ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
воды, подобно тому как |
|
|||||
часто |
неподвижны в воз |
|
||||
духе |
насекомые и птицы. |
|
||||
Немногим |
исследова |
|
||||
телям |
|
посчастливилось |
|
|||
встречаться |
с |
кальмара |
|
|||
ми под водой. А |
при |
|
||||
встрече |
эти |
головоногие |
|
|||
моллюски |
|
проявляют |
|
|||
большую |
любознатель |
|
||||
ность: вплотную прибли |
|
|||||
жаются к человеку в |
ак |
Благодаря сложной системе сил и |
||||
валанге, |
неподвижно |
за |
их моментов кальмар неподвижно |
|||
мирают |
и |
внимательно |
«висит» в воде. |
|||
наблюдают |
за |
ним. |
При |
|
малейшем резком движении они мгновенно исчезают. Наблюдать парение кальмаров удалось в аквариуме.
Их тело в этот момент расположено под некоторым углом к горизонту, головой вниз. Боковые плавники синхронно ундулируют с частотой порядка 2—3 взмахов в секунду. Движение волны вдоль плавника направлено от хвоста к голове.
Рассмотрим биомеханику парения. Отталкивание плавников от воды создает, естественно, движущую силу, направление которой практически совпадает с продоль ной осью тела кальмара. На приведенном рисунке дви жущая сила плавников обозначена буквой F.- Разложение этой силы по правилу параллелограмма сил на составля ющие обнаруживает присутствие горизонтальной состав ляющей F", способствующей перемещению кальмара вдоль оси абсцисс назад, и действие вертикальной состав ляющей F', вызывающей поднятие хвоста.
Свободный конец воронки (на рисунке он обозначен буквой а) при парении расположен почти под прямым
39
углом к продольной оси тела, так что сила тяги гидро реактивного движителя направлена на то, чтобы поднять голову животного.
Вертикальная составляющая Р' в данном случае яв ляется поддерживающей (подъемной) силой, а горизон тальная составляющая Р" уравновешивает действие силы F", т. е. не дает возможности кальмару смещаться в го ризонтальном направлении.
Под действием указанных сил животное должно всплывать (вертикальный взлет), если общая поддержи вающая сила Y численно превышает величину остаточ ного веса тела G. Необходимо отметить, что удельный вес кальмаров несколько выше удельного веса воды; мертвые кальмары всегда тонут.
Согласно законам механики, животное находится в равновесии с окружающей водой при условии, когда результирующая сила и момент результирующей пары равны нулю, т. е. при условии:
F + P + G + Y = 0.
При ампутации плавников кальмары теряют способ ность к неподвижному парению и могут двигаться только поступательно. Траектория плавания при этом не прямо линейна — моллюск плывет по кривой, напоминающей синусоиду. В момент выбрасывания струи из воронкисопла он плывет по восходящему отрезку кривой, в мо мент наполнения водой мантийной полости — по нисхо дящему. Описанный характер плавания свидетельствует о том, что с ампутацией плавников исчезает одна из под держивающих сил, а именно — пропульсивная сила плав ников (F), и поэтому нарушается общее равновесие тела.
Таким образом, плавники, расположенные у самого конца мантии, кальмары используют при неподвижном парении; их удаленность от центра тяжести обеспечивает
40
создание максимального по величине вращающего мо мента при минимальной затрате мускульной энергии.
Итак, при отсутствии поступательного движения не подвижное парение в толще воды кальмары поддержи вают ундуляцией парных плавников и действием гидро реактивного движителя.
С энергетической точки зрения неподвижное парение является, по-видимому, наиболее экономичным способом передвижения. Не исключено, что по времени именно этот способ занимает основное место в жизни кальмаров.
М е д л е н н о е п л а в а н и е . При медленном плава нии движущая сила создается совместно ундуляцией плавников и действием воронки, однако участие гидро реактивного движения в создании тяги незначительное. Но и исключить полностью действие воронки все же нель зя, так как она постоянно наряду с локомоторной функ цией выполняет дыхательную: проходящая через воронку вода омывает жабры моллюска, расположенные в ман тийной полости.
