Файл: Применение радиоизотопной техники в коксохимическом производстве..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

паратуры и оперативность использования результатов контроля.

На двересъемной машине размещается минимальное количество аппаратуры, а именно: контейнер с источни­ ком, блок детектирования, упрощенный измерительный блок и вспомогательное оборудование. Сигнал о резуль­ татах измерений подается в диспетчерскую, где устанав­ ливаются приборы для регистрации профиля коксового пирога, интегратор, регистратор производственного конт­

роля, сигнализатор отклонения от заданной величины Н или преобразователь для возможности ввода данных в АСУТП.

При наличии в диспетчерской сигналов из системы син­ хронизации работы коксовых машин можно предусмот­ реть также регистрацию на диаграмме номера разгружае­ мой и контролируемой коксовой печи.

Система предусматривает два варианта регистрации сигналов.

Согласно первому варианту сигналы со всех двересъем­ ных машин, обслуживаемых одним тушильным вагоном, регистрируются одним прибором. При этом расстояние между соседними пиками средней высоты коксового пиро­ га соответствует времени между выдачей двух камер в один и тот же тушильный вагон. Согласно второму варианту предусматривается снимать сигналы, поступающие с каж­ дой батареи коксовых печей, на отдельный канал самопис­ ца. При этом расстояние между двумя соседними пиками средней высоты коксового пирога соответствует времени между выдачей двух соседних на батарее камер.

Расположение аппаратуры в диспетчерской позволяет систематически оперативно контролировать режим загруз­ ки камер коксования с целью максимального и равномер­ ного использования их полезного объема.

7 5—3098

§3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ КОКСА

ВЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВАГОНЫ

На отечественных коксохимических заводах погрузка кокса в железнодорожные вагоны осуществляется по раз­ личным технологическим схемам.

В случае отсутствия автоматизации процесса погруз­ ку выполняет погрузчик-шиберщик, который следит за продвижением и наполнением вагона, останавливает коксосортировку и дает команду для перемещения вагонов, вновь включает коксосортировку при установке порожне­ го вагона под погрузку и т. д.

На многих заводах передвижение вагонов при их за­ грузке осуществляется маневровыми лебедками и кабе­ станами. Погрузку кокса в вагоны производит моторист. Для исключения остановок коксосортировки при продви­ жении вагонов используют различные варианты переклю­ чения потока кокса на пустой вагон.

Погрузка кокса в вагоны происходит в условиях повы­ шенной концентрации пыли, газа и пара, особенно в осен­ не-зимнее время. Все это обусловливает пониженную ви­ димость в месте погрузки. Стремление к максимальному заполнению вагонов приводит к просыпанию кокса, за­ сорению железнодорожных путей и потере кокса при по­ грузке и дальнейшем движении заполненных коксом ва­ гонов. На ряде коксохимических производств применяют специальные устройства и приспособления для повышения степени заполнения вагонов коксом и предотвращения просыпания кокса на железнодорожные пути. Так, на Баглейском и Криворожском коксохимических заводах по­ грузочные желоба оборудованы планирными крыльями. На Новолипецком металлургическом заводе для улучше­ ния видимости в месте погрузки используют мощный вен­ тилятор, уносящий пары и пыль. Для установки вагона под погрузку и выключения лебедки, для контроля уров­ ня загрузки кокса в вагоны применяются конечные вы-


ключатели и специальные контактные системы. На Маг­ нитогорском металлургическом комбинате внедрена раз­ работанная Гипрококсом система автоматизации погрузки кокса в железнодорожные вагоны на базе фотореле. Однако в условиях коксохимического производства работа этой

системы недостаточно надеж­

 

 

на. В указанных

условиях

С = 7

эффективны

радиоизотопные

системы

автоматизации по­

 

 

грузки

сыпучих материалов

 

 

в железнодорожные

 

вагоны.

