Файл: Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та. Чтобы выполнять такой объем вскрышных работ прежней техникой, потребовались бы десятки экска­ ваторов цикличного действия, сотни автосамосвалов, на обслуживании которых было бы занято около ты­ сячи человек.

Мне довелось наблюдать момент вхождения ме­ ханического богатыря, получившего название «Стой­ ленский-!.», в карьер и первые его действия. Это смотрелось, как кадры фантастической киноленты. Стальной исполин высотой с 16-этажный дом, сделав последний «шаг» с монтажной площадки, остановил­ ся в забое. На его роторном колесе, в котором спи­ цами могли бы стать телеграфные столбы, десять ковшей. При вращении колеса ковши легко и плавно, будто в воздушное облако, вгрызаются в меловую толщу, спрессованную миллионами лет.

От землеройного гиганта почти на 7 километров протянулась конвейерная линия, в конце которой установлен отвалообразователь.

Уникальная машина изготовлена по заказу Со­ ветского Союза на заводах Чехословакии. На мон­ тажной площадке в километре от карьера ведется сборка второго такого же роторного комплекса, кото­ рый будет называться «Стойленский-2».

С вводом в эксплуатацию двух крупнейших в Европе роторных экскаваторов намного возрастут темпы вскрышных работ, что позволит к концу девя­ той пятилетки довести добычу богатой железной руды на Стойленском месторождении до 4 миллио­ нов тонн в год.

Руда в карьере залегает прочным монолитным массивом. Чтобы взять ее, недостаточно снять и вы­ везти в отвал покрывающие породы. Руду надо еще взорвать, раздробить на куски, чтобы можно было загружать в самосвалы. Этим на рудниках занима-

110

ются специально обученные люди, которым довере­ ны буровзрывные работы. Поскольку в предыдущих главах о людях этой мужественной профессии упо­ минать не довелось, расскажем о них на примере буровзрывной службы Стойленского рудника.

Возглавляет ее здесь горный инженер Александр Ильич Бутенко. За плечами у него большой практи­ ческий опыт и глубокие теоретические познания. После окончания Старооскольского геологоразведоч­ ного техникума работал в геологической партии, по­ том бригадиром горнопроходчиков. Был рядовым взрывником, мастером буровзрывного участка.

— Нас в шутку называют минерами мирного времени,— рассказывает Александр Ильич.— Пра­ вда, наши мины никого не убивают. А все же в тот день, когда мы закладываем в шпуры взрывчатку, в карьере, кроме взрывников, никому не положено оставаться. Осторожность никогда не повредит.

Чтобы подготовить и провести взрыв руды, требу­ ется точный расчет, знание особенностей залежи. Но и это не все. Нужны еще опыт, навыки, если хотите, особая интуиция, чутье. В книгах и инструкциях по взрывному делу приводятся, конечно, необходимые формулы, расчеты, таблицы. Однако они не могут предусмотреть специфику каждого отдельного место­ рождения. Только знание всех особенностей рудной залежи, ее структуры, крепости пород и многого дру­ гого позволяет правильно рассчитать величину за­ ряда и выбрать схему закладки взрывных скважин.

Каждый вторник в карьере слышатся гулкие взрывы, от которых в ближайших домах позва­ нивают стекла. Горняки не беспокоятся, а раду­ ются:

— Хватит теперь руды на целую неделю. Только успевай вывозить.

іи


По подсчетам специалистов, богатой руды на Стойленском месторождении хватит еще примерно на двадцать лет. А дальше? Не прекратит ли рудник свое существование?

Нет, конечно. Больше того, добыча металлургиче­ ского сырья на Стойленском руднике будет непре­ рывно увеличиваться. Здесь, как и в соседних Лебе­ дях, залегают колоссальные пласты железистых кварцитов. На их базе намечается возвести крупный горно-обогатительный комбинат, проект которого уже разрабатывает белгородский институт «Центрогипроруда».

Еще академик И. М. Губкин в свое время выска­ зал предположение, что Стойленская и Лебедин­ ская кварцитные залежи, по-видимому, соединяются между собой. Догадка ученого подтвердилась. В пер­ спективе здесь кроме Лебединского и Стойленского будет построен и третий горно-обогатительный ком­ бинат, который в наметках проектировщиков уже по­ лучил название Стойленско-Лебединского.

Михайловка

Нам предстоит побывать еще в Михайловке. Для этого оставим пределы Белгород­ ской области и отправимся в соседнюю Курскую.

