Файл: Вишневецкий, Л. М. Предпусковые и профилактические испытания электрооборудования строительных площадок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА РАБОЧИХ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Л. М. ВИШНЕВЕЦКИЙ, Л. Г. ЛЕВИН, В. Б. РАБИНОВИЧ

ПРЕДПУСКОВЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

СТРОИТЕЛЬНЫХ

ПЛОЩАДОК

ЛЕНИНГРАД СТРОЙИЗДАТ. ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1974

6П2.19 В55

У Д К 69.058:621.313

Научный редактор — инж. П. II. Клейн

 

Вишневецкий

Л. М., Левин Л. Г., Рабинович В. Б.

В55

Предпусковые

и профилактические испытания элек­

 

трооборудования

строительных площадок.

 

Л., Стройиздат (Ленинград, отд-ние), 1974.

 

160 с. с ил. (Повышение мастерства рабочих стр-ва и пром-стн

 

строит, материалов).

 

 

Перед загл. авт.: Л. М. Вишневецкий, Л. Г. Левин, В. Б. Раби­

 

нович. На обл. авт. не указаны.

 

В книге изложены основные сведения об организации н технических сред­

ствах предпусковых и профилактических испытанна электрооборудования на строительных площадках. Описаны методы испытаний всех видов электрообо­ рудования, с которыми встречаются рабочие на монтаже и при эксплуатации

строительных машин, механизмов и инструмента.

Особое внимание уделено

новым

методам

и аппаратуре,

обеспечивающим

качественное и безопасное

ведение

работ в

специфических

условиях строительных площадок.

 

Книга предназначена для рабочих строительно-монтажных организаций.

 

30207—060

 

 

6П2.19

В

047(01)—74 140—74

 

 

©Стройиздат' Ленинградское отделение, 1974


ПРЕДИСЛОВИЕ

В нашей стране ежегодно . выполняются огромные объемы строительно-монтажных работ. Так, в 1975 г. объем земляных работ возрастет до 12—13 млрд, м3, монтажных работ — до 300 млн. т. Эти задачи должны быть решены без увеличения численности работников, за­ нятых в строительстве, за счет повышения производи­ тельности труда на 30—40% по сравнению с уровнем 1970 г. Поэтому Директивами XXIV съезда КПСС пре­ дусмотрено превращение строительного производства в комплексно-механизированный процесс.

Советский Союз имеет громадный парк строительных машин и механизмов, превосходящих зарубежные по ряду показателей. Пятилетний план предопределяет опе­ режающие темпы роста выпуска строительных машин и оборудования, что видно из следующего: капитальные вложения в народное хозяйство в 1975 г. намечено уве­ личить на 36—40% 1 а в производство строительной тех­

ники— на 77%.

Задача строителей и, в частности, электриков — обес­ печить высокопроизводительную и бесперебойную рабо­ ту оборудования. Важнейшая роль в ее выполнении при­ надлежит приемо-сдаточным (предпусковым) и профи­ лактическим испытаниям электроустановок строительных площадок.

Предпусковые испытания позволяют: оценить состоя­ ние оборудования после его транспортирования и хранения, определить необходимость сушки изоляции, проверить качество монтажа, получить исходные харак­ теристики, нужные для последующего контроля в эк­ сплуатации. По результатам приемо-сдаточных испыта­ ний принимается решение о возможности включения оборудования в работу.

Профилактические испытания, проводимые в процес­ се ремонта, и межремонтные испытания выявляют

3

дефекты оборудования, возникшие за время его эксплуа­ тации. Результаты этих испытаний дают возможность уточнить объем ремонта.

Цель настоящего пособия — дать электромонтеру, об­ служивающему электрооборудование строительной пло­ щадки, сведения, необходимые для ввода в действие но­ вых установок и производства испытаний оборудования

входе его эксплуатации.

Впоследние годы появились новые виды электрообо­ рудования. Например, тиристорные преобразователи и унифицированные блочные системы регулирования (УБСР), только начинающие внедряться для управле­ ния электроприводом строительных машин, имеют большие перспективы. Поэтому одна из глав книги по­ священа испытаниям таких устройств.

Вкниге предпринята попытка обобщить передовой опыт организации испытаний электрооборудования на строительной площадке, использования новых приборов и устройств, отразить специфику проведения испытаний применительно к требованиям обеспечения безопасности работающих.

Авторы надеются, что изложенный в книге материал будет способствовать повышению эффективности и куль­ туры обслуживания электрооборудования строительных площадок.


