Файл: Жаров, А. П. Предупреждение аварий подшипников паровых турбин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
подшипником нет ограничительной шайбы, то подключение проточ ного резервного объема вызовет уменьшение сопротивления прохож дению масла, вследствие чего расход масла через подшипник соот ветственно возрастет.
14. ПРИМЕНЯЕМЫЕ КОНСТРУКЦИИ РЕЗЕРВНЫХ БАЧКОВ
Резервные бачки должны отвечать ряду важных тре бований. В первую очередь бачки должны быть прочны ми и герметичными. Ведь в бачках создается избыточное давление, они размещены па вибрирующих крышках подшипников и расположены поблизости от горячих час тей турбины. Необходимо, чтобы каждый резервный объем был проточным и имел переливное устройство в верхней точке. Резервный бачок должен содержать мини мальное количество фланцев. Конструкция бачка должна допускать осмотр и очистку внутренних поверхностей во время ремонтов. Сообщение резервного бачка с подшип ником должно быть простым и надежным, исключающим неправильную сборку соединительных узлов и сужение проходных сечений. К дозирующей трубе необходим хо роший доступ, а ее сечение и сопротивление тракта к подшипнику не должны оказывать вредного влияния на принятую дозировку подачи масла.
Большое значение для своевременного слива масла из резервного объема имеет переливное устройство, кото рое служит для сообщения резервного объема с атмос ферой. По экспериментальным данным скорость подъема пузырей воздуха в масле составляет около 0,1 м/сек. При такой скорости каждые 0,1 м длины заполненной маслом переливной трубы вызывают задержку слива масла из резервного объема на 1 сек. Правильное вы полнение переливного устройства позволяет осуществить разрыв потока масла в переливной трубе и тем самым исключить ее тормозящее влияние на начало слива масла из бачка. Для этого необходимо верхний конец перелив ной трубы приблизить к крышке бачка и установить в нем ограничительную шайбу, с тем чтобы сечение пере ливной трубы на всем ее протяжении не заполнялось мас лом. С этой же целью переливная труба не имеет гори зонтальных участков, а ее нижний конец находится в воздушном пространстве.
В соответствии с указанными требованиями различ ные турбостроительные заводы по-разному решают воп росы конструирования и размещения резервных бачков.
70
ХТГЗ для серии турбин на сверхкритические параметры пара резервные бачки выполняет сварными. Для опор ных и упорного подшипников бачки установлены на крышках корпусов этих подшипников. Бачок переднего подшипника № 1 выполнен съемным, а бачок подшипни ка №2, расположенного между ЦВД и ЦСД, приварен к крышке. Последний состоит из двух отсеков: один предназначен для опорного подшипника, другой —для упорного.
Подача масла от переднего бачка к подшипнику № 1 осуществлена вначале через разъемное соединение внеш ней трубой и далее каналами через контактные поверх ности крышки, установочного кольца и вкладыша. Под вод масла от бачка к подшипнику № 2 выполнен только внутренними каналами. В упорный подшипник масло из бачка подается через контактные поверхности крышки подшипника и вкладыша, между которыми выполнены два кольцевых канала. Для обеспечения всех колодок упорного подшипника ограниченной смазкой масло по системе радиальных отверстий подается от кольцевых каналов к специальным соплам, установленным в проме жутках между колодками. Обрез сопла с выходным от верстием установлен на расстоянии '2—3 мм от торцевой поверхности упорного диска у нижнего основания колод ки со стороны входной кромки.
