Файл: Миловидов, Н. Н. Текстиль - век двадцатый.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

высушивают проклеенную шлихтой основу. Сложная автоматика контролирует уровень шлихты в корыте и температуру раство­ ра, давление пара в барабанах. Шлихта приготовляется со всей тщательностью, на ее изготовление расходуются значительные средства и материалы, шлихтовальные отделы занимают на фаб­ риках солидную производственную площадь.

Рядом с ткацкой фабрикой, часто дверь в дверь, находится красильно-отделочная фабрика, принимающая продукцию с пер­ вой для последующей обработки. Что же делают с тканью в процессе отделки? Просторные залы, сложное оборудование, до­ рогие химические материалы здесь с самого начала расходуют­ ся для того, чтобы... расшлихтовать ткань, т. е. уничтожить ре­ зультаты деятельности шлихтовальщиков. «Это необходимо, — по­ ясняют потрясенному новичку,— иначе ткань не будет равномер­ но и глубоко прокрашиваться, иначе ткань не будет иметь не­ обходимой гигроскопичности, иначе...» Иначе говоря, в первых же цехах красильпо-отделочной фабрики старательно уничтожаются результаты нелегкого труда шлихтовальщиков — работников ткацкой фабрики. И все это с затратами человеческого труда, электроэнергии и дорогостоящих химикатов.

Подобная технология применяется у нас — текстильщиков доб­ рую сотню лет. Где же ты, новейшая технология и техника?! Следующий пример.

Собираются крупные специалисты и обсуждают вопрос: «На ка­ кое среднее ожидаемое количество аварий можно рассчитывать при работе на машинах данной марки». Обсуждают долго, спорят, сравнивают данные за предыдущие годы и, наконец, решают: «Будем строить план из расчета, что каждый час произойдет в среднем 40 аварий на единицу оборудования».

Думаете, так не бывает? Ошибаетесь! Все прядильные и ткац­ кие фабрики планируют фронт обслуживания станков и веретен на прядильном оборудовании исходя из уровня так называемой нормальной (или проектной) обрывности. Чем меньше обрывов, тем больший фронт можно получить для обслуживания машин. Но каждый обрыв — это авария. Следовательно, приведенная выше картина отнюдь не фантазия, она обычна в жизни текстиль­ щиков. Мало того, сравнип уровень запланированпой обрывности с соответствующими данными за предыдущий период, текстиль­ щик может даже с гордостью сказать, что по сравнению с пре­

дыдущим отчетным периодом мы имеем

достижения — обрыв­

ность снижена, предположим, на 20%.

представляется нере­

Пока что, с точки зрения текстильщика,

9



альной возможность работы совсем без аварий, т. е. без об­ рывов.

Ну а что если некто предложит вам мощный паровой молот в качестве средства... для раздавливания комаров? Опустим ком­ ментарии в адрес такого «рационализатора». Но ведь нечто по­ добное мы имеем в текстильном машиностроении. Судите сами. Чесальная машина ЧМС-450 для хлопка может переработать за

час не

более

15

килограмм волокна,

а

весит она 3450 кило­

грамм.

230

часов

непрерывной работы потребуется такой маши­

не, чтобы

вес

переработанного

ею волокна

сравнялся,

наконец,

с ее собственным

весом. И это

еще

не

все.

Уже ость

машины,

значительно уменьшенные по габариту, и тем но менее более высокой производительности, однако не все текстильщики счи­ тают возможным перейти на малогабаритные чесальные маши­ ны, хотя никто еще не доказал, с точки зрения теории чесания и практики фабрик, что качество прочеса на малогабаритных

машинах должно получиться хуже.

Поневоле приходят в

голову

«опасные» мысли: может, машиностроительным заводам

выгод­

ны многотоннашные машины — без

особых хлопот растет

вало­

вая продукция. Но куда же текстильщики смотрят?!

 

Начнем вновь фантазировать.

 

 

По рельсам движется железнодорожный состав из десяти тысяч вагонов. Только в одном из вагонов полезный груз, а остальные девять тысяч девятьсот девяносто девять вагонов загружены равным по весу балластом, который можно было бы и не во­ зить. Каков коэффициент полезного действия столь странного поезда?

У этой фантазии есть совершенно точпая копия в действитель­ ном мире. Вес челнока на ткацком челночном станке около 430— 450 грамм, а вес уточной нити, которую челнок перебрасывает за один пролет из одной челночной коробки в другую, не более 40 миллиграмм. Значит, даже если не принимать в расчет веса шпули и запаса пряжи на ней, а вес челнока округлить до 400 грамм, все равно вес «тары» превзойдет вес полезного груза, причем как раз в 10 000 раз! Понятным теперц становится стрем­ ление ткачей перейти к бесчелночному ткачеству.

