ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Заякоренные буи в открытом океане
До сих пор, говоря о наблюдениях над морскими течениями, мы ограничивались описанием поплавочных способов. Даже навига ционный способ, описанный нами выше, можно отнести к разряду поплавочных, если рассматривать судно как поплавок. Поплавочные методы применяются главным образом для изучения «постоянных течений», имеющих особо важное значение в практике кораблевож дения. Наиболее грубые из поплавочных методов (бутылочная почта, дрейф естественных предметов) позволяют составить общую схему течений водоема и судить о возможном итоговом сносе судна. Сов ременные поплавочные методы (аэрофотосъемка, радиобуи, поплав ки нейтральной плавучести) дают истинную картину течений на плоскости путем почти непрерывного прослеживания путей (траек торий) частиц воды. В этом случае место наблюдений все время ме няется и течения изучаются в так называемых координатах Лагран жа или в океанографических координатах.
Однако в океанографической практике существует много других методов измерений и определений морских течений. Расскажем об одном из них. Он характерен тем, что течение изучается в данной точке океана с заякоренного судна или специального буя с по мощью прибора — измерителя течений. Первым измерителем тече ний была так называемая морская вертушка, общая идея которой предложена М. В. Ломоносовым (1759 г.) и осуществлена адмира лом С. О. Макаровым (1881 г.), создавшим рабочий экземпляр вер тушки. Главной частью вертушки С. О. Макарова (он назвал свой прибор флюкмометром) служил двухлопастный винт. Для того чтобы прибор устанавливался против течения, он был снабжен па русиновым хвостом — флюгером. Прибор опускался на заданную глубину на тросе, где и устанавливался головной частью против те чения. Направление течения определялось визуально (на глаз) по углу отклонения вертушки от диаметральной плоскости судна. Ког да вертушка на глубине переставала просматриваться, направление определялось по углу отклонения троса. Скорость определялась по числу оборотов винта вертушки, определяемому по количеству зяпнков, которые испускались при каждом обороте винта и хоро
48
шо прослушивались в трюме судна, производящего измерения те чений.
Прибор хорошо работал до глубины 60 метров. Для больших глубин С. О. Макаров предполагал использовать компасную картуш ку со стопорным устройством. Эта идея была реализована впослед ствии в образце морской вертушки, предложенной шведским океа нографом Экманом (1905 г.).
В отличие от вертушки Макарова в приборе Экмана имелись механический счетчик оборотов и компасная коробка с углубления ми (отсеками), в которые попадали через определенное число обо ротов счетчика медные шарики. По тому, в какие отсеки компасной коробки попадали шарики, и судили о направлении течения.
Вертушка Экмана опускалась на заданную глубину на тросе, пос ле чего по тросу опускался специальный посыльный грузик, кото рый включал вертушку, и она начинала работать, т. е. включался счетчик оборотов и начинали выпадать медные шарики. Через задан ный промежуток времени посылался второй грузик, при этом счет чик выключался, и шарики переставали выпадать. После этого вер тушку нужно было поднимать на поверхность (на борт судна), что бы произвести запись показаний счетчика и номеров секторов ком пасной коробки.
Необходимость опускать и поднимать вертушку после каждого измерения и являлось самым важным недостатком этого прибора. Он был полностью устранен советским конструктором Ю. К. Алек сеевым (Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт) в самописце течений, так называемой буквопечатающей вертушке Ю. К. Алексеева.
Этот прибор обладал многими достоинствами. Прежде всего он может работать непрерывно в течение длительного времени (до 2-х месяцев), причем регистрация скорости и направления течения производится одновременно через заранее установленные проме жутки времени: 5, 10, 15, 20, 30 и 60 минут.
Для работы в качестве источника энергии используется пружи-' на часового механизма. Отсчеты скорости и направления записыва ются на бумажной ленте в виде двух рядов цифр. Скорость запи сывается в сантиметрах в секунду, направление — в градусах.
49
В |
начальном |
варианте прибор мог работать на глубинах |
до |
1200 |
метров, в |
последующем нижняя граница была увеличена |
до |
6000 |
метров. |
|
|
Отличительной особенностью буквопечатающей вертушки Алек сеева было то, что этот самописец мог работать без присмотра и устанавливался на длительную автономную работу, будучи подвешен
на Кронштейне к тросу буйковой заякоренной установки.