17

 

На заводах, схема погру­

 

зочных

участков

которых

Рис. 45. Схема погрузки

аналогична

изображенной на

кокса в железнодорожные

рис. 45, целесообразно ис­

вагоны:

 

пользовать

бесконтактную

1 — планирное

устройство;

автоматическую радиоизотоп­

2 — передняя

погрузочная

течка; 3 — задняя погрузоч­

ную систему БАРС-1,

разра­

ная течка; 4 —

шибер; 5

технологическая линия; 6

ботанную

БОКИЛ

МЧМ

вагоны.

 

УССР.

 

 

 

 

 

 

Система БАРС-1

обеспечивает автоматизацию погрузки

кокса в железнодорожные вагоны любых типов. Кроме того, система БАРС-1 осуществляет автоматический конт­ роль за положением вагонов на загрузочном участке, за вы­ сотой загрузки вагонов коксом и выдает следующие коман­ ды: 1) на включение и выключение технологического тракта подачи кокса; 2) на установку планирного устрой­ ства под передней погрузочной течкой на определенной высоте в соответствии с типом железнодорожного вагона;

3)

на

включение

и

выключение передвижения вагонов;

4)

на

переключение

шибера для загрузки вагонов через

переднюю или заднюю погрузочные течки.

 

БАРС-1 — это

многоканальная система автоматиче­

ского контроля и логического управления с передачей информации оператору. Управление объектом произво­ дится вручную оператором либо автоматически системой

7

99



БАРС-1, а оператор при этом только включает и выклю­ чает саму систему. Функциональная схема системы БАРС-1 представлена на рис. 46.

В устройство автоматического контроля системы БАРС-1 входят блоки источников радиоактивного излучения, бло-

Объект управления

Устройство автомати­ ческого контроля

Устройствопред стабленияинфо-

ршцииопера* тору

Автоматиче­ скоеуправление

1 1

i '

1 1

s

управления

J_ _ _ _ _ _

Ручное

Оператор

управление

Рис. 46. Функциональная схема системы БАРС-1.

ки детектирования и конечные выключатели. Устройство логического управления системы состоит из щита прибор­ ного, щита электроники, щита питания, щита распредели­ тельного, коробки переключателей и мнемосхемы с эле­ ментами управления. В устройство передачи информации оператору входят элементы сигнализации, световое таб­ ло и сирены.

Все блоки системы БАРС-1 изготовлены в пылебрыз­ гозащищенном исполнении. Блоки источников и блоки детектирования работоспособны при температурах окру­ жающей среды в пределах — 40...+ 50° С, остальные бло­

100

ки — в пределах — 5 ...+ 40° С при относительной влаж­ ности среды до 95 ± 3%. Для надежной работы системы БАРС-1 предусмотрено дублирование ее наиболее ответ­ ственных блоков и элементов.

Блоки источников и блоки детектирования (датчики) системы БАРС-1 устанавливаются на противоположных сторонах железнодорожного пути и выполняют следую­ щие операции: 1) определяют положение передней части вагона под передней погрузочной течкой и высоту вагона под погрузочной течкой; 2) ограничивают уровень загруз­ ки вагона; 3) определяют конец вагона под погрузочной течкой и конец железнодорожного состава.

Для определения уровня загрузки вагона применяется радиоактивный источник у-излучения цезий-137. Источ­ ник помещен в выпускаемый серийно защитный свинцо­ вый контейнер типа Э. Дистанционная установка источ­ ника в рабочее и нерабочее положения осуществляется электроприводом. Электромагнит типа МИС-4100 с ходом якоря 25 мм вводит источник в рабочее положение. Воз­ врат в нерабочее положение осуществляется пружиной при обесточивании электромагнита. Электропривод за­ крывается защитным кожухом. Для сигнализации о по­ ложении источника радиоактивного излучения установ­ лены два микровыключателя.