Из Белгорода наш путь лежит на север. В 35 ки­ лометрах от города на шоссе Москва — Симферополь находится деревня Яковлево. У обочины дороги на постаменте возвышается боевой танк с устремлен­ ным на запад орудием. На этом месте в дни Курской битвы летом 1943 года сошлись две танковые ла­ вины— наша и немецкая. Произошло сражение, рав­

на

ных которому не знает мировая военная история. Итог танкового сражения известен: гитлеровцы по­ терпели поражение.

Спустя десять лет деревня Яковлево получила вторую мировую известность: геологи открыли здесь уникальное месторождение богатой железной руды.

Минуем старинные русские города Обоянь, Курск, Фатеж.

Впереди показались на горизонте ажурные стре­ лы башенных кранов, промышленные корпуса, квар­ талы жилых многоэтажных домов. Приближаемся к Железногорску — второму городу, возникшему бла­ годаря начавшемуся освоению богатств Курской маг­ нитной аномалии.

Железногорск — город современного типа. С пер­ вого квартала он застраивался по генеральному плану. Ровные, как натянутая струна, улицы делят его на четкие кварталы и микрорайоны. В скверах и на бульварах много зелени и цветов. О молодости города можно догадаться даже по его зеленому на­ ряду: деревья здесь такие же юные, как сами улицы, они только набирают еще силу.

Новые микрорайоны Железногорска гармонично вписались в древние дубравы и березовые рощи, ко­ торые полукольцом охватывают город с юга и запа­ да. Леса начинаются почти от самого городского центра. Они стали излюбленным местом отдыха железногорцев. В лесопарковой зоне устроены аттрак­ ционы, спортивный комплекс, водный бассейн.

С достопримечательностями Железногорска меня знакомит главный маркшейдер Михайловского же­ лезорудного комбината Иван Алексеевич Щербак. Этого плотного, круглолицего мужчину средних лет считают одним из основателей нового города и едва ли не самым первым его поселенцем.

8

Н. Крупенков

113


— Когда я впервые прибыл сюда,— рассказывает Иван Алексеевич,— то на месте центральной город­ ской площади было обширное гречишное поле.

Сейчас здесь возвышается огромная глыба — мо­ нолит железной руды. Мемориальная доска объяс­ няет происхождение этого своеобразного памятника: «32 миллиона тонн руды — трудовой подарок железногорцев к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина!»

Железногорск — второй по величине город в Кур­ ской области. В нем возведены благоустроенные дома, Дворец культуры горняков, пятиэтажная го­ стиница, школы, спортивные сооружения. В городе действует филиал Научно-исследовательского ин­ ститута по проблемам Курской магнитной аномалии, а в соседней Михайловке — горно-металлургический техникум. Генеральным планом предусмотрено уве­ личение численности населения Железногорска сна­ чала до 60 тысяч, а затем до 100 тысяч человек.

. В 1950 году геологи открыли возле Михайловки рудную залежь. Была организована железорудная экспедиция, которая начала поисково-разведочные работы на богатые железные руды и железистые кварциты. Изыскания привели к открытию Михай­ ловского месторождения железа. Запасы богатой руды исчисляются здесь огромной цифрой — 500 мил­ лионов тонн. Средняя глубина залегания составляет 61 метр.

Первой мыслью ученых, проектировщиков и строителей было взять михайловскую руду, не при­ бегая к сооружению дорогостоящего подземного дре­ нажного комплекса.

В октябре 1957 года экскаваторщики начали рыть карьер. Сначала все шло хорошо. Но с углублением в недра природа все больше проявляла свой строп-

114

тивый характер. Стало ясно, что надежда на легкое овладение подземным кладом неосуществима. Вода заливала карьер. Его крутые глинистые откосы ру­ шились и сползали на дно. Экскаваторы, бульдо­ зеры, самосвалы утопали в непролазной грязи. При­ шлось менять проект.

По примеру лебединцев в Михайловке под руд­ ной залежью проложили подземный дренажный штрек, построили водоотливные шахты, пробурили кольцо скважин для перехвата воды на подступах к карьеру.

