Файл: Клещ, Н. Я. Внутрипроизводственный хозрасчет на предприятиях железных дорог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. Я. КЛЕЩ, Л. Р. ЛЕВИН

ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

ХОЗРАСЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974

Го .

'.личная

научно

. олньчеслкгя

библиотека i ;СР

Э К З Е Г'П ..;,р

ЧИТАЛЧ

• о ЗАЛА

УДК 658Л65:656.2

 

 

 

 

 

 

 

Внутрипроизводственный

хозрасчет

на

предприятиях железных дорог.

К л е щ Н. Я-,

Л е в и н

Л.

Р.

М.,

«Транспорт.»,

1974.

136 с.

 

 

основе

обобщения

передо­

В

книге1 на

вого опыта рассматривается сис+ема вну­

трипроизводственного

хозяйственного

рас­

чета в цехах, участках, бригадах, околот­

ках,

сменах

линейных

 

предприятий

железнодорожного транспорта. Показыва­

ются

производственно-экономические

свя­

зи

внутренних

хозрасчетных

подразделе­

ний, их плановые показатели и хозрасчет­

ные

измерители, пути

усиления

матери­

альных стимулов. Даются рекомендации по

совершенствованию

внутрипроизводственно­

го хозрасчета на железных дорогах.

 

 

Рассчитана на экономистов, инженерно-

технических

работников,

хозяйственных

руководителей

предприятий, цехов, смен,

бригад и других подразделений железных

дорог.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.

 

 

 

 

 

 

 

 

Г л а в ы н а п и с а л и :

Н. Я. Клещ — Предисловие, § 1 гла­

вы 1, главу III, V и § 1—4

главы

VI;

Л.

Р.

Левин — § 2 главы I,

главу II, § 5

главы

VI.

Глава

IV написана

авторами совместно.

31802-233

233-74

049(01)-74

(С) Издательство «Транспорт», 1974.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Советские железнодорожники творчески

трудятся

над претворением в жизнь исторических

решений

XXIV съезда КПСС, получивших конкретное воплоще­ ние в Государственном плане развития народного хо­ зяйства СССР на 1971—1975 гг.

Перед железнодорожным транспортом поставлены большие задачи по обеспечению все возрастающих по­ требностей народного хозяйства и населения в перевоз­ ках, по развитию пропускной и провозной способности железнодорожных линий, по дальнейшему укреплению материально-технической базы железнодорожного транспорта. Грузооборот железных дорог возрастет за

девятое пятилетие на 22%

и составит в

1975 г.

3050 млрд, тарифных ткм, на

24% увеличится

объем

пассажирских перевозок, производительность труда по­ высится примерно на 23%. Объем капитальных вложе­ ний по железнодорожному транспорту увеличится про­ тив восьмой пятилетки в 1,6 раза, а объем строительно­ монтажных работ — почти в 1,9 раза.

За три истекших года пятилетки сверх установлен­ ных заданий отправлено более 160 млн. т народнохо­ зяйственных грузов. Грузооборот железных дорог возрос на 18,5% при 13% роста по плану. Производительность труда повысилась на 15,1% против 12,7%, предусмот­ ренных заданием пятилетки. Сверхплановая прибыль железных дорог за три года превысила 300 млн. руб., а фонды экономического стимулирования за счет отчисле­ ний от прибыли увеличились почти на 43%. Улучши­ лось использование подвижного состава и других про­ изводственных фондов. Превышено задание по сниже­ нию себестоимости перевозок.

За 1971—1973 гг. перевыполнены также плановые задания по вводу в действие новых железнодорожных линий, вторых путей, автоблокировки и диспетчерской

3

централизации, электрифицированных участков. Удель­ ный вес прогрессивных видов тяги составил в 1973 г. 99,2%- По состоянию на 1 января 1974 г. общая протя­ женность линий на электрической и тепловозной тяге достигла 123,2 тыс. км, в том числе электрифицирован­ ных линий — более 37 тыс. км.

Важность стоящих перед железнодорожным транс­ портом задач и необходимость обеспечения их успеш­ ного решения при минимальных затратах и повышении эффективности транспортного производства настоятель­ но требуют дальнейшего развития и совершенствования хозяйственного расчета.

Успешное выполнение заданий трех лет девятой пя­ тилетки стало возможным в результате повышения уров­ ня хозяйственного руководства во всех звеньях желез­ нодорожного транспорта, улучшения использования ос­ новных производственных фондов и особенно подвиж­ ного состава, совершенствования эксплуатационной дея­ тельности, соблюдения строгого режима экономии тру­ довых, материальных, топливно-энергетических ресур­ сов и'денежных средств при всемерном развитии форм социалистического соревнования, соответствующих со­ временному этапу развития железнодорожного транс­ порта.

