Файл: Воронцов, П. А. Современные методы аэрологических исследований пограничного слоя атмосферы обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
тую конструкцию с диаметром 2,4 м. Она оборудована большим |
ком |
|||
плексом измерительной аппаратуры |
на 15-ти уровнях. |
|
|
|
В настоящее время у нас в Союзе уже |
организована |
небольшая |
||
сеть наблюдений на телевизионных |
мачтах, |
в первую очередь |
сюда |
нужно отнести Останкинскую телемачту в г.Москве, на базе которой организована Высотная метеорологическая обсерватория ГУ1МС.
Обычно все мачты имеют довольно массивную конструкцию,вслед ствие чего они оказывают неблагоприятное влияние на точность из
мерения метеорологических элементов. Для уменьшения |
влияния |
|
конструкции башен метеорологические датчики устанавливаются |
на |
|
длинных стрелах, на возможно большем удалении от массы башни, |
но |
|
обычно не более 3-5 м. |
|
|
Все градиентные наблюдения на мачтах можно разделить на два
вида:
а) сетевые наблюдения, проводимые регулярно по единой мето
дике. В настоящее время у нас в СССР на телевизионных |
мачтах |
проводятся синхронные измерения на пяти-шести уровнях, |
начиная |
от земной поверхности, за температурой и влажностью |
воздуха, |
скоростью, направлением и структурой ветра, интенсивностью голо- ледно-изморозевых отложений и высотой нижней облачности. Располо жение приборов на одной из таких мачт дано на рис.1;
д _ jnecma устанойки tfi2 (самописец (етпра) ,
О - м е с та ycmattoSku |
М -Z 5 (анемометр контакт^ |
П - м е с та устано&ки |
т е р л о м о т р о ё сопро |
|
тивления ). |
Схемя размещения приборов на телевизионной мачте
б) специальные, эпизодические исследования по индивидуаль ной программе.
9
Недостатком метода является относительно малая высота измере |
|
|||||
ний. Большинство мачт, используемых для метеорологических |
наб |
|
||||
людений, имеют высоту 200-300 м, и только на нескольких |
|
башнях |
|
|||
верхний уровень установки приборов достигает 450-500 м. |
|
Высота |
|
|||
башен в дальнейшем могут несколько увеличиваться, но мало вероят |
|
|||||
но, чтобы они были выше 900 м. Поэтому даже самые высокие сооруже |
|
|||||
ния смогут охватить только менее половины интересующего«нас- |
слоя |
|
||||
В 3 км» |
|
|
|
|
|
|
2, |
Свободные шары-зошш. Резиновые шары или оболочки |
из |
||||
синтетических материалов, наполненные водородом или гелием, пред |
|
|||||
ставляет недорогую систему, способную поднять почти любой прибор. |
|
|||||
Для исследования нижнего 1,5-кы слоя можно рекомендовать мед |
|
|||||
ленные подъемы шара и с помощью несколько модернизированных радио- |
|
|||||
зондовнх датчиков получить относительно детальные профили темпера |
|
|||||
туры и влажности воздуха. Если |
вертикальная скорость |
|
обычного |
|
||
радиозонда составляет 300-350 м/мин, то шары с замедленным подъе |
|
|||||
мом имеют вертикальную скорость 100-120 м/мия. При медленных подъе |
|
|||||
мах возникает два источника ошибок в зондировании;поскольку |
зон |
|
||||
дирование не является строго вертикальным, то полученные |
данные |
|
||||
могут относиться к горизонтальным разностям до 10 км в зависимости |
|
|||||
от скорости ветра. Эти разности могут быть большими в |
определен |
|
||||
ных условиях |
(город, сельская местность, при бризе "море-суша"). |
|
||||
Второй источник ошибок - наличие мощных вертикальных |
движений, |
|
||||
наблюдаемых в районах с интенсивной конвекцией или в неоднородной |
|
|||||
местности. Однако эти осложнения встречаются не очень часто,и по |
|
|||||
этому шаря с медленным подъемом являются наиболее доступным |
и |
|
||||
дешевым методом зондирования. |
|
|
|
|
|
|
Применение радиолокаторов дЛй наблюдений, за радиозондом |
по |
|
||||
зволяет подучать информацию о распределении на разных |
|
уровнях |
|
|||
скорости и направления ветра. |
|
|
|
|
|
|
Если в первые периода развития температурно-ветрового радио |
|
|||||
зондирования измерения угловых координат радиолокаторами |
|
были |
|
|||
грубыми, то в последних моделях радиолокаторов точности этих |
из |
|
||||
мерений уже приближаются к точности оптических теодолитов,и измере |
|
|||||
ния ветра становятся близкими к данным базисных шаро-пилотных наб |
|
|||||
людений. |
|
|
|
|
|
|
В настоящее время шары-зонда используются для подъема актино |
|
|||||
метрических датчиков, озоно-зондов, зондов,регистрирующих элемен |
|
|||||
ты атмосферного электричества, |
и других метеоэлементов. |
Шар-зонд |
|
может сам являться датчиком, когда регистрируется реакция подни мающего шара с помощью перегрузочных приборов на атмосферные поры вы, но в большинстве случаев этот метод является только средством подъема того или другого прибора.