Сооружение Михайловского железорудного ком­ бината было объявлено Всесоюзной ударной строй­ кой. Правительством устанавливался ввод первой очереди предприятия в 1961 году. Коллектив строи­ телей решил сократить этот срок и сдать карьер в эксплуатацию на год раньше. Сотни передовиков показывали образцы труда. Участки, которыми ру­ ководили прорабы П. Н. Гризодубов и Е. С. Рогачев, выполняли норму на 125—130 процентов. Отлично работали бригады А. Ф. Костина, Н. И. Калашнико­ ва, Н. Е. Новикова, Л. Ф. Кукарева и многие дру­ гие.

Метр за метром пробивались михайловские гор­ няки к руде.

20 июня 1960 года они рапортовали Центрально­ му Комитету партии и Советскому правительству о том, что добыча железной руды на Михайловском месторождении началась на год раньше установлен­ ного срока. В июле 1962 года государственная комис­ сия приняла в эксплуатацию второй комплекс со­ оружений. А через три года была введена новая очередь комбината. Его производительность к концу восьмой пятилетки приблизилась к 7 миллионам тонн. А в 1975 году михайловские горняки отправят

115



на металлургические заводы 10 миллионов тонн бо­ гатой руды.

В карьере на вскрыше пород заняты экскаваторы различных систем, в том числе роторные, построен­ ные в Германской Демократической Республике,— «Михайловка-1» и «Михайловка-2». Каждый из них в состоянии за час переместить в отвалы тысячи ку­ бометров грунта.

В Михайловке впервые в СССР на вскрыше карь­ ера стали применять роторные многочерпаковые эк­ скаваторы непрерывного действия в комплексе с пе­ регружателями породы, ленточными транспортера­ ми и отвалообразователями.

Из карьера поднимаются, натужно урча, само­ свалы с рудой. Их тут очень много. Оно и понятно. Масштаб —7 миллионов тонн руды в год!

Сам карьер напоминает широкий овраг, протя­ нувшийся на несколько километров, а не круглую или овальную чашу, как в Лебедях и Стойле.

Спуск в карьер хотя и не крут, но продолжителен. Траншея, по которой проложена рудовозная дорога, становится все глубже. Постепенно начинаешьзаме­ чать, что экскаваторы, которые только что видел внизу, теперь уже лязгают своими стальными челю­ стями где-то выше тебя.

У забоя, где экскаватор грузил в самосвалы взор­ ванную руду, повстречался мужчина в клетчатой рубахе с расстегнутым воротником и засученными рукавами. Он оказался инженером рудника. Разго­ ворились, присев на глыбу руды. Прямо перед нами высилась массивная скала. Я поинтересовался, по­ чему вокруг руда выбрана, а этот монолит остался нетронутым, и машинам приходится его объезжать.

— Геологическое строение Михайловского место­ рождения имеет особенность,— пояснил собесед-

116

ник.— Богатая руда залегает здесь не сплошным массивом, а отдельными очагами. Они располага­ ются в виде линз, а между ними — железистые квар­ циты. Из них состоит и этот монолитный выступ. Богатую руду вокруг вывезли, а кварцитная скала осталась. Она, конечно, тоже пойдет в дело, когда построят горно-обогатительный комбинат.

Первым на руднике удостоился высокого звания коллектива коммунистического труда экипаж экска­ ватора № 3, которым руководит коммунист Алек­ сей Чернов. Ветераны предприятия экскаваторщик Фрол Кемайкин, водители самосвалов Петр Блинчи­ ков и Иван Филин, добывшие и отправившие на дробильно-сортировочную фабрику первую михай­ ловскую руду, и сегодня служат примером в труде. За достигнутые производственные успехи Петр Блинчиков награжден орденом Трудового Красного Знамени, Иван Филин — орденом Ленина, а Фролу Кемайкину присвоено высокое звание Бероя Социа­ листического Труда. Такого же звания был удостоен в 1971 году бригадир экскаваторщиков коммунист С. Т. Акимов.

Богатая руда Михайловского месторождения за­ легает на склоне куполообразного массива желези­ стых кварцитов. Теологи подсчитали, что запасов богатых руд при мощности карьера в 10 миллионов тонн хватит на полстолетия.

А сколько здесь железистых кварцитов? Целых 9 миллиардов тонн! Строящийся горно-обогатитель­ ный комбинат, первая очередь которого войдет в строй в 1973 году, будет обеспечен сырьем на триста лет!

Пассажиры, направляющиеся в Железногорск, проезжают под аркой с надписью: «Михайловский горно-обогатительный комбинат». Слева от шоссе

117