Файл: Жаров, А. П. Предупреждение аварий подшипников паровых турбин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
клина имеет достаточно большую величину и часть мас ла будет срываться центробежной силой с поверхности шипа. При этом в расширяющуюся часть зазора, где расположена область пониженных давлений, через зазор будет интенсивно подсасываться воздух, который в су живающейся части зазора подшипника благодаря на гнетательному действию вращающейся шейки вала сжи мается и способствует вытеканию в торцы верхней поло вины вкладыша «сорвавшегося» масла. В итоге к входному сечению клина масло будет поступать вмень шем количестве, чем по расчету, и с другой темпера турой.
При прохождении ротором критических значений угловой скорости к отмеченному добавляются явления, связанные с дополнительным прогибом вала. Уменьше ние толщины несущего слоя утяжеляет условия работы подшипника. Этому же может способствовать проник ший в верхний зазор подшипника воздух, который вместе с маслом будет вовлекаться в несущий слой. Все указанные факторы, трудно поддающиеся учету при рас чете, могут привести при прохождении критических зна чений угловой скорости к неустойчивой работе несущего слоя, а следовательно, к повышенной вибрации и допол нительному выделению тепла. Правда, по мере снижения угловой скорости наступает момент, когда все выходя щее из клина масло начинает прочно удерживаться на поверхности шипа, а влияние других рассмотренных факторов значительно уменьшается. С этого момента подшипник снова работает в условиях, близких к расчет ным. Для надежного обеспечения расчетного режима работы подшипника при минимальной подаче смазки действительную величину резервного объема следует взять с некоторым запасом по сравнению с величиной, полученной при расчете.
Не менее важным обстоятельством для обеспечения расчетного режима работы подшипника во время выбега является соблюдение определенного графика опорожне ния резервного объема. Анализируя принятое для выбе га условие Ф.,/(ФиО?п) —A^=const, можно прийти к вы воду о том, что подача масла из резервного объема для обеспечения этого режима работы должна находиться
взависимости не только от угловой скорости, но также и от коэффициента расхода смазки. Ведь работа трения
внесущем слое подшипника в любой момент выбега зз-
58
Вйсит от уровня окружной скорости шипа и коэффициен
та трения.
Как было рассмотрено выше, вращение по инерции для подшипников обусловлено непрерывным увеличени ем относительного эксцентриситета, от которого соответ ственно зависят расчетные характеристики, определяю щие как коэффициент трения Фв/Фй так и расход смазки Gm. На рис. 10 в относительных координатах представле ны примерная кривая выбега ротора турбоагрегата со= / (т) и соответствующий выбегу расчетный расход смазки через подшипник q=Gmio. По этим данным по
строен график опорожнения |
|
|||
резервного объема, |
который |
|
||
почти точно совпадает с кри |
|
|||
вой выбега. Следовательно, |
|
|||
при вращении |
по |
инерции |
|
|
для |
обеспечения |
работы |
|
|
опорных подшипников с за |
|
|||
данной |
средней |
температу |
|
|
рой смазочного слоя график |
|
|||
опорожнения расчетного ре |
|
|||
зервного объема масла мож |
|
|||
но принять идентичным кри-. |
|
|||
вой выбега. |
требуемый |
Рис. 10. Кривая выбега (/) и |
||
На |
практике |
|||
график опорожнения резерв |
изменение расчетного расхода |
|||
масла (2) через подшипник во |
||||
ного объема достигается бла |
время выбега. |
годаря тому, что слив масла, происходит через установленную внутри объема дози
рующую трубку. Последняя представляет собой верти кальную трубку, в стенках которой на различной высоте выполнены отверстия. При опорожнении резервного объема вначале слив масла происходит через все отверстия, имеющиеся у трубки. Затем по мере пониже ния уровня, как только отверстие в стенке трубки ока зывается выше уровня масла, через него прекращается сток и расход масла уменьшается. Этот простой способ обеспечивает любую зависимость количества масла, по даваемого в подшипник, от времени выбега ротора.
Определить диаметры отверстий в стенке дозирую щей трубки можно следующим способом. На оси време ни т кривой выбега (рис. 1 1 ) отметим отрезки х\, %г, ТзИ
т4, за которые п последовательно понижается до яо/2, п0/3, и0/6 , п= 0. Согласно принятому графику опорожнения
59
резервного объема (идентичному кривой выбега) за вре мя ti в подшипник должен слиться объем масла V \= ll2V;
за время |
т2 V2=ikV\ за время Тз Рз= |
1/бР; за |
время Т4 |
1/4= 1/б1Л |
Высота дозирующей трубки |
принята |
равной |
высоте резервного объема Я. Каждая выделенная часть резервного объема будет соответственно иметь высоту
Ни Нг, Ни Я*.
