Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
_ Q ,^
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫИ ИНСТИТУТ им. В. В. КУЙБЫШЕВА
Факультет повышения квалификации руководителей и специалистов строительных организаций
В. Н. МАТЮШИН
ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТ
Учебное пособие
В в е д е н и е
XXIII съезд партии положил начало, а XXIV съезд закре пил развитие экономических преобразований во всех сферах хозяйственной жизни. Решения съездов партии представляют собой глубокую экономическую реформу, осуществление кото рой позволяет вскрыть и полностью использовать преимущест ва социалистической системы хозяйства над капиталистиче ской, значительно повысить экономическую эффективность об щественного производства, ускорить темпы развития народно го хозяйства СССР, создать изобилие материальных и куль турных благ в стране. Экономическая реформа — это путь правильного решения тактических и стратегических проблем с помощью использования всех резервов и возможностей со циалистического хозяйства.
Новая экономическая реформа является составной частью хозяйственно-политической деятельности нашей партии. Меро приятия, осуществляемые партией и правительством, откры вает широкий простор действия экономическим законам социа лизма и развивают инициативу трудящихся.
Сущность экономических преобразований заключается в усилении научного подхода к экономическим проблемам, к ис коренению проявлений субъективизма и волюнтаризма в пла нировании.
В целях повышения эффективности общественного произ водства, капитальных вложений и производительности труда, максимального использования производственных фондов и до стижений наибольших производственных результатов при на именьших затратах возросла роль экономических стимулов, прибыли, цены, рентабельности; кредита, хозрасчета.
Новая экономическая реформа охватывает все стороны на шей экономики. Она подняла на новый уровень планирование и экономическое стимулирование, изменила стиль и методы ру ководства народным хозяйством и его отраслями..
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капиталь ного строительства и об усилении экономического стимулиро-
з
вания строительного производства» определен порядок осу ществления реформы в строительстве.
В порядке подготовки к реформе министерства и ведемства на местах провели большую работу по укреплению хозяйствен ной самостоятельности подрядных организаций и предприятий, улучшению стиля и методов руководства строительным про изводством, укреплению мощностей строительных организаций, решению ряда других вопросов, что нашло свое отражение в росте объемов и мощностей строительного производства, со кращении сроков строительства, повышении рентабельности и улучшении других экономических показателей.
Осуществление хозяйственной реформы в строительстве требует разработки ряда еще .не решенных вопросов, связан ных с совершенствованием планирования. Рассматривая воп рос об укреплении хозяйственной самостоятельности подряд ных организаций, отдельные авторы утверждают, что «адми нистративная система оказалась малоэффективной». Безуслов но, голое администрирование без учета объективных экономи ческих законов может навести определенный ущерб не только отдельным звеньям народного хозяйства. Утверждать же, что административная система управления малоэффективна, было бы неправильно.
Исследования и опыт подтверждают объективную необхо димость в социалистическом народном хозяйстве администра-
.тивных методов на всех ступенях управления. В новых усло виях хозяйствования администрирование как важнейший эле мент управления не отменяется, а усиливается. Централизо ванное руководство концентрирует свое внимание на меньшем числе проблем, но это наиболее важные и существенные. К примеру, в настоящее время отменено централизованное пла нирование задания по снижению себестоимости строительно монтажных работ. Этот показатель определяют сами подряд ные организации, которым предоставлены права, предусмот ренные Положением о социалистическом государственном предприятии. Однако это не означает, что первичные подряд ные организации могут устанавливать совершенно произвольно размер этого показателя. Ибо централизованно планируя прибыль, вышестоящая организация тем самым определяет и основную ее часть, получаемую в результате снижения себе стоимости .строительных и монтажных работ.
Вместе с тем необходимо учесть отличие социалистическо го административного вмешательства от капиталистического.
. В . экономике..буржуазного государства оно нарушает экви валентность обмена, служит средством перераспределения прибавочной стоимости и национального дохода в пользу наи-
4
более могущественных монополий (передача наиболее выгод ных заказов отдельным монополиям и т. д.).
