Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Тяга двигателя с нерегулируемым реактивным соплом зави сит от давления р* в камере сгорания при прочих одинаковых
условиях. Изменение давления р*. в камере сгорания может быть
осуществлено за счет изменения расхода отт топлива. Таким об разом, регулирование тяги двигателя возможно путем изменения расхода топлива, а о величине тяги можно судить по давлению
Рис. |
9.9. |
Зависимость |
удельной тяги |
|
Ж РД |
от коэффициента |
избытка |
окисли |
|
теля |
а н |
степени расширения |
газа на |
|
сопле |
Рс |
при диссоциации (сплошные |
линии) и при ее отсутствии (пунктирные линии).
Рис. 9.10. Принципиальная схема управления ЖРД-
в камере сгорания, так как непосредственное измерение тяги дви гателя затруднительно.
Поддержание заданного значения тяги осуществляется регу лятором тяги Ш (рис. 9.10). Сигнал от измерителя 7 давления в камере сгорания сравнивается с сигналом Х° настройки. При наличии рассогласования итоговый сигнал усиливается и выда ется на исполнительный механизм, приводящий в действие регу лирующий орган.
Изменение расхода топлива возможно за счет изменения про ходных сечений дроссельных кранов, установленных на линиях компонентов топлива, при-вытеснительной подаче либо путем из менения оборотов турбины турбонасосного агрегата при насос ной подаче. В последнем случае регулирующим -органом будет
111
служить дроссельный кран 8 на линии одного из компонентов топлива, подаваемого в газогенератор (ГГ).
В систему управления Ж РД входят также устройства, обес печивающие подготовку к запуску и запуск двигателя, вывод двигателя на расчетный режим и останов двигателя.
|
|
|
|
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
|
1. |
А л ем а с о в |
|
В. Е. Теория ракетных двигателей. М., Оборонгиз, |
1962. |
||||||
|
2. |
Теория авиационных двигателей. Ч. II. Теория реактивных двигателей. |
|||||||||
М., |
Воениздат, |
1960, |
авт.: |
В о с т р и к о в |
С. |
И., |
З у е в |
Л. И., К у з н е |
|||
ц о в |
В. |
И., М а х н у |
т и н |
М. А., Н е с п е л а |
А. |
Н., П е л и ш е н к о В. А., |
|||||
Т о к м а к о в А Д -, Ф и л и и А. М. |
|
|
|
|
|
||||||
|
3. |
В о л к о в |
Е. Б. Ракетные двигатели. М., Воениздат, .1961. |
|
|||||||
|
4. |
И н о з е м ц е в |
Н. В. Авиационные газотурбинные двигатели. М., Изд. |
||||||||
оборонной промышленности, |
1955. |
|
|
|
|
|
|||||
|
5. К у л а г и н |
И. И. Основы теории |
авиационных |
газотурбинных |
дви |
||||||
гателей. М., Воениздат, 1967. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
6. |
К л я ч к и н |
А. Л. Теория воздушно-реактивных двигателей. М., |
«Ма |
|||||||
шиностроение», 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
7.Н е ч а е в Ю. Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов. М., Воениздат, 1963.
8.С к у б а ч е в с к и й Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. М., «Машиностроение», 1965.
9.Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины. М., Изд. Обо
ронной |
промышленности. 1956, |
авт.: |
С т е ч к и н |
Б. С., К а з а и д ж а н |
П. К-, |
|||||
А л е к с е е в Л. П., Г о в о р о в |
А. Н., |
Ф е д о р о в |
Р. М. |
|
|
|||||
10. Теория |
реактивных |
двигателей. Рабочий процесс и характеристики. |
||||||||
М., Изд. Оборонной промышленности, |
1958, авт.: С т е ч к и н Б. С., К а з а и |
|||||||||
д ж а н |
П. |
К-, |
А л е к с е е в |
Л. |
П., Г о в о р о в |
А. Н., |
К о н о в а л о в |
И. Е., |
||
Н е ч а е в |
Ю. Н., Ф е д о р о в |
Р. М. |
|
Г. Б. Введение |
в ракетную технику. |
|||||
11. |
Ф е д о с ь е в В. И., |
С и и я р е в |
||||||||
М., Оборонгиз., |
I960. |
|
|
|
|
|
|
|
12. Ш е в я к о в А. А. Автоматика авиационных и ракетных силовых уста новок. М:, «Машиностроение», 1970.