После проведения испытаний усовершенствованной си стемы аварийного маслоснабжения упорного подшипника завод для выпускаемых машин соответственно реконстру ировал резервный бачок подшипников упорного и опор ного № 2 (см. рис. 12). Объем бачка увеличен до 550 л, из которых 300 л предназначены для упорного подшипни ка и 250 л—для опорного. Нормальное снабжение маслом нагруженной стороны упорного подшипника (сторона генератора) осуществлено через резервный бачок, в кото ром поддерживается избыточное давление 0,3 кгс/см2. Внутри бачка установлена труба 1, которая верхним концом подходит к крышке, а нижний ее конец выходит
из бачка |
на расстояние Ve его высоты. На |
этом уровне |
в трубе |
выполнено рассчитанное сливное |
отверстие /г. |
Труба 1 соединена маслопроводом 4 с местом нормаль ного подвода масла к нагруженной стороне упорного подшипника. При остановке масляного насоса имеющее ся в бачке масло ib течение 4 мин будет сливаться в под шипник по этой трубе под непрерывно уменьшающимся
71
напором. За это время скорость вращения ротора при условии своевременного срыва вакуума понизится до 800—1 000 об/мин. Как только уровень масла в бачке опустится до расположения сливного отверстия в трубе, поток масла через трубу прекратится. Остальное масло (50 л) может сливаться только к колодкам. Схема под вода масла к каждой колодке осталась без изменений. С целью уменьшения протока свежего масла через пере ливное устройство бачка верхний конец переливной трубы 2 сильно задросселирован. Нормальная подача масла к другой стороне упорного подшипника не изменена. Из резервного бачка на эту сторону подшипника масло по дается только через сопла.
Бачки подшипников №3, 4 и 5 приварены к выхлоп ным патрубкам соответственно первого, второго и треть его потоков ЦНД. От каждого бачка проложено по две трубы: одна — к подшипнику, другая — в сливной масло провод. Подвод масла непосредственно к каждому вкладышу выполнен системой внутренних каналов.
Завод «Электротяжмаш» для подшипников генерато ра ТГВ-300 с посторонним возбуждением выполняет резервный бак отдельно от машины. Бак установлен в проеме окна машинного зала, от него проложены три трубы: две — к подшипникам, третья (переливная) — в маслобак. Заполняется бак через подшипники по каналам аварийной подачи смазки.
Ленинградский металлический завод отливает резерв ные бачки для турбин К-300-240 заодно с крышками корпусов подшипников. По принятой заводом схеме нор мальное маслоснабжение подшипников ведется через резервные бачки, т. е. они находятся под давлением масла из линии смазки. Конструктивно турбина К-300-240 ЛМЗ схожа с однотипной турбиной ХТГЗ. У нее также пять опорных подшипников, один из которых (№ 2) выполнен комбинированным с упорным. Диаметр шейки вала у переднего подшипника 300 мм, у подшип ника № 2 330 мм. Остальные подшипники турбины расто чены под диаметр шейки вала, равный 435 мм. Расточка всех вкладышей выполнена в виде эллипса. Удельная
нагрузка опорных |
подшипников турбины находится |
в пределах от 7 до |
16 кгс/см2. Упорный подшипник, как |
показано на рис. 9, выполнен симметрично по обе сторо ны опорного подшипника. Диаметр упорного диска равен 575 мм. С каждой стороны упорного подшипника уста
72
новлено по 8 колодок. Колодки выполнены с опорой по ребру качания. Вкладыш комбинированного подшипника имеет внешнюю сферическую поверхность, зажимаемую в обойме.
Некоторые данные по опорным подшипникам турбины и генератора и принятым заводом объемам резервных
бачков |
представлены |
в |
табл. |
2. |
Все резервные |
бачки |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|||
|
№ |
|
Диа- |
|
Зазор |
|
Рабочая |
Нагруз- |
Удель- |
|
Отно |
|
Резер 'ный |
||||||||||
|
|
метр |
|
верх |
|
боко |
|
длина |
ка на |
пая на |
|
|
|||||||||||
гкла- |
шейки |
|
|
вкла |
подшип |
грузка р, |
шение |
объем V, |
л |
||||||||||||||
дыша |
|
d , |
мм |
ний 5, |
вой 5/2, |
|
дыша |
ник р, |
кгс1см 2 |
|
d / L |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