На медленном режиме кальмар может плыть одина ково легко и хвостом и головой вперед. При этом он движется отдельными короткими толчками, частота ко торых не превышает, как правило, двух в секунду.
Пульсирующий прерывистый характер плавания со провождается общим изменением формы тела: в момент толчка, когда вода сокращением кольцевых мышц мантии выталкивается из мантийной полости, диаметр мантии уменьшается, и, как показывают наблюдения, его вели чина составляет 13—14% абсолютной длины тела живот ного. (За абсолютную длину принимается расстояние от хвоста до кончиков вытянутых «рук»),
В следующий момент, при заполнении водой мантий ной пблости, колБЦевйе мышцы мантии расслабляются
41
|
и ее диаметр не |
|||
|
сколько увеличивается. |
|||
|
Правда, это увеличе |
|||
|
ние невелико; диаметр |
|||
|
мантии |
не превышает |
||
|
15—16% |
абсолютной |
||
|
длины. |
медленном ре |
||
|
При |
|||
Медленное плавание возможно бла |
жиме плавания возни |
|||
годаря работе гидрореактивного дви |
кает |
некоторый |
угол |
|
жителя, воронки и плавников. |
между |
направлением |
||
|
плавания и продольной |
|||
осью тела, т. е. конец тела кальмара, |
направленный |
|||
в сторону движения (все равно—хвост |
или голова), |
всег |
да оказывается выше. Пользуясь терминологией гидро аэромеханики, можно сказать, что на режиме медленного плавания возникает положительный угол атаки, а это приводит к тому, что тело кальмара становится несущей плоскостью и создает определенную подъемную силу. У кальмаров величина угла атаки постоянно регулирует ся в зависимости от скорости плавания.
Так как направление силы тяги составляет некоторый угол с линией горизонта и с направлением движения, эту силу можно разложить на две составляющие — по на правлению движения (F" — для плавников и Р" — для гидрореактивного движителя) и перпендикулярно к нему (F '— для плавников и Р' — для воронки).
Составляющие F' и Р' в данном случае будут поддер живающими (подъемными) силами, не дающими каль мару на медленном режиме плавания опускаться на дно. Кроме того, как уже указывалось выше, при наличии положительного угла атаки само тело создает дополни тельную подъемную силу.
Небезынтересно привести некоторые данные из аэро
динамики о подъемной силе крыла. Величина подъемной силы крыла у самолетов зависит, в частности, от величи ны относительного удлинения крыла Я,. Относительное удлинение рассчитывается по формуле:
где / — длина крыла и 5 — его площадь.
Эта формула вполне применима, с нашей точки зре ния, для расчета относительного удлинения тела кальма ров. Аналогом крыла будет все тело, где длина крыла по размаху может приравниваться к наибольшей ширине тела, а площадь крыла — к площади горизонтальной про екции тела.
Даже при самых незначительных удлинениях крыла, при А = 1/зо. уже имеет место подъемная сила, так что, зная величину относительного удлинения, можно с доста точной степенью определенности судить о подъемной силе.
Изучение относительного удлинения тела головоногих моллюсков приводит к выводу, что у всех их X значитель но больше Узо и колеблется в пределах от У6 до 2/э, т. е. численно превышает то минимальное значение, при ко тором возникает подъемная сила. Из аэродинамики из вестно также, что подъемная сила крыла самолета нахо дится в прямой зависимости от его толщины и достигает максимальных значений при толщине равной 9—13% ши рины. Наибольшая высота тела у кальмаров составляет 10—17% ширины, т. е. численно приближается к опти мальным значениям толщины крыльей у самолетов.
Очень интересно, что осьминоги — «тяжеловесы» сре ди цефалопод — способны регулировать подъемную силу своего тела, используя зонтик. Во время плавания они разводят «руки» широко в стороны, так что перепонка между ними раскрывается и растягивается, образуя не-
43
Поистине волшебные превращения. Осьминог разводит «руки» для создания дополнительной подъемной силы и скользит над дном океана.