Административная форма управления производством при социализме, в связи с тем, что государство является собст венником основных средств производства, направлена на осуществление основного экономического закона нового обще ства в соответствии с законом планомерного (пропорциональ ного) развития с учетом требований закона стоимости, товар но-денежных отношений и т. д. При этом необходимо иметь в виду, что бюрократическое администрирование и админи стративные методы — не тождественные явления. Ослабление административных методов регулирования, умаление роли права в регулировании хозяйственных отношений — вот истоки бюрократического администрирования. Там, где ослабляются централизованные формы управления неизбежно порождают ся субъективизм, волюнтаризм. Если управление базируется исключительно на стоимостных категориях, можно ли быть уверенным, что отдельные строители в ущерб общегосударст венным интересам не увлекутся капитальным ремонтом, зем ляными работами, возведением коробки здания и другими наиболее «выгодными» по стоимости работами?
В новых условиях строительным организациям предостав лена большая самостоятельность. Улучшено и ценообразова ние в строительстве. Введенные с 1 января 1969 г. новые смет ные нормы и расценки предоставляют возможность безубыточ ной работы всем нормально работающим строительным орга низациям. Большие преобразования проведены и в части усо вершенствования взаимоотношений строителей с заказчиками. Введенные в действие с 1 января 1970 г. новые Правила за ключения договоров подряда на капитальное строительство предоставляют большую самостоятельность первичным хоз расчетным организациям, повысили эффективность экономиче ских санкций нарушения договорных обязательств.
Увеличился объем и удельный вес расчетов за объект и этап строительства (без промежуточных платежей). С 1 янва ря 1970 г. отдельные строительные организации стали получать право образовывать новые фонды экономического стимулиро вания.
Осуществление положений экономической реформы в стро ительстве позволяют сделать первые выводы о том, что в це лом новая система планирования и экономического стимулиро вания дает громадный народнохозяйственный эффект.
Однако нельзя утверждать, что все мероприятия стали аксиомными и, на современном этапе достаточно простого пере несения накопленного опыта-в новые хозрасчетные звенья.
5
Предстоят большие исследования и теоретическое осмыслива ние, чтобы выбрать наиболее рациональные решения в кон кретных условиях данной организации.
В конце 1967 год а строительные министерства издали при казы о том, что и на подрядные организации распространяется Положение о социалистическом государственном производст венном предприятии. В приказах было определено, что этим положением могут пользоваться строительные управления и приравненные к ним организации. Прошедшее же время по казало, что предоставление этих прав строительным управле ниям не всегда оправданно.
Лучшим решением было бы распространить действие По ложения на строительно-монтажные тресты, которые более устойчиво работают, заключают договора с заказчиками и по ставщиками, определяют цену строительной продукции, регу лируют снабжение, специализацию и кооперирование на со оружение объекта и т. д. Трест по Положению, принимая и передавая объемы строительно-монтажных работ, может более тщательно и правильно, как принять, так и передать плано вые показатели по прибыли.
В условиях все развивающейся внутритрестовской техноло гической специализации готовая строительная продукция все го подрядного треста, представляя собой совокупность продук ции отдельных подразделений, находится в большем соответ ствии с интересами народного хозяйства, нежели просто вы полненные работы отдельных строительно-монтажных управ лений.
Расширение прав подрядных организаций, сокращение ре гламентации и числа централизованно планируемых показате лей повысили ответственность коллективов строительных ор ганизаций за результаты хозяйствования, эффективность использования выделенных им производственных фондов, средстз и ресурсов. Возросла роль и ответственность управленческого персонала в умелом использовании возможностей строитель ного производства и обеспечении постоянно растущих потреб ностей народного хозяйства в строительной продукции с наи меньшими затратами.
Предусматриваемое в народнохозяйственных планах нара щивание производственных мощностей подрядных организа ций будет учитывать не только экстенсивное развитие (при рост производственных фондов и численности работающих), но и научно-технический прогресс, в результате которого повыше ние производительности труда и фондоотдачи приведут к сни жению себестоимости за счет интенсификации строительного производства.
