель будущего изделия су­ ществует лишь после завершения проектирования, на промежуточных этапах этого процесса существуют не­ полные модели, при этом чем ближе к началу проекти­ рования, тем они менее полны. В самом начале процесса проектирования существуют лишь краткие сведения о необходимости будущего изделия и его основных харак­ теристиках. Эти краткие сведения можно считать на­ чальной моделью будущего изделия. По мере заверше­ ния этапов процесса проектирования — технического за­ дания, технического предложения, эскизного проекта, технического проекта и, наконец, разработки рабочей документации — модель становится все полнее и полнее, объем информации в ней возрастает. Ввиду обширности термина «модель» целесообразно ввести в данном слу­ чае термин «объект проектирования», понимая под ним непрерывно пополняемую модель будущего изделия. Такое развитие объекта проектирования является объек­ тивной необходимостью и требует некоторого времени.

На начальных этапах объект проектирования имеет абстрактный характер в определенном смысле. Напри­ мер, различные схемы объекта — функциональные, прин­ ципиальные— часто не содержат информации даже об основных размерах объекта. Однако позже эта инфор­ мация может быть получена.

Естественно поставить в данном случае несколько во­ просов. Каким образом происходит добавление новой информации к объекту проектирования? На всех ли этапах процесса проектирования происходит только до­ бавление информации или бывают этапы, когда она

6


уменьшается? Откуда берется добавляемая информа­ ция?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмот­ реть процесс проектирования как целенаправленную деятельность. Отдельный цикл целенаправленной дея­ тельности начинается с формулирования цели (рис. 1.1). Например, для привода установки необходим двигатель мощностью 12 кет, скорость вращения 1400 об/мин, влажность окружающей среды 85% и т. д.; необходимо предотвратить накопление воды в камере выше уровня 2,5 м в случае внезапного прекращения электроснабже­ ния и остановки насосов; необходимо создать прибор, об­ ладающий характеристиками не хуже прототипа, вес прибора не должен превышать 1,4 кГ; желательно более равномерное распределение элементов на плате; необ­ ходимо улучшить внешний вид изделия.

Формулировка цели может уточняться, перефразиро­ ваться, но необходимо иметь в виду, что она не должна искажаться, так как ошибка на данном этапе делает ошибочным весь цикл деятельности. Поэтому цель необ­ ходимо задавать с максимальной четкостью и точностью, желательно числовыми характеристиками, хотя это не всегда возможно практически.

Далее начинается этап выработки предложений для достижения заданной цели. Этот этап иначе называют этапом создания концепции, пли этапом синтеза. В пер­ вом примере этап синтеза может свестись к поиску в справочнике такого стандартного электродвигателя, ко­ торый удовлетворяет заданным требованиям (цели). Однако, как правило, данный этап требует творческой деятельности проектировщика, который должен увязать два обычно противоречивых начала — желания и воз­ можности. Здесь проектировщик опирается на свою ин­ туицию, опыт, знания физических законов, стандартов, наличных материалов, оборудования и т. д., он рассмат­ ривает подобные ситуации, возникавшие в прошлом, и их решения на прототипах. Очень важным требованием яв­ ляется соблюдение стандартов и нормалей. Может ока­ заться, что в условиях заданных ограничений проектиров­ щику, не удается найти решения задачи, и поставленная цель не может быть достигнута. Тогда приходится пере­ сматривать цель. Может оказаться и наоборот, что имеет­ ся несколько вариантов решения задачи.

7

Рис. 1.1 Схема цикла целенаправленной деятельности при проектировании

На следующем этапе цикла целенаправленной дея­ тельности производится анализ полученных реше­ ний.

На этом этапе производятся расчеты физических па­ раметров, определяются размеры, оценивается внешний вид, сравниваются варианты и т. д. Результаты анализа сопоставляются с поставленной целью п оцениваются. Здесь может быть несколько исходов:

1 — этап считается успешно завершенным, цель до­ стигнутой; информация, полученная в данном цикле, за­ поминается (документируется) п пополняет объект про­ ектирования; формулируются последующие цели;

2 — цель не достигнута, процесс проектирования вновь возвращается к этапу синтеза, в объект проекти­ рования вносятся модификации;

3 — цель не достигнута после многих повторений по предыдущему пункту и пересматривается; производятся изменения на предыдущих этапах проектирования, воз­ можно, отбрасывается информация, ранее добавленная

к объекту проектирования.

этапов: синтез — ана­

Последовательное повторение

лиз — оценка по п. 2 позволяет

постепенно улучшать

объект проектирования, такое повторение имеет место в 'системах оптимизации.

Всякий объект проектирования можно рассматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. В зависимости от признаков, по которым ведется выде­ ление элементов системы, может существовать много вариантов разделения каждого конкретного объекта. Важным признаком является степень зависимости или степень влияния одних элементов на другие. При реше­ нии многих задач, в том числе и задач проектирования, объекты их стремятся разбивать на отдельные возможно более независимые части. Например, автомобиль делят на двигатель, ходовую часть, трансмиссию, кузов и ме-

.ханизм управления. Электронную вычислительную ма­ шину делят на арифметическое устройство, оперативное запоминающее устройство, устройство управления и т. д. Светильник состоит из источника света, отражателя, арматуры. Гайку можно разделить на часть с винтовой нарезкой и часть для крепления ключа. Каждая выде­ ляемая часть, пли элемент объекта проектирования, вы­ полняет определенную функцию, т. е. для него может

9