Файл: Оперативные графические системы в автоматизации проектирования..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ОПЕРАТИВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
П о д р е д а к ц и е й
кандидата технических наук Н. А. ЯРМОША
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА И ТЕХНИКА» МИНСК 1974
6П5.8
060
УДК 681.39.744
|
Ц |
Ч |
Ч З ^ |
А в т о р с к и й к о л л е к т и в : |
|||
О. И. |
Семемков, А. В. Василевским, |
||
Е. М. |
Злотник, Д. |
II. |
Винокуров |
Оперативные графические системы в автоматизации проек
тирования. Минск, |
«Наука |
м техника», 1974, стр. 224. |
|
В монографии |
рассматриваются аппаратурные и програм |
||
мные |
аспекты разработки |
оперативных графических систем |
|
(ОГС), |
а также их применение в автоматизации техническо |
го проектирования. Дан обзор технических средств взаимодей ствия человека с ЭВМ. Анализируется структура ОГС, описы ваются различные способы построения подсистем отображения. Большое внимание уделяется организации информационно-вы числительного процесса и представлению проектируемого объ екта в памяти ЭВМ.
Таблиц 3. Иллюстраций 79. Библиография — 126 названии, Предназначена для специалистов по машинной графике и ее приложениям в автоматизации проектирования п в смеж
ных областях, может быть полезна аспирантам и студентам соответствующих специальностей.
Р е ц е н з е н т ы :
кандидат технических наук Е. В. Днепровский, кандидат технических наук А. А. Добулевич, кандидат технических наук Г. В. Римский
|
03314—047 |
С |
130—74 |
|
М316—74 |
(С ) Издательство «Наука и техника», 1974.
ПРЕДИСЛОВИЕ
А
Одной из важнейших задач научно-технического про гресса является всемерное повышение производительно сти труда человека. Среди многочисленных средств до стижения этой цели весьма важная роль принадлежит вычислительной технике. Она внедряется в самые раз нообразные виды деятельности человека, связанные с задачами управления. Принципиальная возможность ис пользования современных вычислительных машин суще ствует там, где можно формализовать процесс решения задачи и представить его в виде алгоритма. Однако в настоящее время далеко не все процессы решения задач удается алгоритмизировать, поэтому их решение попрежнему возлагается на человека. Типичным примером в этом отношении может служить работа диспетчера, управляющего движением некоторых объектов (самоле тов, судов и т. д.). Разнообразная электронная аппара тура собирает, обрабатывает и передает на диспетчер ский пункт оперативную и справочную информацию. Однако решение о том, куда и когда направить очеред ной объект, принимает диспетчер. Такой совместный ре жим работы человека и технических средств принято называть человеко-машинным. Он требует организации быстрой и удобной двусторонней связи между челове ком и ЭВМ.
Исследованиями установлено, что человек более по ловины всей информации об окружающем мире получа ет посредством зрения. Поэтому для него наиболее удоб на связь с использованием различных изображений: гра фиков, чертежей, текста, чисел и т. д. Изучение и орга
1* |
з |
низация графического общения человека с ЭВМ стали в настоящее время предметом так называемой машинной графики, а системы, обеспечивающие такую связь, на зываются графическими. В оперативных графических системах взаимодействие человека с ЭВМ осуществляет ся без существенных задержек.
Среди чрезвычайно разнообразных областей приме нения человеко-машинного режима работы и оператив ных графических систем очень важное место занимает техническое проектирование. Быстрое развитие народно го хозяйства требует непрерывного увеличения произ водства технических изделий не только по количеству, но и по разнообразию, причем качество и сложность изделий также постоянно возрастают. Это значительно увеличивает объем проектно-конструкторских работ. Мало того, все чаще возникает необходимость разработ ки объектов повышенной сложности в самые короткие сроки, а такие задачи нельзя решить путем простого увеличения числа проектировщиков. Выход из этой си туации один — существенное повышение производитель ности труда при проектировании за счет автоматизации.
