Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Н. Я. КЛЕЩ, Л. Р. ЛЕВИН
ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
ХОЗРАСЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
Го . |
'.личная |
научно |
. олньчеслкгя |
библиотека i ;СР |
|
Э К З Е Г'П ..;,р |
|
ЧИТАЛЧ |
• о ЗАЛА |
УДК 658Л65:656.2 |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Внутрипроизводственный |
хозрасчет |
на |
||||||||
предприятиях железных дорог. |
К л е щ Н. Я-, |
||||||||||
Л е в и н |
Л. |
Р. |
М., |
«Транспорт.», |
1974. |
||||||
136 с. |
|
|
основе |
обобщения |
передо |
||||||
В |
книге1 на |
||||||||||
вого опыта рассматривается сис+ема вну |
|||||||||||
трипроизводственного |
хозяйственного |
рас |
|||||||||
чета в цехах, участках, бригадах, околот |
|||||||||||
ках, |
сменах |
линейных |
|
предприятий |
|||||||
железнодорожного транспорта. Показыва |
|||||||||||
ются |
производственно-экономические |
свя |
|||||||||
зи |
внутренних |
хозрасчетных |
подразделе |
||||||||
ний, их плановые показатели и хозрасчет |
|||||||||||
ные |
измерители, пути |
усиления |
матери |
||||||||
альных стимулов. Даются рекомендации по |
|||||||||||
совершенствованию |
внутрипроизводственно |
||||||||||
го хозрасчета на железных дорогах. |
|
||||||||||
|
Рассчитана на экономистов, инженерно- |
||||||||||
технических |
работников, |
хозяйственных |
|||||||||
руководителей |
предприятий, цехов, смен, |
||||||||||
бригад и других подразделений железных |
|||||||||||
дорог. |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Табл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Г л а в ы н а п и с а л и : |
Н. Я. Клещ — Предисловие, § 1 гла |
||||||||||
вы 1, главу III, V и § 1—4 |
главы |
VI; |
Л. |
Р. |
Левин — § 2 главы I, |
||||||
главу II, § 5 |
главы |
VI. |
Глава |
IV написана |
авторами совместно. |
31802-233
233-74
049(01)-74
(С) Издательство «Транспорт», 1974.
ПРЕДИСЛОВИЕ |
|
Советские железнодорожники творчески |
трудятся |
над претворением в жизнь исторических |
решений |
XXIV съезда КПСС, получивших конкретное воплоще ние в Государственном плане развития народного хо зяйства СССР на 1971—1975 гг.
Перед железнодорожным транспортом поставлены большие задачи по обеспечению все возрастающих по требностей народного хозяйства и населения в перевоз ках, по развитию пропускной и провозной способности железнодорожных линий, по дальнейшему укреплению материально-технической базы железнодорожного транспорта. Грузооборот железных дорог возрастет за
девятое пятилетие на 22% |
и составит в |
1975 г. |
3050 млрд, тарифных ткм, на |
24% увеличится |
объем |
пассажирских перевозок, производительность труда по высится примерно на 23%. Объем капитальных вложе ний по железнодорожному транспорту увеличится про тив восьмой пятилетки в 1,6 раза, а объем строительно монтажных работ — почти в 1,9 раза.
За три истекших года пятилетки сверх установлен ных заданий отправлено более 160 млн. т народнохо зяйственных грузов. Грузооборот железных дорог возрос на 18,5% при 13% роста по плану. Производительность труда повысилась на 15,1% против 12,7%, предусмот ренных заданием пятилетки. Сверхплановая прибыль железных дорог за три года превысила 300 млн. руб., а фонды экономического стимулирования за счет отчисле ний от прибыли увеличились почти на 43%. Улучши лось использование подвижного состава и других про изводственных фондов. Превышено задание по сниже нию себестоимости перевозок.
За 1971—1973 гг. перевыполнены также плановые задания по вводу в действие новых железнодорожных линий, вторых путей, автоблокировки и диспетчерской
3
централизации, электрифицированных участков. Удель ный вес прогрессивных видов тяги составил в 1973 г. 99,2%- По состоянию на 1 января 1974 г. общая протя женность линий на электрической и тепловозной тяге достигла 123,2 тыс. км, в том числе электрифицирован ных линий — более 37 тыс. км.
Важность стоящих перед железнодорожным транс портом задач и необходимость обеспечения их успеш ного решения при минимальных затратах и повышении эффективности транспортного производства настоятель но требуют дальнейшего развития и совершенствования хозяйственного расчета.