Воспользуемся далее следующим положением гид равлики: время опорожнения любого сосуда постоянной площади поперечного сечения F определяется уравне нием
1 |
2F |
(У Н .-У Н г ). |
|
где р,—коэффициент |
расхода через сливное отверстие; |
/ — сечение сливного |
отверстия; Ни Я2— начальный и |
конечный располагаемые напоры.
Расчет отверстий в дозирующей трубке следует на чать с нижнего, выполненного у самого основания трубки. Через него за время Т4 под действием переменных напо ров от /г = Я4 до h = 0 вытекает объем масла, равный 1/4. Площадь сечения этого отверстия /4 определяется из уравнения
f= ____ ^
ц4х4К 2^0. 25//4
60
Третье отверстие в дозирующей трубке выполняется выше четвертого на величину # 4. Объем масла V3 за вре мя т3 будет вытекать через оба отверстия под действием разных переменных напоров. Для рассчитываемого от верстия напор будет изменяться от h = H3 до h— 0. Для нижнего отверстия Д напор в этом случае будет изме няться от h = H3 + Hi до /г= # 4. Уравнение расхода для рассматриваемого случая можно записать в следующем виде:
V, = /,v . V W 2 5 H 3+ /л л У 2 |
£(Я 4 + |
0,25Я3). |
Из этого уравнения определится Д. |
расположено |
|
Следующее отверстие /2 должно |
быть |
выше предыдущего fs на величину Я3. За время т2 объем масла У2 будет сливаться одновременно через три отвер стия (/2, /з и /4) под действием разных переменных напо ров.
Для рассчитываемого отверстия располагаемый на пор будет изменяться от /г = Я2 до h = 0, для Д — от h=
= Я3+ Я 2 до /г= Я3, для f4 — от /г = Я4-|-Я3+ Я 2 до /г= = Я3 + Я 2. Уравнение расхода для данного режима слива масла из резервного объема можно записать в следую щем виде:
V2 = T/2g0,25/y, + f,y ., У 2а (Я, + 0,25Я2) +
Ш* + Н3"Ь 0,25Я2).
Решив уравнение относительно Д, определим искомую величину сечения второго отверстия.
Верхнее отверстие в стенке дозирующей трубки рас положено выше /2 на величину Я2. Объем масла Vi за время Ti одновременно сливается через все отверстия дозирующей трубки.
Для рассчитываемого отверстия Д располагаемый на пор будет меняться от h= H \ до h — О, для Д — от h—
= H2-\-Hi |
до h = H2, для f3— от h=H s+H 2+Hi до h = |
= Я3+ Я 2, |
для Д — от h = H i +HsJrH2+Hi до ft= //4+ |
+ Н3+Н2. |
|
Уравнение расхода для начального периода опорож нения резервного объема можно записать в следующем
виде: |
|
V, = Дт.р, Y2gO,25HI+ |
V2g(H, + 0,2btl1) + |
+ f w , V ‘2g (Н3+ |
Ht + 0,25Я,) + |
.4- /4т,ц4 V2g (И<+ //, + НЯ+ 0,25/Д).
61
Решив данное уравнение относительно fi, определим площадь сечения верхнего отверстия дозирующей трубки Значения коэффициентов расхода через отверстия до зирующей трубки по экспериментальным данным можно принимать в пределах 0,65—0,75. Поверочные тарировки дозирующих трубок, как правило, дают хорошее совпа
дение с расчетом.
Внутренние сечения дозирующей трубки и всего трак та до подшипника должны в начальной стадии опорож нения резервного объема обеспечивать максимальную подачу масла при скорости течения, не превышающей
1м/сек.
6)Дозирующие устройства бачков упорных
подшипников
Для упорного подшипника нельзя так просто, как для опорного, установить зависимость подачи масла от ско рости вращения при выбеге, что обусловлено специфи ческими условиями работы упорного подшипника. Трение в упорном подшипнике слагается из двух компонентов: жидкостного трения непосредственно в несущем слое и трения диска о масло. Первый компонент определяется расчетными характеристиками несущего слоя. Если при нять, что во время выбега на подшипник будет действо вать постоянная по величине нагрузка, то необходимое количество масла для создания несущего слоя с задан ной средней температурой будет уменьшаться согласно зависимости
где k$m — расчетный коэффициент (см. табл. П.4—П.9 приложений).
Второй компонент (дисковое трение), как было рас смотрено выше, во многом определяется конструкцией и размерами упорного подшипника. Отношение первого компонента ко второму может изменяться от 1/2 до 2/3.