6
В новых условиях хозяйствования централизованное руко водство концентрируется на меньшем числе проблем, но наи более важных и существенных.
С увеличением планируемого периода до пяти лет на бо лее высокую ступень становится отраслевое планирование, т. е. планирование важнейших показателей в органах управ ления от министерств до трестов, не пользующихся правами предприятий, включительно. Пятилетнее планирование по го дам требует качественного нового подхода к определению ба зисных показателей. Если раньше в основе таких показателей были результаты предшествующего, то начиная с текущей пя тилетки показатели отдельны х годовых планов учитывают и прогнозируемые данные.
Во" почему важно правильно рассчитать план каждого года, т. к. его показатели являются еще и базой для плана следующего года. Поэтому чем большее число годовых планов будет основываться на прогнозируемых показателях предшест вующих лет, тем к большим отклонениям может привести ошибка в расчетах любого годового плана. Это положение от носится ко всем показателям плана как количественным, так и качественным.
Одним из важнейших показателей является определение экономии от сокращения издержек строительного производст ва, составляющей основную часть прибыли подрядных орга низаций.
По большей группе подрядных трестов, хозяйствующих поновому, планом на год было предусмотрено балансовой при были 16265 тыс. рублей, в т. ч. экономия от снижения себе стоимости выполненных строительно-монтажных работ — 16995 тыс. руб., прирост нереализованной экономии в неза вершенном производстве — 991 тыс. руб. и прочая прибыль 251 тыс. руб.
О качестве планирования издержек строительного произ водства говорит и такой пример. С 1 января 1970 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования были переведены 2 треста. При переходе на новые условия в первом тресте наметили снижение себестоимости на 9,89, а во вто ром — на 7,87 процента. В первый год работы по-новому в первом добились снижение себестоимости на 10,97 %, а во вто ром затраты на производство превысили цену строительной продукции на 1,78 процента к сметной стоимости строительно монтажных работ, выполненных собственными силами. По от дельным статьям расходов за этот год отклонение от плана было следующим:
7
Статьи затрат
1.Материалы
2.Основная заработ ная плата рабочих
3.Затрать; л;* исполь зованию машин и ме ханизмов
4.Прочие прямые за траты
5.Накладные расхо ды из них:
а) адмхозрне.тсды
6.Всего отклонений затрат
7.Всего затрат в %
ксметной стоимости работ, выполненных собственными силами
|
|
|
Т а б л и ц а I |
|
По сравнению с планом |
||
Удорожание (+ ), |
Удешевление (—1 |
||
Сумма |
% к |
Сумма |
% И |
тыс. |
сметной |
тыс. |
сметной |
руб. |
стелмости |
руб. |
стоимости |
|
Всего по тресту: |
|
|
|
1 |
|
No 2 |
—31 |
-0,1 |
+ 1260 |
+ /.29 |
—40 |
—0,1 |
+260 |
+ 1,50 |
- 6 8 |
—0,2 |
—79 |
—0,45 |
+5 |
— |
+ 18 |
+0,10 |
|
|
|
|
- 237 |
—0,6 |
+229 |
+ 1,52 |
+ 118 |
+ 0,3 |
+ 122 |
4 0,7+ |
—371 |
0,94 |
+ 1688 |
+9,76 |
|
• |
|
|
|
89,17 |
101,89 |
101.SH |
Как видно из приведенной таблицы, в тресте № 1 по боль шинству статей получена сверхплановая экономия. В тресте № 2 — обратное явление: по всем статьям сверхплановое удорожание. Ii ели в первом тресте хорошее качество плани рования подтверждают показатели сверхплановой экономии, то во втором тресте, наоборот, вызывает сомнение получение сверхплановой экономии затрат на механизацию при больших, сверхплановых расходах на заработную плату.
Основной причиной таких резких расхождений в показате лях работы строительных управлений двух подрядных трестов было различие в трудовых показателях. Если в тресте № 2 по этой причине было получено удорожание почти в 800 тыс. руб., то в тресте № 1 была получена сверхпланова яэкономия.
8