Гла ва п е р в а я

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

§ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Электрооборудование строительных площадок долж­ но испытываться перед первым включением (предпуско­ вые, или приемо-сдаточные испытания) и периодически в процессе эксплуатации (профилактические испытания).

П р е д п у с к о в ы е и с п ы т а н и я

проводятся в соот­

ветствии с Правилами устройства

электроустановок

(ПУЭ) [I] в определенной последовательности:

проверка соответствия смонтированного электрообо­ рудования проекту;

контроль правильности монтажа и технического со­ стояния оборудования;

снятие характеристик и регулировка отдельных эле­ ментов установки (электродвигателей, аппаратов, при­ боров) ;

составление протоколов испытаний, служащих осно­ вой для оценки результатов профилактических испытав ний, и заключения о возможности сдачи (приемки) уста­ новки в эксплуатацию; включение установки в работу.

П р о ф и л а к т и ч е с к и е

и с п ы т а н и я

выпол­

няются

согласно Правилам

технической эксплуатации

(ПТЭ)

[2] и имеют целью выявить возникающие в про­

цессе работы оборудования скрытые дефекты, а также установить пригодность электрооборудования к дальней­ шей эксплуатации.

Предпусковые и профилактические испытания электрооборудования всех машин и механизмов

б

строительных

площадок выполняют эксплуатацион­

ные или

эксплуатационно-производственные отделы

(участки)

и

службы

ППР

(планово-предупреди­

тельных

ремонтов)

трестов и

управлений

механиза­

ции.

 

 

 

 

 

 

Предпусковые

и

профилактические

испытания

устройств электроснабжения, электротермического и осветительного оборудования на строительных площад­ ках осуществляют службы главного энергетика генпод­ рядных трестов по инженерной подготовке строительных объектов.

В некоторых случаях ввод в действие электрообору­ дования строительных площадок поручается специализи­ рованным субподрядным организациям — пусконаладоч,- ным управлениям.

Предпусковые испытания относятся к завершающей стадии строительно-монтажных работ и обеспечивают ввод в эксплуатацию смонтированного электрооборудо­ вания. Поэтому о б я з а т е л ь н ы м условием своевремен­ ного и качественного проведения этих испытаний яв­ ляется их четкая организация, при которой большая часть работ проводится параллельно со строительно-мон­ тажными работами, а не после их окончания, что со­ кращает сроки ввода оборудования в эксплуатацию.

Организация испытаний предусматривает решение следующих задач:

а) достижение проектных показателей; б) ввод установки в действие в соответствии с утвер­

жденным графиком; в) обеспечение в период проверки и пусковых испы­

таний безопасных условий труда как электромонтеров, так и работников смежных организаций;

г) накопление и обработка технических данных и со­ ставление документации, отражающей результаты про­ веденных работ, качество оборудования, проекта и мон­ тажа.

До начала предпусковых испытаний составляется ка­ лендарный график передачи отдельных участков, машин и механизмов для испытаний с указанием сроков ввода их в эксплуатацию; этот график согласовывается с пред­ ставителями монтажных организаций и заказчика. Кро­ ме того, составляется график испытаний по каждому участку, машине, механизму, который является заданием


для звена, испытывающего электрооборудование данного объекта.

Разбивка исполнителей на звенья (бригады) произ­ водится с учетом сложности работ. Перед выдачей зада­ нияпроизводитель работ должен подробно проин­ структировать персонал как в отношении технического исполнения испытаний, так и в части мер безопасности. Проведение инструктажа по технике безопасности под­ тверждается подписями ответственного за электрохо­ зяйство и членов бригады, прошедших инструктаж, в Журнале регистрации производственного инструктажа работников по технике безопасности на рабочем месте (приложение ]).

■Перед началом работ необходимо подготовить весь состав бригады к испытаниям. С этой целью производи­ тель работ знакомит исполнителей с особенностями строительной площадки и ее оборудования.

В некоторых случаях требуется также проведение за­ нятий с электромонтерами для подробного и тщатель­ ного изучения новых электроустановок. Затем, каждое звено самостоятельно изучает документацию на обору­ дование, которое ему предстоит испытывать.

При наличии большого количества идентичных схем и территориальной близости установок целесообразно на начальной стадии испытаний разбить все работы на однотипные операции и выполнение каждой из них на всех объектах поручить одному звену (например, испы­ тания трансформаторов тока, проверка автоматов ит.д.). Однако и в этом случае доведение испытаний.на каждом объекте до полного завершения выполняет звено, кото­ рому данный объект поручен.

