Файл: Крупенков, Н. Ф. Сокровища третьего магнитного полюса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
та. Чтобы выполнять такой объем вскрышных работ прежней техникой, потребовались бы десятки экска ваторов цикличного действия, сотни автосамосвалов, на обслуживании которых было бы занято около ты сячи человек.
Мне довелось наблюдать момент вхождения ме ханического богатыря, получившего название «Стой ленский-!.», в карьер и первые его действия. Это смотрелось, как кадры фантастической киноленты. Стальной исполин высотой с 16-этажный дом, сделав последний «шаг» с монтажной площадки, остановил ся в забое. На его роторном колесе, в котором спи цами могли бы стать телеграфные столбы, десять ковшей. При вращении колеса ковши легко и плавно, будто в воздушное облако, вгрызаются в меловую толщу, спрессованную миллионами лет.
От землеройного гиганта почти на 7 километров протянулась конвейерная линия, в конце которой установлен отвалообразователь.
Уникальная машина изготовлена по заказу Со ветского Союза на заводах Чехословакии. На мон тажной площадке в километре от карьера ведется сборка второго такого же роторного комплекса, кото рый будет называться «Стойленский-2».
С вводом в эксплуатацию двух крупнейших в Европе роторных экскаваторов намного возрастут темпы вскрышных работ, что позволит к концу девя той пятилетки довести добычу богатой железной руды на Стойленском месторождении до 4 миллио нов тонн в год.
Руда в карьере залегает прочным монолитным массивом. Чтобы взять ее, недостаточно снять и вы везти в отвал покрывающие породы. Руду надо еще взорвать, раздробить на куски, чтобы можно было загружать в самосвалы. Этим на рудниках занима-
110
ются специально обученные люди, которым довере ны буровзрывные работы. Поскольку в предыдущих главах о людях этой мужественной профессии упо минать не довелось, расскажем о них на примере буровзрывной службы Стойленского рудника.
Возглавляет ее здесь горный инженер Александр Ильич Бутенко. За плечами у него большой практи ческий опыт и глубокие теоретические познания. После окончания Старооскольского геологоразведоч ного техникума работал в геологической партии, по том бригадиром горнопроходчиков. Был рядовым взрывником, мастером буровзрывного участка.
— Нас в шутку называют минерами мирного времени,— рассказывает Александр Ильич.— Пра вда, наши мины никого не убивают. А все же в тот день, когда мы закладываем в шпуры взрывчатку, в карьере, кроме взрывников, никому не положено оставаться. Осторожность никогда не повредит.
Чтобы подготовить и провести взрыв руды, требу ется точный расчет, знание особенностей залежи. Но и это не все. Нужны еще опыт, навыки, если хотите, особая интуиция, чутье. В книгах и инструкциях по взрывному делу приводятся, конечно, необходимые формулы, расчеты, таблицы. Однако они не могут предусмотреть специфику каждого отдельного место рождения. Только знание всех особенностей рудной залежи, ее структуры, крепости пород и многого дру гого позволяет правильно рассчитать величину за ряда и выбрать схему закладки взрывных скважин.
Каждый вторник в карьере слышатся гулкие взрывы, от которых в ближайших домах позва нивают стекла. Горняки не беспокоятся, а раду ются:
— Хватит теперь руды на целую неделю. Только успевай вывозить.
іи
По подсчетам специалистов, богатой руды на Стойленском месторождении хватит еще примерно на двадцать лет. А дальше? Не прекратит ли рудник свое существование?
Нет, конечно. Больше того, добыча металлургиче ского сырья на Стойленском руднике будет непре рывно увеличиваться. Здесь, как и в соседних Лебе дях, залегают колоссальные пласты железистых кварцитов. На их базе намечается возвести крупный горно-обогатительный комбинат, проект которого уже разрабатывает белгородский институт «Центрогипроруда».
Еще академик И. М. Губкин в свое время выска зал предположение, что Стойленская и Лебедин ская кварцитные залежи, по-видимому, соединяются между собой. Догадка ученого подтвердилась. В пер спективе здесь кроме Лебединского и Стойленского будет построен и третий горно-обогатительный ком бинат, который в наметках проектировщиков уже по лучил название Стойленско-Лебединского.