Успешное выполнение заданий трех лет девятой пя тилетки стало возможным в результате повышения уров ня хозяйственного руководства во всех звеньях желез нодорожного транспорта, улучшения использования ос новных производственных фондов и особенно подвиж ного состава, совершенствования эксплуатационной дея тельности, соблюдения строгого режима экономии тру довых, материальных, топливно-энергетических ресур сов и'денежных средств при всемерном развитии форм социалистического соревнования, соответствующих со временному этапу развития железнодорожного транс порта.
Основным методом хозяйствования на всех пред приятиях железнодорожного транспорта и в их внутри производственных подразделениях, обеспечивающим успешное выполнение заданий с наименьшими затрата ми ресурсов, является хозяйственный расчет. Особенно возросло значение этого метода сейчас, в период нового подъема социалистического соревнования в ответ на Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюз ном социалистическом соревновании работников про мышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1974 год». Именно через хозрасчетный метод ведения хозяйства наиболее успешно может быть претворен в жизнь глав ный лозунг социалистического соревнования: «дать про
дукции больше, лучшего качества, с меньшими затрата ми». Этот метод предоставляет наибольшие возможног
сти для выполнения требования партии о перенесении
4
упора на интенсивные методы ведения хозяйства и обес печении на этой основе всемерного повышения эффек тивности производства.
Расширение области применения хозяйственного рас чета, повышение его действенности является одним из важнейших условий осуществления в полной мере ле нинского принципа демократического централизма в упт равлении производством, воплощения в жизнь принципа социалистической экономики: то, что выгодно обществу, должно быть выгодно каждому предприятию, каждому его работнику. Большая роль в этом принадлежит вну трипроизводственному хозрасчету, так как непосредст венно в цехах, бригадах, сменах осуществляется техно логический процесс, выпускается продукция, формиру ется ее себестоимость. Хозрасчет помогает довести го сударственный план до каждого работника и матери ально стимулировать успешную реализацию задания. Нетрудно представить, какую огромную выгоду получит транспорт, государство, если обеспечить выполнение плана перевозок не в среднем по дороге или отделению, а на каждой станции, если не будет отстающих цехов и смен, если все до одной локомотивные бригады будут экономить топливо и электроэнергию.
Многолетний опыт подтверждает, что, если коллек тиву, пусть небольшому (какими являются цех, бригада, смена, околоток), дать реальное производственное зада ние, установить прогрессивные нормы, обоснованный хозрасчетный измеритель, применить действенные мате риальные и моральные стимулы, то работа идет гораз до лучше, сберегаются трудовые и материальные ресур сы, повышается эффективность производства.
1. ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХОЗРАСЧЕТ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ВУСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
1.Новая система хозяйствования и полный хозрасчет. Новое в хозрасчете на железных дорогах
Итоги восьмой и первых трех лет девятой пятилетки свидетельствуют о большом положительном влиянии новой системы планирования и экономического стиму лирования на эффективность общественного производ ства. Правда, еще не все вопросы удалось решить, но накопленный опыт позволяет выявить те аспекты хозяй ственной реформы, которые требуют дальнейшего уточ нения и развития.
Имеется в виду дальнейшее совершенствование ме тодов планирования и экономического стимулирования, критериев оценки деятельности предприятий и объеди нений, с тем чтобы усилить воздействие реформы на ускорение научно-технического прогресса, на более ра циональное использование капитальных вложений и тру довых ресурсов, на рост производительности труда и улучшение качества продукции, а также чтобы повысить заинтересованность предприятий, объединений и мини стерств в улучшении не только текущих, но и долговре менных результатов, в принятии более высоких плано вых заданий. Это и есть генеральное направление раз вития новой системы планирования и экономического стимулирования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте.
На XXIV съезде КПСС указывалось, что новая си стема экономического стимулирования, основанная на укреплении и развитии хозяйственного расчета, предпо лагает усиление роли прибыли в народном хозяйстве. Это положение по существу отражает диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность между экономиче ской реформой и хозяйственным расчетом. С одной сто роны, осуществление экономической реформы означает новую, более высокую ступень в укреплении и развитии хозяйственного расчета, переход к полному хозяйствен-
6
ному расчету, а с другой, сама экономическая реформа, ее развитие и совершенствование основаны на укрепле нии и развитии хозяйственного расчета.
