Файл: Михайлов, В. И. Термодинамика и силовые установки летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тяга двигателя с нерегулируемым реактивным соплом зави­ сит от давления р* в камере сгорания при прочих одинаковых

условиях. Изменение давления р*. в камере сгорания может быть

осуществлено за счет изменения расхода отт топлива. Таким об­ разом, регулирование тяги двигателя возможно путем изменения расхода топлива, а о величине тяги можно судить по давлению

Рис.

9.9.

Зависимость

удельной тяги

Ж РД

от коэффициента

избытка

окисли­

теля

а н

степени расширения

газа на

сопле

Рс

при диссоциации (сплошные

линии) и при ее отсутствии (пунктирные линии).

Рис. 9.10. Принципиальная схема управления ЖРД-

в камере сгорания, так как непосредственное измерение тяги дви­ гателя затруднительно.

Поддержание заданного значения тяги осуществляется регу­ лятором тяги Ш (рис. 9.10). Сигнал от измерителя 7 давления в камере сгорания сравнивается с сигналом Х° настройки. При наличии рассогласования итоговый сигнал усиливается и выда­ ется на исполнительный механизм, приводящий в действие регу­ лирующий орган.

Изменение расхода топлива возможно за счет изменения про­ ходных сечений дроссельных кранов, установленных на линиях компонентов топлива, при-вытеснительной подаче либо путем из­ менения оборотов турбины турбонасосного агрегата при насос­ ной подаче. В последнем случае регулирующим -органом будет

111

служить дроссельный кран 8 на линии одного из компонентов топлива, подаваемого в газогенератор (ГГ).

В систему управления Ж РД входят также устройства, обес­ печивающие подготовку к запуску и запуск двигателя, вывод двигателя на расчетный режим и останов двигателя.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

 

 

1.

А л ем а с о в

 

В. Е. Теория ракетных двигателей. М., Оборонгиз,

1962.

 

2.

Теория авиационных двигателей. Ч. II. Теория реактивных двигателей.

М.,

Воениздат,

1960,

авт.:

В о с т р и к о в

С.

И.,

З у е в

Л. И., К у з н е ­

ц о в

В.

И., М а х н у

т и н

М. А., Н е с п е л а

А.

Н., П е л и ш е н к о В. А.,

Т о к м а к о в А Д -, Ф и л и и А. М.

 

 

 

 

 

 

3.

В о л к о в

Е. Б. Ракетные двигатели. М., Воениздат, .1961.

 

 

4.

И н о з е м ц е в

Н. В. Авиационные газотурбинные двигатели. М., Изд.

оборонной промышленности,

1955.

 

 

 

 

 

 

5. К у л а г и н

И. И. Основы теории

авиационных

газотурбинных

дви­

гателей. М., Воениздат, 1967.

 

 

 

 

 

 

 

6.

К л я ч к и н

А. Л. Теория воздушно-реактивных двигателей. М.,

«Ма­

шиностроение», 1969.

 

 

 

 

 

 

 

7.Н е ч а е в Ю. Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов. М., Воениздат, 1963.

8.С к у б а ч е в с к и й Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели. М., «Машиностроение», 1965.

9.Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины. М., Изд. Обо­

ронной

промышленности. 1956,

авт.:

С т е ч к и н

Б. С., К а з а и д ж а н

П. К-,

А л е к с е е в Л. П., Г о в о р о в

А. Н.,

Ф е д о р о в

Р. М.

 

 

10. Теория

реактивных

двигателей. Рабочий процесс и характеристики.

М., Изд. Оборонной промышленности,

1958, авт.: С т е ч к и н Б. С., К а з а и ­

д ж а н

П.

К-,

А л е к с е е в

Л.

П., Г о в о р о в

А. Н.,

К о н о в а л о в

И. Е.,

Н е ч а е в

Ю. Н., Ф е д о р о в

Р. М.

 

Г. Б. Введение

в ракетную технику.

11.

Ф е д о с ь е в В. И.,

С и и я р е в

М., Оборонгиз.,

I960.

 

 

 

 

 

 

 

12. Ш е в я к о в А. А. Автоматика авиационных и ракетных силовых уста­ новок. М:, «Машиностроение», 1970.


 

 

 

 

I■

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

 

I

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а з д е л

1.

Элементы воздушно-реактивных двигателей

 

 

 

 

Глава I. Входные устройства воздушно-реактивных двигателей

 

 

§

1. Дозвуковые

диф ф узора............................................................

' .

. .

. . . .

 

3

§ 2. Сверхзвуковые

диф ф узоры .............................................................................

 

 

 

 

5

§ 3.