Михайловка
Нам предстоит побывать еще в Михайловке. Для этого оставим пределы Белгород ской области и отправимся в соседнюю Курскую.
Из Белгорода наш путь лежит на север. В 35 ки лометрах от города на шоссе Москва — Симферополь находится деревня Яковлево. У обочины дороги на постаменте возвышается боевой танк с устремлен ным на запад орудием. На этом месте в дни Курской битвы летом 1943 года сошлись две танковые ла вины— наша и немецкая. Произошло сражение, рав
на
ных которому не знает мировая военная история. Итог танкового сражения известен: гитлеровцы по терпели поражение.
Спустя десять лет деревня Яковлево получила вторую мировую известность: геологи открыли здесь уникальное месторождение богатой железной руды.
Минуем старинные русские города Обоянь, Курск, Фатеж.
Впереди показались на горизонте ажурные стре лы башенных кранов, промышленные корпуса, квар талы жилых многоэтажных домов. Приближаемся к Железногорску — второму городу, возникшему бла годаря начавшемуся освоению богатств Курской маг нитной аномалии.
Железногорск — город современного типа. С пер вого квартала он застраивался по генеральному плану. Ровные, как натянутая струна, улицы делят его на четкие кварталы и микрорайоны. В скверах и на бульварах много зелени и цветов. О молодости города можно догадаться даже по его зеленому на ряду: деревья здесь такие же юные, как сами улицы, они только набирают еще силу.
Новые микрорайоны Железногорска гармонично вписались в древние дубравы и березовые рощи, ко торые полукольцом охватывают город с юга и запа да. Леса начинаются почти от самого городского центра. Они стали излюбленным местом отдыха железногорцев. В лесопарковой зоне устроены аттрак ционы, спортивный комплекс, водный бассейн.
С достопримечательностями Железногорска меня знакомит главный маркшейдер Михайловского же лезорудного комбината Иван Алексеевич Щербак. Этого плотного, круглолицего мужчину средних лет считают одним из основателей нового города и едва ли не самым первым его поселенцем.
8 |
Н. Крупенков |
113 |
— Когда я впервые прибыл сюда,— рассказывает Иван Алексеевич,— то на месте центральной город ской площади было обширное гречишное поле.
Сейчас здесь возвышается огромная глыба — мо нолит железной руды. Мемориальная доска объяс няет происхождение этого своеобразного памятника: «32 миллиона тонн руды — трудовой подарок железногорцев к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина!»
Железногорск — второй по величине город в Кур ской области. В нем возведены благоустроенные дома, Дворец культуры горняков, пятиэтажная го стиница, школы, спортивные сооружения. В городе действует филиал Научно-исследовательского ин ститута по проблемам Курской магнитной аномалии, а в соседней Михайловке — горно-металлургический техникум. Генеральным планом предусмотрено уве личение численности населения Железногорска сна чала до 60 тысяч, а затем до 100 тысяч человек.
. В 1950 году геологи открыли возле Михайловки рудную залежь. Была организована железорудная экспедиция, которая начала поисково-разведочные работы на богатые железные руды и железистые кварциты. Изыскания привели к открытию Михай ловского месторождения железа. Запасы богатой руды исчисляются здесь огромной цифрой — 500 мил лионов тонн. Средняя глубина залегания составляет 61 метр.
Первой мыслью ученых, проектировщиков и строителей было взять михайловскую руду, не при бегая к сооружению дорогостоящего подземного дре нажного комплекса.
В октябре 1957 года экскаваторщики начали рыть карьер. Сначала все шло хорошо. Но с углублением в недра природа все больше проявляла свой строп-
114
тивый характер. Стало ясно, что надежда на легкое овладение подземным кладом неосуществима. Вода заливала карьер. Его крутые глинистые откосы ру шились и сползали на дно. Экскаваторы, бульдо зеры, самосвалы утопали в непролазной грязи. При шлось менять проект.
По примеру лебединцев в Михайловке под руд ной залежью проложили подземный дренажный штрек, построили водоотливные шахты, пробурили кольцо скважин для перехвата воды на подступах к карьеру.