мм |
|
мм |
|
L, мм |
кгс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
300 |
|
0,35 |
|
0,65 |
|
210 |
4 500 |
7,1 |
|
1,43 |
|
|
70 |
|
||||||
|
2 |
|
330 |
|
0,37 |
|
0,7 |
|
350 |
16 300 |
14,1 |
|
0,944 |
|
|
240 |
|
||||||
|
3 |
|
435 |
|
0,5 |
|
0,73 |
|
290 |
18 000 |
14,2 |
|
1,5 |
|
|
200 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
100 |
||||||||||||||
|
4 |
|
435 |
|
0,5 |
|
0,73 |
|
290 |
15 000 |
11,9 |
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|||||
|
5 |
|
435 |
|
0,5 |
|
0,73 |
|
290 |
16 000 |
12,9 |
|
1,5 |
|
|
180 |
|
||||||
|
6 |
|
450 |
|
0,52 |
|
1,0 |
|
450 |
30 000 |
14,8 |
|
1,0 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
— |
= 90 |
|||||||||||||||
у с т р о е н ы |
|
т а к и м |
о б р а з о м , ч т о |
2 0 — 3 0 % |
и х |
о б ъ е м о в |
м о ж е т |
||||||||||||||||
з а |
к о р о т к о е |
в р е м я |
с л и в а т ь с я |
в |
п о д ш и п н и к и |
п о |
к а н а л а м |
||||||||||||||||
н о р м а л ь н о й |
с м а з к и . |
Э т о |
п о з в о л я е т |
н а |
п е р и о д |
а в т о м а т и |
|||||||||||||||||
ч е с к о г о |
в в е д е н и я |
в |
р а б о т у |
р е з е р в н о г о |
м а с л я н о г о |
н а с о с а |
|||||||||||||||||
о б е с п е ч и в а т ь |
п о д ш и п н и к и |
п о ч т и н о р м а л ь н ы м |
к о л и ч е с т |
||||||||||||||||||||
в о |
м с |
м |
а з |
к |
и . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
п о д ш и п н и к |
№ |
1 п о д а ч а |
и з |
б а ч к а |
н о р м а л ь н о й |
и |
а в а |
||||||||||||||
р и й н о й |
|
с м а з к и |
п р о и з в о д и т с я |
п о |
в н у т р е н н и м |
к а н а л а м . |
|||||||||||||||||
В |
о п о р н о - у п о р н ы й |
п о д ш и п н и к |
н о р м а л ь н а я |
с м а з к а |
п о д а |
||||||||||||||||||
е т с я |
в |
к о л ь ц е в у ю |
к а м е р у , |
в ы п о л н е н н у ю |
в |
т е л е |
о п о р н о й |
||||||||||||||||
ч а с т и |
|
п о д ш и п н и к а |
с о |
с т о р о н ы |
в ы х о д н о й |
|
г р а н и ц ы |
с м а |
|||||||||||||||
з о ч н о г о |
|
с л о я , и |
п о |
с п е ц и а л ь н ы м |
к а н а л а м |
к |
к о л о д к а м |
||||||||||||||||
о б е и х |
|
с т о р о н |
у п о р н о г о |
|
п о д ш и п н и к а . |
Н а ч а л ь н а я |
с т а д и я |
||||||||||||||||
о п о р о ж н е н и я |
р е з е р в н о г о |
б а ч к а |
п р о и с х о д и т |
о д н о в р е м е н н о |
|||||||||||||||||||
п о |
к а н а л а м |
н о р м а л ь н о й |
|
и |
а в а р и й н о й |
с м а з к и , |
п р и ч е м |
||||||||||||||||
о к о л о |
|
3 0 % |
о б ъ е м а |
б а ч к а |
з а |
к о р о т к и й |
о т р е з о к |
в р е м е н и |
|||||||||||||||
с л и в а е т с я |
п о |
к а н а л у |
н о р м а л ь н о й |
п о д а ч и . |
О с т а л ь н о е |
||||||||||||||||||
м а с л о |
|
и з |
|
р е з е р в н о г о |
о б ъ е м а |
в |
о п о р н ы й |
и |
у п о р н ы й |
п о д |
|||||||||||||
ш и п н и к и |
|
п о с т у п а е т |
|
р а з д е л ь н о . |
П о д а ч а |
|
о г р а н и ч е н н о й |
||||||||||||||||
с м а з к и |
в |
о п о р н у ю |
ч а с т ь |
|
п о д ш и п н и к а о с у щ е с т в л е н а |
ч е р е з |
|||||||||||||||||
д о з и р у ю щ у ю |
т р у б к у |
и |
к о н т а к т н ы е |
п о в е р х н о с т и |
к р ы ш к и |
73
корпуса подшипника, установочной обоймы и вкладыша с помощью внутренних каналов. В упорную часть под шипника масло вначале подается в кольцевые камеры, выполненные на внутренней поверхности установочной обоймы, откуда по каналам — к соплам, установленным перед входными кромками колодок. В остальные опорные подшипники турбины и передний подшипник генератора нормальная и аварийная смазка подается из бачков вначале по трубам, проложенным вне корпусов подшип ников, а затем по внутренним каналам к вкладышам. Все бачки имеют переливные устройства, выполненные по изложенному выше принципу. Перелив производится в картеры. В целях экономии свежего масла, поступаю щего в резервные бачки, ограничительные шайбы выпол нены с малыми проходными сечениями.