Влияние' режима работы двигателя и числа М0 полета

на

работу

 

 

 

д и ф ф у з о р а ....................................................

 

 

; .....................................

 

 

 

7

 

§ 4.

Регулирование

сверхзвукового диф ф узора.................................

 

 

10

 

 

 

 

 

Глава II. Компрессор

 

 

 

 

 

§

1.

Устройство

и принцип

действия осевого

к ом п р ессор а ......

.

. . ^.

12

15

§

2.

Основные показатели и зависимости для

компрессора .

.

§ 3.

Характеристики компрессора..................................................................

 

 

.

23

19

§ 4.

Неустойчивая

работа

 

(помпаж) компрессора .........................

 

 

 

§ 5.

Регулирование

компрессора...............................................................

 

 

 

25

 

 

 

 

 

Глава

III. Камеры сгорания

 

 

 

 

§

1.

Виды и устройство камер сгорания.........................................

 

: . . .

.

28

§

2.

Основные показатели

и зависимости для камеры сгорания. . . .

 

31

 

 

 

 

Глава

IV. Газовая турбина

 

 

 

 

§

I.

Устройство и принцип действия газовой турбины ................

 

 

32

 

§

2.

Основные показатели и зависимости для газовой турбины. . . .

 

35

§ 3.

Управление

турбиной

...........................................................................

 

 

 

39

 

 

 

Глава V. Реактивные сопла двигателей

 

 

 

 

§

1.

Виды и устройства реактивных сопел двигателей . . . . . . . .

 

41

§

2.

Основные зависимости

 

и показатели для

реактивного сопла . . .

44

 

 

 

Р а з д е л

 

2. Реактивные двигатели

 

 

 

 

 

 

 

Глава VI. Турбореактивные двигатели

 

 

 

 

§

1. Устройство

и принцип

действия двигателя ...........................................

 

 

 

47

§

 

2.Идеальный цикл двигателя..........................................................................

 

 

 

 

48

§

 

3.Работа за цикл реального .................двигателя

..........................................

 

 

 

50

§

.4. -Зависимость удельной

тяги и удельного расхода топлива от па­

 

 

 

раметров

рабочего

п .....................................................р оц есса

 

 

 

 

 

§5. Режимы работы двигателя. Изменение параметров рабочего про­

 

 

цесса при работе двигателя .............................................................................

55

• §

6.

Влияние условий полета на параметры рабочего процесса . . .

60

§

7.

Управление двигателем..........................................................................................

63

§8.Программы регулирования двигателя . .

§9.Характеристики двигателя......................................................................

§ 10.

Форсирование тяги турбореактивного двигателя ..............................

72

8

Заказ № 520

ИЗ


 

 

Глава VII.

Турбовинтовые двигатели

 

§ 1. Устройство

и принцип

действия двигателя...........................................

78

§ 2. Эквивалентная работа, эквивалентная мощность и удельный эф­

 

фективный

расход топлива .........................................................................

79

§ 3. Оптимальное распределение работы цикла двигателя между вин­

 

том и кинетической энергией струн газа ...............................................

81

§ 4.

Зависимость

эквивалентной работы и удельного

эффективного

 

расхода топлива от параметров рабочего процесса

.......................... 82

§ 5. Управление

двигателем .....................................................................................

83

§ 6. Программы регулирования двигателя...................... .................................

86

§ 7.

Характеристики двигателя................................................................................

86

 

Глава VIII. Двухконтурные турбореактивные двигатели

§ 1. Устройство

и принцип

действия д в и га т ел я ............................................

90

§ 2. Удельная тяга и удельный расход топлива...............................................

92

§ 3. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива от па­

 

раметров рабочего процесса ........................................................................

93

§ 4. Управление

двигателем ...........................................................

96

§ 5. Характеристики дви гател я ..............................................................................

99

 

Глава IX. Жидкостные ракетные двигатели

 

§ I. Устройство

и принципдействия двигателя..............................................

102

§ 2.

Системы питания.................................................................................................

 

104

§ 3.

Тяга двигателя.....................................................................................................

 

107

§ 4.

Характеристики дв и гател я .............................................................................

109

I 5.

Управление

двигателем ....................................................................................

ПО

Л и т ер а т у р а .......................................................................................................................

 

 

112

Редактор Р. В. Добринская.

Корректор Т. В. Голдус

Сдано в набор 18/IV-73 г. Подписано к печати І/Хі-73 г. Формат бумаги ■ 60Х90'/ібОбъем 74s печ. л. Тираж 1000 экз. М-11424. Цена 90 коп. Зак. 520.

Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжном торговли.

190000, Ленинград, Прачечный мер., В.


1