10
3.Привязные аэростаты и шары» Привязные аэростаты и привяз
ные баллоны разной кубатуры как средство подъема аэрологических
приборов начали применяться сравнительно давно. |
|
Исходя из некоторых специфических особенностей этого |
вида |
зондирования, его можно разделить на две группы: |
|
а) зондирование на привязных аэростатах и шарах большой куба |
|
туры (объемом от 60 м3 и больше); |
|
б) зондирование на привязных аэростатах и шарах малой |
куба |
туры. |
|
При подъемах аэростатов большой кубатуры требуется специаль но оборудованная стационарная площадка, автолебедка, относительно большое количество обслуживающего персонала (не менее 5-6 чел.), водородохранилшце и пр. Зондирование на малообъемных аэростатах отличается большей простотой и может быть выполнено в полевых ус
ловиях; но оболочки таких аэростатов менее устойчивы в воздухе |
и |
при скоростях ветра больше 10-12 м/сек их трудно поднимать, в |
то |
время как устойчивость аэростатов большего объеш* возрастает |
с |
ростом скорости ветра. Подвязные шары хотя и просты в эксплуата
ции, их можно использовать |
только при скоростях ветра |
не |
более |
2-3 ы/сек в исследуемом слое. |
|
|
|
За последние годы все |
большее распространение |
приобретают |
малообъемные привязные аэростаты. Изготовление этих оболочек ста до возможным с появлением достаточно легких и прочных синтетиче ских материалов с малой газопроницаемостью (типа полиэтилена или лавсана) и весом около 30 г/* . Следует отметить, что оболочки большого объема ранее изготовлялись из прорезиненного перкаля,вес которого составляет 180-220 г/м2 .
Уменьшение подъемной силы ыалообъемяых аэростатов вызвало не обходимость разработки специальных облегченных метеорографов, как с механической регистрацией, так и электрометеорографов с пере дачей показаний его датчиков по радио или по специальному кабелю, который одновременно является и тросом (проволочный зонд). Напри
мер, в США используются подъемы проволочных зондов, показания кото рых передаются по проводам на землю. Подъем производится на двух оболочках, сделанных из синтетических пленок, объемом по 3 м3 каж дая. Легкий трос служит одновременно и кабелем, по которому пере даются показания датчиков на землю.
У нас в СССР хорошо зарекомендовали себя привязные аэростаты типа МАЗ-I объёмом 120 м2оо стабилизаторами в виде отсеков,напол
ненных воздушным потоком. Аэростаты |
с жесткими стабилизаторами |
||
менее устойчивы в воздухе, |
особенно |
при |
ветрах более 10 м/сек. |
К недостаткам метода нужно отнести |
большую зависимость от |
||
условий погода, ограничение |
районов, где разрешается производ |
II
ство подъемов, относительная дороговизна подъемов. |
|
|
4, |
Самолетные методы.Самолет можно использовать как своег |
|
рода поднимающуюся платформу для размещения измерительных прибо |
||
ров, и с другой стороны, самолет в полете увлекается |
воздушным |
|
потоком и при |
этом является измерительным прибором. |
Поскольку |
стоимость эксплуатации самолета весьма высока, то обычно его при исследовании атмосферы используют и как поднимающуюся платформу,
и как датчик. |
|
Для изучения пограничного слоя обычно применяются |
двух- |
четырехместные легкомоторные самолеты со скоростями |
100- |
200 км/час [1,2,31. Этот вид авиации является хорошим датчиком |
|
при исследованиях атмосферной турбулентности. |
|
Метод использования реакции самолета на атмосферные |
|
порывы (регистрация перегрузок самолета) |
|
Самолет, попадая в зону развитой турбулентности, |
начинает |
испытывать изменение перегрузки (болтанку). Величина перегрузок |
|
самолета измеряется специальными приборами - акселелографамь - |
механическими или более чувствительными-пьезоэлектрическими. Перегрузки, испытываемые самолетом в полете, будут зависеть
от типа самолета и режима полета. Для того, чтобы судить по пере
грузкам самолета об |
истинных величинах скорости |
турбулентных |
||
порывов, |
находят зависимости, связывающие эти две |
величины |
в |
|
виде так |
называемых |
передаточных функций. Следует |
заметить, |
что |
система |
"самолет-акселерометр" будет |
реагировать заметной пере |
грузкой |
лишь на порывы определенного |
диапазона частот. |
|
Допплеровский метод |
|
|
Используется для измерения абсолютной и относительной |
ско |
||
рости |
самолета. Самолетные допплеровские станции излучают |
коле |
|
бания |
узким направленным лучом в сторону земли и по |
изменению |
частоты отраженного сигналя определяют скорость перемещения само лета относительно земли. В настоящее время применяются много канальные допплеровские измерители скорости и сноса, где автома
тически вычисляется скорость самолета и угол сноса. Их |
описание |
|
и устройство приведены в работе [4]. К сожалению, |
большой вес и |
|
значительные габариты аппаратуры не дают возможности ее |
исполь |
|
зования в легкомоторной авиации. |
|
|
Далее приведем основные методы исследования |
пограничного |
|
слоя с помощью самолета, используемого как платформа для |
подъе |
|
ма метеорологической аппаратуры. |
|
|
12