Завод «Электросила» для подшипников генератора и возбудителя резервный бак емкостью 3 м3 устанавли вал вначале на генераторе. Заполнение его маслом про изводилось непосредственно из линии смазки агрегата. Для машин более позднего выпуска объем бака сущест венно сокращен и бак установлен в проеме окна машин ного зала.
Генератор ТГВ-300 имеет два основных опорных под шипника и один дополнительный. Шейки вала генератора в основных подшипниках имеют диаметр 450 мм. По схеме компоновки с турбиной передний подшипник гене ратора располагается в корпусе подшипника ЦНД тур бины. Вкладыш изготовляется ЛМЗ. Нормальное и ава рийное маслоснабжение его производится от бачка № 3. Возбудитель имеет два опорных подшипника.
Теплофикационная турбина Уральского турбомоторного завода Т-250/300-240 выполнена четырехциЛиндровой с семью опорными подшипниками. Подшипник № 2, комбинированный опорно-упорный, выполнен по типу подшипника ЛМЗ для турбины К-300-240. Данные по подшипникам турбины Т-250/300-240 и их резервным бачкам приведены в табл. 3. Все резервные бачки выпол нены сварными. Бачки подшипников №5, 6, 7 и 8 прива рены к выхлопным патрубкам ЦНД турбины. Все бачки заполняются маслом по каналам аварийной смазки. Подвод масла из каждого бачка к началу смазочного слоя подшипника производится через контактные поверх ности крышки корпуса иустановочную колодку вкладыша идалее по каналам в теле вкладыша (см. рис. 4). Турби-
74
№
вкла дыша
Диа- |
Зазор |
Рабочая |
Нагруз- |
Удель- |
|
метр |
|
боко |
длина |
ка на |
пая на |
верх |
вкла |
|
|||
шейки |
подшип грузка р, |
||||
d , мм |
ний 5, |
вой 5/2, |
дыша |
ник Р, |
к г с 1см1 |
|
мм |
мм |
L, мм |
к гс |
|
Т а б л и ц а 3
Отно Резервный шение объем V, л d / L
1 |
240 |
0,3 |
0,52 |
200 |
4 030 |
8,44 |
1,2 |
60 |
|
2 |
3,30 |
0,35 |
0,67 |
300 |
8915 |
9,02 |
1,1 |
120 |
|
3 |
360 |
0,35 |
0,67 |
290 |
6 960 |
6,69 |
1,24 |
600 |
|
4 |
435 |
0,55 |
0,9 |
320 |
13 240 |
9,54 |
1,35 |
||
— = 300 |
|||||||||
5 |
435 |
0,55 |
0,9 |
320 |
14 335 |
10,3 |
1,35 |
300 |
|
6 |
435 |
0,55 |
0,9 |
320 |
16 320 |
11,8 |
1,35 |
300 |
|
7 |
435 |
0,55 |
0,9 |
320 |
16 545 |
11,9 |
1,35 |
300 |
|
8 |
450 |
0,5 |
0,9 |
450 |
30 000 |
14,8 |
1,0 |
300 |
на Т-250/300-240 может приводить во вращение генерато ры типов ТГВ-300 и ТВВ-300.
На ЛМЗ для одновальных турбин К-800-240 нормаль ное и аварийное маслоснабжение подшипников выполне но так же, как для турбины К-300-240, однако размеры резервных бачков значительно увеличены.
Г л а в а ч е т в е р т а я
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙНОГО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ
15. ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ
а] Экспериментальные стенды
Весь комплекс разработанных мероприятий по ава рийному маслоснабжению подшипников проходил по следовательную экспериментальную и практическую про верку, вначале на специальных стендах, а затем на турбоагрегатах.