Основным методом хозяйствования на всех пред­ приятиях железнодорожного транспорта и в их внутри­ производственных подразделениях, обеспечивающим успешное выполнение заданий с наименьшими затрата­ ми ресурсов, является хозяйственный расчет. Особенно возросло значение этого метода сейчас, в период нового подъема социалистического соревнования в ответ на Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюз­ ном социалистическом соревновании работников про­ мышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1974 год». Именно через хозрасчетный метод ведения хозяйства наиболее успешно может быть претворен в жизнь глав­ ный лозунг социалистического соревнования: «дать про­

дукции больше, лучшего качества, с меньшими затрата­ ми». Этот метод предоставляет наибольшие возможног

сти для выполнения требования партии о перенесении

4


упора на интенсивные методы ведения хозяйства и обес­ печении на этой основе всемерного повышения эффек­ тивности производства.

Расширение области применения хозяйственного рас­ чета, повышение его действенности является одним из важнейших условий осуществления в полной мере ле­ нинского принципа демократического централизма в упт равлении производством, воплощения в жизнь принципа социалистической экономики: то, что выгодно обществу, должно быть выгодно каждому предприятию, каждому его работнику. Большая роль в этом принадлежит вну­ трипроизводственному хозрасчету, так как непосредст­ венно в цехах, бригадах, сменах осуществляется техно­ логический процесс, выпускается продукция, формиру­ ется ее себестоимость. Хозрасчет помогает довести го­ сударственный план до каждого работника и матери­ ально стимулировать успешную реализацию задания. Нетрудно представить, какую огромную выгоду получит транспорт, государство, если обеспечить выполнение плана перевозок не в среднем по дороге или отделению, а на каждой станции, если не будет отстающих цехов и смен, если все до одной локомотивные бригады будут экономить топливо и электроэнергию.

Многолетний опыт подтверждает, что, если коллек­ тиву, пусть небольшому (какими являются цех, бригада, смена, околоток), дать реальное производственное зада­ ние, установить прогрессивные нормы, обоснованный хозрасчетный измеритель, применить действенные мате­ риальные и моральные стимулы, то работа идет гораз­ до лучше, сберегаются трудовые и материальные ресур­ сы, повышается эффективность производства.

1. ВНУТРИПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХОЗРАСЧЕТ ЛИНЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ВУСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

1.Новая система хозяйствования и полный хозрасчет. Новое в хозрасчете на железных дорогах

Итоги восьмой и первых трех лет девятой пятилетки свидетельствуют о большом положительном влиянии новой системы планирования и экономического стиму­ лирования на эффективность общественного производ­ ства. Правда, еще не все вопросы удалось решить, но накопленный опыт позволяет выявить те аспекты хозяй­ ственной реформы, которые требуют дальнейшего уточ­ нения и развития.

Имеется в виду дальнейшее совершенствование ме­ тодов планирования и экономического стимулирования, критериев оценки деятельности предприятий и объеди­ нений, с тем чтобы усилить воздействие реформы на ускорение научно-технического прогресса, на более ра­ циональное использование капитальных вложений и тру­ довых ресурсов, на рост производительности труда и улучшение качества продукции, а также чтобы повысить заинтересованность предприятий, объединений и мини­ стерств в улучшении не только текущих, но и долговре­ менных результатов, в принятии более высоких плано­ вых заданий. Это и есть генеральное направление раз­ вития новой системы планирования и экономического стимулирования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе на железнодорожном транспорте.

На XXIV съезде КПСС указывалось, что новая си­ стема экономического стимулирования, основанная на укреплении и развитии хозяйственного расчета, предпо­ лагает усиление роли прибыли в народном хозяйстве. Это положение по существу отражает диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность между экономиче­ ской реформой и хозяйственным расчетом. С одной сто­ роны, осуществление экономической реформы означает новую, более высокую ступень в укреплении и развитии хозяйственного расчета, переход к полному хозяйствен-

6


ному расчету, а с другой, сама экономическая реформа, ее развитие и совершенствование основаны на укрепле­ нии и развитии хозяйственного расчета.