На основе анализа развития экономики, изучения и обобщения накопленного опыта хозяйствования можно выделить следующие наиболее характерные черты пол ного хозрасчета в современных условиях:
сочетание усиления централизованного планового руководства с одновременным расширением прав, хозяй ственной самостоятельности и инициативы предприятий, объединений и отраслей;
усиление принципа окупаемости и прибыльности, по вышение роли прибыли и рентабельности;
постоянное совершенствование ценообразования, при ведение цен в соответствие с задачами коммунистиче ского строительства, роста общественного производства и потребления;
усиление экономической ответственности и увеличе ние заинтересованности в улучшении использования производственных фондов, повышении качества продук ции и услуг, в росте производительности труда и эф фективности производства посредством введения прин ципиально нового порядка образования и использования фондов экономического стимулирования и установления платы за производственные фонды;
распространение хозрасчета, его важнейших принци пов на все звенья хозяйственной структуры и на взаи моотношения между предприятиями и объединениями (одной или разных отраслей народного хозяйства);
усиление материальной ответственности за невыпол нение плановых заданий и договорных обязательств;
усиление контроля рублем за производственно-фи нансовой деятельностью предприятий, объединений, от
раслей и значительное повышение в этом роли |
банков |
и планово-финансовых органов; |
кад |
возрастание роли экономической подготовки |
ров — важного условия повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы и активности трудя щихся в управлении производством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хозяйства.
Развитие и все более полное осуществление этих черт (принципов), широкое внедрение их в практику
7
хозяйственного строительства во всех звеньях организа ционной структуры означают дальнейшее углубление и совершенствование новой системы планирования и эко номического стимулирования, полного хозрасчета.
Через хозрасчет в деятельности социалистических предприятий и хозяйственных организаций учитываются требования экономических законов социализма, дости гается правильное сочетание централизованных плано вых заданий с использованием товарно-денежных отно шений, цен, прибыли, кредита, форм экономического стимулирования и материального поощрения, а также других экономических рычагов воздействия на произ водство.
Хозяйственный расчет, обусловленный действием за кона стоимости, осуществляется через товарно-денеж ную форму, предусматривает соизмерение в денежном выражении затрат и результатов хозяйственной деятель ности, возмещение расходов социалистических пред приятий их собственными доходами, экономию ресур сов и обеспечение рентабельности производства.
Хозрасчет отражает определенные производственные отношения, а именно: экономические взаимоотношения между социалистическим государством и отдельным со циалистическим предприятием (при наделении пред приятий основными фондами и оборотными средствами, являющимися государственной собственностью, при установлении государственных оптовых цен на продук цию предприятий, при распределении доходов и прибыли предприятий, при определении показателей народнохо зяйственного плана и т. д.); экономические взаимоот ношения между социалистическими предприятиями (в основном они выражаются в купле-продаже их продукт, щии и регламентируются договорными обязательствами); экономические взаимоотношения внутри социалистиче ского предприятия, включающие:
отношения между предприятием и его подразделе
ниями в процессе выполнения установленных |
заданий |
s условиях обеспечения наиболее эффективного |
исполь |
зования материальных и трудовых ресурсов и денеж ных средств;
отношения между предприятием и его работниками, выражающиеся через организацию и нормирование тру да, распределение прибыли, остающейся в распоряже-
8
нии предприятия, выплату заработной платы и премий работникам, выполнение обязательств по коллективно му договору и т. д.
Отражая указанные экономические взаимоотноше ния социалистического способа производства, хозрасчет представляет собой экономическую категорию.
Хозяйственный расчет неразрывно связан с планом. Государственный план, централизованное планирование важнейших народнохозяйственных пропорций — основа целенаправленной хозяйственной деятельности социали стических предприятий, поскольку каждое отдельное предприятие не может, как правило, учесть все факто ры, от которых зависит и спрос на его продукцию в те кущем периоде и на перспективу, и возможности мате риально-технического обеспечения его потребностей. Однако централизация в условиях социализма не ис ключает, а предполагает предоставление широкой само стоятельности социалистическим предприятиям. Поэтому одним из основных принципов организации хозрасчета является оптимальное сочетание централизованного пла нового руководства с хозяйственной самостоятельностью социалистических предприятий.
Хозрасчет основывается также на материальной за интересованности социалистических предприятий и их работников в улучшении результатов производственной деятельности. С материальной заинтересованностью тесно связана и материальная ответственность за над лежащее использование выделенных в распоряжение предприятий производственных фондов, трудовых, мате риальных ресурсов и денежных средств, за выполнение плановых заданий и договорных обязательств. Одним из принципов хозрасчета является контроль рублем.
Необходимость и основные принципы хозяйственно го расчета научно обоснованы В. И. Лениным, который в организации научного управления видел задачу пер востепенной важности и подчеркивал преимущественное значение управления экономикой. «Задача управления государством, которая выдвинулась теперь на первый план перед Советской властью, — писал он, — пред ставляет еще ту особенность, что речь идет теперь — и, пожалуй, впервые в новейшей истории цивилизован ных народов — о таком управлении, когда преимуще ственное значение приобретает не политика, а экономи-
»