кое подобие Крыла. Это явление было обнаружено совер шенно случайно при съемках подводного фильма о жизни осьминогов: один из них, спасаясь от оператора, неожи данно раскрыл свой зонтик и начал удирать.
Очевидно, все придонные осьминоги пользуются зон тиком для создания дополнительной подъемной силы, иначе трудно объяснить подобное развитие этого органа.
Б ы с т р о е п л а в а н и е . Параметры быстрого реак тивного движения кальмаров резко отличаются от пара метров при медленном плавании. Движущая сила на этом режиме создается лишь гидрореактивным движителем — воронкой. Плавники в создании силы тяги не участвуют, в этот момент они плотно обволакивают мантию, состав ляя с ней единое целое.
Мощная струя воды вылетает из воронки-сопла, и
44
кальмар, получая сильный обратный толчок, устремляет ся в противоположную сторону. Частота импульсов до стигает 5—6 толчков в секунду.
Стремительные броски сопровождаются значительны ми изменениями формы тела. Прежде всего это относится к диаметру мантии. Мускулистая мантия кальмаров на поминает эластичные емкости, применяющиеся для транспортировки жидких грузов. При заполнении водой мантия раздувается, ее диаметр в этот момент равен 18— 19% абсолютной длины тела. При выбрасывании воды мантия, наоборот, сжимается до такой степени, что ее диаметр уменьшается до 11 —12%, т. е. в течение одного цикла работы гидрореактивного движителя толщина те ла изменяется почти в два раза.
Продольная ось тела кальмаров при быстром плава нии совпадает с направлением движения, т. е. тело все время сохраняет постоянный нулевой угол атаки, что име ет чрезвычайно важное значение для образования подъем ной силы.
Как известно из гидромеханики, при нулевом угле атаки крыло (профиль) только в том случае создает подъемную силу, если оно вертикально ассиметрично: верхний контур крыла должен быть более выпуклым, чем нижний. Основой создания подъемной силы служит об ратная зависимость между скоростью потока и давлени ем. За счет удлинения пути пробега частиц над крылом их скорость возрастает. Увеличение скорости в свою оче редь сопровождается уменьшением давления. Разность давлений над и под крылом вызывает движение крыла в направлении разреженного пространства.
Применительно к кальмарам это следует понимать так, что наилучшим вариантом для нейтрализации силы остаточного веса является такой, при котором их спина в момент плавания будет более выпуклой, чем брюхо.
45
Однако спина у кальмаров далеко не всегда выпуклее живота, ведь моллюски — мягкотелые животные, имею щие минимум скелетных образований. У осьминогов, на пример, скелет настолько мал, что некоторые исследова тели вообще отрицали его наличие. У кальмаров он представлен тонкой и узкой пластинкой, состоящей из органического вещества. Эта пластинка, носящая назва ние гладиус (по-гречески — меч), легко изгибается как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости, вслед ствие чего форма тела кальмаров при плавании подвер жена сильным изменениям.
Таким образом, только в тех случаях, когда спина у кальмаров остается в момент движения более выпуклой, чем брюхо, возможно создание подъемной силы непо средственно самим телом.
Для опытной проверки высказанного предположения была изготовлена специальная модель, полностью дубли рующая форму тела кальмара. Модель буксировали под водой так, чтобы весь процесс движения можно было легко сфотографировать.
Эксперимент превзошел все ожидания. При буксиров ке модель все больше и больше отклонялась от прямоли нейного направления. На фотографии (стр. 47) отчетли во видно, как угол отклонения модели все время возрас тает. На 12 м его величина достигает 60—70°. Без сомнения, этавеличина угла не предельная и при бес конечной длине буксировочной установки движение должно превратиться во вращательное.
Быстрое плавание связано с большими затратами энергии. Максимальная скорость необходима кальмарам при спасении от врагов либо при охоте. Почти все они хищники-преследователи, свою добычу хватают на ходу. Питаются эти головоногие главным образом рыбами или своими менее подвижными и более слабыми собратьями.
46