При создании экспериментальных установок для ре шения поставленных задач наибольшую сложность пред ставляют выбор и осуществление соответствующей схе мы нагружения опытного подшипника. Для получения ре зультатов, близких к реальным, необходимо, чтобы па испытываемый подшипник действовала нагрузка, равная массе ротора турбоагрегата. Особое значение это имеет для исследований нестационарных режимов работы под-
75
шипников. Значительное уменьшение подачи масла в под шипник, как уже отмечалось, вызывает повышение тем пературы смазочного слоя и уменьшение его толщины. При этом последняя может уменьшиться настолько, что нарушатся условия совершенной смазки. Появится вибрация вала и начнется неустойчивая работа несу-
Рис. 14. Схема экспериментального стенда с опорно-упорным под шипником.
/ — вал стенда; 2 — исследуемый |
подшипник; |
3 — радиальное нагрузочное |
устройство; 4 — осевое нагрузочное |
устройство; |
5 — электронагреватель; 6 — |
устройство для программного управления регулирующим клапаном турбопри вода; 7 — опорный подшипник качения; 5 — трос; 9 —упорный подшипник ка чения.
щего слоя. Подшипник, работающий в подобных усло виях, должен испытывать дополнительную динамическую нагрузку от инерционных сил «пульсирующего» ротора. В ряде случаев динамическая составляющая может на много превосходить статическую нагрузку подшипника. Воспроизвести на стендах инерционную составляющую нагрузки подшипника практически невозможно. Поэтому при нестационарных условиях работы испытываемого подшипника воспринимаемая им нагрузка будет несколь ко меньше, чем у реального, и, следовательно, получа емые экспериментальные данные будут отличаться от на турных. Такое положение имеет место на эксперимент тальных установках, где действующая на подшипник на-
76
грузка создается с помощью гидравлических или меха нических устройств. По этой причине на эксперименталь ных стендах могут быть решены лишь принципиальные вопросы аварийного маслоснабжения подшипников, а ко личественные соотношения впоследствии должны уточ няться в реальных условиях.
На рис. 14 дана принципиальная схема стенда для исследования при ограниченной смазке опорно-упорного подшипника турбины П-25-29. Выбор комбинированного подшипника обусловливался необходимостью всесторон него рассмотрения вопросов аварийного маслоснабжения всех подшипников турбоагрегатов.
Необходимые условия работы опорно-упорного подшипника на стенде создавались следующим образом. Опорная часть подшипника нагружается радиальным усилием, равным 5 тс. Для этого на вал установлены подшипники качения 7, заключенные в специальные обоймы, на которые через гибкие тросы 8 передается усилие давле ния масла на поршни в нагрузочных устройствах. С целью устра нения возможных заеданий и нечувствительности в нагрузочных устройствах поршни выполнены с гидростатической самоцентровкой. Всплытие вращающегося стендового вала 1на масляной пленке про исходит за счет соответствующего перемещения поршней в цилиндрах
нагрузочных |
устройств |
3 и изгиба тросов 8, соединяющих поршни |
с обоймами подшипников качения 7. |
||
Так же |
с помощью |
гидравлического устройства 4 нагружалась |
и упорная часть испытуемого подшипника. Передача усилия на вал осуществлялась через упорный подшипник качения 9.Максимальная величина осевого усилия принята равной 1 тыс. кгс. Выбор такого осевого усилия обусловливался отсутствием нагрузки на упорный подшипник во время выбега у турбин без промежуточного перегрева пара. Смонтированный внутри стендового вала регулируемый элек трический нагреватель 5 мощностью 4 кет создавал поток тепла к подшипнику, как у турбины с параметрами пара 29 кгс/см2,400 °С. Имитация выбега ротора турбоагрегата на стенде обеспечивалась программным устройством 6 путем автоматического изменения про пуска пара в приводную турбину специально спрофилированнымдроссельным клапаном с электромеханическим приводом.
Исследования некоторых вопросов аварийного масло снабжения подшипников проводились на стенде (схема на рис. 15). Исследуемый опорный подшипник сколь жения собран на валу 1, который установлен в под шипниках качения. Нагружение подшипника радиальным усилием производится путем притягивания вкладыша 2 к валу через бесшарнирную ленточную подвеску 3 рычаж ным устройством. Стенд выполнен таким образом, что зажатый в жестких подшипниках качения вал имеет только одну степень свободы — вращение. Подвешенный на гибких лентах, плавающий на смазочном слое под-
77