Каждое звено обеспечивается комплектом измери­ тельных приборов, инструментов, коммутационными про­ водами, индивидуальными защитными средствами (ди­ электрическими перчатками, защитными очками), указа­ телями напряжения, предупредительными плакатами, принципиальными и монтажными схемами, бланками протоколов наладки, блокнотами шП-i тетрадями.

Ответственность за сохранность приборов и докумен­ тации несет ведущий электромонтер звена.

В период испытаний рекомендуется проводить про­ изводственные совещания (примерно один раз в неделю), на которых руководители звеньев делают сообщения о

7

ходе работ на порученных объектах, возникших затруд­ нениях и т. д. На таких совещаниях осуществляется об­ мен опытом и проверяется соблюдение графиков работ.

Предпусковые испытания можно разделить-на четыре основных этапа:

1 - й э т а п — работы, проводимые без подачи напря­ жения в схему электроустановки;

2 - й э т а п — работы, ведущиеся, при подаче напря­ жения только в оперативные цепи управления, защиты и сигнализации;

3 - й э т а п — работы, проводимые после подачи на­ пряжения по постоянной схеме в оперативные и силовые цепи, пробные испытания электродвигателей и механиз­ мов;

4 - й э т а п — пробная эксплуатация электроустановки. Для объектов электроснабжения третий этап яв­

ляется завершающим.

К началу п е р в о г о э т а п а должна быть закончена установка основного оборудования, смонтированы цепи вторичной коммутации. Могут быть не завершены работы по прокладке кабелей, заливке трансформаторов маслом, ошиновке, окраске, не установлено некоторое вспомога­ тельное оборудование. На первом этапе испытания ве­ дутся одновременно с завершением строительно-монтаж­ ных работ.

Предпусковые испытания на первом этапе можно раз­ бить на две группы работ:

1) внешний осмотр оборудования, выявление дефек­ тов и недоделок, некоторые измерения (сопротивления изоляции, сопротивления постоянному току обмоток, пе­ реходных сопротивлений масляных выключателей), про­ верка и регулировка механической части релейно-кон­ такторной аппаратуры;

2) проверка отдельных элементов со сборкой времен­ ных испытательных схем — настройка реле, проверка си­ ловых трансформаторов, трансформаторов тока и напря­ жения, диодов и тиристоров, проверка п снятие характе­ ристик усилителей, настройка устройств максимальной защиты.

В результате работ первого этапа должны быть выяв­ лены: необходимость замены оборудования, не соответ­ ствующего проекту или условиям работы на строитель­ ной площадке, потребность в ремонтах, сушке оборудо­

8


вания, недоделки и дефекты монтажа. Всё замечания фиксируются в Журнале дефектов (приложение 2).

Работы в т о р о г о э т а п а начинаются после уста­ новки всего оборудования и окончания монтажа цепей вторичной коммутации. Могут быть не закончены ра­ боты по монтажу цепей первичной коммутации.

К работам второго этапа относятся:

измерение сопротивления изоляции цепей вторичной коммутации;

проверка правильности смонтированных, схем управ­ ления, защиты и сигнализации;

подача напряжения во вторичные цепи и комплексная проверка всех элементов, их взаимосвязи и блокировок;

контроль действия коммутационной аппаратуры; испытание цепей вторичной коммутации повышенным

напряжением.

На втором этапе также делают записи, п Журнале дефектов.

Начало работ т р е т ь е г о э т а п а определяется пол­ ным завершением электро- и механомонтажных работ. На этом этапе испытания проводят после подачи напря­ жения по постоянной схеме в оперативные и силовые цепи.

Работы иа третьем этапе заключаются d следующем:

фазируют линии питания; проверяют правильность подключения силовых цепей

к приемникам и источникам электроэнергии; испытывают изоляцию силовых цепей и электрообо­

рудования повышенным напряжением; проверяют схемы защиты первичным током;

производят пробное включение электроустановки и снимают необходимые характеристики на действующей установке;

опробывают электродвигатели совместно с механиз­ мами;

окончательно настраивают защитную аппаратуру, пу­ тевые и конечные выключатели, командоаппараты, тор­ моза.

В испытаниях механизмов должны принимать уча­ стие представители механо-, электромонтажной органи- ' заций и заказчика.

Для обеспечения безопасности при опробовании ме­ ханизмов ведется специальный журнал (приложение 3).

9