В зарубежной и отечественной литературе имеется значительное количество разнообразных статей по про блеме оперативного графического взаимодействия про ектировщика с ЭВМ. Однако они носят отрывочный ха рактер. Данная монография является попыткой воспол нить имеющийся пробел и систематически рассмотреть указанную проблему. В ней рассмотрен широкий круг вопросов: от общей схемы процесса проектирования до отдельных графических устройств и программного обес печения графической системы.
Глава 1 написана А. В. Василевским, главы 2, 3, 4—
О. И. Семенковым |
и |
Е. М. Злотником, |
глава |
5 — |
О. И. Семенковым |
и |
Д. И. Винокуровым, глава |
6— |
|
Е. М. Злотником. |
|
признательность |
рецензентам |
|
.. Авторы выражают |
-книги Е. В. Днепровскому, А. А. Добулевичу, Г. В. Рим скому й редактору Н, А. Ярмошу за советы и крити ческие замечания,
Г л а в а 1
РОЛЬ ОПЕРАТИВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ СИСТЕМ (ОГС)
ВАВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1.ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Для производственного процесса необходима управ ляющая информация, в том числе разнообразная кон структорская документация и аналогичная информация в цифровом виде. «К конструкторским документам от носят графические и текстовые документы, которые в от дельности или в совокупности определяют состав и устройство изделия и содержат необходимые данные для его разработки пли изготовления, контроля, прием ки, эксплуатации и ремонта» [1]. Значительно увеличи вается объем цифровой информации, предназначенной для непосредственного управления автоматическим обо рудованием на производстве.
Нами рассматриваются вопросы использования ЭВМ для получения информации об изделии как в виде кон структорских документов, так и в цифровом виде — пер фоленты, магнитные ленты, перфокарты и т. д. Процесс получения такой информации назовем проектированием. Следует отметить, что выделение процесса проектирова ния из более обширного производственного процесса до вольно условно, особенно при широком внедрении ЭВМ. Оно создает возможность оперативного управления тех нологическим оборудованием посредством информации, получаемой на стадии проектирования, и оперативного влияния на процесс проектирования технологического процесса.
Решение любых задач на ЭВМ связано с необходи мостью формализации процесса их решения. В настоя щее время известно несколько формальных моделей процесса проектирования [2—5]. Характерной особенно стью этих моделей является то, что они справедливы для
5
проектирования объектов самой различной физической природы: механических, электрических и т. д. Таким об разом, возникает возможность создания на базе ЭВМ универсальных систем технического проектирования для разнообразных объектов, что существенно повышает экономическую эффективность таких систем.
Для получения достаточно полной модели процесса проектирования необходимо его рассмотреть с различ ных точек зрения. В отличие от процесса производства, который завершается материальным изделием, резуль тат процесса проектирования — это некоторое описание будущего изделия, которое в виде разнообразных доку ментов является моделью будущего изделия в информа ционном смысле. Полная модель будущего изделия су ществует лишь после завершения проектирования, на промежуточных этапах этого процесса существуют не полные модели, при этом чем ближе к началу проекти рования, тем они менее полны. В самом начале процесса проектирования существуют лишь краткие сведения о необходимости будущего изделия и его основных харак теристиках. Эти краткие сведения можно считать на чальной моделью будущего изделия. По мере заверше ния этапов процесса проектирования — технического за дания, технического предложения, эскизного проекта, технического проекта и, наконец, разработки рабочей документации — модель становится все полнее и полнее, объем информации в ней возрастает. Ввиду обширности термина «модель» целесообразно ввести в данном слу чае термин «объект проектирования», понимая под ним непрерывно пополняемую модель будущего изделия. Такое развитие объекта проектирования является объек тивной необходимостью и требует некоторого времени.
На начальных этапах объект проектирования имеет абстрактный характер в определенном смысле. Напри мер, различные схемы объекта — функциональные, прин ципиальные— часто не содержат информации даже об основных размерах объекта. Однако позже эта инфор мация может быть получена.