Сооружение Михайловского железорудного ком бината было объявлено Всесоюзной ударной строй кой. Правительством устанавливался ввод первой очереди предприятия в 1961 году. Коллектив строи телей решил сократить этот срок и сдать карьер в эксплуатацию на год раньше. Сотни передовиков показывали образцы труда. Участки, которыми ру ководили прорабы П. Н. Гризодубов и Е. С. Рогачев, выполняли норму на 125—130 процентов. Отлично работали бригады А. Ф. Костина, Н. И. Калашнико ва, Н. Е. Новикова, Л. Ф. Кукарева и многие дру гие.
Метр за метром пробивались михайловские гор няки к руде.
20 июня 1960 года они рапортовали Центрально му Комитету партии и Советскому правительству о том, что добыча железной руды на Михайловском месторождении началась на год раньше установлен ного срока. В июле 1962 года государственная комис сия приняла в эксплуатацию второй комплекс со оружений. А через три года была введена новая очередь комбината. Его производительность к концу восьмой пятилетки приблизилась к 7 миллионам тонн. А в 1975 году михайловские горняки отправят
115
на металлургические заводы 10 миллионов тонн бо гатой руды.
В карьере на вскрыше пород заняты экскаваторы различных систем, в том числе роторные, построен ные в Германской Демократической Республике,— «Михайловка-1» и «Михайловка-2». Каждый из них в состоянии за час переместить в отвалы тысячи ку бометров грунта.
В Михайловке впервые в СССР на вскрыше карь ера стали применять роторные многочерпаковые эк скаваторы непрерывного действия в комплексе с пе регружателями породы, ленточными транспортера ми и отвалообразователями.
Из карьера поднимаются, натужно урча, само свалы с рудой. Их тут очень много. Оно и понятно. Масштаб —7 миллионов тонн руды в год!
Сам карьер напоминает широкий овраг, протя нувшийся на несколько километров, а не круглую или овальную чашу, как в Лебедях и Стойле.
Спуск в карьер хотя и не крут, но продолжителен. Траншея, по которой проложена рудовозная дорога, становится все глубже. Постепенно начинаешьзаме чать, что экскаваторы, которые только что видел внизу, теперь уже лязгают своими стальными челю стями где-то выше тебя.
У забоя, где экскаватор грузил в самосвалы взор ванную руду, повстречался мужчина в клетчатой рубахе с расстегнутым воротником и засученными рукавами. Он оказался инженером рудника. Разго ворились, присев на глыбу руды. Прямо перед нами высилась массивная скала. Я поинтересовался, по чему вокруг руда выбрана, а этот монолит остался нетронутым, и машинам приходится его объезжать.
— Геологическое строение Михайловского место рождения имеет особенность,— пояснил собесед-
116
ник.— Богатая руда залегает здесь не сплошным массивом, а отдельными очагами. Они располага ются в виде линз, а между ними — железистые квар циты. Из них состоит и этот монолитный выступ. Богатую руду вокруг вывезли, а кварцитная скала осталась. Она, конечно, тоже пойдет в дело, когда построят горно-обогатительный комбинат.
Первым на руднике удостоился высокого звания коллектива коммунистического труда экипаж экска ватора № 3, которым руководит коммунист Алек сей Чернов. Ветераны предприятия экскаваторщик Фрол Кемайкин, водители самосвалов Петр Блинчи ков и Иван Филин, добывшие и отправившие на дробильно-сортировочную фабрику первую михай ловскую руду, и сегодня служат примером в труде. За достигнутые производственные успехи Петр Блинчиков награжден орденом Трудового Красного Знамени, Иван Филин — орденом Ленина, а Фролу Кемайкину присвоено высокое звание Бероя Социа листического Труда. Такого же звания был удостоен в 1971 году бригадир экскаваторщиков коммунист С. Т. Акимов.
Богатая руда Михайловского месторождения за легает на склоне куполообразного массива желези стых кварцитов. Теологи подсчитали, что запасов богатых руд при мощности карьера в 10 миллионов тонн хватит на полстолетия.
А сколько здесь железистых кварцитов? Целых 9 миллиардов тонн! Строящийся горно-обогатитель ный комбинат, первая очередь которого войдет в строй в 1973 году, будет обеспечен сырьем на триста лет!
Пассажиры, направляющиеся в Железногорск, проезжают под аркой с надписью: «Михайловский горно-обогатительный комбинат». Слева от шоссе
117