На основе анализа развития экономики, изучения и обобщения накопленного опыта хозяйствования можно выделить следующие наиболее характерные черты пол­ ного хозрасчета в современных условиях:

сочетание усиления централизованного планового руководства с одновременным расширением прав, хозяй­ ственной самостоятельности и инициативы предприятий, объединений и отраслей;

усиление принципа окупаемости и прибыльности, по­ вышение роли прибыли и рентабельности;

постоянное совершенствование ценообразования, при­ ведение цен в соответствие с задачами коммунистиче­ ского строительства, роста общественного производства и потребления;

усиление экономической ответственности и увеличе­ ние заинтересованности в улучшении использования производственных фондов, повышении качества продук­ ции и услуг, в росте производительности труда и эф­ фективности производства посредством введения прин­ ципиально нового порядка образования и использования фондов экономического стимулирования и установления платы за производственные фонды;

распространение хозрасчета, его важнейших принци­ пов на все звенья хозяйственной структуры и на взаи­ моотношения между предприятиями и объединениями (одной или разных отраслей народного хозяйства);

усиление материальной ответственности за невыпол­ нение плановых заданий и договорных обязательств;

усиление контроля рублем за производственно-фи­ нансовой деятельностью предприятий, объединений, от­

раслей и значительное повышение в этом роли

банков

и планово-финансовых органов;

кад­

возрастание роли экономической подготовки

ров — важного условия повышения научного уровня хозяйствования, роста инициативы и активности трудя­ щихся в управлении производством, в осуществлении намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хозяйства.

Развитие и все более полное осуществление этих черт (принципов), широкое внедрение их в практику

7

хозяйственного строительства во всех звеньях организа­ ционной структуры означают дальнейшее углубление и совершенствование новой системы планирования и эко­ номического стимулирования, полного хозрасчета.

Через хозрасчет в деятельности социалистических предприятий и хозяйственных организаций учитываются требования экономических законов социализма, дости­ гается правильное сочетание централизованных плано­ вых заданий с использованием товарно-денежных отно­ шений, цен, прибыли, кредита, форм экономического стимулирования и материального поощрения, а также других экономических рычагов воздействия на произ­ водство.

Хозяйственный расчет, обусловленный действием за­ кона стоимости, осуществляется через товарно-денеж­ ную форму, предусматривает соизмерение в денежном выражении затрат и результатов хозяйственной деятель­ ности, возмещение расходов социалистических пред­ приятий их собственными доходами, экономию ресур­ сов и обеспечение рентабельности производства.

Хозрасчет отражает определенные производственные отношения, а именно: экономические взаимоотношения между социалистическим государством и отдельным со­ циалистическим предприятием (при наделении пред­ приятий основными фондами и оборотными средствами, являющимися государственной собственностью, при установлении государственных оптовых цен на продук­ цию предприятий, при распределении доходов и прибыли предприятий, при определении показателей народнохо­ зяйственного плана и т. д.); экономические взаимоот­ ношения между социалистическими предприятиями (в основном они выражаются в купле-продаже их продукт, щии и регламентируются договорными обязательствами); экономические взаимоотношения внутри социалистиче­ ского предприятия, включающие:

отношения между предприятием и его подразделе­

ниями в процессе выполнения установленных

заданий

s условиях обеспечения наиболее эффективного

исполь­

зования материальных и трудовых ресурсов и денеж­ ных средств;

отношения между предприятием и его работниками, выражающиеся через организацию и нормирование тру­ да, распределение прибыли, остающейся в распоряже-

8


нии предприятия, выплату заработной платы и премий работникам, выполнение обязательств по коллективно­ му договору и т. д.

Отражая указанные экономические взаимоотноше­ ния социалистического способа производства, хозрасчет представляет собой экономическую категорию.

Хозяйственный расчет неразрывно связан с планом. Государственный план, централизованное планирование важнейших народнохозяйственных пропорций — основа целенаправленной хозяйственной деятельности социали­ стических предприятий, поскольку каждое отдельное предприятие не может, как правило, учесть все факто­ ры, от которых зависит и спрос на его продукцию в те­ кущем периоде и на перспективу, и возможности мате­ риально-технического обеспечения его потребностей. Однако централизация в условиях социализма не ис­ ключает, а предполагает предоставление широкой само­ стоятельности социалистическим предприятиям. Поэтому одним из основных принципов организации хозрасчета является оптимальное сочетание централизованного пла­ нового руководства с хозяйственной самостоятельностью социалистических предприятий.

Хозрасчет основывается также на материальной за­ интересованности социалистических предприятий и их работников в улучшении результатов производственной деятельности. С материальной заинтересованностью тесно связана и материальная ответственность за над­ лежащее использование выделенных в распоряжение предприятий производственных фондов, трудовых, мате­ риальных ресурсов и денежных средств, за выполнение плановых заданий и договорных обязательств. Одним из принципов хозрасчета является контроль рублем.

Необходимость и основные принципы хозяйственно­ го расчета научно обоснованы В. И. Лениным, который в организации научного управления видел задачу пер­ востепенной важности и подчеркивал преимущественное значение управления экономикой. «Задача управления государством, которая выдвинулась теперь на первый план перед Советской властью, — писал он, — пред­ ставляет еще ту особенность, что речь идет теперь — и, пожалуй, впервые в новейшей истории цивилизован­ ных народов — о таком управлении, когда преимуще­ ственное значение приобретает не политика, а экономи-

»