Естественно поставить в данном случае несколько во просов. Каким образом происходит добавление новой информации к объекту проектирования? На всех ли этапах процесса проектирования происходит только до бавление информации или бывают этапы, когда она
6
уменьшается? Откуда берется добавляемая информа ция?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмот реть процесс проектирования как целенаправленную деятельность. Отдельный цикл целенаправленной дея тельности начинается с формулирования цели (рис. 1.1). Например, для привода установки необходим двигатель мощностью 12 кет, скорость вращения 1400 об/мин, влажность окружающей среды 85% и т. д.; необходимо предотвратить накопление воды в камере выше уровня 2,5 м в случае внезапного прекращения электроснабже ния и остановки насосов; необходимо создать прибор, об ладающий характеристиками не хуже прототипа, вес прибора не должен превышать 1,4 кГ; желательно более равномерное распределение элементов на плате; необ ходимо улучшить внешний вид изделия.
Формулировка цели может уточняться, перефразиро ваться, но необходимо иметь в виду, что она не должна искажаться, так как ошибка на данном этапе делает ошибочным весь цикл деятельности. Поэтому цель необ ходимо задавать с максимальной четкостью и точностью, желательно числовыми характеристиками, хотя это не всегда возможно практически.
Далее начинается этап выработки предложений для достижения заданной цели. Этот этап иначе называют этапом создания концепции, пли этапом синтеза. В пер вом примере этап синтеза может свестись к поиску в справочнике такого стандартного электродвигателя, ко торый удовлетворяет заданным требованиям (цели). Однако, как правило, данный этап требует творческой деятельности проектировщика, который должен увязать два обычно противоречивых начала — желания и воз можности. Здесь проектировщик опирается на свою ин туицию, опыт, знания физических законов, стандартов, наличных материалов, оборудования и т. д., он рассмат ривает подобные ситуации, возникавшие в прошлом, и их решения на прототипах. Очень важным требованием яв ляется соблюдение стандартов и нормалей. Может ока заться, что в условиях заданных ограничений проектиров щику, не удается найти решения задачи, и поставленная цель не может быть достигнута. Тогда приходится пере сматривать цель. Может оказаться и наоборот, что имеет ся несколько вариантов решения задачи.
7
Рис. 1.1 Схема цикла целенаправленной деятельности при проектировании
На следующем этапе цикла целенаправленной дея тельности производится анализ полученных реше ний.
На этом этапе производятся расчеты физических па раметров, определяются размеры, оценивается внешний вид, сравниваются варианты и т. д. Результаты анализа сопоставляются с поставленной целью п оцениваются. Здесь может быть несколько исходов:
1 — этап считается успешно завершенным, цель до стигнутой; информация, полученная в данном цикле, за поминается (документируется) п пополняет объект про ектирования; формулируются последующие цели;
2 — цель не достигнута, процесс проектирования вновь возвращается к этапу синтеза, в объект проекти рования вносятся модификации;
3 — цель не достигнута после многих повторений по предыдущему пункту и пересматривается; производятся изменения на предыдущих этапах проектирования, воз можно, отбрасывается информация, ранее добавленная
к объекту проектирования. |
этапов: синтез — ана |
Последовательное повторение |
|
лиз — оценка по п. 2 позволяет |
постепенно улучшать |
объект проектирования, такое повторение имеет место в 'системах оптимизации.
Всякий объект проектирования можно рассматривать как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. В зависимости от признаков, по которым ведется выде ление элементов системы, может существовать много вариантов разделения каждого конкретного объекта. Важным признаком является степень зависимости или степень влияния одних элементов на другие. При реше нии многих задач, в том числе и задач проектирования, объекты их стремятся разбивать на отдельные возможно более независимые части. Например, автомобиль делят на двигатель, ходовую часть, трансмиссию, кузов и ме-
.ханизм управления. Электронную вычислительную ма шину делят на арифметическое устройство, оперативное запоминающее устройство, устройство управления и т. д. Светильник состоит из источника света, отражателя, арматуры. Гайку можно разделить на часть с винтовой нарезкой и часть для крепления ключа. Каждая выде ляемая часть, пли элемент объекта проектирования, вы полняет определенную функцию, т. е. для него может
9