|
|
|
|
I■ |
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
|
|
I |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а з д е л |
1. |
Элементы воздушно-реактивных двигателей |
|
|
|||||
|
|
Глава I. Входные устройства воздушно-реактивных двигателей |
|
|
|||||||
§ |
1. Дозвуковые |
диф ф узора............................................................ |
' . |
. . |
. . . . |
|
3 |
||||
§ 2. Сверхзвуковые |
диф ф узоры ............................................................................. |
|
|
|
|
5 |
|||||
§ 3. |
Влияние' режима работы двигателя и числа М0 полета |
на |
работу |
|
|||||||
|
|
д и ф ф у з о р а .................................................... |
|
|
; ..................................... |
|
|
|
7 |
|
|
§ 4. |
Регулирование |
сверхзвукового диф ф узора................................. |
|
|
10 |
|
|||||
|
|
|
|
Глава II. Компрессор |
|
|
|
|
|
||
§ |
1. |
Устройство |
и принцип |
действия осевого |
к ом п р ессор а ...... |
. |
. . ^. |
12 |
15 |
||
§ |
2. |
Основные показатели и зависимости для |
компрессора . |
. |
|||||||
§ 3. |
Характеристики компрессора.................................................................. |
|
|
. |
23 |
19 |
|||||
§ 4. |
Неустойчивая |
работа |
|
(помпаж) компрессора ......................... |
|
|
|
||||
§ 5. |
Регулирование |
компрессора............................................................... |
|
|
|
25 |
|
||||
|
|
|
|
Глава |
III. Камеры сгорания |
|
|
|
|
||
§ |
1. |
Виды и устройство камер сгорания......................................... |
|
: . . . |
. |
28 |
|||||
§ |
2. |
Основные показатели |
и зависимости для камеры сгорания. . . . |
|
31 |
||||||
|
|
|
|
Глава |
IV. Газовая турбина |
|
|
|
|
||
§ |
I. |
Устройство и принцип действия газовой турбины ................ |
|
|
32 |
|
|||||
§ |
2. |
Основные показатели и зависимости для газовой турбины. . . . |
|
35 |
|||||||
§ 3. |
Управление |
турбиной |
........................................................................... |
|
|
|
39 |
|
|||
|
|
Глава V. Реактивные сопла двигателей |
|
|
|
|
|||||
§ |
1. |
Виды и устройства реактивных сопел двигателей . . . . . . . . |
|
41 |
|||||||
§ |
2. |
Основные зависимости |
|
и показатели для |
реактивного сопла . . . |
44 |
|||||
|
|
|
Р а з д е л |
|
2. Реактивные двигатели |
|
|
|
|
||
|
|
|
Глава VI. Турбореактивные двигатели |
|
|
|
|
||||
§ |
1. Устройство |
и принцип |
действия двигателя ........................................... |
|
|
|
47 |
||||
§ |
|
2.Идеальный цикл двигателя.......................................................................... |
|
|
|
|
48 |
||||
§ |
|
3.Работа за цикл реального .................двигателя |
.......................................... |
|
|
|
50 |
||||
§ |
.4. -Зависимость удельной |
тяги и удельного расхода топлива от па |
|
||||||||
|
|
раметров |
рабочего |
п .....................................................р оц есса |
|
|
|
|
|
§5. Режимы работы двигателя. Изменение параметров рабочего про
|
|
цесса при работе двигателя ............................................................................. |
55 |
• § |
6. |
Влияние условий полета на параметры рабочего процесса . . . |
60 |
§ |
7. |
Управление двигателем.......................................................................................... |
63 |
§8.Программы регулирования двигателя . .
§9.Характеристики двигателя......................................................................
§ 10. |
Форсирование тяги турбореактивного двигателя .............................. |
72 |
8 |
Заказ № 520 |
ИЗ |
|
|
Глава VII. |
Турбовинтовые двигатели |
|
§ 1. Устройство |
и принцип |
действия двигателя........................................... |
78 |
|
§ 2. Эквивалентная работа, эквивалентная мощность и удельный эф |
||||
|
фективный |
расход топлива ......................................................................... |
79 |
|
§ 3. Оптимальное распределение работы цикла двигателя между вин |
||||
|
том и кинетической энергией струн газа ............................................... |
81 |
||
§ 4. |
Зависимость |
эквивалентной работы и удельного |
эффективного |
|
|
расхода топлива от параметров рабочего процесса |
.......................... 82 |
||
§ 5. Управление |
двигателем ..................................................................................... |
83 |
||
§ 6. Программы регулирования двигателя...................... ................................. |
86 |
|||
§ 7. |
Характеристики двигателя................................................................................ |
86 |
||
|
Глава VIII. Двухконтурные турбореактивные двигатели |
|||
§ 1. Устройство |
и принцип |
действия д в и га т ел я ............................................ |
90 |
|
§ 2. Удельная тяга и удельный расход топлива............................................... |
92 |
|||
§ 3. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива от па |
||||
|
раметров рабочего процесса ........................................................................ |
93 |
||
§ 4. Управление |
двигателем ........................................................... |
96 |
||
§ 5. Характеристики дви гател я .............................................................................. |
99 |
|||
|
Глава IX. Жидкостные ракетные двигатели |
|
||
§ I. Устройство |
и принципдействия двигателя.............................................. |
102 |
||
§ 2. |
Системы питания................................................................................................. |
|
104 |
|
§ 3. |
Тяга двигателя..................................................................................................... |
|
107 |
|
§ 4. |
Характеристики дв и гател я ............................................................................. |
109 |
||
I 5. |
Управление |
двигателем .................................................................................... |
ПО |
|
Л и т ер а т у р а ....................................................................................................................... |
|
|
112 |
Редактор Р. В. Добринская. |
Корректор Т. В. Голдус |
Сдано в набор 18/IV-73 г. Подписано к печати І/Хі-73 г. Формат бумаги ■ 60Х90'/ібОбъем 74s печ. л. Тираж 1000 экз. М-11424. Цена 90 коп. Зак. 520.
Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжном торговли.
190000, Ленинград, Прачечный мер., В.
1