Для определения высоты вагона, его положения под погрузочной течкой, начала и конца железнодорожного состава применяется выпускаемый серийно радиоактив­ ный источник (3-излучения стронций-90 типа БИС, поме­ щенный в защитную капроновую ампулу. Блок источни­ ка состоит из источника радиоактивного излучения, защит­ ного барабана и залитого свинцом защитного стального кор­ пуса. Защитный барабан, в который помещена капроновая ампула с радиоактивным источником, служит для установ­ ки источника в рабочее и нерабочее положение. Поворот барабана в рабочее положение осуществляется электро­ двигателем РД-09, 9 нерабочее положение — контргрузом

101


или пружиной. Для сигнализации о положении источника радиоактивного излучения предусмотрены два микровы­ ключателя. Стальной корпус, залитый свинцом, служит для защиты обслуживающего персонала от радиоактивного из­ лучения. В корпусе блока источника имеется коллима­ ционное отверстие для выхода (3-излучения. На период транспортировки и хранения блока источника оно закры­ вается свинцовой пробкой и пломбируется.

Блок детектирования (датчик) служит для приема радиоактивного излучения и преобразования его в элект­ рические импульсы. Он состоит из стального корпуса и шасси, на котором установлены монтажная плата с со­ бранной на ней электрической схемой датчика и зажимы, в которые вставлены три счетчика типа СТС-6. На боковой поверхности датчика имеется окно, через которое прони­ кает P-излучение. Окно закрыто стеклотканевой пленкой толщиной 0,1 мм для защиты счетчиков и электросхемы от проникновения пыли. Для у-излучения применяется датчик от серийно выпускаемого радиоизотопного прибора типа ГР-7.

Приборный щит представляет собой шкаф, который устанавливается на полу. В нем размещены электронно-ре­ лейные блоки приборов ГР-7, трансформатор 220/24 В и стабилизатор. Для защиты от проникновения пыли пре­ дусмотрены герметизация шкафа, а также специальный штуцер ввода воздуха и создания избыточного Давления внутри шкафа.

Распределительный щит представляет собой уплотнен­ ный шкаф, который служит для размещения электриче­ ских соединений. Щит оборудован сальниковыми и труб­ ными штуцерами и рейками с зажимами для ввода и под­

соединения проводов и

кабелей, магнитным

пускателем

и трансформатором 220/127 В.

 

Щит питания — это

уплотненный шкаф,

в передней

двери которого имеется смотровое окно для наблюдения за показаниями прибора на установленном внутри блоке

102

питания типа ЭТ-П 100с, предназначенном для питания элементов «логика-Т».

Щит электроники — это уплотненный шкаф с передней , дверью, установленный на стойке. Внутри щита на двух поворотных рамах смонтированы элементы «логика-Т». трансформаторы, конденсаторы, предохранители и рези­ сторы. На боковой стенке щита расположены розетка для подключения электропаяльника, выключатель и лампа для освещения шкафа при техническом обслуживании.

Коробка переключателей предназначена для переклю­ чения входных и выходных цепей системы БАРС-1.

Мнемосхема представляет собой уплотненный шкаф с передней дверью и предназначена для управления системой и контроля выполняемых ею операций. Для управления системой на передней двери расположены кнопки, тумб­ лер и соответствующие указательные лампы. Для конт­ роля выполняемых системой операций на двери распо­ ложена плата с символами, которые с внутренней стороны подсвечиваются лампами.

Световые табло и сирены предназначены для сигнали­ зации о наличии ионизирующих излучений на погрузоч­ ном участке. Сирены включаются за 20 с до появления излучения, т. е. с момента нажатия на мнемосхеме кнопки «источник открыт». После отпускания кнопки «источник открыт» сирены выключаются. Световые табло включаются одновременно с подачей питания к электроприводам блоков источников и после снятия питания гаснут.

Сигналы управления с распределительного щита по­ даются на заводские щиты управления агрегатами. Под­ ключение распределительного щита к элементам управ­ ления заводских схем производится по индивидуально раз­ рабатываемой для каждого завода проектной докумен­ тации.

В системе БАРС-1 предусмотрена схема аварийного от­ ключения технологической линии погрузки кокса при сле­ дующих ситуациях: 1) не перемещается вагон в процессе

103