Это был первый в мире работающий автономный самописец течений. Он продолжает оставаться лучшим прибором этого типа.
Пионером в освоении этого прибора, естественно, был Арктиче ский и Антарктический институт, широко использующий его в ра боте в Арктике, в том числе и со льда. Одновременно он стал энер гично осваиваться в морских институтах Академии наук, в Гидро графическом управлении ВМФ, Министерстве рыбной промышлен ности и в Гидрометслужбе СССР.
Расскажем теперь о постановке самописцев течений на автоном ную работу в открытом океане. В качестве примера возьмем по становки буйковых станций в Тихом океане с борта научно-исследо вательских судов Гидрометслужбы СССР, и только потому, что ав тору довелось принимать непосредственное участие во многих по становках. Хотя не меньшее, если не большее, количество выполнен ных буйковых станций в Тихом океане приходится на долю Инсти тута океанологии Академии наук СССР, а первым, кто начал их по
становку на Дальнем |
Востоке, было судно «Витязь». |
В Японском море, |
например, «Витязь» становился на якорь на |
очень больших глубинах, и в этом случае самописцы течений опус кались с борта судна. Однако несравненно большее значение име ла отработка «Витязем» в 50-х годах методики постановки буйковых станций в открытом море.
В 1959—1960 гг. Дальневосточный научно-исследовательский гид рометеорологический институт гидрометслужбы СССР (ДВНИГМИ) получил в свое распоряжение два корабля погоды: «А. И. Воейков» и «Ю. М. Шокальский». Основным назначением этих судов было производство метеорологических и аэрологических наблюдений, нс попутно они производили широкий комплекс океанографических работ, в том числе и постановку буйковых станций.
50
Особенно памятна постановка буя в Тихом океане с борта НИС «А. И. Воейков» в 1961 году. И не только потому, что она была пер вая в практике научно-исследовательского флота ДВНИГМИ, но и по причине драматических событий, сопутствующих этой постанов ке. А дело обстояло так: вблизи экватора на 154-м градусе запад ной долготы были поставлены на якорь пенопластовый буй с подвес кой к тросу, соединяющему якорь с буем, и пять самописцев тече ний системы Ю. К. Алексеева. Самописцы размещались на глуби нах 50, 100, 250, 500 и 1000 метров. Буй простоял весьма устойчиво четверо суток. На пятые сутки возникла необходимость пойти а порт Сува (о-ва Фиджи) для пополнения запасов пресной воды и продовольствия. Жалко было прерывать наблюдения над течения ми, к тому же на поход в порт Сува отводилось мало времени. По этой причине было решено не тратить время на подъем буя и оставить его на месте без присмотра в надежде, что он простоит до нашего возвращения. После возвращения через 18 суток буя в месте его постановки не оказалось. Трое суток продолжались без результатные поиски буя к западу от места постановки, в предполо жении, что громоздкий буй свежими ветрами северо-восточного пассата и пассатным течением должен дрейфовать с востока на за пад. Когда же пропали последние надежды найти буй, было при нято решение поискать буй не к западу, а к востоку от места по становки, в расчете, что буй мог быть снесен к востоку недавно открытым на экваторе глубинным течением Кромвелла. Об этом открытии автору было известно из иностранных и отечественных научных публикаций, в частности из статьи О. И. Мамаева «Течение Кромвелла» («Природа», 1961, № 2). Правда, это течение было об наружено западнее нашего места, но мы не исключали возможно сти наличия этого течения и в нашем районе. Согласно американ ским данным, течение Кромвелла располагается на глубине между 35 и 250 метрами под экватором и следует с запада на восток со скоростью 2—3 узла. Конечно, трудно было ожидать, чтобы дейст вие этого течения на тонкий трос и на 2 вертушки, подвешенные на глубине 50 и 100 метров (на этой глубине, как сказано, действу ет течение Кромвелла), смогло бы протащить к востоку буйковую систему и, главное, сам буй против поверхностного течения и ветра.
51
Однако такая попытка была предпринята, и она увенчалась успе хом: в 65 милях к востоку от места постановки буй был обнаружен и поднят на борт. Все приборы работали нормально в течение 12 суток. Срыв буйковой станции с якоря произошел буквально за не сколько дней до нашего возвращения.