Вот так. Кончается XX век, а в текстильной промышленности совершенно изумительные по остроумию конструкции все еще окружают накопившиеся за долгий период большие и малые проблемы. Есть над чем призадуматься и поработать и прак­ тикам, и теоретикам пашей текстильной технологии. «Велые пятна» ждут своих открывателей и исследователей!

10


Будущая техника и технология рождается сегодня; значит, надо сегодня думать над ее неотложными вопросами. Некоторые из них ставятся на страницах этой книги. Читатель без труда за­ метит, что не все отрасли текстильной промышленности затра­ гиваются автором. Однако легко распространить вопросы, рас­ сматриваемые для волокон одних видов, и на волокна других видов.

СЫРЬЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СКОЛЬКО КОСТЮМОВ НУЖНО ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ

В клубе одной из фабрик шел доклад на тему «Зримые черты коммунизма». В яркой форме докладчик рассказывал слушате­ лям о значении укрепления и роста материально-технической базы в строительстве коммунизма, о роли дальнейшего совер­ шенствования характера общественных отношений и идейно­ политического воспитания масс. Глубокому анализу было под­ вергнуто известное положение коммунизма: «От каждого по спо­ собностям, каждому по потребностям».

После доклада посыпались вопросы. Чувствовалось, что тема всех волнует. Среди прочих к докладчику поступила записка такого содержания: «Вот вы, товарищ докладчик, говорите, что при коммунизме все будут получать по потребностям. А если ктонибудь потребует, чтобы ему выдали сразу сто костюмов, да­ дут их ему или нет?» В зале сразу возникла веселая тишина. Докладчик выдержал паузу и спокойно ответил: «Конечно, да­ дут». А затем добавил: «Правда, после выдачи всех ста костю­ мов такого оригинала немедленно направят к психиатру. Ведь нормальному человеку одновременно сто костюмов не потре­ буется!» «Проблема» была исчерпана. Действительно, зачем запасаться

ведрами воды в доме, где исправен водопровод и «по потреб­ ности» можно получить воды сколько угодно.

Все помнят знаменитую сцену встречи В. И. Ленина и англий­

ского

писателя

из пьесы

Н.

Погодина «Кремлевские

куран­

ты».

Писатель

потрясен:

в

самый разгар гражданской

войны

н хозяйственной разрухп Ленин может мечтать об электрифи­ кации всей страны. Кругом голод и разорение, вся Россия «во мгле», даже у знаменитого писателя Горького «всего один ко­ стюм»...

11


Сейчас, спустя много Jiet,

Когда Черты нового коммунистическо­

го общества становятся все более

зримыми,

когда коммунизм —

это наше

к о н к р е т н о е

будущее,

наступило

время

рассмотреть

проблему

потребности человека в

одежде, ответить

на вопросы,

сколько и какой одежды должен иметь человек «по потребно­ сти» в своем гардеробе. Речь идет, разумеется, о нормальной потребности и о рациональном гардеробе.

Не из праздного любопытства приходится решать такую задачу. Количество работающих в текстильной и швейной промышлен­ ности, количество оборудования на фабриках, затраты электро­ энергии, необходимое сырье для текстильной промышленности — все в конечном счете определяется масштабами выпускаемой готовой продукции, потребностями в ней. И установить эти по­ требности надо в масштабах всей страны.

Прежде всего, очевидно, нужно знать численность населения. И не вообще, а раздельно по возрастам и даже по «швейным размерам» (росту, размеру, полноте). Если первая часть сведе­ ний — удел статистики, то вторая относится к «ведомству антро­ пологии».

Далее необходимо знать, сколько метров ткани (или трикотаж­ ного полотна) потребуется для изготовления одежды каждого конкретного вида — платья, костюма, юбки, пальто и т. д. Пожа­ луй, самая тяжелая задача заключена именно здесь, поскольку

решающее слово в такого рода вопросах принадлежит

моде, а,

как

говорят, там, где

присутствует

мода, отсутствует

логика.

Мода

очень изменчива!

У нас еще поговаривают о мини-юбках,

а в

Париже уже переключились на

макси-одежду. Того, что

будет послезавтра, не берется предсказать даже всезнающий Об­ щесоюзный Дом моделей. А предсказывать надо, хотя бы в ка­ ких-то пределах, потому что без прогнозов невозможен расчет количества расходуемых текстильных материалов.

В подобных расчетах надо учитывать и национальные тради­ ции народностей, населяющих СССР, и географические и кли­ матические условия отдельных районов нашей страны. Следует учитывать и то, что в разработке новых фасонов одежды все

более берет

верх стремление к

созданию р

а ц и о н а л ь н ы х ее

с и л у э т о в ,

соответствующих

назначению

одежды и удобству

использования.

И мы вновь возвращаемся к тому, с чего начали: сколько? Сколько платьев, сколько костюмов и т. д. должно быть в гарде­ робе каждого из нас исходя из принципа «но потребности»?

Расчеты уже имеются. Правда, им сопутствовали очень долгие

12