Потери мощности на дисковое трение зависят от куба угловой скорости, что также усложняет решение задачи но определению обобщенной формулы скоростной зави симости ограниченной подачи смазки в упорный подшип ник. К отмеченному добавляется еще одно обстоятель ство— утечки масла из полости вкладыша через уплот
62
нения, количество которых почти не зависит от величины угловой скорости вращения ротора.
Когда утечки масла через уплотнения превосходят потребное подшипником количество смазки, подаваемой из резервного объема, дальнейшее поддержание полости вкладыша заполненной становится нерациональным. Этот режим по расчетным и экспериментальным данным наступает уже после первых 3—4мин выбега, ина остав шуюся часть выбега, которая в 4—5 раз превосходит по продолжительности начальную стадию, подача масла из резервного объема в количестве, равном утечкам из вкладыша, требует многократного увеличения резервного объема. В целях уменьшения начальной величины ре зервного объема подача масла в упорный подшипник в количестве, достаточном для заполнения внутренней по лости, производится только на начальной стадии выбега. Так, например, для упорного подшипника ХТГЗ утечки масла из половины вкладыша по расчетным оценкам и экспериментальным данным составляют около 1 л/сек. Поэтому на первые 3—4 мин выбега, в течение которых скорость вращения ротора снижается до 800—1 000 об/мин, из 300—350 л расчетного резервного объема рас ходуется около 250 л. Подача масла в таком количестве обеспечивается сечением отверстия в дозирующей трубе, определенным расчетным путем по изложенному выше методу для бачков опорных подшипников.
После того как полость вкладыша почти полностью опорожнится от масла и смазка будет подаваться непос редственно к колодкам, трение в подшипнике останется только в несущем слое. Как было показано выше, подача масла в упорный подшипник для обеспечения работы с заданной температурой смазочного слоя должна умень шаться в степенной зависимости от снижения скорости вращения. Из-за небольшой величины оставшейся части резервного объема необходимый график дальнейшего опорожнения можно обеспечить без применения специ альных дозирующих устройств, за счет правильного под бора сечений сопл (см. /3 на рис. 1 2 ) и естественного уменьшения располагаемого напора, вызванного опорож нением бачка.
Расход масла через упорный подшипник для нор мальных условий эксплуатации определяется в соответст вии с гидродинамическим и тепловым расчетом подшип ника. По выбранной схеме нормального и аварийного
маслоснабжения упорного подшипника все необходимое для смазки и отвода тепла масло прокачивается через резервный бачок, который подсоединен к напорному мас лопроводу системы смазки (рис. 12).
Исследованиями ряда авторов (Л. 25] установлено, что во внутренней полости упорного подшипника может возникать разрежение, кото
|
|
|
|
рое из-за явления кавитации |
|||||
|
|
|
|
существенным образом сни |
|||||
|
|
|
|
жает |
несущую |
способность |
|||
|
|
|
|
подшипника. Наиболее эф |
|||||
|
|
|
|
фективным |
|
методом борьбы |
|||
|
|
|
|
в подобном случае явля |
|||||
|
|
|
|
ется |
повышение |
давления |
|||
|
|
|
|
внутри вкладыша. |
Так, на |
||||
|
|
|
|
пример, доказано, что если |
|||||
|
|
|
|
внутри вкладыша |
имеется |
||||
|
|
|
|
избыточное |
давление около |
||||
|
|
|
|
0,3 кгс/см2, то кавитация ма |
|||||
|
|
|
|
сла в этой части |
подшипника |
||||
|
|
|
|
полностью прекращается. |
|||||
|
|
|
|
Чтобы |
в |
рассматривае |
|||
|
|
|
|
мой |
схеме |
|
маслоснабжения |
||
Рис. |
12. |
Резервный |
объем |
внутри вкладыша |
упорного |
||||
упорного подшипника. |
подшипника |
было |
избыточ |
||||||
/ — труба для |
нормального и ава |
ное |
давление, |
необходимо |
|||||
рийного |
маслоснабжения; |
2 — пере |
|||||||
ливная |
труба; |
<? —подвод |
масла от |
несколько |
задросселировать |
||||
насоса; |
4 — маслопровод. |
выход масла из подшипника |
|||||||
|
|
|
|
путем установки расчетных |
ограничительных шайб в сливных окнах вкладыша. Оп ределить проходные сечения этих шайб можно следую щим способом. Предварительно следует задаться величи ной давления масла во внутренней полости вкладыша Ршл и определить по изложенному методу протечки мас ла через уплотнения вкладыша qyu. Для обеспечения расчетного расхода масла q через подшипник или одну из его сторон в сливное окно вкладыша должно выхо дить количество масла, равное q—qyTl. Тогда искомое се чение ограничительной шайбы может быть определено из выражения
Я Яуп
fШ -----
] / "
64