Результаты наблюдений, полученные в этой экспедиции, обога тили нашу науку новыми данными о режиме течений в этом слабо изученном районе Мирового океана. Прежде всего они подтверди ли наше предположение о том, что течение Кромвелла распростра няется западнее того места, где его наблюдали американцы. На ши наблюдения показали, что течение Кромвелла очень сильно не только на самом экваторе, но и в 60 милях севернее его (на 1° с. ш.) и к тому же отличается большим постоянством в течение 12 су ток. Важным результатом экспедиции являлась отработка техники постановки и снятия буйковых станций на больших глубинах океана.
В экспедиции, о которой шла речь, начальником был автор этой брошюры, его заместителем — Л. К. Конопкин, а капитаном В. И. Хворостянко. В последующее время Леонид Кириллович Ко нопкин продолжал бессменно плавать на НИС «А. И. Воейков» в качестве помощника капитана по научной работе, а В. И. Хворостян ко перешел на НИС «Ю. М. Шокальский». С ним автору довелось еще не раз ставить буйковые станции на экваторе и в других райо нах Тихого океана.
На экваторе в центре океана постановка и снятие буев облегча ются отсутствием в этом районе тайфунов и даже обычных штормов, здесь в течение всего года дуют устойчивые ветра восточного на
правления — пассаты силою |
4—6, максимум 7 баллов. Район этот |
|
мало посещаем судами, так |
что |
нет необходимости непрерывно |
следить за буями, чтобы на |
них |
не наскочило проходящее мимо |
судно. Буйковые станции можно здесь оставлять без присмотра на длительное время, выполняя другие разделы научной программы. Другое дело постановка буйковых станций в районах интенсивного судоходства, например к югу или востоку от острова Хонсю (Япо ния). Здесь все время надо находиться рядом с буем. Сколько раз приходилось только своим присутствием вблизи буя доказывать лю бопытствующим судам, что буй — не бесхозный дрейфующий пред-
52
мет, а заякоренная буйковая установка, с помощью которой ведут ся научные наблюдения. Конечно, лучше все время иметь выстав ленный буй в пределах видимости судового локатора во избежа ние подъема. буя судами, обеспечивающими безопасность кораб левождения, да и опасность срыва буев тайфунами в этом штормо вом районе океана значительно вероятнее, чем на экваторе. На блюдались даже случаи хищения буйковых станций. Вот почему давно назрел вопрос о разработке международных мер защиты научных буев и общепринятых норм их эксплуатации.
Расскажем теперь о способах постановки буйковых станций на і больших глубинах океана. Чтобы поставить буй на глубинах свыше 4 тысяч метров, нужна специальная техника. Кроме того, с малых
судов типа шхун, сейнеров или малых рыболовных |
траулеров |
|
океанский буй не поставишь, а если и поставишь, |
то не |
выберешь |
по окончании работ. Для постановки требуются |
грузовая стрела |
грузоподъемностью в 5 тонн, мощная грузовая лебедка, соответст вующий такелаж (ширококипные канифас-блоки, роульсы, стопоры, зажимы) и, конечно, сам буй, металлический типа «Пинч» или спе циальный — пенопластовый.
Существует несколько |
способов постановки буев на автоном |
ную работу. При первом |
из них сначала с палубы спускается буй, |
который при этом обычно ложится на воду, боком, так что пассив ный радиолокационный отражатель, который крепится в верхней части буя на металлическом стержне с растяжками, почти касает ся верхушек волн. Затем одна за другой к тросу, скрепленному с нижним рымом буя надежной скобой, начинают подвешивать са мописцы течений. Сначала к тросу прикрепляются винтовыми за жимами треугольные металлические кронштейны, а затем к ним подвешиваются на металлических цепочках сами буквопечатающие вертушки. Подвесив последнюю вертушку, начинают травить ос тальной трос. Судно, обладающее большой парусностью, дрейфует по ветру быстрее, чем буй. Поэтому при стравливании длинного
■троса, как правило, не возникает необходимости давать судну ход,
чтобы растянуть трос. Такая необходимость возникает при штиле, при отсутствии дрейфа. Когда за борт стравлен весь трос, к его концу прикрепляют якорь. Обычно якорем служит чугунный
53